Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы производства и факторный доход. Проблема ограниченности ресурсов в экономике. Альтернативная стоимость и проблема выбора.





Факторы производства и факторный доход. Проблема ограниченности ресурсов в экономике. Альтернативная стоимость и проблема выбора.

 

Факторы производства

- ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар – продукт, произведенный для обмена, продажи. Эти ресурсы есть объекты или элементы

экономической системы, оказывающие наибольшее влияние на возможность и эффективную результативность любого производства. К числу факторов производства относят труд,

капитал, природные факторы (включая землю и полезные ископаемые), информацию, энергию, предпринимательство, инфраструктуру.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства. Главными факторами производства являются земля (рента), труд (доход от

него – заработная плата), предпринимательские навыки (предпринимательская прибыль как результат) и капитал (проценты). Факторными доходами также могут выступать смешанные

типы прибыли, такие, как прибыль от личной трудовой деятельности и фермерства. Факторный доход связан с фактором, который был использован в производстве для получения

прибыли.

Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди,

их рабочая сила; к природным — земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным — средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс

производства невозможен.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые для

функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники) ресурсы.

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны. Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не

определяется как «ограниченность ресурсов». Последнее характеризует ситуацию, когда

ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. В любой стране хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток

рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.

«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития

общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.

Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить

круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как

восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого

потребуется 5—10 лет.

Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема

альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые

станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).

Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают проблему выбора: что и в каких количествах производить, как производить, какую использовать технику и

технологию (ресурсоемкую или ресурсосберегающую), для кого производить, на какие слои общества ориентироваться при создании продукции.

Всегда имеется несколько альтернатив использования ограниченных ресурсов. Выбор - это отданное предпочтение какой-либо альтернативе. Альтернативная стоимость (цена выбора) -

это упущенная выгода, т.е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Альтернативной стоимостью будет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов.

Проблема выбора иллюстрируется с помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей, которая предполагает полное, а для экономистов -

эффективное использование ресурсов. Используется существующая (доступная) технология, и поэтому каждая точка кривой означает максимальное производство данного товара при

указанных условиях (ограничениях). Причем кривая свидетельствует, что при увеличении какого-либо блага возрастают затраты на производство каждой последующей единицы

альтернативного блага. Это закон возрастающих альтернативных издержек (альтернативной стоимости), в основе которого лежит отсутствие абсолютной взаимозаменяемости

экономических ресурсов при использовании их. в различных отраслях производства.

Таким образом, проблема выбора означает, что в условиях ограниченности ресурсов для увеличения производства какого-либо одного продукта должны принести в жертву другой продукт

 

Конкурентный порядок. Виды конкуренции. Типы конкурентных рынков. Виды монополий.

Концепция конкурентного порядка По мнению немецкого экономиста Вальтера Ойкена (1891–1950),

В рамках своей теории В. Ойкен разрабатывает концепцию конкурентного порядка. Под конкурентным порядком он подразумевает форму менового (рыночного) хозяйства, при которой условия конкуренции активно создаются и поддерживаются государством, с тем, чтобы достичь максимально возможной степени интенсивности конкуренции и одновременно исключить все факторы, которые могут оказать искажающее воздействие на конкурентные условия.

Таким образом, конкурентный порядок в понимании Ойкена является сформированным хозяйственным порядком. Он отмечает, что конкуренция результатов может проложить себе путь только тогда, когда государство и общество воспрепятствуют всем другим видам конкуренции подобно тому, как уголовное право и культура человеческих отношений должны исключить ведение конкуренции по принципу физического уничтожения.

В. Ойкен выделяет следующие конституирующие (определяющие) принципы конкурентного порядка:

– неприкосновенность частной собственности

– стабильность денежного обращения и национальной валюты;

– открытые рынки;

– свобода всех сделок и договоров, кроме тех, которые имеют своей целью ограничение конкуренции;

– возложение материальной ответственности на тех, кто не отвечает за действия хозяйственных единиц (т.е. недопущение фиктивных компаний);

– постоянство экономической политики.

Следует отметить, что представители ордолиберального направления представляли институциональное регулирование (создание конкурентного хозяйственного порядка) наилучшим антициклическим средством. Поэтому они критиковали кейнсианцев, считавших необходимой гибкую фискальную и кредитно-денежную антициклическую политику и настаивали на необходимости постоянства экономической политики.

Таким образом, конституирующие принципы конкурентного порядка нацеливают политику на воспрепятствование тем факторам, которые могут вести к возникновению форм рынка, не совместимых с конкуренцией (частичной или полной монополии). Кроме того, политика государства должна ориентироваться и на регулирующие принципы конкурентного порядка. Регулирующие принципы, согласно ордолиберализму, должны сводиться к компенсации определенных недостатков экономической системы, возникающих даже при полностью реализованном конкурентном порядке (например, внешние эффекты, аномалии предложения, проблема бедности).

Экономический идеал Ойкена – свободное рыночное хозяйство, основными принципами которого являются: свобода личности и свобода предпринимательства. Иными словами, развитое товарно-денежное хозяйство при отсутствии монополий. Роль государства в такой экономике сводится к осуществлению контроля над соблюдением того, чтобы все члены общества строили свою хозяйственную деятельность по существующим правилам и законам. Это положение проиллюстрировал блестящей аналогией В.Репке, сравнивший государство с опытным футбольным судьей, который следит за соблюдением правил игры, но сам не играет.

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Выделяют следующие функции конкуренции:

· выявление или установление рыночной стоимости товара;

· выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

· регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.

Типы конкурентных рынков

В экономической теории различают четыре типа конкурентных рынков. Знание различий между ними имеет важное практическое значение: тип рынка подсказывает стратегию поведения на нем.
1. Рынок чистой конкуренции (или иначе — совершенной конкуренции). В отличие от остальных типов рынков он в действительности никогда не встречается в чистом виде: это абстрактная модель, к которой реальная ситуация может быть более или менее приближена.
• Рынок чисти конкуренции предполагает выполнение трех условий (вообще говоря, невыполнимых).

Во-первых, на таком рынке отсутствуют входные и выходные барьеры. Иными стонами, ничто не мешает продавцу, обнаружившему, что условия для продажи его товара невыгодны, уйти с рынка и, мгновенно перебросив свои ресурсы на другой товар, вернуться на рынок с ним (или, иначе говоря, выйти на рынок другого товара).

На самом деде для входа на рынок любого товара необходимо обладать и кантатами, и специальными знаниями и навыками. Выход тоже бывает затруднен — сделанными капиталовложениями, взятыми обязательствами и т.п. Но «высота» барьера для разных товаров различна.

В обшем барьеры на конкретных рынках могут быть достаточно низкими, что приближает их к идеальной модели.

Во-вторых, на рынке чистой конкуренции предполагается качественная однородность одноименных товаров, т.е. названием товара все о нем и о его качестве уже сказано (бракованный товар просто не имеет права так именоваться).

На самом деле гак, разумеется, не бывает — любые две товарные единицы хоть в чем-то. да различны. Но не так уж редко массовый потребитель не склонен замечать качественные различия между товарами. Многие ли из нас, покупая, скажем, лук или картофель, разбираются в сортах? Готов ли массовый российский покупатель, особенно в сельской местности, в рабочих поселках, платить лишние деньги за водку более высокой степени очистки? А в условиях разрухи, всеобщей бедности, дефицита люди еще менее привередливы.

Третье условие — абсолютная информированность продавцов и покупателей о предложении и ценах на рынке данного товара в данный момент. В отличие от двух предыдущих, связанных с примитивными рынками, это условие в эпоху массовой компьютеризации становится все более реализуемым, хотя едва ли сможет быть реализовано полностью.

Если все эти условия будут соблюдены, то для всех продавцов на рынке устанавливается единая равновесная цена, на которую ни один из них влиять не в состоянии. Повышать качество здесь не имеет смысла: все равно покупатель больше не заплатит. Это относится и к качеству обслуживания. Невозможно также реализовать эффект «места у входа» (когда покупатель, только войдя на рынок и увидев нужный товар у продавца, может предположить, что больше ни у кого его нет или что цены у других продавцов такие же, и купить товар, заплатив на самом деле более высокую цену).

Фактически на таком рынке конкуренция отсутствует, хотя и возможно чье-то более быстрое обогащение благодаря низким индивидуальным издержкам (при одинаковой у всех цене) или случайным предпочтениям потребителей.
2. Рынок чистой монополии. На рынке имеется один поставщик товара. Монополист не связан средней ценой, он может назначать любую цену или выбрасывать на рынок любое количество товара, но делать то и другое одновременно он не может: при высокой цене общий спрос на товар сократится даже при отсутствии конкурентов. Цена при этом может быть как монопольно высокой, обеспечивающей сверхприбыли, так и заниженной в целях борьбы с конкурентами. Монополист диктует также качество товара, поскольку у потребителя нет выбора.

Существуют разные пути создания монополий:
• обладание ограниченным ресурсом (или патентом):
• вытеснение или поглощение конкурент»:
• образование монополистических объединений — картелей (соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства, распределении прибыли по определенному товару), синдикатов (в дополнение к функциям картеля — объединенное снабжение и сбыт при сохранении производственной самостоятельности), трестов {производственной самостоятельности, возможны как одноотраслевые, так и комбинированные тресты), концернов (многоотраслевые объединения, включающие производственную, банковскую, инфраструктурную деятельность при значительной производственной и даже коммерческой самостоятельности в рамках единой стратегии);
• официальное создание монополии, обычно государственной, применяется в отраслях так называемой естественной монополии, где конкуренция по каким-то причинам нежелательна.

Раз возникнув, монополия создает входные барьеры, мешаюшие проникновению на рынок новых конкурентов. Такими барьерами могут служить:
• законодательство, защищающее государственную монополию;
• патенты, права собственности на уникальный ресурс;
• экономия от масштаба, т.е. вытекающая из больших масштабов деятельности и недоступная конкурентам эффективность производства;
• политика низких или даже демпинговых цен (т.е. ниже себестоимости, лемпинг относится к числу методов недобросовестной конкуренции и преследуется государством, но фактически осуществляется сплошь и рядом);
• авторитет у потребителя благодаря завоевавшей известность торговой марке, рекламе п т.п.

Однако большинство барьеров нельзя считать непреодолимыми. Бороться с монополистом трудно, но при наличии определенных конкурентных преимуществ возможно (классический пример — фирма "Apple, сумевшая завоевать значительную долю рынка компьютеров в борьбе с монополией IBM).

 

Фирмы, которые не чувствуют достаточной силы для конкуренции с монополистом, должны избрать другую стратегию — найти на рынке такую нишу, на которую монополист не претендует и даже, возможно, заинтересован, чтобы в ней существовали мелкие производители.

Имеется ряд соображений в пользу поощряемой государственной монополии. В некоторых отраслях конкуренция означала бы дублирование затрат на дорогостоящее основное оборудование. Еще существеннее то, что некоторые отрасли настолько важны для общества в целом, что требуют централизованного управления (круг таких отраслей может то расширяться, особенно в чрезвычайных обстоятельствах, например во время войны, то сужаться).

Вместе с тем гораздо более важны соображения против монополии;
• большая свобода неновой стратегии для монополиста оборачивается ущемлением интересов потребителя;
• при отсутствии давления конкурентов ничто не мешает снижать качество продукции, это неизбежно приводит к застою (что хорошо известно по опыту советской государствленной экономики).

Эти соображения настолько важны, что в государствах с развитой рыночной экономикой обычно проводится специальная антимонопольная политика, включающая соответствующее законодательство (даже если при этом существует государственная монополия в каких-то отраслях: впрочем, и необходимость такой монополии сейчас нередко ставится под сомнение, особенно в США).

Разновидностью монополии является монопсония — ситуация, когда на рынке имеется одни крупный покупатель, диктующий цены и качество множеству мелких продавцов. Таким покупателем могут быть, например, мощная торговая фирма или машиностроительный завод, покупающий металлические изделия у ремесленников.

3. Олигополистический рынок, т.е. разделенный между небольшим числом конкурентов. Понятие «небольшое число» очень неопределенно, оно может означать и 2, и 100; важно, что существует поддающееся подсчету и достаточно стабильное количество фирм-олигополистов. Такой рынок практически закрыт для аутсайдеров из-за наличия тех же входных барьеров (именно они обеспечивают стабильность числа фирм), по между собой фирмы-олигополисты конкурируют и поэтому не свободны в назначении цены.

Известны два типа олигополии. Олигополия первого рода означает, что все фирмы выпускают практически идентичную продукцию. Типичный пример — рынок алюминия, да и других металлов. Как это ни парадоксально, эта ситуация имеет нечто общее с чистой конкуренцией (соблюдены второе и третье условия). Но, конечно, о единых ценах не может быть и речи хотя бы из-за больших различий в издержках (транспортные сырьевых, энергетических, трудовых) и капитальных затратах.

Олигополия второго рода существует там. где в силу самой природы отрасли ее продукция дифференцированна, но дифференциация не носит дискретного характера, который позволил бы разбить отрасль на конечное число подотраслей, внутри каждой из которых существует своя олигополистическая конкуренция.

В самом деле, возьмем типичным пример — рынок автомобилей. Если алюминий — просто алюминий, то об автомобиле этого сказать нельзя.

Допустим, можно разделить этот рынок на рынок легковых автомобилей. Грузовых и автобусов, а затем разделить каждый рынок раздельно (поскольку между продавцами разных рынков практически нет конкуренции — уж очень различны, как правило, покупатели). Но остановимся на легковых автомобилях.

Известно, что существуют разные классы машин, и продавец «запорожцев» — не конкурент продавцу «роллс-ройсов». Но это не значит, что рынок можно столь же легко разбить на два (рынок «запорожцев» и рынок «роллс-ройсов»), где каждый из них будет иметь дело с «себе подобными. Все гораздо сложнее, и продавец машин любого класса должен быть готов к конкуренции:
во-первых, с машинами соседнего, более низкого класса — как более дешевыми;
во-вторых, с машинами соседнего, более высокого класса, предлагающими лучшее качество, хотя и за более дорогую цену;
в-третьих, с машинами того же класса, каждая марка которых отличается своими особенностями, и покупатель может ту или иную из них счесть важным преимуществом.

4. Рынок монополистической конкуренции. Имеется множество (но не неограниченное) производителей, выпускающих разнообразную продукцию и конкурирующих между собой. Входные и выходные барьеры существуют, но невысоки или не очень высоки. Характер конкуренции близок к олигополии второю рода. Слово «монополистическая» указывает на то. что товар каждою производителя отличается какими-то особенностями — и в этом смысле налицо монополия поданному узкому типу товара. На самом деле эти особенности не только ведут к дифференциации (сегментации) рынка, но прежде всего служат реальной основой ценовой и неценовой конкуренции.

Этот тип рынка наиболее демократичен, как как предоставляет наибольшие возможности для самореализации производителям и наибольшую свободу выбора потребителям.

Вместе с тем монополистическая конкуренция сплошь и рядом приводит к возникновению втой или иной сфере новых монополии и олигополии, которые функционируют, пока их положение пе будет нарушено вмешательством государства или, реже, успехами мелких конкурентов.

Существующие виды монополий можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами.В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий (если не единственное национальное), поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути:

1. первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала;

2. второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении потребителями банкротов. Тем или иным путем или с помощью обоих предприятие достигает таких масштабов,

 

В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.

МОДЕЛЬ

Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.

В условиях совершенной конкуренции фирма выступает в качестве ценополучателя (price-taker). Кривая спроса на ее продукцию имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой (p*=MR=AR).

 
 

Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы

 

 

Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы

 
 

Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:

1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:

 

Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)

 

Точки А и С –

 
 

точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек (< Q a или > Q c) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR<TC).

Если же рынок установит такую цену, при которой TR<TC и фирма будет нести убытки, то на первый взгляд, ей надо закрыться. Однако если фирма не производит товары, то в краткосрочном периоде она все равно несет убытки в размере постоянных затрат. Поэтому в краткосрочном периоде фирме имеет смысл продолжить функционирование, если при достигнутом уровне производства TR>TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.

Если же TR<TVC, фирма, осуществляя производство, понесла бы убытки больше постоянных затрат. Лучший выбор в такой ситуации – закрыться и оплатить TFC из собственного кармана.

2. Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):

Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:

MR=MC.

· Максимизация прибыли


Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)

При объеме производства Q aпредельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Q e, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади p c p *ec.

Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p< AC). В таком случае фирма должна попытаться минимизировать убытки.

· Минимизация убытков

Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)

В данной ситуации убытки фирмы равны площади p*p cce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.

Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p<AVC, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.

Выводы

1. Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность. Фирма выступает в качестве ценополучателя.

2. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой.

3. Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используется два подхода:

1. Сравнение общей выручки совокупных (валовых) издержек.

2. Сравнение предельной выручки и предельных издержек.

4. Первое правило максимизации прибыли – равенство общей выручки и общих издержек, второе – равенство предельной выручки и предельных издержек. Для минимизации убытков фирма должна руководствоваться следующими правилами: равенство общей выручки и общих переменных издержек и равенство цены и средних переменных издержек.

5. В долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы предполагает равенство предельной выручки, предельных и средних издержек, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

 


Факторы производства и факторный доход. Проблема ограниченности ресурсов в экономике. Альтернативная стоимость и проблема выбора.

 

Факторы производства

- ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар – продукт, произведенный для обмена, продажи. Эти ресурсы есть объекты или элементы

экономической системы, оказывающие наибольшее влияние на возможность и эффективную результативность любого производства. К числу факторов производства относят труд,

капитал, природные факторы (включая землю и полезные ископаемые), информацию, энергию, предпринимательство, инфраструктуру.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства. Главными факторами производства являются земля (рента), труд (доход от

него – заработная плата), предпринимательские навыки (предпринимательская прибыль как результат) и капитал (проценты). Факторными доходами также могут выступать смешанные

типы прибыли, такие, как прибыль от личной трудовой деятельности и фермерства. Факторный доход связан с фактором, который был использован в производстве для получения

прибыли.

Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди,

их рабочая сила; к природным — земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным — средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс

производства невозможен.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые для

функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники) ресурсы.

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны. Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не

определяется как «ограниченность ресурсов». Последнее характеризует ситуацию, когда

ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. В любой стране хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток

рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.

«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития

общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.

Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить

круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как

восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого

потребуется 5—10 лет.

Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема

альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые

станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).

Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают проблему выбора: что и в каких количествах производить, как производить, какую использовать технику и

технологию (ресурсоемкую или ресурсосберегающую), для кого производить, на какие слои общества ориентироваться при создании продукции.

Всегда имеется несколько альтернатив использования ограниченных ресурсов. Выбор - это отданное предпочтение какой-либо альтернативе. Альтернативная стоимость (цена выбора) -

это упущенная выгода, т.е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Альтернативной стоимостью будет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов.

Проблема выбора иллюстрируется с помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей, которая предполагает полное, а для экономистов -

эффективное использование ресурсов. Используется существу







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.