Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изучения





История

 

Планы семинарских занятий, темы рефератов, контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов)

 

Комсомольск-на-Амуре 2011

История: планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов) / Сост. И.Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2011.

 

Методические рекомендации содержат тематику семинарских занятий и проблемные вопросы по курсу истории. Дается библиографический перечень основной литературы, а к каждой теме занятия - дополнительной литературы, рекомендованной для студентов. Приведены темы рефератов и контрольные вопросы.

 

 

Рецензент Л.Н. Долгов

 

 

________________________________________________________

Подписано в печать

 

Редакционно-издательский отдел Комсомольского-на-Амуре

Государственного технического университета

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 

Полиграфическая лаборатория Комсомольского-на-Амуре

Государственного технического университета

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 


ВВЕДЕНИЕ

 

История является важнейшей дисциплиной в общегуманитарной подготовке специалиста. Курс «История» является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин для всех вузов Российской Федерации. Цель курса дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.

Исходя из этой цели, были сформулированы задачи курса:

o сформировать представление об истории как науке, о ее месте в системе научного знания и целях ее изучения;

o дать научное представление об основных этапах в истории России с древнейших времен и до наших дней;

o развить способность анализировать основные проблемы российской истории;

o научить осознавать и определять место российской истории во всемирном историческом процессе;

o научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

o научить осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

o научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их.

Курс предполагает рассмотрение основных периодов отечественной истории, рассматриваемые в неразрывном контексте с всемирной историей. Название тем определяет основное содержание данного периода. Каждый из выделенных периодов имеет внутреннюю целостность, является логически завершенным историческим этапом. В основе программы лежит проблемно-хронологический принцип построения изучения учебного материала, который предполагает выведение на первый план спорных, дискуссионных вопросов, от решения которых во многом зависит и понимание исторического процесса в целом.

Библиографический список рекомендуемой литературы делит литературу на основную и дополнительную. Под основной понимаются учебники и учебные пособия, включающие рассмотрение длительных периодов истории. Дополнительная литература помещена в разделах, которые соответствуют темам практических занятий и включает в себя литературу, рекомендуемую для написании реферата, тема которого относится к соответствующему периоду.

 

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям

 

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях ученых - историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.

Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Природно-климатические и географические факторы и их влияние на характер исторического развития России.

2. Древняя Русь и кочевники: история взаимоотношений.

3. Внешняя политика Киевской Руси.

4. Дальний Восток в древности.

5. Дальний Восток в эпоху средневековья.

6. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития.

7. Центры объединения Руси в XIV-XV вв.: проблема лидерства.

8. Церковный раскол: социально-политическая сущность и последствия.

9. Оценка петровских преобразований в современной отечественной историографии.

10. Внешняя политика России в период дворцовых переворотов.

11. Изменения в международном положении Российской империи в правление Екатерины II.

12. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

13. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.

14. Западники и славянофилы: дискуссии о путях развития страны.

15. Русская культура первой половины XIX века и ее вклад в мировую культуру.

16. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

17. Освоение и вхождение дальневосточных земель в состав российского государства в XIX- начале XX вв.

18. Развитие российской науки и техники в первой половине XIX века.

19. Объективная потребность и ход индустриальной модернизации России на рубеже XIX–XX вв.

20. Опыт думского «парламентаризма» в России в начале ХХ века.

21. Формирование и деятельность социал-революционной партии.

22. Образование и деятельность конституционно-демократической партии.

23. Монархические и черносотенные организации в России.

24. Образование и наука России в конце XIX – начале XX в.

25. Кризис власти в годы первой мировой войны и его истоки.

26. «Распутинщина»: понятие, содержание, последствия.

27. Геополитические цели и интересы России в первой мировой войне.

28. Социально-экономическая политика Временного правительства.

29. Большевистская стратегия в 1917 -1920 гг.: причины победы.

30. Политика «военного коммунизма»: идеология и практика.

31. Интервенция в Гражданской войне: причины, формы, масштабы.

32. Русская эмиграция: центры, идеология, особенности ассимиляции.

33. Концепция и практика культурной революции.

34. «Большой террор»: причины и сущность.

35. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

36. СССР в международных отношениях накануне Второй мировой войны.

37. Идеологическое обеспечение советского политического режима и личной власти Сталина.

38. Становление диктатуры личной власти И.В. Сталина

39. «Русская освободительная армия» А.А. Власова.

40. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития Послевоенное общество: повседневная жизнь и общественные настроения.

41. Реформаторство Н.С. Хрущева: достижения, просчеты, итоги.

42. Общество и власть в период «оттепели».

43. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, основные этапы развития.

44. Тенденции экономического развития СССР в 60-80-е гг.

45. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР.

46. Перестройка: разработка концепции и практика.

47. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал.

48. Становление многопартийности в России в конце ХХ века.

49. Распад СССР и образование СНГ.

50. Президентство В.В. Путина: новые стратегии развития России.

51. Становление и деятельность партии «Единая Россия».

52. Президентство Д.А. Медведева: основные векторы развития Российской Федерации.

4 Контрольные вопросы

1. Восточные славяне в древности.

2. Предпосылки и особенности образования древнерусского государства.

3. Киевская Русь: основные периоды истории.

4. Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры.

5. Монголо-татарское нашествие и его последствия для развития Руси.

6. Вторжение на Русь с Запада и победы Александра Невского.

7. Этапы развития Московского княжества

8. Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III.

9. Реформы Избранной Рады 50-х годов XVI в..

10. Опричнина Ивана Грозного: сущность и последствия.

11. Смутное время: причины, основные события, последствия.

12. Воцарение династии Романовых и преодоление последствий Смуты.

13. Становление российского абсолютизма при Алексее I Михайловиче и Федоре I Алексеевиче.

14. Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования.

15. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII в.

16. Феномен дворцовых переворотов XVIII века: причины, основные события и итоги.

17. Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России.

18. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

19. Российская империя при Павле I.

20. Александр I: поиски путей реформирования русского общества.

21. Отечественная война 1812 г.

22. Тайные общества и движение декабристов.

23. Консервативно-охранительная политика Николая I.

24. Крымская война и кризис крепостничества.

25. Отмена крепостного права: подготовка и основные положения.

26. Великие реформы 60 - 70-х годов ХIХ в.

27. Контрреформы 80-х - начала 90-х годов.

28. Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века.

29. Русско-японская война 1904-1905 гг.

30. Первая российская революция 1905 - 1907 годов

31. Формирование системы политических партий России в начале ХХ в.

32. Третьиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина.

33. Участие России в Первой мировой войне в 1914-1916 гг.

34. Причины Февральской революции. Февральская революция и установление двоевластия в стране.

35. Временное правительство: от Февраля к Октябрю.

36. Октябрьский переворот большевиков и II Съезд Советов.

37. Гражданская война и иностранная интервенция: этапы и итоги.

38. Военный коммунизм: политика, практика, идеология.

39. Советская модернизация 30-х годов: коллективизация и индустриализация.

40. Формирование советского политического режима в 30-е гг.

41. СССР во Второй мировой войне

42. Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны.

43. Восстановление и развитие народного хозяйства после окончания войны.

44. Смерть Сталина и борьба в руководстве страны за власть.

45. «Холодная война»: ее причины, сущность и последствия.

46. Социально-экономическое развитие СССР в период «хрущевского» десятилетия (1953-1964).

47. Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания.

48. Политическая система СССР и механизмы власти. «Диссидентское» движение.

49. Этапы и итоги перестройки.

50. «Новое политическое мышление»: новые ориентиры внешней политики СССР.

51. Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.).

52. Президентство В.В. Путина: реформы, систематизация или установление контроля?

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Верт, Н. История советского государства / Н. Верт. – М.: Весь мир, 2006. – 560с.

2. Деревянко, А.П. История России: Учеб.пособие для вузов / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - М.: Проспект, 2006. - 557с.

3. Зуев, М.Н. История России: Учеб. пособие для вузов / М. Н. Зуев. - М.: Высшее образование, 2007. - 635с.

4. История России IX-XVIII вв. – М.: Слово, Эксмо, 2004. – 448 с.

5. История России XIX - нач. XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. – М.: Зерцало, 1998. – 743 с.

6. История России XX вв. / Отв. Ред. В.П. Дмитриенко. – М.: АСТ, 2001.- 601 с.

7. История России в.п. XIX - XX вв. Курс лекций. / Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного техн. ун-та, 1995. – 352 с.

8. История России с древнейших времен до конца ХVII века: Учеб. пособ. для студ. вузов / Отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. - М.: АСТ, 1998. - 576с.

9. История России с начала XVIII в. до конца XIX в. / А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.И. Боханов. – М.: АСТ, 1996. – 543 с.

10. История России. / под ред. Семенниковой. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 400 с.

11. Мухамедина, Ш. Отечественная история новейшего времени / Ш. Мухамедина. - М.: КДУ, 2004. – 240 с.

12. Отечественная история. ХХ век. Учебное пособие / Под ред. А.В.Ушакова. - М.: Высшая школа, 1996. – 432 с.

13. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - СПб.: Литера, 2002. - 800с.

14. Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. - СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 432 с.

15. Соколов, А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940 / А.К. Соколов. – М.: Высшая школа, 1999. – 272 с.

16. Соколов, А.К. Курс советской истории. 1941 – 1991 / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова. – М.: Высшая школа, 1999. – 415 с.

 

 

История

 

Планы семинарских занятий, темы рефератов, контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов)

 

Комсомольск-на-Амуре 2011

История: планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов) / Сост. И.Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2011.

 

Методические рекомендации содержат тематику семинарских занятий и проблемные вопросы по курсу истории. Дается библиографический перечень основной литературы, а к каждой теме занятия - дополнительной литературы, рекомендованной для студентов. Приведены темы рефератов и контрольные вопросы.

 

 

Рецензент Л.Н. Долгов

 

 

________________________________________________________

Подписано в печать

 

Редакционно-издательский отдел Комсомольского-на-Амуре

Государственного технического университета

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 

Полиграфическая лаборатория Комсомольского-на-Амуре

Государственного технического университета

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 


ВВЕДЕНИЕ

 

История является важнейшей дисциплиной в общегуманитарной подготовке специалиста. Курс «История» является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин для всех вузов Российской Федерации. Цель курса дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.

Исходя из этой цели, были сформулированы задачи курса:

o сформировать представление об истории как науке, о ее месте в системе научного знания и целях ее изучения;

o дать научное представление об основных этапах в истории России с древнейших времен и до наших дней;

o развить способность анализировать основные проблемы российской истории;

o научить осознавать и определять место российской истории во всемирном историческом процессе;

o научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

o научить осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

o научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их.

Курс предполагает рассмотрение основных периодов отечественной истории, рассматриваемые в неразрывном контексте с всемирной историей. Название тем определяет основное содержание данного периода. Каждый из выделенных периодов имеет внутреннюю целостность, является логически завершенным историческим этапом. В основе программы лежит проблемно-хронологический принцип построения изучения учебного материала, который предполагает выведение на первый план спорных, дискуссионных вопросов, от решения которых во многом зависит и понимание исторического процесса в целом.

Библиографический список рекомендуемой литературы делит литературу на основную и дополнительную. Под основной понимаются учебники и учебные пособия, включающие рассмотрение длительных периодов истории. Дополнительная литература помещена в разделах, которые соответствуют темам практических занятий и включает в себя литературу, рекомендуемую для написании реферата, тема которого относится к соответствующему периоду.

 

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям

 

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях ученых - историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.

Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изучения

 

1. Место истории в системе наук. Предмет исторической науки.

2. История развития исторического знания.

3. Методы и источники изучения истории. Историография, методология и теория исторической науки.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

5. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

 

Литература:

1. Егоров, В.К. История в нашей жизни / В.К. Егоров. - М.: Наука, 1990. -192 с.

2. Историческая наука и историческое сознание / Б.Г. Могильницкий, И.Ю. Николаева, С.Г. Ким, В.М. Мучник, Н.В. Карначук. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 234 с.

3. Румянцева, М.Ф. Теория истории / М.Ф. Румянцева. - М.: Наука, 2002. - 319 с.

4. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семенникова. - М.: Книжный дом «Университет», 2009. – 782 с.

 

Проблемные вопросы

 

1. Существуют ли объективные законы истории? Познаваемы ли они?

2. История и историк. Как влияет личность историка, его взгляды на трактовку исторических фактов?

3. Может ли человек влиять на ход истории? Какие он имеет для этого возможности?

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.