Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 8: «Базовые инструменты лидера»





ТЕМА 8: «Базовые инструменты лидера»

 

Если вы хотите научиться играть на арфе – играйте на арфе. Самые лучшие инструменты те, которыми Вы можете воспользоваться.

 

СТЭП-анализ

Чтобы получать хорошие результаты в любой деятельности, надо не только «просчитывать» свои собственные действия, но и хорошо понимать, что происходит вокруг. А это означает, что необходимо уметь анализировать все то, что называют «внешней средой».

«Поведение» внешней среды удобно изучать, если адекватно оценивать воздействие на организацию, как минимум, четырех типов факторов:

· социальных (С);

· технологических (Т);

· экономических (Э);

· политических (П).

Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения – СТЭП-анализ («STEP-factors analyzing»).

Обратите внимание, СТЭП-анализ – это не внешнее окружение само по себе, это лишь один из инструментов (методов), позволяющий составить определенный взгляд на окружение. Из этого следует, что отнесение тех или иных явлений действительности к тем или иным факторам – это не только вопрос сферы деятельности, это еще и индивидуальное видение проблем.

Многое зависит от того, кто использует данный метод.

Социальные факторы

Изучение социальной компоненты окружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на деятельность организации таких социальных явлений и процессов, как:

· отношение людей к работе и качеству жизни;

· демографическая структура общества;

· уровень образования населения;

· социальная мобильность;

· существующие в обществе обычаи, нормы, верования, ценности;

· влияние окружающей среды на трудовые обычаи.

 

Особенность социальных факторов состоит в том, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении любой организации.

В России, например, в настоящее время складывается неблагоприятная демографическая ситуация: стареет население, высокая детская смертность на фоне падения рождаемости. К этому надо добавить высокий процент детей, которые рождаются неполноценными и остаются такими ввиду отсутствия должной заботы об их социальной адаптации и развитии. Такие процессы очень инертны, и это позволяет организации, которая отслеживает тенденции макросреды, делать достоверные прогнозы развития своей деятельности.

Любая организация, которая надеется на долгосрочный успех, должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

 

Перечислим, для примера, некоторые социальные факторы, которые влияют на развитие деятельности организаций в России и формируют определенное отношение к ним.

· Попытки возвращения к христианской православной морали, которая, по мнению сторонников такой позиции, должна заложить основы нравственности. Но Россия – многонациональная страна, и ее народы исповедуют разные религии.

· Традиционное пренебрежительное отношение к юридическим нормам и со стороны предпринимателей, и со стороны чиновников.

· Высокие амбиции и беспомощность в попытках наладить конструктивные отношения с западными политиками и бизнесменами.

 

Типичные черты поведения современных российских политиков с иностранными партнерами:

· переговоры без четко сформулированной позиции;
отсутствие представлений о формах и методах сотрудничества;

· стремление получать кредит, грант или другую финансовую помощь без каких-либо обязательств со своей стороны и т.п.;

· высокий уровень образования населения, ценные с количественной и качественной точки зрения людские ресурсы.

Технологические факторы

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых товаров, оказания новых услуг или усовершенствования уже выпускаемых товаров.

Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как часто технический потенциал для осуществления технологических прорывов осуществляется за пределами отрасли, в которой функционируют эти организации, и это непривычно для «отраслевого мышления» многих лидеров производства. Поясним эту мысль на примере. Вазелин был изобретен как техническое средство для смазки бытовых приборов (швейных машин, дрелей и т.п.), однако дальнейшее употребление данного изобретения позволило перепозиционировать его и получить огромные прибыли совсем в другой отрасли. И по настоящее время вазелин является самым распространенным средством для профилактики мелких ранок и ссадин в быту.

 

Вот некоторые примеры технологических факторов, которые влияют (или могут повлиять) на деятельность организаций:

· развитие Интернет-технологий и мобильной связи;

· использование альтернативных источников энергии (солнечной, ветряной и т.п.);

· применение упаковочных материалов, которые позволяют дольше сохранять свежесть продуктов.

Экономические факторы

Знание экономики позволяет понять то, как формируются и распределяются ограниченные ресурсы в стране. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для любой серьезной организации.

Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей:

· величины валового национального продукта;

· темпов инфляции;

· уровня безработицы;

· производительности труда;

· норм налогообложения;

· платежного баланса т.п.

Изучение перечисленных показателей и иных факторов представляет интерес, так как позволяет лидеру организации определить, какие возможности для деятельности организации это дает, а также предвосхитить потенциальные угрозы.

 

Вот некоторые события, произошедшие в России и в мире и имеющие отношение к экономической сфере:

· Подъем производства в некоторых отраслях российской промышленности в результате «обвала» рубля в 1998 году.

· Ухудшение инвестиционного климата России в результате избирательных и, следовательно, необоснованных репрессий против некоторых компаний.

· Высокие цены на нефть, и в связи с этим большое количество в стране «нефтедолларов».

· Появление большого количества банков, предоставляющих кредиты частным лицам, и высокий спрос на эти услуги.

· Снижение налогового бремени для организаций и установление единой ставки подоходного налога для физических лиц (13%).

Политические факторы

Политические факторы должны изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти.

Конечно, кто-то может возразить, уверяя, что действия российского правительства, в отличие от «цивилизованных» стран, невозможно рационально объяснить и, соответственно, предвидеть. Что-то в этом есть, однако не стоит преувеличивать предсказуемость других правительств, кое-что зависит и от «предсказателя».

Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные государственные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти.

К политическим факторам относятся, например:

· решения правительства, которые выражаются в разработке и изменении законов, распределении бюджетных средств;

· образование новых политических партий;

· изменение состава правительства;

· отношение населения к политике правительства;

· и другие подобные вопросы.

 

Некоторые примеры фактов из политического контекста.

1. Введение института полномочных представителей Президента в федеральных округах.

2. Отмена выборов губернаторов.

3. Выделение приоритетных национальных проектов.

4. Данные исследований: чем ближе к государственной границе расположен регион, тем более активно идет развитие малого бизнеса, тем больше диверсифицируется его деятельность. Вполне очевидно, что близость к зарубежью (дальнему и ближнему) создает больше условий для приложения сил малого предпринимательства, связанного с торговлей и общей коммерцией.

5. Избирательный характер исполнения законов, противоречия в их текстах.

 

Итак, четыре СТЭП-фактора в совокупности достаточно хорошо описывают состояние внешнего окружения, однако нужно уметь пользоваться этим описанием. Применяя СТЭП-анализ, мы пытаемся рассмотреть некоторые изменения внешнего окружения в какой-то момент времени. Однако необходимо помнить, что СТЭП-факторы не существуют в статике: время течет, события происходят, ситуация меняется.

Преимущества, которые дает анализ СТЭП-факторов:

1. Когда лидер организации и его ближайшее окружение работают со СТЭП-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, анализировать его, а не только говорить о нем.

2. В организации вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.

3. При переходе от одного фактора к другому выстраивается целостная картина внешнего окружения, а не отдельные размытые представления об окружении, появляется «в и дение» внешнего окружения.

4. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения при решении внутренних проблем организации.

5. Вырабатывается устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться только внутренними проблемами.

 

Дерево целей

Люди – существа целеполагающие, поэтому у них единственный выбор: либо умело ставить и достигать цели, либо делать это неумело и не достигать, третьего не дано.

 

SWOT-анализ

Для успешной деятельности организации необходимо оценивать внимательно ее слабые и сильные стороны, а также возможности и угрозы, которые могут его ждать в будущем. Широко известным методом такой оценки является SWOT-анализ (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats).

Этот метод как бы сшивает пространства способностей и внешних возможностей организации. В этом смысле организация выступает определенного вида подсистемой некоторой системы, олицетворяющей внешнее окружение, в котором она и осуществляет свои стратегические инициативы.

Методология использования этого инструмента предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, и после этого установление взаимосвязей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии уже конкретной организации.

 

Базовые положения

1. Профессионализм в любой области, как правило, имеет один существенный изъян. Чем профессиональнее человек в какой-либо области, тем крепче его мышление сковывает «внутренний цензор», который не позволяет ему вырваться из привычной картины профессионального мира, в котором он живет. Внутренний цензор не позволяет соединиться в мыслительном акте двум вещам: профессиональным знаниям в определенной области и «наивному» (новому) непривычному взгляду на привычный мир.

2. Главное преимущество групповой работы по сравнению с индивидуальной состоит в том, что она позволяет получать «прибавочный продукт» за счет достижения и использования так называемого синергетического эффекта, при котором результаты работы группы превышают простую сумму результатов ее отдельных членов.

3. Это преимущество практически невозможно реализовать, когда в группе много специалистов и группа не представляет собой органичную команду. Каждому участнику такой работы внутренний цензор «советует вести себя прилично» с точки зрения «профессионального цеха», то есть говорить только правильные вещи. Эта ситуация и ведет к тривиальным мыслям и рутинным рассуждениям.

4. Две выше названные причины являются основными факторами отсутствия глубоких (прорывных) идей у «законченных» профессионалов. Мозговой штурм задуман как метод, который позволяет устранить действие этих факторов.

5. Последовательное соблюдение правил проведения мозгового штурма позволяет достигнуть хороших результатов. Участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс друг с другом, они чувствуют себя комфортно и уверено, их активность повышается, и происходит качественный скачек в результативности. Синергетический эффект достигается за счет особого группового биополя.

Инновационность и интенсивность генерации идей заключаются в следующем:

· В начале работы интенсивность генерации нарастает, а инновационность может падать, если были «домашние заготовки», и они иссякают.

· Нельзя принимать первую вершину t1 как достижения, это всего лишь «интеллектуальный шлак», от которого очищаются участники работы, качество идей в этот период, как правило, ухудшается.

· Мастерство председательствующего состоит в том, чтобы провести группу дальше (через t2) ко второй вершине, где среди весьма поверхностных и шутливых суждений могут быть отличные идеи.

ТЕМА 8: «Базовые инструменты лидера»

 

Если вы хотите научиться играть на арфе – играйте на арфе. Самые лучшие инструменты те, которыми Вы можете воспользоваться.

 

СТЭП-анализ

Чтобы получать хорошие результаты в любой деятельности, надо не только «просчитывать» свои собственные действия, но и хорошо понимать, что происходит вокруг. А это означает, что необходимо уметь анализировать все то, что называют «внешней средой».

«Поведение» внешней среды удобно изучать, если адекватно оценивать воздействие на организацию, как минимум, четырех типов факторов:

· социальных (С);

· технологических (Т);

· экономических (Э);

· политических (П).

Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения – СТЭП-анализ («STEP-factors analyzing»).

Обратите внимание, СТЭП-анализ – это не внешнее окружение само по себе, это лишь один из инструментов (методов), позволяющий составить определенный взгляд на окружение. Из этого следует, что отнесение тех или иных явлений действительности к тем или иным факторам – это не только вопрос сферы деятельности, это еще и индивидуальное видение проблем.

Многое зависит от того, кто использует данный метод.

Социальные факторы

Изучение социальной компоненты окружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на деятельность организации таких социальных явлений и процессов, как:

· отношение людей к работе и качеству жизни;

· демографическая структура общества;

· уровень образования населения;

· социальная мобильность;

· существующие в обществе обычаи, нормы, верования, ценности;

· влияние окружающей среды на трудовые обычаи.

 

Особенность социальных факторов состоит в том, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении любой организации.

В России, например, в настоящее время складывается неблагоприятная демографическая ситуация: стареет население, высокая детская смертность на фоне падения рождаемости. К этому надо добавить высокий процент детей, которые рождаются неполноценными и остаются такими ввиду отсутствия должной заботы об их социальной адаптации и развитии. Такие процессы очень инертны, и это позволяет организации, которая отслеживает тенденции макросреды, делать достоверные прогнозы развития своей деятельности.

Любая организация, которая надеется на долгосрочный успех, должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

 

Перечислим, для примера, некоторые социальные факторы, которые влияют на развитие деятельности организаций в России и формируют определенное отношение к ним.

· Попытки возвращения к христианской православной морали, которая, по мнению сторонников такой позиции, должна заложить основы нравственности. Но Россия – многонациональная страна, и ее народы исповедуют разные религии.

· Традиционное пренебрежительное отношение к юридическим нормам и со стороны предпринимателей, и со стороны чиновников.

· Высокие амбиции и беспомощность в попытках наладить конструктивные отношения с западными политиками и бизнесменами.

 

Типичные черты поведения современных российских политиков с иностранными партнерами:

· переговоры без четко сформулированной позиции;
отсутствие представлений о формах и методах сотрудничества;

· стремление получать кредит, грант или другую финансовую помощь без каких-либо обязательств со своей стороны и т.п.;

· высокий уровень образования населения, ценные с количественной и качественной точки зрения людские ресурсы.

Технологические факторы

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых товаров, оказания новых услуг или усовершенствования уже выпускаемых товаров.

Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как часто технический потенциал для осуществления технологических прорывов осуществляется за пределами отрасли, в которой функционируют эти организации, и это непривычно для «отраслевого мышления» многих лидеров производства. Поясним эту мысль на примере. Вазелин был изобретен как техническое средство для смазки бытовых приборов (швейных машин, дрелей и т.п.), однако дальнейшее употребление данного изобретения позволило перепозиционировать его и получить огромные прибыли совсем в другой отрасли. И по настоящее время вазелин является самым распространенным средством для профилактики мелких ранок и ссадин в быту.

 

Вот некоторые примеры технологических факторов, которые влияют (или могут повлиять) на деятельность организаций:

· развитие Интернет-технологий и мобильной связи;

· использование альтернативных источников энергии (солнечной, ветряной и т.п.);

· применение упаковочных материалов, которые позволяют дольше сохранять свежесть продуктов.

Экономические факторы

Знание экономики позволяет понять то, как формируются и распределяются ограниченные ресурсы в стране. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для любой серьезной организации.

Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей:

· величины валового национального продукта;

· темпов инфляции;

· уровня безработицы;

· производительности труда;

· норм налогообложения;

· платежного баланса т.п.

Изучение перечисленных показателей и иных факторов представляет интерес, так как позволяет лидеру организации определить, какие возможности для деятельности организации это дает, а также предвосхитить потенциальные угрозы.

 

Вот некоторые события, произошедшие в России и в мире и имеющие отношение к экономической сфере:

· Подъем производства в некоторых отраслях российской промышленности в результате «обвала» рубля в 1998 году.

· Ухудшение инвестиционного климата России в результате избирательных и, следовательно, необоснованных репрессий против некоторых компаний.

· Высокие цены на нефть, и в связи с этим большое количество в стране «нефтедолларов».

· Появление большого количества банков, предоставляющих кредиты частным лицам, и высокий спрос на эти услуги.

· Снижение налогового бремени для организаций и установление единой ставки подоходного налога для физических лиц (13%).

Политические факторы

Политические факторы должны изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти.

Конечно, кто-то может возразить, уверяя, что действия российского правительства, в отличие от «цивилизованных» стран, невозможно рационально объяснить и, соответственно, предвидеть. Что-то в этом есть, однако не стоит преувеличивать предсказуемость других правительств, кое-что зависит и от «предсказателя».

Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные государственные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти.

К политическим факторам относятся, например:

· решения правительства, которые выражаются в разработке и изменении законов, распределении бюджетных средств;

· образование новых политических партий;

· изменение состава правительства;

· отношение населения к политике правительства;

· и другие подобные вопросы.

 

Некоторые примеры фактов из политического контекста.

1. Введение института полномочных представителей Президента в федеральных округах.

2. Отмена выборов губернаторов.

3. Выделение приоритетных национальных проектов.

4. Данные исследований: чем ближе к государственной границе расположен регион, тем более активно идет развитие малого бизнеса, тем больше диверсифицируется его деятельность. Вполне очевидно, что близость к зарубежью (дальнему и ближнему) создает больше условий для приложения сил малого предпринимательства, связанного с торговлей и общей коммерцией.

5. Избирательный характер исполнения законов, противоречия в их текстах.

 

Итак, четыре СТЭП-фактора в совокупности достаточно хорошо описывают состояние внешнего окружения, однако нужно уметь пользоваться этим описанием. Применяя СТЭП-анализ, мы пытаемся рассмотреть некоторые изменения внешнего окружения в какой-то момент времени. Однако необходимо помнить, что СТЭП-факторы не существуют в статике: время течет, события происходят, ситуация меняется.

Преимущества, которые дает анализ СТЭП-факторов:

1. Когда лидер организации и его ближайшее окружение работают со СТЭП-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, анализировать его, а не только говорить о нем.

2. В организации вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.

3. При переходе от одного фактора к другому выстраивается целостная картина внешнего окружения, а не отдельные размытые представления об окружении, появляется «в и дение» внешнего окружения.

4. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения при решении внутренних проблем организации.

5. Вырабатывается устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться только внутренними проблемами.

 

Дерево целей

Люди – существа целеполагающие, поэтому у них единственный выбор: либо умело ставить и достигать цели, либо делать это неумело и не достигать, третьего не дано.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.