Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ





1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.

2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.

5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

Пример 1. Ребенок во время тихого часа поет песни, шепчется с соседями, требует, чтобы воспитатель сидел рядом с ним и гладил его по спине. Угрожает, что если воспитатель не сядет к нему на кро­вать, он скажет маме, что в группе его наказали и нашлепали. Ваши действия.

Пример 2. Ребенок 2-го класса отказывается выполнять какие-либо зада­ния во время проведения контрольной работы. Он встает, хо­дит по классу и стирает с доски записи учителя (задания кон­трольной работы). Ваши действия.

Пример 3. Ребенок 7 лет грубит родителям, употребляет нецензурные вы­ражения, стены своей комнаты исписывает бранными словами. Ваши действия.

Пример 4. Ребенку 10 лет. В течение 45 минут урока математики он каждые 5-— 7 минут получает замечание учителя, на которое отзывается бранью и криками. В кабинет директора идти отказывается. Ваши действия.

Пример 5. Ребенок 5 лет за один вечер три раза подрался с братом (8 лет), разбил стакан, сломал папин калькулятор, разлил чай. Каж­дое происшествие сопровождалось слезами, криками и искрен­ним раскаянием с обещаниями впредь вести себя хорошо. Но через несколько минут он уже снова дерется, кричит, носится по квартире как смерч и роняет по пути предметы. Ваши действия.

Пример 6. Ребенок 6 лет требует подать ужин к телевизору, от экрана которого он не отходит уже в течение трех часов. Заявляет: «Я здесь главный! Вы все должны меня слушаться. Не будете слушаться — я буду психовать. Вам тогда не сдобровать!» При малейшем неподчинении родителей он бросается на пол, бьет­ся руками, ногами об пол, пронзительно визжит. Ваши действия.

Пример 7. Ребенок 6 лет заявляет маме в игрушечном магазине: «Ты, кажется, говорила, что меня любишь? Тогда быстро покупай мне новый пистолет». Ваши действия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

1. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

2. АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ ВСЕМ ВЗРОСЛЫМ

3. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ

4. ПИСЬМО ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

5. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

6. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ (анкета для родителей)

 

1. У меня есть ребенок

2. Мой ребенок очень тревожен

3. У меня двое детей

4. Для меня главное в жизни дети (ребенок)

5. Моему ребенку 3—5 лет

6. Я хочу, чтобы мои дети были лучше всех

7. Мой ребенок часто бывает агрессивен

8. У меня нет проблем в воспитании ребенка(детей)

9. Моему ребенку 5—7 лет

10. Мой ребенок — младший школьник

11. Я умею общаться с гиперактивными детьми

12. У меня аутичный ребенок

13. Моему ребенку 1—3 года

14. У меня трое детей (четверо)

15. Я хочу узнать, как общаться с детьми от 3-х до 7-и лет

16. Мне трудно понять моих детей (ребенка)

17. Я хочу узнать, как общаться с подростками

18. Мой ребенок гиперактивен

19. Мой ребенок — подросток

20. Педагогика — мое призвание

 

 

АНКЕТА «ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОСТИ»

 

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».

Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.

 

Ребенок Часто Редко
1. Спорит, ругается со взрослыми    
2. Теряет контроль над собой    
3. Винит других в своих ошибках    
4. Завистлив, мстителен    
5. Сердится и отказывается что-либо сделать    
6. Специально раздражает людей    
7. Отказывается подчиняться правилам    
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их    

Сосчитайте количество ответов «да».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок являет­ся агрессивным.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, отно­сится к исследуемому ребенку.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя — 7—14 баллов.

Низкая — 1—6 баллов.

 

СКОРОГОВОРКИ:

У МАЛЕНЬКОЙ САНИ САНКИ ЕДУТ САМИ

ПАЛКУ ТОЛКАЛ ЛАПКОЙ ПОЛКАН

ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ

ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ

КУРЬЕРА КУРЬЕР ОБГОНЯЕТ Б КАРЬЕР

РЫБАК РЫБАКА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА

ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА

ТРОЕ ТРУБАЧЕЙ ТРУБЯТ В ТРУБЫ

ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДО СВОИХ БОБРЯТ

ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИЛ, ДЕДА СТУКОМ РАЗБУДИЛ

У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩИ, А УСИКИ

ПРОХОР И ПАХОМ ЕХАЛИ ВЕРХОМ

ПЕТЯ ПИЛИЛ ПИЛОЙ ПЕНЬ

НЕ ВСЯК УМЕН, КТО БОГАТО НАРЯЖЕН

ОРЕЛ НА ГОРЕ, ПЕРО НА ОРЛЕ

НА СКАМЕЙКЕ У ДОМА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ РЫДАЛА ТОМА

НА ИВЕ ГАЛКА, НА БЕРЕГУ ГАЛЬКА

СЕНЯ ВЕЗ ВОЗ СЕНА

ХОРОШ ПИРОЖОК, ВНУТРИ ТВОРОЖОК

ДО ГОРОДА ДОРОГА В ГОРУ, ОТ ГОРОДА - С ГОРЫ

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ

НА КРЫШЕ У ШУРЫ ЖИЛ ЖУРАВЛЬ ЖУРА

В РОЩЕ ЩЕБЕЧУТ СТРИЖИ, ЧЕЧЕТКИ, ЩЕГЛЫ И ЧИЖИ

БЕЖИТ ЛИСА ПО ШЕСТОЧКУ. ЛИЗНИ, ЛИСА, ПЕСОЧКУ.

 

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА

 

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Подраться с братом или сестрой.

6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пласт­массовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

7. Пускать мыльные пузыри.

8. Устроить «бой» с боксерской грушей.

9. Пробежать по коридору школы, детского сада.

10. Полить цветы.

11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

13. Погоняться за кошкой (собакой).

14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

17. Постирать белье.

18. Отжаться от пола максимальное количество раз.

19. Сломать несколько игрушек.

20. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

21. Стучать карандашом по парте.

22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а за­тем зачирикать его.

24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

 

 

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

«Занимательные картинки»

Игра направлена на развитие объема памяти и внимания в зри­тельной и слуховой модальностях; на улучшение пространствен­ной ориентации (Д. Б. Эльконин и Л. А. Венгер подчеркивают значимость именно этого фактора для успешного обучения ре­бенка); на совершенствование коммуникативных навыков; на по­вышение уровня комфортности ребенка в процессе занятий; на развитие умения четко формулировать свои мысли.

Ее возрастной диапазон достаточно широк. Первоначально она была задумана для дошколят, но, как показала практика, в нее могут играть дети практически всех возрастов. Малышам больше нравятся такие варианты игры, как «Турнир Шерлоков Холмсов», «Раз, два, три»; младшим школьникам — «Архитектор и строители»,

 
 

«Парные картинки», «Новая сказка»; ребятам среднего и старшего школьного возраста — «Парные картинки», «Разложи все по порядку», «Юный комбинатор».

«Занимательные картинки» также могут служить иллюстра­цией к некоторым темам факультативных курсов по психологии.

Полный комплект игры состоит из восьми одинаковых набо­ров. Каждый набор вкладывается в отдельный конверт; включает восемь картинок с изображением каких-либо предметов (напри­мер, гриб, лист, книга, лук, кукла, мяч, стул, яблоко); картинки имеют обратную сторону определенного, отличного от других наборов, цвета (например, синего, красного, желтого, зеленого, оранжевого, коричневого, белого, голубого).

Таким образом, полный комплект игры составляет 64 карточ­ки. Для групповой работы можно использовать два или три пол­ных комплекта. Для малышей можно порекомендовать облегчен­ный вариант: пять комплектов по пять карточек.

Игру достаточно просто сделать самим.

Каждая картинка ксерокопируется в восьми экземплярах. Для одного набора необходимо восемь картинок, которые наклеива­ются на картон одного цвета, каждый следующий набор (такие же восемь картинок) наклеивается на картон другого цвета.

Каждый набор вкладывается в отдельный конверт. При жела­нии цвет конверта может совпадать с цветом оборотной стороны набора. Это даст возможность усложнить данные игры или при­думать новые.

Как мы уже говорили, вариантов игры много. Мы предлагаем всего лишь несколько. Вы можете дополнить и разнообразить этот перечень, используя свои разработки или многочисленные пред­ложения детей.

 

«Парные картинки»

Игра направлена на развитие внимания, памяти в зрительной модальности, логического мышления, коммуникативных навыков.

Четное количество наборов картинок (2, 4, 6...) перемешивается и ровными рядами раскладывается перед детьми. Игроки по очере­ди открывают две любые картинки, показывая их участникам и произнося вслух название рисунка (например, гриб — яблоко).

Если ребенок вынимает две одинаковых картинки, он оставля­ет их у себя и получает право на дополнительный ход. Если кар­тинки разные, он их кладет на прежние места. Задача каждого игрока — запомнить их расположение и во время своего хода вынуть две парные картинки. Побеждает тот, кто соберет больше парных картинок.

 

«Архитектор и строители»

Игра направлена на развитие пространственной ориентации, умения слушать й давать четкие инструкции. Рекомендуется для индивидуальной и групповой работы с детьми 6—7 лет, имеющи­ми уровень интеллекта в пределах возрастной нормы, а также с детьми 7—9 лет, имеющими диагноз «задержка психического раз­вития» (ЗПР). При работе с классом дети могут играть парами (за партой).

Психолог (он же архитектор) раскладывает картинки опреде­ленным образом (по своему желанию). Дети (строители), слушая пояснения взрослого, должны разложить картинки аналогично, при этом психолог оперирует понятиями: вверху, внизу, слева от.., справа от.., над, под, наискосок, правый нижний угол, между и пр.

Например: «Я буду строить дом и рассказывать, как я это делаю. Вы должны строить такие же дома сами. Итак, возьмите в левую руку „яблоко", а в правую — „лук". Положите „яблоко" слева, а „лук" — справа, между „яблоком" и „луком" положите „листик", над „листиком" положите „гриб"».

После этого этапа «строительства» архитектором становится ребенок, он строит свой дом и проговаривает, как он это делает. Все остальные дети повторяют его действия, выполняют его инст­рукции, то есть строят дом по его проекту.

На начальных этапах игры «строительство» может происхо­дить на глазах у всех, затем на столе можно поставить перегород­ки, чтобы дети не видели, как работают остальные, в том числе и архитектор. Психолог следит, чтобы ведущий не делал ошибок, и в случае необходимости поправляет его.

Желательно, чтобы все дети побывали в роли архитектора, очередность лучше установить перед началом игры.

«Юный комбинатор»

Игра направлена на развитие логического мышления, объема кратковременной памяти, коммуникативных навыков.

Для пяти участников необходимо взять пять одинаковых на­боров по пять картинок в каждом (возможен усложненный вари­ант, например: восемь участников играют в восемь одинаковых наборов по восемь картинок). Все картинки перемешиваются и раскладываются на середине стола рисунками вниз. Дети по оче­реди вытягивают по одной картинке. Задача каждого — собрать комплект из пяти разных картинок пяти различных цветов. Если участник вытащил картинку с тем изображением, которое у него уже есть, он либо пропускает ход, либо (по предварительной до­говоренности с играющими) в конце игры меняет на нужную ему у других участников. Побеждает тот, кто первый соберет набор.

 

Утверждение Дда   Нет
1. Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)    
2. Ерзает на месте    
3. Находится в постоянном движении    
4. Очень говорлив    
5. Спит намного меньше, даже в младенчестве    

«Новая сказка»

Игра направлена на формирование коммуникативных навыков, умения четко излагать свои мысли, на знакомство с различными литературными жанрами, развитие креативности и дивергентного мышления.

Картинки (любое количество) раскладываются на столе ри­сунками вниз. Первый ребенок берет картинку и сразу, без пред­варительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается и поясняется заранее), где дейст­вие разворачивается с участием главного героя — предмета, изо­браженного на картинке. Последующие игроки продолжают раз­вивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

Нам бы очень хотелось, чтобы эта игра понравилась вам, доро­гие коллеги, и вашим детям. С нетерпением будем ждать ваши от­зывы, предлохсения, новые варианты игр и просто описания инте­ресных случаев, происшедших в процессе работы. Желаем удачи!


АНКЕТА «ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ»

Заполните бланк ответов.

 

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Ребенок Да Нет
1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спра­шивают (возможно, и неверный, но очень быстрый)    
2. У него часто меняется настроение    
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя    
4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро    
5. Обидчив, но не злопамятен    
6. Очень чувствуется, сто ему все надоело    
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения    
8. Может резко отказаться от еды    
9. Нередко отвлекается на занятиях    
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ    
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием    
12. Может нагрубить родителям, педагогу    
13. Временами кажется, что он переполнен энергией    
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит    
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать    
16. В играх не подчиняется общим правилам    
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос    
18. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой    
19. Любит организовывать и предводительствовать    
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других    

Если в графе «да» отмечено 15—20 ответов, это может гово­рить о высокой степени импульсивности, 7—14 — о средней сте­пени, 0—5 — о низкой степени.

Высокая двигательная активность

Дефицит активного внимания

 

Утверждение Дда Ннет
1. Непоследователен в поведении    
2. Имеет трудности в организации    
3. Непоследователен в поведении    
4. Имеет много незаконченных проектов    
5. Не слышит, когда к нему обращаются    
6. С большим энтузиазмом берется за задание, но не закан­чивает его    
7. Теряет вещи    
8. Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий    
9. Часто бывает забывчив    

Импульсивность

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

 


Утверждение Дда нет
Не может регулировать свои действия    
2. Не умеет подчиняться правилам    
3. Отвечает до того, как его спросят    
4. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях    
5. Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего    
6. Плохо сосредотачивает внимание    
7. Не может отложить вознаграждение    
8. Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других — нет)    

 

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из пе­речисленных критериев, педагог может предложить, что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.

 

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

1. Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?

2. Каковы особенности протекания беременности, родов?

3. трудно ли ребенку выслушать до конца сказку (рассказ, исто­рию), которую ему читает взрослый?

4. Каковы особенности раннего развития ребенка?

5. Верно ли то, что ребенок показывает в обучении результаты, которые явно ниже его способностей?

6. Часто ли ребенок нарушает правила?

7. Есть ли в семье другие дети?

8. Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?

9. Характерна ли для ребенка низкая переносимость огорчений?

 

10. Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?

11. Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?

12. Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?

13. Часто ли ребенок приходит в ярость?

14. Легко ли ребенок приходит в состояние гнева?

15. Какая ведущая рука у ребенка

16. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алко­голизму, к употреблению наркотиками?

17. Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?

18. Часто ли меняется настроение ребенка?

19. Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?

20. Нет ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем он способен?

21. Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной про­граммы телевидения на другую?

22. Когда ребенок слушает, заняты ли чем-то егсруки (играет в машинки, чертит линии)?

23. Любит ли ребенок смотреть телевизор?

24. Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще: вербальная или невербальная?

25. Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых?

26. Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?

27. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?

28. Является ли ребенок аллергиком?

29. Страдал ли кто-то из членов семьи ребенка синдромом дефи-
цита внимания?

30. Беспокоен ли ваш ребенок?

31. Умеет ли ребенок хранить секреты?

32. Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требова­ния взрослых?

33. Имеет ли ребенок привычку лгать?

34. Каков уровень самооценки ребенка?

35. Способен ли ребенок длительное время ждать вознаграждения?

36. Есть ли в семье другие гиперактивные дети?

37. Как ребенок реагирует на замечания взрослых?

38. Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?

39. Характерна ли для ребенка роль «клоуна» в группе, в классе?

40. Страдает ли ребенок нарушением сна?

41. Как долго спит ребенок?

42. Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?

43. Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?

44. Является ли полной семья ребенка?

45. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?

46. Часто ли в семье происходят конфликты?

47. Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?

48. Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их?

49. Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций?

50. Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на про­гулке, в школе?

51. Труднее ли ребенку закончить задание в детском саду (в шко­ле), чем дома?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

 

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ РОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ

1. Какой рукой ребенок пишет в классе?

2. Умеет ли ребенок слушать ответы других детей?

3. Всегда ли он доводит начатое задание до конца?

4. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя (учителя)?

5. Какие задания он выполняет с большим удовольствием?

6. Часто ли бывает говорлив?

7. Часто ли теряет свои вещи?

8. Часто ли забывает дома свои вещи?

9. Много ли задает вопросов?

10. Обижается ли, если его долго не спрашивают?

11. Умеет ли подчиняться правилам?

12. Спит ли ребенок в тихий час?

13. Заняты ли руки ребенка во время объяснения учителя (воспитателя)?

14. Аккуратно ли ребенок пишет на доске?

15. Перебивает ли ребенок взрослых или детей во время разговора?

16. Кричит ли на других детей?

17. Торопливо ли ест?

18. Может ли длительное время работать молча?

19. Аккуратно ли складывает свои вещи?

20. Любит ли читать книги?

21. Любит ли идти в первой паре?

22. Стремится ли быть лучше всех?

23. Берется ли за много дел сразу?

24. Всегда ли доводит начатое дело до конца?

25. Любит ли шутить?

26. Обижается ли на шутки других?

27. Часто ли приходит в ярость?

28. хорошая ли у него координация движений?

29. Задевает ли он предметы в группе (в классе)?

30. Любит ли он играть в песке?

31. Сильно расстраивается, получив плохую отметку, замечание?

32. Трудно ли ребенку справиться с гневом?

33. Всегда ли ребенок четко выполняет инструкции педагога?

34. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?

35. Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?

36. Любит ли ребенок соревнования, эстафеты?

37. Рассказывает ли ребенок о своих домашних делах?

38.

 
 

Каков уровень развития мелкой моторики руки?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

 

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕННОЙ ТАБЛИЦЫ «ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕР АКТИВНЫХ ДЕТЕЙ»

 

Название слабой группы Индивидуальная игра Групповая игра
Внимание Найди отличия Бездомный заяц
Мышечный контроль «Клубочек», «Археологи» Сделай так
Импульсивность «Говори!» «Говори!»
Внимание + мышечный контроль Послушай тишину Послушай тишину
Внимание + импульсивность Занимательные картинки: «Архитектор и строители» Занимательные картинки, «Парные картинки»
Мышечный контроль + импульсивность «Маленькая птичка» «Маленькая птичка»
Внимание + мышечный контроль + импульсивность Давайте поздороваемся «Морские волны» Колпак мой треугольный

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА-КАРТОЧКИ

ПО ПЕРЕПИСКЕ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

____________________________________________________________

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Прижми палец»

В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую «платформу». По определенному сигналу, например, «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его свер­ху своим большим пальцем. Затем участники меняются ролями.



 

«Пропеллер»

Играющие вкладывают карандаш между прямыми пальцами: указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали!» карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. Побеждает тот, чей пропеллер вертится быстрее и «не ломается» (т. е. чей карандаш не падает).


КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА


 


 

Ребенок   Да Нет
1. Испытывает постоянное беспокойство    
2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо    
3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)    
4. Раздражителен    
5. Имеет нарушения сна    

 

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за кото­рым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверж­дения либо «да», либо «нет».

 

Ребенок   Да   Нет
1. Не может долго работать не уставая    
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то    
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство    
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован    
5. Смущается чаще других    
6. Часто говорит о возможных неприятностях    
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке    
8. Жалуется, что снятся страшные сны    
9. Руки обычно холодные и влажные    
10. Нередко бывает расстройство стула    
11. Сильно потеет, когда волнуется    
12. Не обладает хорошим аппетитом    
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом    
14. Пуглив, многое вызывает у него страх    
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается    
16. Часто не может сдержать слезы    
17. Плохо переносит ожидание    
18. Не любит браться,за новое дело    
19. Не уверен в себе, в своих силах    
20. Боится сталкиваться с трудностями    

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов. Средняя — 7—14 баллов. Низкая — 1—6 баллов.


 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 23

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ОТВЕЧАЙ, СОСЕД СЛЕВА» (составитель Карпова Е. В.)

1. Какой сегодня день недели?

2. У вас есть домашнее животное?

3. Где вы работаете?

4. На какой улице вы живете?

5. Сколько у вас детей?

6. В каком месяце вы отмечаете свой день рождения?

7. Сколько лет вы работаете педагогом?

8. Какого цвета ваша одежда?

9. К какой станции метро вы живете ближе?

10. Назовите ваш любимый фрукт.

11. Как зовут вашего соседа справа?

12. На каком этаже вы живете?

13. Назовите первую цифру вашего рабочего телефона.

14. Назовите ваш любимый фильм.

15. Какую книгу вы сейчас читаете?

16. В каком городе мира хотели бы побывать?

17. Какой вид домашней работы вам не нравится больше всего?

18. Назовите ваши любимые цветы?

19. Какого цвета ваши глаза?

20. Ваш любимый праздник в году.

21. Какого цвета одежда у вашего соседа справа?

22. Какого числа ваш день рождения?

23. Какую музыку вы предпочитаете?

24. Остановка какого вида транспорта находится рядом с вашим домом?

25. Какого цвета стены вашей кухни?

26. Назовите вашего любимого артиста.

27. Сколько этажей в вашем доме?

28. В каком музее вы были в последний раз?

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бассет А. Только без паники! СПб., 1997.

2. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и ди­намика). М., 1989.

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.

4. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы форми­рования тревожности у младших школьников и пути ее профи­лактики и коррекции. Лвт. канд. дис. Томск, 1996.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия, СПб., 1997.

6. Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. М., 1971.

7. Гилберт К., Питере Т. Аутизм: Медицинские и педагоги­ческие аспекты. СП., 1998.

8. Детский аутизм. СПб., 1997.

9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.,

1999.

10. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельно­сти. М., 1996.

11. Заваденко Н. Н. Факторы риска для формирования дефици­та внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии, № 1, 2000.

12. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.

13. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

14. Исаев Д. П., Каган В. Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологичес­кие нарушения поведения у подростков. Л., 1973.

15. Каган В. Е. Аутизм у детей. М., 1981.

16. Карпова Е. В., Лютова Е. К. Программа "Развитие интел­лекта и креативности детей в условиях семейного взаимопонима­ния"// Программы психологической коррекционно- развивающей работы в образовательных учреждениях. СПб., 1999.

17. Квинн В. Н. Прикладная психология. СПб., 2000.

18. Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрос­лых. Алма-Ата, 1975.

19. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. 1991.

20. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ха­рактер, коммуникабельность. Ярославль, 1977.

21. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

22. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчи­вость школьника. М., 1998.

23. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.

24. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Яро­славль, 1997.

25. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997.

26. Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психо­логия для воспитателя. Вып. 2. Киев, 1992.

27. Лебединская К. С. Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. Авт. докт. дис, М., 1992.

28. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у де­тей. М., 1985.

29. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их раз­витие и решать проблемы. М., 1991.

30. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994.

31. Лютова Е. К. Развитие личности и креативность школьни­ков с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. Авт. канд. дис, СПб., 2000.

32. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2000.

33. Мак-Кей М., Роджерс (П.), Мак-Кей Ю. Укрощение гне­ва. СПб., 1997.

34. Монина Г. Б. Проблема школьной неуспеваемости по рус­скому языку// Практическая психология в школе (цели и средст­ва). СПб., 1998.

35. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология № 1, 1995.

36. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. М., 1997.

37. Панасюк Е. В. Влияние развития волевой готовности к шко­ле на социальную успешность младших школьников // Практиче­ская психология в школе (цели и средства). СПб., 1999.

38. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина, СПб., 1997.

39. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 1999.

40. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Сещерякова. М., 1997.

41. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983.

42. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

43. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999.

44. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогичес­кая психология. СПб., 1999.

45. Руководство практического психолога: психическое здо­ровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.

 

46. Руководство по детской неврологии / Под ред. В. И. Гузе-вой, СПб., 1998.

47. Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980.

48. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М. 1974.

49. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1—3. М., 1998.

50. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

51. Фролова Н. В. Влияние рассогласования когнитивного сти­ля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольни­ков. Авт. канд. дис. Бийск, 1995.

52. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

53. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Минск, 1996.

54. Чистякова М. И. Психогимнастика М., 1990.

55. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактив­ностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.

56. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981.

57. Gaffney G. & К°. Forebrain structure in infantite autism // Amer. J. Acad. Adolest. Psychiatry. 1989. Vol. 28 N 4.

58. Ward Т., Hoddinott b. A study of childhood schizophrenia and early infantile autism. Part 1. Description of the sample. Canada: Psychiat. Ass. J. 1965.10.5.

 

Приложение

«Лестница гнева»


 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.