Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







на живых организмов (4 часа)





Цель: Определить зависимость прорастания семян растений от воздействия различных концентраций загрязняющих веществ в среде.

Оборудование: Семена (пшеница, горох), чашки Петри, фильтровальная бумага, ножницы, весы, шпатели, реактивы (поваренная соль, нитрат аммония, медный купорос), колбы на 50 мл, мерный цилиндр, колба с 500 мл дистиллированной воды.

Теоретическое введение. Загрязнение среды является важнейшим примером антропогенных факторов. Загрязнение почв имеют самый разный характер. Это могут быть и пищевые вещества (поваренная соль, используемая в городах против гололеда), и удобрения (нитраты) если их количество превышает нормативы. Важнейшей группой загрязнителей являются ионы тяжелых металлов, например, меди, попадающих в среду с дымами металлургических комбинатов, котельных и т.д..

Задание 1 Разбейтесь на бригады и приготовьте по 30 мл четырех концентраций растворов солей (для поваренной соли и нитрата аммония 0,5%, 1,0%; 2,5% и 5,0%, а для медного купороса0,25%, 0,5%, 1,0% и 2,5%). Приготовьте чашки Петри для каждого варианта, положите на дно каждой кружочки фильтровальной бумаги с надписанными простым карандашом этикетками. На них должны быть указаны: дата, вариант, № группы, фамилии студентов. К внутренней стороне крышек приклейте водой точно такие же квадратные этикетки. Отберите по 10 полноценных семян всех предложенных культур, положите в приготовленные чашки Петри с фильтровальной бумагой на дне, залейте 10 мл приготовленных растворов и поставьте на проращивание. Контрольные семена залейте 10 мл дистиллированной воды.

Задание 2 Через 1 неделю оцените влияние загрязняющего вещества в среде на всхожесть семян, длина проростков, развитие корневой системы растений. Полученные данные занесите в таблицу 4. Разными цветами постройте графики зависимости всхожести семян разных растений от концентрации загрязняющего вещества в среде (рисунок 1). Аналогичные графики постройте для средних длин проростка, корня и числа корней. Сформулируйте вывод о влиянии загрязнения среды на прорастание семян и формирование растения.

Таблица 4 Влияние концентрации …… в среде на прорастание

семян различных культур

Концент-рация …, (%)   Культура Всхо- жесть (%) Длины проростков (мм) Длины корней (мм)
Измеренные Средняя Измеренные Средняя
  Пшеница          
Горох          
  0,5 Пшеница          
Горох          
  1,0 Пшеница          
Горох          
  2,5 Пшеница          
Горох          
  5,0 Пшеница          
Горох          

 

Всхожесть (%) 100 -     50 -     0 -        

0 0,25 0,5 1,0 2,5 5,0

Концентрация..… (%)

Рисунок 1 Графики зависимости всхожести семян разных культур

от концентрации … в среде

Контрольные вопросы

1. Можно ли однозначно сказать, что наличие в среде ионов Na+ или Cl- вредно для растения?

2. Как можно использовать подавление развитие микроорганизмов повышенной концентрацией соли?

3. Что такое загрязнения среды? Применим ли к ним закон оптимума?

Лабораторная работа № 2

Тема: Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду

В результате работы автотранспорта

Цель работы: Определить количество газообразных вредных веществ, выделяемых автотранспортом в атмосферу.

Теоретическое введение

В настоящее время до 70% загрязнений воздуха в крупных городах связано с работой автотранспорта. Он же является одной из причин смога. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NOх от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NOх можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева. Концентрация оксида углерода в выхлопных газах автомобиля составляет 0,3-10%, углеводородов (несгоревшего топлива) – до 3% и оксидов азота – до 0,8%.

Последствия отрицательного воздействия на организм человека основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу и из выхлопных газов, приведены в таблице 5.

Таблица 5 Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека

Вредные вещества Последствия воздействия на организм человека
Оксид углерода (первичный загрязнитель) Препятствует адсорбцию кровью кислорода, что ослабляет мыслительные способности, замедляет рефлексы, вызывает сонливость и может вызвать потерю сознания и смерть
Оксиды азота (первичный загрязнитель) Увеличивают восприимчивость организма к вирусным заболеваниям (типа гриппа), раздражает легкие, вызывает бронхит и пневмонию
Озон (вторичный загрязнитель) раздражает слизистую оболочку органов дыхания, вызывает кашель, нарушает работу легких; снижает сопротивляемость к простудным заболеваниям; может обострять хронические заболевания сердца, а также вызывать астму, бронхит.
Свинец(из этилированного бензина) Эмбриотоксическое и тератогенное действие (дефекты или гибель зародышей и новорожденных), поражение нервной и кровеносной системы, печени, угнетает иммунитет

Задания

1) Выберите участок автотрассы вблизи учебного заведения длиной 0,1 (L, км), имеющей хороший обзор.

2) Оцените ширину проезжей части улицы (а), ее общую ширину до домов (А) и высоту окружающих улицу домов (Н).

3) Определите число единиц различного автотранспорта, проходящего по участку в обе стороны в течение 10 мин., пересчитайте на 1 час и заполните учетную таблицу 6

Таблица 6 Учетная таблица количества автотранспорта

Тип автотранспорта (j) Проехало автомобилей Общий путь за 1 час, Lj, км
за 10 мин. за 1 час, Nj
Легковые автомобили      
Грузовые автомобили      
Автобусы      
Дизельные грузовые автомобили      

4) Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным число автомобилей каждого типа за 1 час (Lj, км), по формуле:

Lj = Nj * L, где j - обозначение типа автотранспорта; L - длина участка, км;

…. Nj - число автомобилей каждого типа, проходящих за 1 час.

5)Рассчитайте количество топлива (Qj, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

Qj = Lj * Yj,

где Yj – удельный расход топлива для разных автомобилей в соответствии со справочной таблицей 7 (взять средние значения).

Таблица 7 Нормы расхода топлива при движении в условиях города

Тип автотранспорта Средние нормы расхода топлива (л на 100 км) Удельный расход топлива Yj (л на 1 км)
Легковые автомобили 11 – 13 0,11 – 0,13
Грузовые автомобили 29 – 33 0,29 – 0,33
Автобусы 41 – 44 0,41 – 0,44
Дизельные грузовые автомобили 31 - 34 0,31 – 0,34

6) Полученные результаты по расходу топлива занесите в таблицу 8 и определите общее количество сожженного топлива каждого вида (åQ).

7) Используя таблицу 9, рассчитайте объем выделившихся вредных веществ в литрах (по каждому виду топлива и всего) и занесите их в таблицу 10. Коэффициент К численно равен объему вредных выбросов соответствующего компонента при сгорании в двигателе автомашины 1 л топлива.

Таблица 8 Расход топлива

Тип автотранспорта Lj Qj
Бензин Дизельное топливо
Легковые автомобили     -
Грузовые автомобили     -
Автобусы     -
Дизельные грузовые автомобили   -  
Всего: ∑Q    

Таблица 9 Коэффициенты выброса вредных веществ (К)

  Вид топлива Значения коэффициента К
Угарный газ СО Углеводороды (пентан – С5Н12) Диоксид азота NО2
Бензин 0,6 0,1 0,04
Дизельное топливо 0,1 0,03 0,04

Таблица 10 Объем выбросов

Вид топлива ∑Q Вредные вещества
Угарный газ Углеводороды Диоксид азота
Бензин        
Дизельное топливо        
Всего: (V), л      

8) Рассчитайте массу выделившихся вредных веществ m (г) по формуле и результаты впишите в таблицу 11:

, где М – молекулярная масса, а 22,4 л – объем 1 моля газа при н. у.

Таблица 11 Концентрация вредных примесей в воздухе проезжей части и количество чистого воздуха, необходимого для их разбавления

Вид вредного вещества Объем V, л Молеку-лярная масса, М Масса m, г Концент-рация, мг/м3 ПДК мр, мг/м3 Объем воздуха для разбавления, м3
Угарный газ СО            
Углеводороды (пентан) С5Н12            
Диоксид азота NО2         0,085  

9) Определите объем исследуемого участка проезжей части улицы длиной L, шириной а, принимая его высоту h за 2 м,. Рассчитайте и занесите в таблицу 11 концентрацию вредных примесей в воздухе проезжей части. Сопоставьте полученные значения концентраций с табличными значениями ПДК.

10) Если вычисленные вами концентрации какого-либо из компонентов выхлопа превышают ПДК, рассчитайте количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды. То есть, рассчитайте, во сколько раз надо развести воздух проезжей части дороги, чтобы концентрация примесей стала ниже ПДК. Затем, вычислив общий объем улицы (L*А*Н, м3), определите, достаточно ли в ней воздуха для разбавления вредных примесей до необходимого уровня, и сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные источники загрязнения воздуха в городе.

2. Какими показателями нормируется состояние атмосферного воздуха на улицах городов?

3. Как влияет автотранспорт на загрязнение воздуха?

4. Назовите важнейшие вредные компоненты выхлопа

Рисунок 4 Устройство и комплектность стенда БДС-7  
автомобилей.

Библиографический список

1. Передельский, Л.В. Экология: учебник / Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко. - М.: Проспект, 2009. - 507 с

2. Бродский, А. К. Общая экология: учебник для студ. вузов, обуч. по напр. 020200 "Биология", биологическим спец. и по спец. 020803 "Биоэкология" напр. 020800 "Экология и природопользование" / А. К. Бродский. - 2-е изд. стер. - М.: Академия, 2007. - 254 с.

3. Красная книга Республики Башкортостан:редкие и исчезающие виды высших сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников и грибов, редкие и исчезающие виды животных: объединенный том /М-во природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Ин-т биологии УНЦ РАН, БГУ; и др.- Уфа: Полипак, 2007. – 525 с.

4. Экология: учеб. пособие для студ. вузов / [А. И. Ажгиревич и др.]; под ред. В.В.Денисова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 767 с.

5. Федорова А.И. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

6. Периодические издания: Экологическая безопасность АПК, Экология и промышленность России, Экология, Табигат, Проблемы региональной экологии, Безопасность жизнедеятельности

7. Консультант Плюс: Высшая школа: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов: учеб. пособие для студ. юридических, финансовых и эконом. спец.: допущено УМО по образованию. - Электрон. поисковая прогр. - Уфа: Респект, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – Вып. 12. Лапина, М. А. Экологическое право / М. А. Лапина. - [Б.м.: Б.и.], 2008 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО, УЧЕБНИКИ, ТЕСТЫ

8. eLIBRARY – научная электронная библиотека (база данных включающая разделы охрана окружающей среды и экология человека)

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.