Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Применение АИР на подготовительном этапе лечения





На логопедических занятиях подготовительного этапа, в тех немногочисленных случаях, когда произнесение речевых образцов вызывает у больного затруднения, следует приме­нять аппарат.

При применении аппарата АИР темп произнесения рече­вых образцов несколько замедляется, вырабатывается более сильный голос, улучшается артикуляция звуков речи. Но модуляции голоса могут стать менее гибкими, может возник­нуть некоторая монотонность. Поэтому следует внимательно следить за атакой голоса больного, добиваясь мягкого, «бар­хатистого» произнесения звуков и по возможности большей интонационной выразительности.

Работая с помощью аппарата над плавностью, темпом и слитностью речи при тренировке образцов речи, необходимо обращать внимание больного на темп и плавность общих дви­жений, так как речевая моторика человека тесно связана с его общими двигательными навыками.

Наблюдения показывают, что применение аппарата на за­нятиях подготовительного этапа рекомендуется примерно в течение 5—7 минут. Через 2 недели после начала курса лече­ния, когда больной легко научится произносить образцы с помощью АИР, следует на занятиях постепенно уменьшать задержку речи (до 100—120 мс с учетом индивидуальных осо­бенностей больного) и периодически отключать аппарат. При этом от больного необходимо добиваться речи, точно такой же, как и при использовании аппарата.

На подготовительном этапе лечения наблюдается опреде­ленная специфика и в психотерапевтической работе с боль­ными, использующими аппарат АИР.

В процессе психотерапевтических бесед и аутотренинга больным дается правильная психологическая установка на аппарат как на средство автоматизации необходимых рече­вых навыков, а также внушается отсутствие чувства нелов-



кости, которое испытывают отдельные заикающиеся, присту­пая к работе с аппаратом.

Применение АИР в процессе сеанса внушения в состоя­нии бодрствования

На сеансах внушения в состоянии бодрствования (в тех отдельных случаях, когда они в настоящее время проводят­ся) для некоторых больных также может быть использован аппарат АИР. В этом случае индивидуальное внушение про­водится с учетом применения аппарата.

Примерная формула индивидуального внушения: «Сейчас вы с помощью аппарата сосчитаете громко, четко, плавно и слитно от 1 до 10, а затем начнете говорить точно так, как будете считать: громко, легко, свободно, без малейшего стра­ха и боязни! При этом никакой неловкости и смущения в свя­зи с применением аппарата вы не будете испытывать. Вы прекрасно понимаете, что аппарат является «мостиком», пе­реходной стадией в логопедической работе от затрудненной речи к самостоятельной свободной речи в разных ситуациях. В дальнейшем вы будете везде и всюду говорить легко, небы­стро, плавно и слитно, громко и четко, без всякого страха речи. Для этого в течение определенного периода вы будете пользоваться аппаратом не только на логопедических заня­тиях, но и в отдельных, ранее трудных для вас ситуациях: в магазинах, в аудиториях, по телефону и т. д.».

После момента внушения специалист сразу включает ап­парат с установленной заранее оптимальной для данного боль­ного задержкой речи и предлагает пациенту произнести ряд цифр от 1 до 10. Затем отраженно (специалист произносит — больной повторяет) проговаривается несколько простых, эмо­ционально значимых фраз: «Я могу говорить легко и свобод­но. Я говорю громко, четко и совершенно уверенно. Я говорю в большой аудитории, но никакого страха и боязни я не испы­тываю. Аппарат АИР помогает мне говорить» и т. п. Потом тренируются диалог и самостоятельная речь больного.

В результате эмоционального императивного внушения и хорошей речи в аудитории, достигнутой с помощью аппа­рата, у больных появляется чувство уверенности в том, что имеются средства, с помощью которых они смогут избавить­ся от заикания и страха речи, смогут стать полноценными людьми, т. е. создаются предпосылки для успешного прове-

дения дальнейшей логотерапевтической и психотерапевтичес­кой работы.

В некоторых случаях сеанс внушения в состоянии бодр­ствования может быть заменен психотерапевтической бесе­дой, проводимой без суггестивных методов. Цель этой бесе­ды, содержание внушений и тренировка речи с аппаратом АИР — те же, что и в сеансе с демонстративными методами.

После сеанса внушения в бодрствующем состоянии либо после психотерапевтической беседы вводится охранительный режим (режим молчания), который лицами, применяющими аппарат АИР, проводится так же, как и остальными пациен­тами (Миссуловин Л. Я., 1988).

Применение АИР на этапе автоматизации навыков улуч­шенной речи в условиях кабинета

После снятия режима молчания на первых 2—3 занятиях этого этапа работы пациентов, пользующихся аппаратами, целесообразно выделить в отдельную группу. Это дает им воз­можность приспособиться к аппарату в более спокойной об­становке. Затем следует ввести в общую группу больных, что обеспечивает более естественные условия для тренировки ре­чи. Логопедические занятия начинаются с тренировки не­сложного диалога. Подобрав оптимальную для каждого боль­ного задержку речи, специалист предлагает пациентам зада­вать друг другу заранее подготовленные вопросы, требующие конкретного, четкого ответа. Например: «Как ваша фами­лия?», «На какой улице вы живете?» и т. д.

В тех случаях, когда при произнесении фраз-образцов с аппаратом в начале первого слова возникает судорога (боль­ные 2-й группы), перед фразой можно просчитать от 1 до 3 и затем без паузы произнести все предложение. При счете с аппаратом на этом этапе работы затруднений, как правило, не бывает. Таким образом, при произнесении цифр перед фра­зой возникает эффект эха, т. е. еще до начала фразы замед­ляется темп артикуляторных движений, что дает возмож­ность предупредить речевую судорогу в начале речи.

Работая над диалогической речью и фразами-образцами, больным, периодически использующим АИР, следует давать возможность тренироваться без аппарата. При этом они дол­жны стремиться говорить так же, как и саппаратом, т. е. небыстро, плавно, слитно.

На 3—4 занятии после охранительного режима, если ра­бота идет успешно, рекомендуется приступить к тренировке небольших прозаических отрывков из художественных про­изведений.

Для этой цели желательно выбирать тексты с несложны­ми грамматическими конструкциями.

В связи с тем, что у больных как 1-й, так и 2-й группы при применении аппарата АИР значительно улучшается речь при чтении, работу над текстами целесообразно начать с чте­ния выбранного отрывка. В процессе чтения с аппаратом сле­дует особое внимание обращать на мягкость и интонацион­ную выразительность голоса. Для этого больным необходимо сосредоточиваться не только на технике речи, но и на содер­жании читаемого текста.

Хорошее знание содержания отрывка значительно способ­ствует достижению свободной речи и при пересказе трениро­вочного текста. Если пациент нечетко знает, о чем ему нуж­но говорить, путается в построении фразы, допускает слиш­ком большие паузы в связи с припоминанием материала — при работе с аппаратом он не сможет в должной мере сосре­доточить внимание на прослушивании своей задержанной речи в наушнике, и в этом случае аппарат может еще больше дезорганизовать речь больного. Поэтому очень важно при работе с аппаратом, особенно на первых порах, свободно вла­деть текстом, выбранным для пересказа. Изложение матери­ала должно быть по возможности четким, последовательным, с правильным расчленением всего речевого потока на фразы и смысловые паузы. Этим же условиям должны удовлетво­рять и сообщения, которые делаются больными без предва­рительной подготовки (специалист предлагает на выбор не­сколько тем, доступных пациенту).

Продолжительность работы с аппаратом над текстами и со­общениями без предварительной подготовки — 5—10 минут. На этом этапе курса лечения, примерно через 1,5 месяца после сеанса внушения, специфика логопедической работы сбольными 1-й группы заключается в том, что при трени­ровке текстов аппарат все чаще отключается. Эффект за­держанной речи больной использует как пусковой момент, дающий ему возможность войти в нужную речевую колею. При ухудшении речи больной снова прибегает к помощи ап­парата. Таким образом, осуществляется правильная психоло-

гическая установка, позволяющая рассматривать аппарат не как речевой протез, без которого невозможно обойтись, а как средство достижения здоровой речи без аппарата.

Для больных 2-й группы, которым АИР при тренировке самостоятельной речи помогает в меньшей степени, возмож­но одновременное использование аппарата и применение не­которых лого- и психотерапевтических приемов. Так, напри­мер, с успехом может быть применен прием моноритмической речи. Моноритмизация заключается в выделении ударением всех слогов в словах, входящих во фразу. Интонация во фра­зе должна остаться естественной. Этим приемом достигается большая слитность и четкость речи больного.

В тех случаях, когда у больного преобладает тонический тип судорог, наблюдаются сопутствующие и ритуальные дви­жения, перед логопедическим занятием следует проводить короткие сеансы аутотренинга (3—4 мин.). Мышечная рас­слабленность, ощущение эмоционального покоя и сосредото­ченности создают благоприятную почву для более успешного применения аппарата АИР.

Применение АИР в процессе функциональных трениро­вок в реальной жизни

Примерно за месяц до окончания курса лечения больные начинают активные функциональные тренировки речи в ре­альных условиях.

Пациенты, использующие аппарат, при желании могут за­маскировать корпус АИР одеждой: телефон с заушиной при­крывается волосами либо головным убором, ларингофон за­крепляется на шее под воротником или косынкой. Но в резуль­тате психотерапевтических мероприятий пациенты должны быть психологически подготовлены к тому, чтобы применять аппарат открыто, без всякого стеснения.

Если тренировка в реальных условиях осуществляется успеш­но и больной говорит без заикания, по указанию руководителя задержка речи на аппарате может быть уменьшена либо аппарат отключается. В случаях ухудшения речи задержку можно уве­личить, а также в отдельных случаях следует применять облег­чающие логопедические приемы (моноритмизация и др.).

Занятия с аппаратом в реальных условиях могут длиться до 30 минут. Если у больного возникает ощущение усталости, напряженности, продолжительность тренировки сокращается.

С успехом АИР применяется и в условиях лечебно-трени­ровочных конференций. Спокойная манера поведения, умение незаметно менять режим работы аппарата подготавливает па­циентов к использованию АИР в аналогичных условиях реаль­ной жизни. Имеются сведения об удачном опыте применения аппарата отдельными взрослыми больными на различных со­браниях, совещаниях, защитах диссертаций и пр.

Оценка эффективности применения аппарата АИР в кур­се комплексного лечения заикания

Итоги лечебно-коррекционной работы, проведенной с по­мощью аппарата АИР, показали, что в ряде случаев удалось добиться более высокой эффективности устранения заикания (табл. 8). В качестве контрольной группы использовались ото­бранные в алфавитном порядке истории болезни 104 больных (72 человека с тяжелой, 32 — со средней степенью заикания), которые прошли полный курс комплексного лечения без при­менения аппарата.

Как видно из таблицы 8, применение аппарата АИР дало возможность увеличить количество пациентов, окончивших лечение с оценкой «практически здоровая речь», а число слу­чаев безрезультатного лечения сократилось вдвое.

Таблица 8









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.