|
Координация движений и ее видыСтр 1 из 4Следующая ⇒ Для разных видов деятельности ребенка и взрослого (игра, учеба, труд, самообслуживание и т.д.) простые сенсомоторные реакции -явление редкое, более характерны сложные сенсомоторные реакции, среди которых чаще всего имеют место так называемые реакции на движущийся объект (РДО), когда движение должно совершаться в определенный момент в соответствии с перемещающимся в пространстве предметом (объектом). Наибольшую сложность в психомоторном процессе при различных видах двигательной деятельности представляет сенсомоторная координация, при которой "динамичен не только воспринимаемый раздражитель, как при реакции на движущийся объект, но и сама реализация двигательного действия" (К.К. Платонов, 1977; С.65). Другими словами, при сенсомоторной координации должно быть непрерывно как восприятие, так и движение, причем "движение регулируется восприятием его результатов, результат движения непрерывно сверяется с заданием" (там же). Различные виды предметной деятельности требуют от человека достаточно согласованных движений двумя руками или рук и ног и других частей тела. В этих случаях к сенсомоторной координации добавляется такое свойство психомоторики как координация движений, которая, как известно, является показателем ловкости человека. Понятие "координация" сегодня широко используется в различных областях научных знаний и применительно к разным сферам практической деятельности. Словарь иностранных слов так трактует этот термин: "Координация" [лат. со (п) - с, вместе + ordinatio расположение в порядке] - согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-л. и т.д.). Для использования в биологических науках термин "координация" был предложен в 1914 году известным отечественным биологом А.Н. Северцовым. Принято различать несколько видов координации движений: статическую, динамическую, реципрокную и др. В справочной литературе конкретного толкования понятий, стоящих за этими терминами, не дается. Под статической координацией, пишет М.О. Гуревич, "нужно понимать регуляцию двигательных актов, удерживающих тело и его отдельные сегменты в состоянии равновесия (например, при стоянии на одной ноге)" а под динамической координацией, продолжает он, - "регуляцию движений в смысле их точности" (М.О. Гуревич, 1930; С.65). В основе реципрокной координации ("реципрокный [лат. reciprocus] - взаимный") лежит "реципрокная (сопряженная, перекрестная) иннервация - рефлекторный механизм, обеспечивающий иннервацию взаимосвязанных групп скелетных мышц, участвующих в осуществлении сложных координированных движений (ходьба, бег и др.), при которых сокращение одной группы мышц сопровождается расслаблением других мышц (антагонистов)" (Словарь иностранных слов, 1990; С.444). Н.А. Бернштейн (1966) определяет координацию движений как "преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа" т.е. превращение его в управляемую систему. Иными словами, под координацией движений он понимает целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации регулирующей деятельности коры головного мозга. Координация движений в онтогенезе дошкольника развивается постепенно на основе созревания соответственных мозговых образований и благодаря приобретаемому ребенком опыту в различной двигательной деятельности, особенно на занятиях по физической культуре, во время проведения подвижных игр, в процессе различных предметных манипуляций и т.д. Быстрая и точная моторная реакция на пусковой сигнал и хорошая координация экономных, точных и соразмерных движений, реализующих двигательные акты в различных видах деятельности, определяют, по мнению К.К. Платонова (1977), ловкость как двигательное качество человека, как черту личности. Ловкость или неловкость могу г проявляться в различных видах деятельности в качестве одного из показателей особенностей психомоторики как при нормальном ее развитии, так и в случаях отклонений или недостаточной сформированности.
Психомоторика и идеомоторные процессы (идеомоторика) Как было уже отмечено выше, в круг явлений психомоторики входят также идеомоторные процессы (идеомоторика), "связывающие представление о движении с выполнением движения" (К.К. Платонов, 1977; С.66). По словарю "Психология" под общей редакцией А.В.Петровского. М.Г. Ярошевского (1990; С.131) с уточненными терминами и их переводом из Словаря иностранных слов (1990; С.23; С. 187; С332) термин "идеомоторный акт" [< греч. idea - понятие, представление, идея, образ + < лат. motor — приводящий в движение и jiai. aktus - поступок, действие] определяется как "переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает мысль о нем)". Заметим здесь попутно, что сам принцип идеомоторного акта, как известно, был открыт еще в 18 веке английским врачом Д. Гартли и разработан в последующем английским психологом В. Карпентером. В настоящее время существует две точки зрения на физиологический механизм идеомоторных актов. Первая из них основывается на представлениях И.П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт управляемся эфферентными импульсами, поступающими от определенных клеток коры головного мозга. "Давно было замечено и научно доказано, - отмечает он, - что раз вы думаете об определенном движении (то есть имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите" (И.П. Павлов, 1951; С.316). Вторая точка зрения исходит из положения Н.А. Бернштейна (1966) о кольцевой регуляции движений, согласно которому идеомоторный акт управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Следует здесь также подчеркнуть, что проблема идеомоторики как проблема образа и его роли в регуляции двигательных актов является одной из центральных проблем психологии движений, психологии телесности. С позиций педагогической науки эта проблема затрагивает вопросы эффективного обучения правильным движениям, успешного овладения ребенком двигательными навыками, а также вопросы предупреждения причин многих ошибочных, неправильных движений при первоначальном ознакомлении детей с ними, а в случаях недоразвития или нарушений психомоторики действенной ее коррекции.
Морфофункциональная организация Психомоторики в нормальных И патологических условиях
Психомоторика как совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, реализующаяся, как было показано в предыдущей главе, в многочисленном разнообразии моторных проявлений, представляет собой чрезвычайно сложную психофизиологическую функциональную систему, которая имеет многоуровневую иерархическую организацию с программирующими, управляющими, регулирующими и исполнительными органами. В осуществлении психомоторных актов принимают участие многие органы и системы человеческого opганизма и прежде всего нервная система на различных уровнях ее организации и система многочисленных мышц, тесное взаимодействие которых обеспечивает как удержание определенных положений, поз тела и различных его частей (статика), так и выполнение разнообразных по характеру движений и двигательных действий (динамика). Все многообразное богатство тончайших движений, совершаемых человеком в различных видах профессиональной или любой другой деятельности, становится возможным благодаря тонкой дифференцированной работе (сокращению и растяжению) множества мышц и мышечных групп, представляющих исполнительные органы двигательного аппарата, совокупность которых образует мышечную, пли мускульную, систему человека. Управление работой огромного количества мышц (а у человека только скелетных мышц насчитывается около шестисот), осуществляйся центральной нервной системой (головным и спинным отделами мозга) при участии периферической нервной системы (черепно-мозговых нервов, спинномозговых нервов и нервных сплетений). Периферические нервы доставляют импульсы (приказы на выполнение психомоторных действий) из центральной нервной системы по эфферентному (выносящему, двигательному) пути к рабочему органу -мышце и информацию с периферии - от мышцы (рецептора, расположенного в ней) по афферентному (приносящему, чувствительному) пути обратно в центральную нервную систему. Доказано, что периферические нервы по своему составу являются смешанными, то есть несут в себе и чувствительные, и двигательные волокна. Развитие моторики ребенка на ранних этапах онтогенеза обусловлено естественным созреванием соответствующих мозговых структур, а в последующем зависит от социально-педагогических условий, то есть обучения. Таким образом, успешность-неуспешность психомоторного развития в целом определяется двумя основными факторами: во-первых, зрелостью и функциональной готовностью мозга и прежде всего тех его отделов, которые обеспечивают возможность данного развития и, во-вторых, научением, то есть формированием двигательных навыков (М.М. Кольцова, 1973). Большое количество данных клинических наблюдений и экспериментальных исследований свидетельствует, что проявления двигательных нарушений и моторной несформированности, характеризующиеся разнообразной симптоматикой, разными патофизиологическими механизмами, специфическим влиянием на состояние отдельных психических функций человека и т.д., обусловлены различной локализацией поражения мозговых структур или их функциональной недостаточностью. В связи со сказанным знание морфологических и функциональных особенностей нервных образований, задействованных прямо или косвенно в осуществлении психомоторной деятельности, имеет важное значение как для изучения двигательной сферы в норме и при отклонениях, так и для организации необходимой работы по развитию психомоторики и коррекции ее недостатков. В основе нашего рассмотрения морфофункциональных особенностей мозговых структур, принимающих участие в осуществлении психомоторных актов человека, лежит общепринятый в клинике принцип: изучение патологии через знание нормы. Такой подход, на наш взгляд, во-первых, является необходимым отправным моментом в формировании общих представлений о сложной структуре мозгового аппарата, обеспечивающего моторные возможности человека, и о роли каждой из его составных частей и других мозговых образований в целостной работе двигательной функциональной системы, каковую и представляет психомоторика как предмет нашего рассмотрения; во-вторых, составляет важную часть в подготовке необходимого инструментария при проведении такого рода исследований, предмет которых находится на стыке ряда научных дисциплин; в-третьих, расширяет возможности для объективной оценки характера отклонений в двигательном развитии и проведения топической диагностики мозговых поражений в процессе комплексного медико-психолого-педогогического изучения психомоторных функций человека; наконец, в четвертых, обеспечивает научно обоснованную организацию работы по развитию психомоторики и коррекции ее нарушений. К рассмотрению мозговой организации психомоторики мы подходим с позиций исторического развития представлений о природе произвольных движений человека. Исходя из этого в первом разделе данной главы на основании анализа литературы нами обозначены основные узловые моменты процесса формирования представлений о мозговой организации моторных функций человека. В последующих разделах мы также исходим из указанного принципа, включая в их содержание в случае необходимости исторический материал. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|