|
Ритмико-интонационная организация речиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Согласные 1. Фонологическая функция и фонетическая реализация противопоставлений русских шумных согласных по признаку глухости/звонкости; по твердости/мягкости; по способу и месту образования) в изолированном слове и слитной речи в различных, в том числе просодических, контекстах; аналогичные темы для сонантов. Можно в сопоставлении с аналогичными классами согласных в других языках. Гласные 1. Произношение и акустическая картина коартикуляционного взаимодействия гласных в зияниях (стечениях гласных) – на материале русского языка: в изолированных словах и в связной речи). Акустическая картина коартикуляционного взаимодействия с согласными в разных фонетических контекстах (в целях создания аллофонной базы для автоматического синтезатора русской речи). 2. Вариативность формантного пространства гласных в разных типах дискурса и в речи разных говорящих.
§ Просодические характеристики русских согласных и гласных разных классов (длительность, интенсивность) в разных контекстных условиях; факторы влияния, в разных дискурсивных и произносительных условиях. Модели таймирования звуков разных классов. § Стыковые сегментные явления в отличие от внутрисловных в разных текстах и стилях речи. Анализ и оценка звуков разных классов по степени их акустико-фонетической вариативности и помехоустойчивости. § Редуцированные слова-компрессивы в русской спонтанной речи (создание словаря и анализ аллофонного варьирования в сопоставлении с «идеальным» фонетическим обликом слова).
СУПРАСЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА Слогообразование 1. Ресиллабификация (слоговое переразложение звуков) на стыках слов в русской слитной речи. 2. Вставка и утрата слогообразующих гласных в слитной русской речи. Словесное ударение Акустическая выраженность словесного ударения как типологический дискурсивный признак (на русском материале). Ритмико-интонационная организация речи 1. Особенности фонетико-акустической реализации слабоударных (функциональных) слов при чтении прозаического текста и в спонтанной речи; клитики, клитикоиды и пр. Фонетика служебных слов: предлоги, союзы, дискурсивные маркеры и пр. Вводные (или другие дискурсивные) слова в начале предложения: функции и просодическое оформление. 2. Ритмико-акцентные схемы в сложных синтаксических группах повествовательного текста. 3. Проблемы синтактико-фонологического интерфейса: синтаксические факторы, контролирующие локализацию и глубину просодических швов в тексте, анализ корреляции между синтаксическим и интонационно-смысловым членением речи; реализация плана выражения интонационных составляющих – тональные синтаксические акценты, граничные тоны, интегральные признаки, паузы и т.д.), внутридикторская и междикторская вариативность. 4. Интонационно-значимые контексты употребления знаков препинания (ЗП) и, вообще, пунктуационных знаков в разных типах текстов: Например, «лишние» с точки зрения интонации ЗП; неоднозначные ЗП; проблема выбора нужных интонационных моделей при озвучивании текста, «пропущенные»ЗП. Темы могут быть уточнены и конкретизированы по знакам препинания и типам текстов). Отдельные просодические элементы в интонации 1. Механизмы и средства паузирования в тексте. Типы и характеристики разрывов звучания (плавности) в спонтанной и репродуцированной речи. 2. Тональные акценты (ядерные и неядерные) в русских речевых текстах разных типов, употребление, частотность, акустические характеристики. 3. Краевые фонетические явления на границах просодических составляющих; Краевые (граничные) тоны и другие просодические феномены. 4. Смысловые (выделительные) акценты (АВ) § Просодические параметрические компоненты АВ в разных типах дискурса. АВ в анекдоте: функции и просодические характеристики. § Акцентогенные частицы (например, именно, только, не, ни и пр.) как текстовые ключи для локализации АВ (корпусное исследование). § АВ как средство формирования интенциального и концептуального семантические слоев в разных типах дискурса. Интегральная фразовая просодия Интегральные интонационные параметры (базовый тональный уровень, регистр и диапазон; темп, громкость, паузы, типы фонации) в интонационном оформлении предложений в текстах разных типов, функции и реализация. Например, роль темпа и пауз в рекламном тексте; или динамика громкостного компонента там же; ….. Глобальные интонационные модели 1. Кластеризация отдельных просодических элементов в рамках базовых интонационных моделей русского языка. 2. Фонетико-акустические варианты базовых интонационных моделей русского языка в различных синтаксических и иллокутивных функциях. Просодия основных коммуникативных типов конструкций по теле- и кино- материалам. 3. Влияние субъективной модальности и эмоционального компонента на реализацию базовых интонационных моделей. Роль социальных факторов в интонационной вариативности речи. 4. Просодия общеинформативных и общеверификативных высказываний (с широким фокусом и разной модальностью) (лабораторная и естественная речь). 5. Просодия тематических заголовков в текстах разных функциональных стилей (лабораторная речь, чтение и радио-, теле- передачи).
ФОНЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ГОВОРЯЩЕГО, СТИЛИ И ТИПЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ В ДИСКУРСЕ 1. Сопоставительный анализ организации речевого дыхания в разных типах дискурса. 2. Жанр устного рассказа – мастера слова, хорошие рассказчики (журналисты), обычные носители языка. Сопоставительный анализ выразительных средств и приемов озвучивания. 3. Фонетические особенности русской сценической речи (прошлое и современность). 4. Фонетические особенности русской научной речи (прошлое и современность). 5. Варьирование звукового облика русского слова в устных СМИ (на примере речи телеведущих информационных каналов). Произносительная разборчивость и естественность речевых сообщений и текстов, индексация эмоционального и перлокутивного воздействия на слушающего. 6. Сегментные и просодические различия спонтанной речи и чтения текстов в рамках разных функциональных стилей: отклонения от идеального звукового облика для разных классов слов; локализация и глубина просодических швов, паузирование, выбор и частотность тональных акцентов, выраженность интонационного центра, вариативность основного тона, ритмика, динамика интегральных просодических признаков (темп, громкость, тональный диапазон, регистр, фонация). 7. Восприятие «редуцированных» слов = компрессивов в разговорной речи, в контексте и вне его. 8. «Перцептивные карты» слов в устных текстах разного типа, в разных дискурсивных и произносительных условиях. 9. Частные произносительные системы в разных языках: манеры счета, произношение телефонных номеров, приветствий, формул речевого этикета и т.п. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА) Автоматический синтез речи (Текст-Речь) Нормализация текста 1. Типы текстовых объектов, требующих вербализации при синтезе речи по тексту и способы её осуществления (цифры, числа, аббревиатуры, сокращения и пр.). Особенности их нормализации. 2. Автоматическая расстановка словесных ударений в письменном тексте на базе машинного словаря и правил (стандартные и сложные случаи: омографы, сложные слова, собственные имена, новые слова и т.д.)
Машинный словарь 1. Детализация, пополнение, корпусная верификация словарной информации в электронной версии Грамматического словаря А.А.Зализняка. 2. Создание электронного произносительного словаря русского языка с учетом разных стилей и типов произношения слов в речи. 3. Электронный словарь и акцентуация собственных русских имен и фамилий; новые частотные слова и словоформы. Задача фонетизации текста: Макросегментация текста, возможности и проблемы автоматизации: ключи для формирования ритмико-интонационной структуры текста при его озвучивании и др. Синтаксические (частеречные) шаблоны единиц снтонационно-смыслового членения текста. 2. Правила выбора и локализации синтаксических и смысловых акцентов. 3. Построение автоматических фонетических транскрипторов (прежде всего сегментных) на основе правил и/или параллельных текстов: орфографического и фонетического. Задача автоматической верификации результатов работы автоматического транскриптора (например, с помощью методов автоматического распознавания речи). Просодия § Возможности и проблемы формализации ритмико-интонационной организации текста задачах автоматического синтеза речи; просодическая параметризация интонационных моделей, интонационных границ и составляющих, акцентов разного типа и пр. Согласные 1. Фонологическая функция и фонетическая реализация противопоставлений русских шумных согласных по признаку глухости/звонкости; по твердости/мягкости; по способу и месту образования) в изолированном слове и слитной речи в различных, в том числе просодических, контекстах; аналогичные темы для сонантов. Можно в сопоставлении с аналогичными классами согласных в других языках. Гласные 1. Произношение и акустическая картина коартикуляционного взаимодействия гласных в зияниях (стечениях гласных) – на материале русского языка: в изолированных словах и в связной речи). Акустическая картина коартикуляционного взаимодействия с согласными в разных фонетических контекстах (в целях создания аллофонной базы для автоматического синтезатора русской речи). 2. Вариативность формантного пространства гласных в разных типах дискурса и в речи разных говорящих.
§ Просодические характеристики русских согласных и гласных разных классов (длительность, интенсивность) в разных контекстных условиях; факторы влияния, в разных дискурсивных и произносительных условиях. Модели таймирования звуков разных классов. § Стыковые сегментные явления в отличие от внутрисловных в разных текстах и стилях речи. Анализ и оценка звуков разных классов по степени их акустико-фонетической вариативности и помехоустойчивости. § Редуцированные слова-компрессивы в русской спонтанной речи (создание словаря и анализ аллофонного варьирования в сопоставлении с «идеальным» фонетическим обликом слова).
СУПРАСЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА Слогообразование 1. Ресиллабификация (слоговое переразложение звуков) на стыках слов в русской слитной речи. 2. Вставка и утрата слогообразующих гласных в слитной русской речи. Словесное ударение Акустическая выраженность словесного ударения как типологический дискурсивный признак (на русском материале). Ритмико-интонационная организация речи 1. Особенности фонетико-акустической реализации слабоударных (функциональных) слов при чтении прозаического текста и в спонтанной речи; клитики, клитикоиды и пр. Фонетика служебных слов: предлоги, союзы, дискурсивные маркеры и пр. Вводные (или другие дискурсивные) слова в начале предложения: функции и просодическое оформление. 2. Ритмико-акцентные схемы в сложных синтаксических группах повествовательного текста. 3. Проблемы синтактико-фонологического интерфейса: синтаксические факторы, контролирующие локализацию и глубину просодических швов в тексте, анализ корреляции между синтаксическим и интонационно-смысловым членением речи; реализация плана выражения интонационных составляющих – тональные синтаксические акценты, граничные тоны, интегральные признаки, паузы и т.д.), внутридикторская и междикторская вариативность. 4. Интонационно-значимые контексты употребления знаков препинания (ЗП) и, вообще, пунктуационных знаков в разных типах текстов: Например, «лишние» с точки зрения интонации ЗП; неоднозначные ЗП; проблема выбора нужных интонационных моделей при озвучивании текста, «пропущенные»ЗП. Темы могут быть уточнены и конкретизированы по знакам препинания и типам текстов). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|