Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел II. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ





Глава 3

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВА

Понятие государства

1.1. Многообразие взглядов на понятие государства и основные подходы к его пониманию. Вопрос о понятии государства – это вопрос о том, что есть государство, что оно собой представляет как определенное социальное явление. В мировой науке данный вопрос относится к числу дискуссионных и не имеет однозначного решения. По поводу понимания государства в отечественной и зарубежной литературе сложилось довольно много самых разнообразных подходов, охватить которые в полном объеме не представляется возможным. В этой связи остановимся только на тех из них, которые в современной мировой науке относятся к наиболее распространенным. Это теологический, арифметический, юридический, кибернетическийи социологический подходы.

Теологический подход зародился еще в глубокой древности и получил свое развитие в различных теориях, сложившихся в христианстве, исламе, индуизме и т. д. Несмотря на некоторые особенности, суть этих теорий одна: государство создано Богом, и деятельность государства есть проявление божественной воли. В настоящее время данный подход можно встретить главным образом в сочинениях мусульманских юристов (особенно мусульманских фундаменталистов), которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха. Присутствует он и в работах ученых западных католических университетов.

Арифметический подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху. Он исходит из того, что государство представляет собой сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время данный подход широко используется в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву. Встречается он и в работах отдельных российских исследователей.

Юридический подход наиболее широкое распространение получил в ХIХ – начале ХХ вв. Государство с точки зрения этого подхода трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и, прежде всего, конституцией. Например, наиболее известный представитель этого подхода австрийский, а затем и американский исследователь Г. Кельзен рассматривал государство как установленный в масштабе нации или страны правовой порядок.

Кибернетический подход (его называют также технико-кибернетическим или информационно-кибернетическим подходом) сформировался сравнительно недавно, в 60-е гг. прошлого столетия. Государство с точки зрения этого подхода является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

Социологический подход зародился в XVII–XVIII вв. (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). В современной науке, в том числе и современной отечественной теории государства и права, он относится к числу наиболее распространенных. Представлен множеством научных школ и направлений, причем как марксистского, так и немарксистского толка. Сторонники этого подхода при всем многообразии взглядов на понятие государства чаще всего трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, не совпадающую с обществом.

1.2. Широкая и узкая трактовки государства. В современной отечественной теории государства и права относительно понимания государства наибольшее распространение получил социологический подход. Вместе с тем говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь тоже не приходится. Не вдаваясь в анализ встречающихся по данному вопросу мнений, понятие государства представляется целесообразным трактовать в широком и узком смыслах и сообразно этому выделять соответствующие его признаки.

Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать особым образом организованное общество. Во-первых, это общество, в котором людей в одно целое объединяет определенная территория, и, во-вторых, для такого общества характерна особая публичная власть, власть, которая не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно-организованным обществом.

Государство в широком смысле близкó к понятию «страна». Страна – это тоже государство, но, как правило, в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной властью.

Государство в узком (политическом) смысле – это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно-организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (государство в узком смысле).

Кстати, если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слову «государство» обычно придается два значения. Под государством понимается, во-первых, определенная форма организации общества (это государство в широком смысле) и, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры (это государство в узком смысле).

Чтобы полнее раскрыть понятия государства в широком и узком смыслах, необходимо рассмотреть их признаки, поскольку всякое понятие есть отражение предметов или явлений в их существенных признаках. В учебниках и научных трудах по теории государства и права при освещении признаков государства, к сожалению, не всегда учитывается широкая и узкая трактовки государства, что ведет к смешению признаков двух разных явлений. Ведь государство в широком смысле и государство в узком смысле – это не одно и то же, хотя находятся они друг с другом в определенной связи и зависимости. Но таково уж свойство языка, что нередко одним и тем же термином обозначаются разные явления, так же как какое-либо одно явление может обозначаться разными терминами. Поэтому, рассматривая признаки государства, нужно различать признаки государства в широком и признаки государства в узком смысле.

1.3. Признаки и определение государства в широком смысле. Поскольку государство в широком смысле – это определенным образом организованное общество, ему, как представляется, присущи следующие признаки:

во-первых, это определенный союз людей. Как и любой союз, государство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то общих начал, принципов;

во-вторых, это союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей;

в-третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей в одно целое связывало кровное или предполагаемое родство;

в-четвертых, это политический союз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно-организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т. д. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т. д. являются уже не родоплеменными, а политическими отношениями;

в-пятых, это союз, которым управляет особая публичная, политическая власть. Эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих. Реально она выражена в системе органов управления и принуждения, которые в своем единстве составляют определенную организацию, тоже именуемую государством.

Таковы, как представляется, основные признаки государства в широком смысле, объединив которые можно сформулировать следующее определение: государство в широком смысле (государственно-организованное общество) – это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

1.4. Признаки и определение государства в узком смысле. Теперь рассмотрим признаки государства в узком смысле.

Во-первых, это определенная организация,существующая в обществе и представляющая собой его структурно обособленную часть. В научной и учебной литературе государство обычно определяется через такое понятие, как «организация». Однако это понятие имеет несколько смысловых значений, что необходимо учитывать при определении государства и выделении его признаков, дабы избежать возможных недоразумений и двусмысленностей. В данном случае под организацией мы подразумеваем определенное общественное объединение, выступающее в качестве одного из структурных элементов общества. В обществе, особенно современном, существуют и функционируют самые разные организации, одной из которых является государство (государство в узком смысле).

Во-вторых, это политическая организация, организация, деятельность которой связана с политикой. Вместе с тем государство – не единственная в обществе политическая организация. Помимо него в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения, иные организации, деятельность которых так или иначе связана с политикой. Вместе с тем государство – это особая политическая организация. Оно обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций, и которые выделяют государство из их среды. Об этих качествах говорят, в частности, остальные признаки государства.

В-третьих, государство – это организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения и состоит из них. Процесс возникновения государства связан с выделением из общества специального аппарата управления и принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые в своем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.

В-четвертых, государство – это организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т. е. власть общества. В первобытном обществе публичную власть представляло и осуществляло само общество, в государственно-организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют. Лишь в отдельных случаях общество (народ в целом) может осуществлять публичную власть непосредственно, без прямого участия государства (например, посредством референдума).

В-пятых, государство – это территориальная организация. Ее территориальный характер выражается, прежде всего, в том, что государственная власть распространяется только в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Кроме того, само государство оформляется по территориальному принципу. Территория страны в целях надлежащего управления подразделяется, как правило, на определенные части, административно-территориальные единицы (департаменты, графства, города, районы, провинции и т. д.), в рамках которых создаются и функционируют соответствующие органы государства. Поэтому каждое государство (за редким, правда, исключением) имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (например, местные органы).

В-шестых, государство – это суверенная организация, т. е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетомчаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Верховенство государственной власти внутри страны состоит в том, что государство – это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится. Независимость государственной власти на международной арене выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также международными организациями. Разумеется, эта независимость не является абсолютной, поскольку в современном мире любое государство должно считаться с интересами других государств и мирового сообщества в целом.

Государственный суверенитет не следует отождествлять с суверенитетом народа и суверенитетом нации. Под суверенитетом народапонимается верховенство и самостоятельность народа в решении коренных вопросов организации своей жизни (общественного и государственного строя, внутренней и внешней политики и т. д.). Суверенитет же нацииозначает полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В-седьмых, государство – это организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Это свойственно любой публичной власти, в том числе и государственной. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок. В зависимости от того, чью волю и чьи интересы выражает и претворяет в жизнь государство, этот порядок может быть выгоден либо обществу в целом, либо какой-то его части (например, каким-либо классам или социальным группам).

Наконец, в-восьмых, государство – это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы.

Выяснив признаки государства в узком смысле, мы опять же можем сформулировать его определение. Итак, государство в узком смысле – это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориаль­ная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Завершая вопрос о понятии государства, отметим, что в теории государства и права это понятие чаще всего используется в узком смысле, когда под государством подразумевается обозначенная выше политическая организация, однако в некоторых случаях понятие государства используется и в широкой трактовке.

 

Сущность государства

2.1. Понятие сущности государства. Вопрос о сущности государства тесно связан с вопросом о его понятии, но не тождествен ему. Если понятие отражает существенные, т. е. наиболее важные признаки предметов или явлений, то сущность говорит о том главном, глубинном, что определяет смысл, содержание, внутреннюю основу этих предметов или явлений. С точки зрения философии сущность – это смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств[11].

В юридической науке под сущностью государства обычно понимают то, что раскрывает природу и назначение государства, его содержание и функционирование. В то же время нередко отмечается, что для того, чтобы определить сущность государства, необходимо выяснить, кому принадлежит государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выполняет. С таким подходом, однако, трудно согласиться. Сущность государства, как и сущность любых других явлений, есть нечто устойчивое, в основе своей неизменное. Если сущность явления изменяется, то изменяется и само явление. Оно приобретает новое качество и перестает быть тем, чем было. Поэтому то, кому принадлежит государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выполняет, не может составлять сущность государства, поскольку государственная власть может принадлежать кому угодно (классам, сословиям, социальным группам и т. д.), государство может служить чьим угодно интересам и выполнять чью угодно волю. А это значит, что сущность государства все время будет меняться, чего быть не может, ибо государство с изменением сущности перестанет быть самим собой. В данном случае меняется не сущность государства, а его содержание, сущность же государства вне зависимости от того, кому принадлежит государственная власть, чьим интересам служит государство и чью волю оно выполняет, всегда остается неизменной.

Так что же составляет сущность государства? Надо сказать, что вопрос о сущности государства, как и вопрос о понятии государства, не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.

2.2. Классовый подход к пониманию сущности государства. Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство – явление классовое. По марксизму государство возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы. С исчезновением классовых антагонизмов, а затем и классового общества, государство отмирает и перерастает в органы коммунистического самоуправления. Классовый характер государства марксистская теория видит в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам, и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу. С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, «машина» для систематического подавления одних классов другими. Лишь социалистическое государство не считается машиной для систематического подавления, в связи с чем В. И. Ленин называл его, в частности государство диктатуры пролетариата, «полугосударством».

2.3. Надклассовый (общесоциальный) подход к пониманию сущности государства. Надклассовыйподход к пониманию сущности государства выражен в различных немарксистскихтеориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии».

Теория элит возникла в конце ХIХ – начале ХХ вв. Ее представителями являются Г. Моски, В. Парето, Х. Лассуэл, Д. Сартори и др. Согласно этой теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т. д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества – «лучшим людям», элите. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми ведется борьба за власть, а народ контролирует деятельность этих элит посредством избирательного права.

Разновидностью теории элит считается технократическая теория,возникшая в начале ХХ в. и получившая распространение во второй его половине (60–70-е гг.). К сторонникам этой теории относятся Т. Веблен, Д. Бернхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По их мнению, управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Обладая соответствующей подготовкой, лишь они способны определять действительные потребности общества, принимать наиболее оптимальные политические решения и эффективно их осуществлять.

Теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой был английский ученый Д. Кейнс, получила распространение после Второй мировой войны как альтернатива господствовавшей до кризиса 1929–1933 гг. теории «государства ночного сторожа». Теория «государства ночного сторожа» отстаивала тезис о том, что государство не должно вмешиваться в общественную, особенно экономическую жизнь, за исключением случаев правонарушений. В отличие от нее теория «государства всеобщего благоденствия», наоборот, утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т. п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Теория «плюралистической демократии» также возникла в ХХ в. Ее сторонники (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Аллен, Р. Даль и др.) исходят из того, что в современном обществе классы перестали существовать и вместо них возникли различные «страты», т. е. социальные прослойки, группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т. д. Для обеспечения интересов этих групп создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. В результате происходит «диффузия» (рассеивание) власти. Власть начинает осуществляться как государством, так и негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества.

Перечисленные немарксистские теории, равно как и другие, в общем-то, по-разному трактуют сущность государства. Но все они отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В данной связи надклассовый подход к пониманию сущности государства нередко именуют общесоциальным.

2.4. Современные трактовки сущности государства. Теперь выясним, как трактует сущность государства современная отечественная теория государства и права, какие подходы использует она. Анализ научной и учебной литературы последнего двадцатилетия со всей определенностью позволяет сказать: значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. По их мнению, государство, начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Другая группа исследователей (их, кстати, большинство) считает, что сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различным является лишь «удельный вес» каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических – классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства – классовой и общесоциальной одновременно.

Имеются в современной отечественной теории государства и права и некоторые другие взгляды на сущность государства, однако, не вдаваясь в их анализ, выскажем собственную точку зрения на этот вопрос. Выше уже говорилось о том, что государство можно рассматривать в широком (общесоциальном) и узком (политическом) смыслах. По всей вероятности это надо учитывать и при характеристике сущности государства. Поскольку государство в широком и государство в узком смысле – разные социальные явления, то и сущность у них разная. В этой связи представляется оправданным говорить о сущности государства в широком смысле – государства как определенным образом организованного общества и сущности государства в узком смысле – государства как определенной политической организации.

Сущность государства как определенным образом организованного общества, думается, состоит в том, что государство – это наиболее приемлемая в условиях социально неоднородного общества форма объединения людей, которая естественным путем пришла на смену родоплеменной организации общества. При переходе к производящей экономике родоплеменная организация общества оказалась непригодной для новых экономических условий и под воздействием объективных факторов уступила место новой, государственной организации общества. Последняя прошла испытание временем и получила повсеместное распространение. На сегодняшний день человечество пока не имеет какой-либо альтернативной формы объединения людей, поскольку такой формы история еще не породила.

Что же касается сущности государства как определенной политической организации, то она видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, т. е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она будет оставаться организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей в обществе необходимый порядок. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, в основе своей всегда остается неизменной.

Типология государства

3.1. Понятие типологии и типа государства. Рассматривая вопросы понимания и сущности государства, мы говорили о государстве вообще. Но в реальной действительности нет государства вообще. Существуют только конкретные государства, каждое из которых обладает неповторимыми, лишь ему присущими чертами. В то же время, несмотря на индивидуальные особенности, каждое государство может быть в чем-то схоже с некоторыми другими государствами. Это позволяет классифицировать государства по тем или иным признакам и объединять их в различные группы.

Классификация государств, как и любая другая классификация, может проводиться по различным признакам (основаниям, критериям). Так, в зависимости от размеров территории государства можно делить на великие, средние и малые; с учетом исторического подхода – на древние, средневековые и современные; по характеру цивилизации – на восточные, западные и смешанные и т. д. В то же время для науки важны не случайные, не второстепенные признаки, или основания, по которым проводится классификация каких-либо предметов или явлений, а наиболее важные, существенные признаки. Классификация предметов или явлений, осуществляемая на основе их существенных признаков, именуется типологией. Типология как разновидность классификации предполагает деление предметов или явлений не просто на виды, а на типы, т. е. такие виды, которые обладают существенными, качественными характеристиками. Вследствие этого под типологией государства следует понимать такую классификацию государств, при которой выделяются определенные их типы, т. е. виды, которым присущи наиболее важные, существенные признаки.

В отечественной теории государства и права наряду с понятием «тип государства» нередко используется понятие «исторический тип государства», которое призвано отразить особенности государства на той или иной ступени его исторического развития. Но об этом немного позже.

Типология государства, будучи классификацией государств, может основываться на различных подходах и проводиться по различным основаниям. Современная отечественная теория государства и права в качестве основных подходов к типологии государства обычно использует два: формационный ицивилизационный, об особенностях которых мы далее и поговорим.

3.2. Формационный подход. Формационный подход был разработан марксистско-ленинской, в частности, советской, теорией государства и права и использовался для выделения не просто типов, а исторических типовгосударства. Под историческим типом государства принято было понимать совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих государствам той или иной общественно-экономической формации. А под общественно-экономической формацией, в свою очередь, понимали тип общества, основу которого составлял определенный способ производства материальных благ. Всего выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая. Соответственно этим пяти формациям выделялось четыре основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.Исторически первым считался рабовладельческий тип государства (рабовладельческое государство), поскольку в первобытнообщинной формации государства не существовало. Рабовладельческий тип государства, в свою очередь, сменялся, как полагали, феодальным, феодальный – буржуазным, буржуазный – социалистическим. Социалистический тип государства рассматривался как высший и последний исторический тип государства, который характерен не для всей коммунистической формации, а только для ее первой фазы – социализма.

Наряду с основными историческими типами выделялись также государства так называемых переходных типов.К ним относили государства, переходные от одного исторического типа к другому (например, государства, переходные от феодального типа к социалистическому).

Основанная на формационном подходе, марксистско-ленинская типология государства имела своей целью показать, как исторически развивается государство, какие ступени в своем историческом развитии оно проходит, какова закономерность смены одного исторического типа государства другим.

Современная отечественная теория государства и права не во всем согласна с типологией государства, основанной на формационном подходе. В частности, отмечается, что выделение пяти общественно-экономических формаций не соответствует высказываниям на сей счет К. Маркса, что не учитывается азиатский способ производства материальных благ, о котором опять же говорил К. Маркс, что не соответствует историческим фактам якобы существующая закономерность смены одного типа государства другим и т. д. Вместе с тем многие положения и выводы, сформулированные марксистско-ленинской теорией относительно типологии государства, признаются вполне приемлемыми, в связи с чем формационный подход современной отечественной теорией государства и права не отбрасывается, а с некоторыми оговорками и поправками рассматривается в качестве одного из основных.

3.3. Цивилизационный подход. Другой основной подход, который используется современной отечественной теорией государства и права для типологии государства, – цивилизационный.Он разработан западной наукой и базируется на таком понятии, как «цивилизация». К представителям этого подхода относятся О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер и некоторые другие исследователи. Под цивилизацией они понимают определенную социокультурную систему, имеющую пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов.

Понятие «цивилизация» по сравнению с понятием «общественно-экономическая формация» рассматривается ими как более емкое, поскольку основывается на учете не только экономического (способ производства материальных благ), но и различных духовно-культурных факторов (религии, географического положения, исторического развития, мировоззрения, обычаев, традиций и т. д.). Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют четкие критерии типологии самих цивилизаций, что создает трудности для выделения соответствующих типов государства. Так, например, английский историк А. Тойнби, внесший довольно значительный вклад в разработку цивилизационного подхода, считал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующий тип государства, однако типологию государства по цивилизационному признаку он так и не разработал. Выделяя первоначально до ста самостоятельных цивилизаций, он затем сократил их число до двадцати одной и, наконец, остановился на пяти основных, которые, по его мнению, характерны для последнего тысячелетия. Это Западное общество, объединенное западным христианством; Православно-христианское или Византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России; Исламское общество (от Северной Африки и Среднего Востока до Великой китайской стены); Индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии и Дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии. Как видим, если и можно говорить о подобных типах государства, то только применительно к государству в широком смысле и то с некоторыми оговорками.

В рамках цивилизационного подхода с учетом организации государственной власти, места и роли государства в жизни общества выделяют также первичные и вторичные цивилизации. К первичным цивилизациям относят локальные цивилизации Древнего Востока – древнеегипетскую, шумерскую, китайскую, индийскую, иранскую, бирманскую и др. Они характеризуются особой ролью государства в жизни общества, поскольку государство выступает здесь организатором материального производства, создает духовные ценности, формирует классы, распределяет произведенный населением прибавочный продукт. Власть существует в форме восточной деспотии и опирается на разветвленный бюрократический аппарат. Особое положение в системе власти занимает правитель, личность которого обожествляется.

Вторичные цивилизации (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и т. д.) берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме и характеризуются менее значимой ролью государства в жизни общества. Государство здесь возникает как механизм согласования интересов автономных индивидов и не является таким могущественным как в первичных цивилизациях, а для государственной власти присуще деление ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Следует заметить, что данная типология совпадает с встречающимся в современной отечественной теории государства и права делением государств на восточныйизападный типы.

Итак, цивилизационный подход в типологии государства сегодня широко признан в отечественной теории государства и права как один из основных. Подчеркивая его достоинства, многие российские исследователи считают, что он позволяет наряду с формационным более глубоко охарактеризовать особенности того или иного государства с учетом как материальных, так и духовно-культурных достижений общества. В то же время отмечается, что данный подход пока не имеет достаточно четких критериев, в связи с чем выделить какие-то определенные типы государства исходя из этого подхода представляется несколь







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.