Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тренинг подготовки к взрослой жизни





Гаяна БУБНОВА

педагог-психолог,

детский дом № 5, Москва

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДРОСТОК

Рабочая тетрадь

ФИО ______________________________

____________________________________

2011/2012 год

ТЕМА 1: «Первое знакомство с самостоятельностью

И с собой»

Самостоятельность:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью к взрослому и контроля с его стороны;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

Внутренние ресурсы —это внутренние силы, восстанавливаемая энергия человека, помогающие справляться с жизненными трудностями, стрессом. Внутренние ресурсы есть у каждого человека. Просто у некоторых нет к ним доступа. В стрессовой ситуации внутренние ресурсы помогают человеку справиться с трудностями быстрее и легче.

Сознание человека —это часть человеческого Я, форма отражения объективной действительности (память, желания, знания, чувства, ощущения, то, что открывается человеку в процессе самонаблюдения). Сознание человека выражается в его мыслях. Оно не объективно, а зависит от воли и желания человека, оно воспринимает окружающее исходя из предыдущего жизненного опыта.

Бессознательное —часть человеческого Я, также форма отражения объективной действительности, недоступная для осознания (забытые воспоминания и чувства, неосознаваемые чувства, ощущения и желания). Проявляется в интуиции, необъяснимых поступках, всплесках чувств, импульсивном самовыражении, творчестве (рисунок, стихи, книги, сказки).

Упражнение «Перевоплощение»

Инструкция. Я — сумка.

Подумайте пожалуйста, если бы вы были… предположим, сумкой! То какой сумкой вы были бы? (Маленькая сумочка, рюкзак, дипломат, авоська, барсетка, кейс, чемодан, клатч или что-то другое)

_________________________________________________________

 

— Если бы вы были сумкой, то какого вы были бы цвета? (Одноцветная, разноцветная, с рисунком или что-то другое.)

__________________________________________________________________________________________________________________

 

— Как бы вы выглядели? (С заклепками, классическая, в стиле модерн, походная, с блестками, со стразами, строгая, яркая, элегантная или что-то другое.)

__________________________________________________________________________________________________________________

 

— Чем бы вы отличались от других сумок? (Качеством, размером, функциональностью, фактурой — мягкая, гладкая, пушистая, ценой, ценной кожей или мехом, эксклюзивностью модели или что-то другое)

__________________________________________________________________________________________________________________

 

— Чем вы лучше других сумок?

__________________________________________________________________________________________________________________

 

— Какие у вас как у сумки достоинства? (Красивая, удобная, непромокаемая, износостойкая, модная, стильная, приятная на ощупь или что-то другое.)

__________________________________________________________________________________________________________________

 

 

— Насколько то описание сумки, которое у тебя получилось, похоже на тебя самого? Чем?

__________________________________________________________________________________________________________________

 


ТЕМА 2: «Чего я хочу в будущем?»

Упражнение: «Мое будущее»

Для того чтобы достичь желаемых целей, нужно четко определить, чего мы хотим добиться, четко обозначить наши цели.

 

Инструкция. На каждом листочке вам нужно нарисовать те ощущения, которые бы вы хотели получать от будущей учебы, дружбы, отношений с молодым человеком или девушкой, от работы и так, глобально, от своей жизни. Главная ваша задача, чтобы ваш рисунок был абстрактным. Возможно, он будет понятен только вам: что обозначает та или иная линия, тот или иной цвет. Это условие очень важно для получения наибольшего результата.

А теперь пропиши, какие ощущения ты хотел бы получать от будущей учебы? От жизни? От дружбы? От отношений?

 

Учеба

__________________________________________________________________________________________________________________

 

Жизнь

__________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дружба

__________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Отношения, любовь

__________________________________________________________________________________________________________________

 

ПОДСКАЗКА. Состояния, чувства, ощущения:


Адреналин

Активность

Безбашенность

Безопасность

Безраздельность

Бесконечность

Благополучие

Близость

Борьба

Бурление

Быстротечность

Важность

Вдохновленность

Вера

Вера в себя

Верность

Веселость

Весомость

Вечность

Взаимодействие

Взаимопонимание

Власть

Влюбленность

Внимание

Внимательность

Внимательность

Вожделение

Возбужденность

Возвышенность,

Возможность

Возрожденность

Волнение

Всемогущество

Высказанность

Гармоничность

Героизм

Гибкость

Гордость

Демократичность

Демонстративность

Детскость

Доброжелательность

Доверие

Доверчивость

Дороговизна

Достижение

Достоинство

Дружелюбие

Единенияе

Единство

Естественность

Жажда

Желание

Женственность

Жизнерадостность

Забота

Задор

Задумчивость

Заинтересованность

Защищенность

Значимость

Изменение

Изумление

Импульсивность

Индивидуальность

Инициативность

Интенсивность

Интуиция

Иррациональность

Исключительность

Искренность

Истома

Катарсис

Кокетливость

Комфорт

Контакт

Контроль

Критичность

Кротость

Ласка

Легкость

Ликование

Лояльносте

Любовь

Любознательность

Любопытство

Мечтательность

Мужественность

Мягкость

Надежда

Надежность

Наполненность

Насыщенность

Невесомость

Нега

Неделимость

Нежность

Независимость

Незыблемость

Неконтролируемость

Необычность

Непредсказуемость

Непринужденность

Нереальность

Нирвана

Новизна

Нужность

Обладание

Обычность

Обязательность

Одобрение

Одухотворение

Одухотворенность

Ожидания,

Озарения,

Окрыленность

Оптимистичность

Освобождение

Особенность

Ответственность

Открытость

Оцененность

Покинутость

Покорность

Полезность

Полет

Понимание

Потрясенность

Превосходство

Преданность

Предвкушение

Привлекательность

Признание

Принятие

Приподнятость

Присоединение

Притягательность

Притяжение

Причастность

Просветление

Просвещенность

Прощение

Пылкость

Радость

Разнообразие

Расслабленность

Рвение

Решительность

Родственность

Рождение

Романтичность

Рост

Самодостаточность

Самореализация

Самостоятельность

Самоценность

Свобода

Святость

Сексуальность

Сексуальность

Семейность

Серьезность

Сила

Симпатия

Скромность

Случайность

Смелость

Смешинка

Смущение

Совершенство

Совестливость

Согласованность

Содействие

Сопереживание

Соперничество

Сосредоточенность

Соучастие

Сплоченность

Спокойствие

Способности

Справедливость

Стабильность

Стихийность

Стойкость

Страсть

Счастье

Творчество

Тепло

Терпеливость

Уважение

Увлеченность

Удивление

Удобство

Удовлетворение

Удовольствие

Умиление

Умиротворение

Упорство

Управление

Успешность

Усталость

Устойчивость

Уступчивость

Участие

Уют

Храбрость

Хрупкость

Целеустремленность

Ценность,

Чадолюбие

Честность

Честолюбие

Чувственность

Чувствительность

Чуткость

Щедрость

Эмоциональность

Эмпатия

Энергия

Эротичность

Яркость

Ясность


Упражнение «Солнышко»

 

— МОИ КАЧЕСТВА (написать на лучиках):

 

Какие качества из тех, которые вы написали, могли бы вам помочь в будущей самостоятельной жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Что интересного вы узнали о себе или о других на сегодняшнем занятии? Возможно, что-то поняли или получили удовольствие, или возникли какие-либо другие ощущения?

____________________________________________________________________________________________________________________


ТЕМА 5: «Трудовой кодекс»

Когда человека берут на работу, с ним заключают трудовой договор (образец показать). Он заключается с теми, кому уже исполнилось 16 лет.

Работодатель не имеет права необоснованно отказать работнику в заключении трудового договора, а также запрещается дискриминация (например прямое или косвенное ограничение прав) в зависимости от пола, национальности, места жительства и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (например, беременности).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Документы, необходимые при приеме на работу:

— паспорт;

— трудовая книжка (если еще ни разу не работал, то она оформляется на месте работы);

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

— справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования;

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (оформляется на первом месте работы).

Другие документы и информацию требовать запрещается.

Дисциплина труда и трудовой распорядок

Работник обязан соблюдать дисциплину и трудовой распорядок, в противном случае это может повлечь за собой увольнение.

Ученический договор

В случае когда для начала работы требуется предварительное обучение, все это, включая оплату в процессе обучения, должно быть прописано в договоре. Причем ученический договор является дополнительным.


ТЕМА 6: «Что нужно для самостоятельности»

 

Каких ощущений, качеств или состояний вам не хватает для успешной самостоятельной жизни?

____________________________________________________

Упражнение «Рисунок мандалы»

(Нарисовать свое состояние после выполнения упражнения «Ресурсная релаксация».)

Напишите, какие ощущения вы испытывали, выполняя предыдущее упражнение.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

Упражнение «Линия жизни»

1. На листе нужно нарисовать линию, определить ее как линию жизни. Отметить точки настоящего, рождения и будущего.

2. Опиши линию (ширина, края, цвет, материал).

3. Теперь раздели часть линии от рождения до настоящего на значимые для тебя жизненные периоды и назови каждый период. Его могут начинать и заканчивать какие-либо события, ситуации. Ели это так, то пропиши и их.

Какой из этих периодов для тебя является приятным/неприятным?

Если бы у каждого периода был свой образ, картинка, то какие бы они были?

4. Теперь отметь на линии жизни «в будущем» основные значимые события, которые ты бы хотел, чтобы произошли.

5. Посмотри попристальней на свою линию жизни, какая она у тебя получилась? Нравится ли тебе она?

6. Раскрась ее так, чтобы она тебе безумно нравилась, вызывала приятные чувства, чтобы хотелось на нее смотреть и смотреть.

ЧАСТЬ I

ИГРА «Лабиринт»

1. Опишите, пожалуйста, насколько вы сейчас профессионально реализованы? Какие знания, достижения, навыки, качества у вас уже есть, которые вам помогут в профессии?

Знания:  
Достижения:  
Навыки:  
Качества характера:  

 

 

2. Какие существуют этапы вашего профессионального становления (учеба: школа колледж, институт, курсы повышения квалификации, работа, работа с более высоким заработком, максимум возможной реализации вашей карьеры) и в чем они состоят?

 

1 этап —
2 этап —
3 этап —
4 этап —
5 этап —
6 этап —
7 этап —
8 этап —
9 этап —
10 этап —

 

3. Оцените, пожалуйста, каждый этап в диаграмме, сколько вы вложили усердия, успеха, знаний, умений в каждый этап?

4. С какими трудностями вы столкнетесь в процессе достижения профессионального успеха:

 
 

(недостаток каких-либо качеств или наличие каких-либо качеств, которые будут этому мешать)

 
 

5. Какие ощущения, состояние могли бы помочь справиться с этими трудностями? Нарисуйте их (рисунок в круге)

 
 

6. Ощущали ли вы когда-нибудь в своей жизни то же самое? Знакомы ли вам эти ощущения?

Если да, то когда, в какой ситуации вы ощущали то же самое?

 
 

7. Что вы чувствуете, ощущаете, вспомнив эти ситуации?

 
 

Часть II

8. Представьте, что вы сейчас находитесь на каком-то этапе вашего профессионального успеха. Нарисуйте, пожалуйста, себя и свое окружение в это время (возможные варианты окружения: дом, семья, работа, предметы быта и т.д.)

9. Почувствуйте, что вы в это время испытываете (на этом этапе успеха)?

 
 

 

10. Какие изменения в вашем состоянии произошли, когда вы стали профессионально успешны (что у вас появилось, чего раньше не было)?

 
 

 

11. Теперь вы — успешный человек и с высоты своего опыта и возраста можете что-нибудь важное посоветовать себе в прошлом, тому человеку, который еще учится. Напишите себе прошлому письмо.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Опишите, пожалуйста, несколько самых главных полезных вещей, который вы получили на тренинге за эти дни.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

 

Список литературы

Гордеев М.Н. Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд.— М. Изд-во Института психотерапии, 2005.

Гордеев М.Н., Гордеева Е.Г. НЛП в психотерапии. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

Прилепин З. Российское законодательство: Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2011.

Волженина Т.С. Советы родителям всех возрастов. // ВИНОГРАД: Православный журнал для родителей. — № 5 (37), 2010.

Гаяна БУБНОВА

педагог-психолог,

детский дом № 5, Москва

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДРОСТОК

Тренинг подготовки к взрослой жизни

 

Одним из основных новообразований подросткового возраста является развитие самостоятельности. Благодаря ей подросток переходит в пору молодости, ответственно подходя к своей будущей профессии и получению образования, а также к выбору самой профессии. Однако в реальной жизни не все подростки становятся самостоятельными, поэтому у многих из них позже появляются сложности с правильным выбором специальности. К 4-му или 5-му курсу обучения в вузе некоторые молодые люди уже точно начинают понимать, что по той специальности, которую они получают в данный момент, они работать не будут. И в итоге молодому специалисту приходится либо получать дополнительное высшее образование; либо добывать профессиональные знания в процессе работы и некоторое время терпеть их недостаток и иметь более низкий заработок; либо идти против себя и работать на неинтересной работе.

Как уже говорилось, все это происходит из-за недостаточной самостоятельности при выборе профессии в подростковом возрасте. У детей-сирот ко всему этому добавляется еще один немаловажный фактор, делающий вопрос отсутствия самостоятельности еще более острым: в 18 лет они выходят из детского дома и сразу же попадают во взрослую жизнь, где нужно оплачивать счета за квартиру, рассчитывать свой бюджет, покупать мебель, бытовую технику и пр. (квартиру они получают без мебели, с косметическим ремонтом и электрической плитой). У детей, растущих в семье, дела обстоят проще, так как у них переход к взрослой жизни происходит более гладко и постепенно.

Существуют факторы, осложняющие развитие самостоятельности в подростковом периоде. У детей-сирот осложняющим фактором является либо полное отсутствие родителей, либо наличие родителя, не осуществляющего поддержку подростка. Трудности в жизнь воспитанников вносит сама структура детского дома, где находится ребенок-сирота или ребенок, родители которого ограничены в родительских правах. В детском доме примерно на 12 детей приходятся две ночные и две дневные воспитательницы и нянечка, меняющиеся между собой. Им бывает проще сделать что-то за детей, чем дать ребенку сделать что-то самому. У детей, конечно, есть дежурства и вечерняя общественно-полезная работа. Но все равно они привыкают, что взрослые все делают за них, что взрослые за них беспокоятся, что за все, что происходит вокруг, ответственен кто-то другой. Это может быть несделанная домашняя работа по школьному предмету, плохое поведение или неуважительное отношение к взрослым. Всегда находится причина, почему виноват кто-то другой.

У детей-сирот в связи с тяжелыми отношениями с родственниками либо с полным их отсутствием или в связи с травмой, пережитой вследствие попадания в детский дом, осложняется течение подросткового кризиса. Часто это выражается в асоциальном поведении, появлении зависимостей, вранье, агрессивном поведении, воровстве, ябедничестве, убегании, неуважительном отношении к взрослым, обидчивости и злопамятности, нарушении познавательной деятельности (памяти, произвольности, внимания, мышления).

Все это — способы психики компенсировать травматические переживания, недостаток любви и внимания, доверительного общения с взрослым и наличие чувства неполноценности, ненужности, покинутости. На то, чтобы компенсировать многочисленные внутренние конфликты и проблемные моменты, уходят все силы и энергия. Тем более что в подростковый период добавляется еще и физиологическая нестабильность.

У детей, воспитывающихся в семье, осложнения в развитии самостоятельности возникают вследствие психологической травматизации или гиперопекающего либо контролирующего стиля воспитания. При гиперопекающем стиле воспитания родителю свойственно излишнее беспокойство за ребенка и чрезмерная забота о нем. Зачастую забота о ребенке заменяет ласку и проявление нежности по отношению к нему. Также часто из-за излишней заботы и беспокойства родитель может лишать ребенка возможности что-либо делать самому (убирать за собой, готовить, стирать, принимать жизненно важные решения).

Самостоятельность развивается у ребенка с малых лет, еще с года, когда ребенок впервые начинает САМ ходить, потом САМ выполнять какие-то дела (убирать свои игрушки, пробовать мыть посуду, готовить, стирать, играть, выбирать себе одежду, принимать решение, будет ли он сейчас есть или нет и т.д.) У ребенка гиперопекающего родителя вследствие отсутствия практики проявления самостоятельности этот навык и потребность что-нибудь сделать самому атрофируется.

При контролирующем стиле воспитания родитель старается воспитать навык бытовой и социальной самодостаточности путем диктата и давления. Навык закрепить удается, но он не становится произвольным. Это происходит из-за того, что выработка навыка самостоятельности происходит под давлением взрослого. Проявления самостоятельности и самодостаточности не вызывают в ребенке удовлетворения собой, сделанным делом, удовольствия и не подкрепляются похвалой взрослого. Контролирующему родителю похвала дается с трудом. Контролирующий родитель мало эмоционален в проявлении ласки и хорошего отношения к ребенку, не склонен к похвалам и восхищению достижениями ребенка, что немаловажно для воспитания произвольной бытовой самостоятельности.

Вследствие травматизации происходит декомпенсация психического состояния ребенка. Ребенок может стать неуравновешенным, агрессивным, капризным, замкнутым, боязливым, настороженным, тревожным, невнимательным и пр. У ребенка меняется поведение, меняются интересы, компания, настроение, даже умственные способности! Также возможны изменения физиологического характера: гормональные нарушения, метаболические, вегетативные, соматические заболевания, нарушения сна… При травматизации ребенка возможно возникновение возрастной регрессии, что делает его менее самостоятельным, чем он был до этого. При повышении тревожности у ребенка пресекается сама потребность в самостоятельности из-за страха сделать что-то не так, страха новых, незнакомых ситуаций.

При агрессивности якобы самостоятельность ребенка не социализирована и не адаптирована под общество и, по сути, является деструктивной для самого ребенка, хотя он может с полной уверенностью рассуждать на тему собственной самодостаточности. При неуравновешенности процесс становления самостоятельности осложняется нестабильностью эмоциональных реакций, импульсивных стремлений, желаний, изменчивостью и конформностью мнения.

Таким образом, еще раз отметим, что проблема недостатка самостоятельности актуальна и для детей, которые растут в семье, и для воспитанников детского дома.

В целях развития способности подростка к будущей к самостоятельной жизни и был разработан наш тренинг «Подготовка к самостоятельной жизни». В помощь тренеру и для упрощения процесса восприятия подростками психотерапевтических упражнений нами была подготовлена рабочая тетрадь. Она служит также вспомогательным инструментом психотерапевтического воздействия.

 

Тренинг состоит из 9 занятий и 8 тем:

Тема 1: «Первое знакомство с самостоятельностью и с собой».

Тема 2: «Чего я хочу в будущем».

Тема 3: «Что для меня моя жизнь?».

Тема 4: «Что я из себя представляю?».

Тема 5: «Трудовой кодекс».

Тема 6: «Что нужно для самостоятельности».

Тема 7: «Жизненная реализация».

Тема 8: «Профессиональная успешность» (состоит из двух частей).

 

О ПРОВЕДЕНИИ РЕСУРСНОЙ РЕЛАКСАЦИИ (в занятии по теме 6)

1. Существует несколько важных моментов проведения упражнения «Ресурсная релаксация»:

● Запрос для сессии должен формулироваться в контексте приобретения чего-либо, а не отказа от какого-либо недостатка, неприятного состояния. Нельзя хотеть, чтобы чего-то не было, можно только хотеть, чтобы что-то было.

● Текст введения в состояние ресурсной релаксации и внушения нужно произносить ритмично и медленно, согласуясь с ритмом музыки и дыханием, выделяя интонацией и силой голоса наиболее значимые слова или фразы. В каждом предложении может быть до нескольких остановок дыхания в тех местах, на которые более всего нужно обратить внимание подсознательного. Например: «Вы можете оглядеться… увидеть каждую деталь пейзажа… открывающегося перед вашими глазами...»

● В конце фразы можно ставить глагол, отглагольное существительное или причастие, которое требуется для мобилизующего и побуждающего эффекта. Это построение фразы стимулирует бессознательное ребенка, подталкивая его к требуемому действию, изменению. Например: «И вы можете начинать двигаться... к цели, которую осознаете... и когда вы будете готовы изменяться... вы сможете это сделать».

2. После введения в состояние ресурсной релаксации идет психотерапевтическое внушение с помощью метафор, сравнений. Примеры психотерапевтических внушений, метафор и сравнений в зависимости от запроса приводим ниже.

Подчеркнуты внушения на поиск ресурса, обращаем внимание на лечебные образы, ощущения: «Обратите внимание… на малейшие детали пейзажа этого приятного уголка природы... найдите… то, что больше всего вас в нем привлекает... Вступите в контакт... с этой деталью пейзажа... Возможно, вам захочется… с ней поговоритьили почувствовать… себя ею…Это может быть ветвистое лесное дерево... такое толстоеи основательное… что, когда чувствуешь себя этим деревом, то тебя начинает переполнять чувство уверенности, сила духа и умиротворенность».

Подчеркнуты метафоры внушений на приобретение гибкости и жизнеустойчивости:

«Или, если это трава на лугу...то, лежа на ней…. или представляя себя ею, можно испытать ощущение… своей гибкости... наполненности жизненными соками... как сочная зеленая трава, которая наполнена земными богатствами... переливающимися в нее вместе с водой… Они питают… траву, дают ей расти… быть зеленой и сочной… Дают траве энергию… наполняя силой и стойкостью… Если налетит сильный ураган, который рушит дома… и вырывает деревья с корнем, трава может… согнуться и разогнуться обратно… И благодаря своей гибкости трава может справиться… с любыми испытаниями… и трудностями,которые… иногда преподносит природа…»

Так как заранее невозможно определить, с каким запросом дети войдут в состояние ресурсной релаксации, то тренеру надо будет на ходу включить свою фантазию и придумать собственные метафоры и внушения. Я расскажу о некоторых моментах, которые помогут каждому придумать для упражнения свой текст.

 

3. Когда человек находится в состоянии ресурсной релаксации, он взаимодействует со своим бессознательным, у которого и черпает ресурс. Психолог же своим внушением подсказывает бессознательному человека, какой именно ресурс нужен. Поэтому фактически получается, что в состоянии ресурсной релаксации психолог взаимодействует с бессознательным клиента.

 

а) Бессознательное любого человека очень конкретно воспринимает все слова, сказанные психологом. Поэтому формулировать как запрос, так и текст внушения следует очень просто и понятно, как для ребенка, и без длинных сложных слов.

 

б) Бессознательное не воспринимает в предложениях частичку «НЕ», поэтому слова «НЕ бояться», «НЕ лениться» будут восприниматься как внушения «БОЯТЬСЯ» и «ЛЕНИТЬСЯ».

 

в) В тексте для введения в состояние ресурсной релаксации можно предлагать конкретные ресурсные уголки природы, а можно давать бессознательному человека самому выбрать, что для него лучше.

 

г) Одно из условий введения в состояние ресурсной релаксации — это то, что в приятном месте не должно быть никаких людей. В состоянии ресурсной релаксации, когда прорабатываются какие-либо проблемы человека, могут находиться люди, их даже специально можно вызывать. Но в нашем случае нахождение людей в ресурсном месте может навести клиента на неприятные и, возможно, даже травмирующие воспоминания, переживания.

 

д) Для того чтобы состояние ресурсной релаксации было более глубоким (как сон), а следовательно и более результативным, можно использовать внушение на «углубление», «расслабление», «глубину», «ныряние», «отдаление от реальности», «уход внутрь себя», «далеко» и пр.

 

е) Для более полного ощущения клиентом себя в ресурсном месте важно постоянно обращать его внимание на визуальные образы, звуки, шумы, тактильные ощущения, на чувства. Это позволяет наиболее полно все ощущать и воспринимать. Тем более что тактильный и чувственные опыт человек запоминает лучше и на более длительное время.

 

4. Перед тем как выводить из состояния ресурсной релаксации, нужно «заякорить» полученные состояния, умения, ощущения, ресурсы. Для этого участникам внушается, что эти умения и ощущения остаются с ними, что они становятся неотрывными от их личности, что они теперь в обычной жизни всегда смогут вспоминать эти ощущения, пользоваться полученными умениями и т.д. После этого уже можно постепенно возвращать человека в реальность описанием окружающего его пространства, обращая его внимание не внутрь себя, как при внушении, а на то, что происходит вокруг.

5. После выхода из состояния ресурсной релаксации участникам нужно нарисовать рисунок-мандалу своего состояния в данный момент. Рисунок выполняется также пастелью на квадратном листе бумаги и кругом внутри него. Далее происходит обсуждение состояния, ощущений, которые получили в трансе с опорой на похожие ощущения в личном опыте детей и связанные с ним воспоминаниями.

 

 

Рабочая тетрадь

ФИО ______________________________

____________________________________

2011/2012 год

ТЕМА 1: «Первое знакомство с самостоятельностью

И с собой»

Самостоятельность:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью к взрослому и контроля с его стороны;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

Внутренние ресурсы —это внутренние силы, восстанавливаемая энергия человека, помогающие справляться с жизненными трудностями, стрессом. Внутренние ресурсы есть у каждого человека. Просто у некоторых нет к ним доступа. В стрессовой ситуации внутренние ресурсы помогают человеку справиться с трудностями быстрее и легче.

Сознание человека —это часть человеческого Я, форма отражения объективной действительности (память, желания, знания, чувства, ощущения, то, что открывается человеку в процессе самонаблюдения). Сознание человека выражается в его мыслях. Оно не объективно, а зависит от воли и желания человека, оно воспринимает окружающее исходя из предыдущего жизненного опыта.

Бессознательное —часть человеческого Я, также форма отражения объективной действительности, недоступная для осознания (забытые воспоминания и чувства, неосознаваемые чувства, ощущения и желания). Проявляется в интуиции, необъяснимых поступках, всплесках чувств, импульсивном самовыражении, творчестве (рисунок, стихи, книги, сказки).

Упражнение «Перевоплощение»

Инструкция. Я — сумка.

Подумайте пожалуйста, если бы вы были… предположим, сумкой! То какой сумкой вы были бы? (Маленькая сумочка, рюкзак, дипломат, авоська, барсетка, кейс, чемодан, клатч или что-то другое)

_________________________________________________________

 

— Если бы вы были сумкой, то какого вы были бы цвета? (Одноцветная, разноцветная, с рисунком или что-то другое.)

__________________________________________________________________________________________________________________

 

— Как бы вы выглядели? (С заклепками, классическая, в стиле модерн, походная, с блестками, со стразами, строгая, яркая, элегантная или что-то другое.)

__________________________________________________________________________________________________________________

 

— Чем бы вы отличались от других сумок? (Качеством, размером, функциональностью, фактурой — мягкая, гладкая, пушистая, ценой, ценной кожей или мехом, эксклюзивностью модели или что-то другое)

__________________________________________________________________________________________________________________

 

— Чем вы лучше других сумок?

__________________________________________________________________________________________________________________

 

— Какие у вас как у сумки достоинства? (Красивая, удобная, непромокаемая, износостойкая, модная, стильная, приятная на ощупь или что-то другое.)

__________________________________________________________________________________________________________________

 

 

— Насколько то описание сумки, которое у тебя получилось, похоже на тебя самого? Чем?

__________________________________________________________________________________________________________________

 








Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.