|
Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изученияСтр 1 из 4Следующая ⇒ История
Планы семинарских занятий, темы рефератов, контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов)
Комсомольск-на-Амуре 2011 История: планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов) / Сост. И.Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2011.
Методические рекомендации содержат тематику семинарских занятий и проблемные вопросы по курсу истории. Дается библиографический перечень основной литературы, а к каждой теме занятия - дополнительной литературы, рекомендованной для студентов. Приведены темы рефератов и контрольные вопросы.
Рецензент Л.Н. Долгов
________________________________________________________ Подписано в печать
Редакционно-издательский отдел Комсомольского-на-Амуре Государственного технического университета 681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27
Полиграфическая лаборатория Комсомольского-на-Амуре Государственного технического университета 681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27
ВВЕДЕНИЕ
История является важнейшей дисциплиной в общегуманитарной подготовке специалиста. Курс «История» является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин для всех вузов Российской Федерации. Цель курса дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством. Исходя из этой цели, были сформулированы задачи курса: o сформировать представление об истории как науке, о ее месте в системе научного знания и целях ее изучения; o дать научное представление об основных этапах в истории России с древнейших времен и до наших дней; o развить способность анализировать основные проблемы российской истории; o научить осознавать и определять место российской истории во всемирном историческом процессе; o научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому; o научить осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; o научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Курс предполагает рассмотрение основных периодов отечественной истории, рассматриваемые в неразрывном контексте с всемирной историей. Название тем определяет основное содержание данного периода. Каждый из выделенных периодов имеет внутреннюю целостность, является логически завершенным историческим этапом. В основе программы лежит проблемно-хронологический принцип построения изучения учебного материала, который предполагает выведение на первый план спорных, дискуссионных вопросов, от решения которых во многом зависит и понимание исторического процесса в целом. Библиографический список рекомендуемой литературы делит литературу на основную и дополнительную. Под основной понимаются учебники и учебные пособия, включающие рассмотрение длительных периодов истории. Дополнительная литература помещена в разделах, которые соответствуют темам практических занятий и включает в себя литературу, рекомендуемую для написании реферата, тема которого относится к соответствующему периоду.
Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару. Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке: 1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов. 3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях ученых - историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений. Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию. При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом: а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу); б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу; в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода; г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план. 4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради. В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание. Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях. Конспект составляется в следующей последовательности: а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы; б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях. 5. На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара; б) внимательно следить за выступлениями; в) уметь вести полемику с оппонентами.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Природно-климатические и географические факторы и их влияние на характер исторического развития России. 2. Древняя Русь и кочевники: история взаимоотношений. 3. Внешняя политика Киевской Руси. 4. Дальний Восток в древности. 5. Дальний Восток в эпоху средневековья. 6. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития. 7. Центры объединения Руси в XIV-XV вв.: проблема лидерства. 8. Церковный раскол: социально-политическая сущность и последствия. 9. Оценка петровских преобразований в современной отечественной историографии. 10. Внешняя политика России в период дворцовых переворотов. 11. Изменения в международном положении Российской империи в правление Екатерины II. 12. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». 13. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. 14. Западники и славянофилы: дискуссии о путях развития страны. 15. Русская культура первой половины XIX века и ее вклад в мировую культуру. 16. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. 17. Освоение и вхождение дальневосточных земель в состав российского государства в XIX- начале XX вв. 18. Развитие российской науки и техники в первой половине XIX века. 19. Объективная потребность и ход индустриальной модернизации России на рубеже XIX–XX вв. 20. Опыт думского «парламентаризма» в России в начале ХХ века. 21. Формирование и деятельность социал-революционной партии. 22. Образование и деятельность конституционно-демократической партии. 23. Монархические и черносотенные организации в России. 24. Образование и наука России в конце XIX – начале XX в. 25. Кризис власти в годы первой мировой войны и его истоки. 26. «Распутинщина»: понятие, содержание, последствия. 27. Геополитические цели и интересы России в первой мировой войне. 28. Социально-экономическая политика Временного правительства. 29. Большевистская стратегия в 1917 -1920 гг.: причины победы. 30. Политика «военного коммунизма»: идеология и практика. 31. Интервенция в Гражданской войне: причины, формы, масштабы. 32. Русская эмиграция: центры, идеология, особенности ассимиляции. 33. Концепция и практика культурной революции. 34. «Большой террор»: причины и сущность. 35. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. 36. СССР в международных отношениях накануне Второй мировой войны. 37. Идеологическое обеспечение советского политического режима и личной власти Сталина. 38. Становление диктатуры личной власти И.В. Сталина 39. «Русская освободительная армия» А.А. Власова. 40. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития Послевоенное общество: повседневная жизнь и общественные настроения. 41. Реформаторство Н.С. Хрущева: достижения, просчеты, итоги. 42. Общество и власть в период «оттепели». 43. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, основные этапы развития. 44. Тенденции экономического развития СССР в 60-80-е гг. 45. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. 46. Перестройка: разработка концепции и практика. 47. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. 48. Становление многопартийности в России в конце ХХ века. 49. Распад СССР и образование СНГ. 50. Президентство В.В. Путина: новые стратегии развития России. 51. Становление и деятельность партии «Единая Россия». 52. Президентство Д.А. Медведева: основные векторы развития Российской Федерации. 4 Контрольные вопросы 1. Восточные славяне в древности. 2. Предпосылки и особенности образования древнерусского государства. 3. Киевская Русь: основные периоды истории. 4. Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры. 5. Монголо-татарское нашествие и его последствия для развития Руси. 6. Вторжение на Русь с Запада и победы Александра Невского. 7. Этапы развития Московского княжества 8. Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III. 9. Реформы Избранной Рады 50-х годов XVI в.. 10. Опричнина Ивана Грозного: сущность и последствия. 11. Смутное время: причины, основные события, последствия. 12. Воцарение династии Романовых и преодоление последствий Смуты. 13. Становление российского абсолютизма при Алексее I Михайловиче и Федоре I Алексеевиче. 14. Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования. 15. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII в. 16. Феномен дворцовых переворотов XVIII века: причины, основные события и итоги. 17. Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России. 18. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. 19. Российская империя при Павле I. 20. Александр I: поиски путей реформирования русского общества. 21. Отечественная война 1812 г. 22. Тайные общества и движение декабристов. 23. Консервативно-охранительная политика Николая I. 24. Крымская война и кризис крепостничества. 25. Отмена крепостного права: подготовка и основные положения. 26. Великие реформы 60 - 70-х годов ХIХ в. 27. Контрреформы 80-х - начала 90-х годов. 28. Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века. 29. Русско-японская война 1904-1905 гг. 30. Первая российская революция 1905 - 1907 годов 31. Формирование системы политических партий России в начале ХХ в. 32. Третьиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина. 33. Участие России в Первой мировой войне в 1914-1916 гг. 34. Причины Февральской революции. Февральская революция и установление двоевластия в стране. 35. Временное правительство: от Февраля к Октябрю. 36. Октябрьский переворот большевиков и II Съезд Советов. 37. Гражданская война и иностранная интервенция: этапы и итоги. 38. Военный коммунизм: политика, практика, идеология. 39. Советская модернизация 30-х годов: коллективизация и индустриализация. 40. Формирование советского политического режима в 30-е гг. 41. СССР во Второй мировой войне 42. Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны. 43. Восстановление и развитие народного хозяйства после окончания войны. 44. Смерть Сталина и борьба в руководстве страны за власть. 45. «Холодная война»: ее причины, сущность и последствия. 46. Социально-экономическое развитие СССР в период «хрущевского» десятилетия (1953-1964). 47. Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания. 48. Политическая система СССР и механизмы власти. «Диссидентское» движение. 49. Этапы и итоги перестройки. 50. «Новое политическое мышление»: новые ориентиры внешней политики СССР. 51. Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.). 52. Президентство В.В. Путина: реформы, систематизация или установление контроля?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Верт, Н. История советского государства / Н. Верт. – М.: Весь мир, 2006. – 560с. 2. Деревянко, А.П. История России: Учеб.пособие для вузов / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - М.: Проспект, 2006. - 557с. 3. Зуев, М.Н. История России: Учеб. пособие для вузов / М. Н. Зуев. - М.: Высшее образование, 2007. - 635с. 4. История России IX-XVIII вв. – М.: Слово, Эксмо, 2004. – 448 с. 5. История России XIX - нач. XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. – М.: Зерцало, 1998. – 743 с. 6. История России XX вв. / Отв. Ред. В.П. Дмитриенко. – М.: АСТ, 2001.- 601 с. 7. История России в.п. XIX - XX вв. Курс лекций. / Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного техн. ун-та, 1995. – 352 с. 8. История России с древнейших времен до конца ХVII века: Учеб. пособ. для студ. вузов / Отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. - М.: АСТ, 1998. - 576с. 9. История России с начала XVIII в. до конца XIX в. / А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.И. Боханов. – М.: АСТ, 1996. – 543 с. 10. История России. / под ред. Семенниковой. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 400 с. 11. Мухамедина, Ш. Отечественная история новейшего времени / Ш. Мухамедина. - М.: КДУ, 2004. – 240 с. 12. Отечественная история. ХХ век. Учебное пособие / Под ред. А.В.Ушакова. - М.: Высшая школа, 1996. – 432 с. 13. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - СПб.: Литера, 2002. - 800с. 14. Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. - СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 432 с. 15. Соколов, А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940 / А.К. Соколов. – М.: Высшая школа, 1999. – 272 с. 16. Соколов, А.К. Курс советской истории. 1941 – 1991 / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова. – М.: Высшая школа, 1999. – 415 с.
История
Планы семинарских занятий, темы рефератов, контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов)
Комсомольск-на-Амуре 2011 История: планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов) / Сост. И.Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2011.
Методические рекомендации содержат тематику семинарских занятий и проблемные вопросы по курсу истории. Дается библиографический перечень основной литературы, а к каждой теме занятия - дополнительной литературы, рекомендованной для студентов. Приведены темы рефератов и контрольные вопросы.
Рецензент Л.Н. Долгов
________________________________________________________ Подписано в печать
Редакционно-издательский отдел Комсомольского-на-Амуре Государственного технического университета 681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27
Полиграфическая лаборатория Комсомольского-на-Амуре Государственного технического университета 681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27
ВВЕДЕНИЕ
История является важнейшей дисциплиной в общегуманитарной подготовке специалиста. Курс «История» является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин для всех вузов Российской Федерации. Цель курса дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством. Исходя из этой цели, были сформулированы задачи курса: o сформировать представление об истории как науке, о ее месте в системе научного знания и целях ее изучения; o дать научное представление об основных этапах в истории России с древнейших времен и до наших дней; o развить способность анализировать основные проблемы российской истории; o научить осознавать и определять место российской истории во всемирном историческом процессе; o научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому; o научить осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; o научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Курс предполагает рассмотрение основных периодов отечественной истории, рассматриваемые в неразрывном контексте с всемирной историей. Название тем определяет основное содержание данного периода. Каждый из выделенных периодов имеет внутреннюю целостность, является логически завершенным историческим этапом. В основе программы лежит проблемно-хронологический принцип построения изучения учебного материала, который предполагает выведение на первый план спорных, дискуссионных вопросов, от решения которых во многом зависит и понимание исторического процесса в целом. Библиографический список рекомендуемой литературы делит литературу на основную и дополнительную. Под основной понимаются учебники и учебные пособия, включающие рассмотрение длительных периодов истории. Дополнительная литература помещена в разделах, которые соответствуют темам практических занятий и включает в себя литературу, рекомендуемую для написании реферата, тема которого относится к соответствующему периоду.
Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару. Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке: 1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов. 3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях ученых - историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений. Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию. При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом: а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу); б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу; в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода; г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план. 4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради. В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание. Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях. Конспект составляется в следующей последовательности: а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы; б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях. 5. На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара; б) внимательно следить за выступлениями; в) уметь вести полемику с оппонентами.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изучения
1. Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. 2. История развития исторического знания. 3. Методы и источники изучения истории. Историография, методология и теория исторической науки. 4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. 5. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.
Литература: 1. Егоров, В.К. История в нашей жизни / В.К. Егоров. - М.: Наука, 1990. -192 с. 2. Историческая наука и историческое сознание / Б.Г. Могильницкий, И.Ю. Николаева, С.Г. Ким, В.М. Мучник, Н.В. Карначук. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 234 с. 3. Румянцева, М.Ф. Теория истории / М.Ф. Румянцева. - М.: Наука, 2002. - 319 с. 4. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семенникова. - М.: Книжный дом «Университет», 2009. – 782 с.
Проблемные вопросы
1. Существуют ли объективные законы истории? Познаваемы ли они? 2. История и историк. Как влияет личность историка, его взгляды на трактовку исторических фактов? 3. Может ли человек влиять на ход истории? Какие он имеет для этого возможности?
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|