Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ





ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ

М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Санкт-Петербург «Паритет»

От 5 до 7 лет


УДК 373 Б82

Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообладателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве.

Рисунки И. Г. Лебедевой

Борисенко М. Г., Лукина Н. Д.
682 День защитника Отечества*— СПб.: Паритет, 2005.— 16 с. + цв. вкл. (Серия «Грам-

матика а играх и картинках»).

15ВЫ 5-93437-217-3

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложено 30 дидактических игр, посвященных лексической теме «День защитника Отечества».

Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. При веде иная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи, Обучение носит характер упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом,

Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

УДК 373

/Методическое пособие

БОРИСЕНКО Марина Геннадиевна ЛУКИНА Наталья Андреевна

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Редактор С Ю. Куликова Корректор В. С. Шарова

Компьютерная верстка О. Н. Алексееве

Подписано в печать 27.12.04. Формат 84x108'/14. Гарнитура «Журнальная». Печать офсетноя. Усл. печ. л. 1,68+1,0 цв. вкл. Уч.-изд. л. 3,1. Тираж 6000 экз. Заказ № 9114.

Издательство «Паритет»: 197183, Санкт-Петербург, Липовая аллея, д. 15а, оф. 18. Е-глаП: Ьоок_рапГе1@тюИ.5рЬт1.ги.

Отдел реализации издательство «Паритет»: Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 8. Теп.: (812) 541-81-94, 542-02-57. Е-тап1: ог_роп(еГ@та|1.*рЬпн\ги

Представительство в Москве: ЧП Ларченко Е. А. 111024, Москва, ул. 2-я Кабельная, д. 10. Тел.(095)941-65-76, (095) 953-05-07.

Е-гпа11: ЬгсНеекЭуапа'ех.ги

ООО «Фоликом» («Книга — почтой»): 199053, Сонкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д, 13. Теп. (812) 323-70-04. Е-птаИ: Ы1сот@лю11.»р1и5.пет

Отпечотоно с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор»

Министерства РФ па делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чколовский пр., 15.

© М. Г. Борисенко, 2004 © Н. А. Лукина, 2004

© А. С. Андреев, оформление обложки, 2004
15ВЫ 5—93437—217—3 © Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2004


ВВЕДЕНИЕ

Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,—■ дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду»1. Тема «День защитника Отечества» изучается только в старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания. Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей от 5 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение грамматически правильной речи осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

' Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред, М. А. Васильевой. М., 2004.


Для удобства работы с детьми цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Работа по коррекции нарушений и формированию лексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям;

1) обогащение словаря;

2) уточнение значений слов;

3) формирование словоизменения;

4) формирование словообразования.

Она осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное зву-копроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней. В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно-в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.


Игра «Образуй новое слово»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку образовывать слова по образцу.

Лексический материал: сила — сильный, храбрость —... (храбрый), смелость —... (смелый), быстрота —...(быстрый), ловкость —... (ловкий), находчивость —... (находчивый), ум —... (умный). Храбрый— храбрец, удалый-» удалец, умелый— умелец. Летать — летчик, заправлять — заправщик, грузить — грузчик. Быстрый — быстро, смелый — смело, храбрый ~ храбро, отважный — отважно, легкий — легко.

Игра «История про солдата»

Чему учится ребенок; подбирать синонимы; понимать образование сложных слов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Шел по улице солдат. По незнакомой улице незнакомого города незнакомой страны. Сюда пришла большая беда — землетрясение. Люди погибли под развалинами домов. Многих не смогли разыскать. Тем, кто остался в живых, нужны новые дома. Позвали нашего солдата. Пришел он на помощь. Развалины помог расчистить. Людей пострадавших спасти. Новое жилье построить, дороги, мосты. Он всегда спешит на помощь к друзьям» (по С. Баруздину).


Спросите: «Кому солдат пришел на помощь? Почему солдат пришел на помощь? Как помог солдат?» Предложите ребенку подобрать к выделенным словам синонимы. Беда — несчастье, горе. Друг — товарищ, приятель. Предложите привести примеры слов-синонимов.

Предложите ребенку объяснить значение сложного слова «землетрясение» и привести примеры других сложных слов (самолет, вездеход), объяснив их образование (самолет — сам летает, вездеход — везде ходит и т. д.),

Оснащение; не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ и найти в нем слова, противоположные по смыслу. «Володя видел по телевизору фильм о войне. Из фильма володя узнал, кто такие враги, а кто друзья, кто поступает хорошо, а кто плохо».

Предложите назвать слова-антонимы: (друг — враг, хорошо — плохо). Попросите ребенка подбирать слова, противоположные по смыслу, по образцу: хороший —... (плохой), день—... (ночь), радость—... (горе, беда), жара —... (холод), зло—..., правда..., хорошо —..., тяжело —...»высоко —..., можно —..,, трудно —..., быстро —..., говорить —..., поднимать —..., зажигать —...

Игра «Подбери слова»

Чему учится ребенок: пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 7).

Ход игры: предложите ребенку закончить предложения, начатые вами.

На родной заставе вьется красный... (флаг). На всякой воде у русской земли военную службу несут... (корабли). Смело, лихо — молодцы! — ходят строем... (моряки).

Игра «Объясни»

Чему учится ребенок: употреблять слова с переносным значением. Оснащение: не требуется.


Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т. е. иносказательно. Например, «горячий чай» — употребляется в прямом значении (горячий, имеющий высокую температуру, т. е. кипяток). «Горячая голова»— употребляется иносказательно (о человеке вспыльчивом, несдержанном). Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение выражений.

Железный инструмент. Железный характер (твердый характер). Идет солдат. Идет снег (падает снег). Бежит солдат. Бежит ручей (течет ручей). Падает камень. Падает настроение (человек расстроился). Падает температура (температура понизилась).

Игра «Поставь правильно вопрос»

Чему учится ребенок: правильно ставить вопрос к имени существительному — кто? или что?

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Ход игры: объясните ребенку, что вы будете называть слова, а он ставить к ним вопрос «кто?» или «что?»: Родина, Отечество, Отчизна. Бой, битва, сражение. Дорога, путь, тропа. Гусар, гренадер, улан. Спросите у ребенка, почему так объединены слова? (Это слова, близкие по смыслу.) Что означают слова «улан, гусар, гренадер»? (Так назывались различные рода русского войска.) Предложите ребенку рассмотреть картинки и рассказать, чем были вооружены гусары, гренадеры, уланы.

Игра «Посчитай»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать имена существительные с числительными, а также расширит словарный запас, уточнит значение слов.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 14); карточки с нарисованными кружками (1, 3, 5 кружков).

Ход игры: покажите ребенку картинки. Предложите ему назвать изображения. К каждой картинке по порядку подкладываите карточки с разным количеством кружков, начиная с одного. Ребенок должен назвать изображение на картинке (например, топор) и правильно согласовать существительное с предложенным числительным (один топор, три топора, пять топоров).

Игра «Скажи по-другому»

Чему учится ребенок: употреблять в речи деепричастия.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать то, что вы скажете: «Матрос бежал и оглядывался». Спросите у ребенка: «Что делал матрос? (Бежал.) Еще что делал? (Оглядывался.)» Предложите послушать еще раз: «Матрос бежал, оглядываясь». Спросите: «Как бежал матрос?» (Оглядываясь).

Предложите ребенку изменять слова по образцу: играют — играя, читают —... (читая), строят —... (строя), слушают —... (слушая), шагают —... (шагая). Предложите ребенку придумать предложения с этими словами. Дети играют. Дети, играя в мяч, забыли про еду. Дети строят из песка замки. Дети, строя из песка замки, ни разу не искупались.


СОДЕРЖАНИЕ

Дидактические игры............................................................................................................................................................ 6

5—6 лет (старшая группа)

Игра «Кто такие военные?»............................................................................................................................................. 6

Игра «Кому что?»................................................................................................................................................................ 6

Игра «Найди пару»............................................................................................................................................................. 7

Игра «Найди картинку»................................................................................................................................................. 7

Игра «Кто больше?»........................................................................................................................................................... 7

Игра «Угадай профессию»............................................................................................................................................... 7

Игра «Кто это или что это?»........................................................................................................................................ 8

Игра «Образуй новое слово»........................................................................................................................................... 8

Игра «Назови слова-приятели»...................................................................................................................................... 8

Игра «История про солдата»...................................................................................................................................... 8

Игра «Назови слова-неприятели».............................................................................................................................. 9

Игра «Подбери слова»..................................................................................................................................................... 9

Игра «Родимая сторонушка, родная сторона— это Родина моя»................................................................... 9

Игра «Отгадай».............................................................................................................................................................. 10

Игра «Покажи картинку»............................................................................................................................................ 10

Игра «Слушай команду!».............................................................................................................................................. 10

Игра «Юный помощник»............................................................................................................................................. 10

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ

М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Санкт-Петербург «Паритет»

От 5 до 7 лет


УДК 373 Б82

Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообладателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве.

Рисунки И. Г. Лебедевой

Борисенко М. Г., Лукина Н. Д.
682 День защитника Отечества*— СПб.: Паритет, 2005.— 16 с. + цв. вкл. (Серия «Грам-

матика а играх и картинках»).

15ВЫ 5-93437-217-3

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложено 30 дидактических игр, посвященных лексической теме «День защитника Отечества».

Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. При веде иная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи, Обучение носит характер упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом,

Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

УДК 373

/Методическое пособие

БОРИСЕНКО Марина Геннадиевна ЛУКИНА Наталья Андреевна

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Редактор С Ю. Куликова Корректор В. С. Шарова

Компьютерная верстка О. Н. Алексееве

Подписано в печать 27.12.04. Формат 84x108'/14. Гарнитура «Журнальная». Печать офсетноя. Усл. печ. л. 1,68+1,0 цв. вкл. Уч.-изд. л. 3,1. Тираж 6000 экз. Заказ № 9114.

Издательство «Паритет»: 197183, Санкт-Петербург, Липовая аллея, д. 15а, оф. 18. Е-глаП: Ьоок_рапГе1@тюИ.5рЬт1.ги.

Отдел реализации издательство «Паритет»: Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 8. Теп.: (812) 541-81-94, 542-02-57. Е-тап1: ог_роп(еГ@та|1.*рЬпн\ги

Представительство в Москве: ЧП Ларченко Е. А. 111024, Москва, ул. 2-я Кабельная, д. 10. Тел.(095)941-65-76, (095) 953-05-07.

Е-гпа11: ЬгсНеекЭуапа'ех.ги

ООО «Фоликом» («Книга — почтой»): 199053, Сонкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д, 13. Теп. (812) 323-70-04. Е-птаИ: Ы1сот@лю11.»р1и5.пет

Отпечотоно с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор»

Министерства РФ па делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чколовский пр., 15.

© М. Г. Борисенко, 2004 © Н. А. Лукина, 2004

© А. С. Андреев, оформление обложки, 2004
15ВЫ 5—93437—217—3 © Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2004


ВВЕДЕНИЕ

Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,—■ дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду»1. Тема «День защитника Отечества» изучается только в старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания. Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей от 5 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение грамматически правильной речи осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

' Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред, М. А. Васильевой. М., 2004.


Для удобства работы с детьми цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Работа по коррекции нарушений и формированию лексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям;

1) обогащение словаря;

2) уточнение значений слов;

3) формирование словоизменения;

4) формирование словообразования.

Она осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное зву-копроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней. В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно-в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.