|
Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусстваСтр 1 из 2Следующая ⇒ Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства
«Незабудковая гжель» (Подготовка к сочинению- описанию действия)
Методический замысел урока и обоснование темы: Обращение к народной культуре связан с формированием национального самосознания школьников. Соприкосновение с предметами народного декоративного искусства позволит учащимся глубже осознать сопричастность к родной земле, народным традициям. В процессе урока осуществляется культурологический подход в изучении языка, используются элементы народной педагогики. Методический замысел урока состоит в том, чтобы на материале предметов декоративно- прикладного искусства (гжельской росписи) познакомить с планом работы над сочинением- описанием действия, подготовить учащихся к написанию сочинения. Педагогический эффект усиливается за счет сочетания различных форм работы: творческий практикум, работа по расширению словарного запаса («гончарный словарь»), заочная экскурсия в мастерскую, пересказ, использование техники креативности (ментальная карта). Органично вписывается в урок использование мультимедийных средств. Работа с Интернет-ресурсами позволяет учащимся познакомитьсяс технологией изготовления фарфора Гжели; презентация несет важную смысловую информацию, создает возможность комментировать ход урока в доступной форме. В качестве домашнего задания предлагается творческое задание: написание сочинения с описанием действия. Нестандартные приемы придают уроку высокую степень динамизма и повышают интерес учащихся к происходящему действу. Народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития учащихся, формирует познавательную активность, развивает творческий дар. Тип занятия: - межпредметный интегрированный уроктворчества и развития речи. Форма урока: - урок-«экскурсия в художественную мастерскую», творческий практикум. Цель урока: 1. познакомить с техникой написания сочинения с описанием действия. Задачи: Образовательные: ü совершенствовать навыки работы с текстом; ü познакомить с росписью «Гжель», историей и особенностями искусства; ü совершенствовать речевую и коммуникативную компетентность; ü подкреплять организацию речевой и коммуникативной деятельности художественной практикой; ü Воспитательные ü воспитывать у детей чувство любви к Родине через знакомство с русскими народными промыслами; ü воспитывать уважение к искусству других народов; ü создавать условия для социализации личности в рамках групповой и коллективной форм работы: Развивающие: ü развивать индивидуальные творческие способности; ü представлять учащимся возможность проявить в творчестве свою уникальность, индивидуальность. Форма организации учебной деятельности: -фронтальная, индивидуальная Методы обучения: -словесный; -наглядный; -проблемного изложения; -проектно-поисковый; -продуктивно-творческий. Приемы деятельности учителя: - фронтальная беседа; -работа с текстом; -экскурсия в мастерскую; -работа с терминами и понятиями; -использование мультимедийных средств и Интернет-ресурсов. Технологии обучения: -технологии личностно-ориентированного обучения; - ИКТ; -здоровьесберегающие технологии; -игровые технологии; -техники креативности развития творчества. Оформление урока Мультимедиапроектор, компьютер с выходом в Интернет, ментальная карта «Гжель», фарфоровые изделия (выставка) и детские рисунки «Гжельская роспись», эпиграф к уроку «Чтобы понять что-нибудь, надо это сделать» (Софокл), музыкальное оформление (Н. Филатова «Незабудковая гжель»), «Толковый словарь» В.И. Даля, С.И.Ожегова. Оформление доски: эпиграф, ментальная карта, гжельская роза для минутки здоровья.
Предварительная подготовка: - оформление выставки.
ХОД УРОКА 1. Оргмомент. Звучит музыка (Н. Филатова «Незабудковая гжель»).1 мин. 1 слайд 2. Введение в урок (Целеполагание) 2мин. 2 слайд Учитель: Откуда начинается Россия? - Сегодня мы с вами познакомимся с народной росписью, издавна известной в России, узнаем, как изготавливают удивительные изделия, чтобы описать технологию выполнения изделий в своих творческих работах. В процессе урока мы будем заполнять ментальную карту, которая поможет подвести итоги. Работать нам поможет маршрутный лист. 3. Работа над предложением (интерактивная доска) (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях) Русск.. з.мля изд.вна слав.тся н.родными промыслами весел.. матрёшкой дымковск.. игрушкой. жостовск.. подносом син.. гжелью. Задание: ü Вставить пропущенные буквы, объяснить написание. ü Расставить знаки препинания. ü Объяснить лексическое значение слова «промысел» 4. Работа со словарем С.И. Ожегова, электронным словарем (Интернет-ресурсы) «Художественный промысел - изготовление народных художественных изделий». - И сегодня мы познакомимся с одним из народных промыслов. А каким, вы поймете, когда отгадаете загадку: Сине-голубые розы, листья, птицы Увидев вас впервые, каждый удивится Чудо на фарфоре- синяя купель. Это называется просто роспись- (Гжель).
Закрепление Задание: повторить последовательность изготовления изделий Работа со слайдом (10) Учитель: В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи. Задание: прочитать текст, озаглавить, выписать глаголы, пересказать текст, опираясь на глаголы. • В формовочном цехе по эскизам художников опытные мастера вытачивают гипсовые модели будущих изделий. • Затем заготовки поступают в литейный цех. Там литейщик заливает шликер (жидкую фарфоровую массу) в гипсовые формы. Шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. • Неокрашенные изделия (их называют «бельём») после сушки поступают в цех обжига, где их обжигают. А уже оттуда- в живописный цех, где изделие расписывают кобальтом. После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем снова обжигают. • Глазурь делается прозрачной, как стекло, кобальт меняет цвет, а поделки начинают играть волшебными синими да голубыми красками. В формовочном цехе- __________________________. В литейном цехе-______________________________. В цехе обжига-_________________________________. В живописном цехе- _______________________________. Вопросы по тексту: -Сколько раз обжигают изделие? (два) -Почему роспись считается «подглазурной» (наносят глазурь). -Какой краской наносятся узоры (кобальт) - Почему изделия получили название «бельё» (это фарфоровая форма без росписи- белая). - Как бы вы озаглавили текст? Работа над росписью Учитель: Посмотрите на изделия. Есть ли похожие работы? Учитель: «Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая. Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры в виде сеточек, полосок, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее “нежно–голубое чудо”. - Посмотрите на слайд. Какие краски преобладают? Учитель: Вечер зимний Синий- синий На дорожке- синий иней. Звезды синие с небес Смотрят вниз, на синий лес. Рядом с лесом, у опушки, Темно-синяя избушка. А в избушке- чудеса: На посуде- небеса, Незабудки, завитушки. Глянь: веселые зверушки, Травка, листики, цветы – Необычной красоты! Все на фоне снежном, белом Мастер написал умелый. (А. Зимина) -По материалу, тематике росписей определим, в какой стороне родились изделия? (Основными мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, полевые цветы, формы которых и становились довольно условной, но живописной и декоративной. ВЫВОД: его родина- центральная часть России). Гжельская роспись делится на три вида. Посмотрите на изделия. Какие элементы видите? Работа с таблицей (13 слайд)
Учитель: Из-под кончика кисти появляются дивные узоры: цветы, гибкие стебельки и веточки, сказочные птицы. В чем секрет мастерства? В мазках и правильном соотношении синего и белого или сочетании «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба». Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия. У каждого художника есть свой узор любимый. Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны повсей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. Минутка здоровья Учитель: Представим, что мы гжельские художники. Для розы нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками.
Давайте нарисуем розу (1 ученик идет к доске, рисует на заранее приготовленной чаше гжельскую розу.. Все остальные отложили ручки в стороны и нарисовали чашу в воздухе, а затем повторили все элементы, которые нарисует ученик у доски). - Получилось? Творческий практикум Учитель: Попробуем нарисовать узоры. Только будем делать это не кистью по бумаге, а ручкой в тетради. -Мастера, скорей за дело, Задание: описать узоры на представленных изделиях (письменно). 1) Вот квасник. Снаружи и внутри он расписан узорами веточек и цветов. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а узор оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому. 2) На солонке мастер использовал точки, линии разной толщины, сеточки, капельки. 3) На конфетнице крупными мазками написан темно-синий цветок. На белом фоне свободно раскинулись его листья. Узорная листва украшена мягкими завитками травы. 4) На дне блюда художник написал гжельскую розу с линиями и завитками, которые расходятся от центра подобно солнечным лучикам. 5) В центре вазочки- удивительной красоты цветок. Стебли и листья изображены склоненными от порыва ветра. Тонкие и частые мазки делают эту роспись живой и изящной. 6) Декоративная роспись на посуде отличается тонким растительным узором, выполненным синим и голубым тонами. Задание: Составим план сочинения Учащиеся составляют план (можно использовать заготовки):
Вопрос: С чего начнем сочинение? 1) За что гжель нравится всем? Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. 2) Синее чудо… Именно так называют в народе гжель. Вот и я залюбовался и решил попробовать… 3) Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. Мастера Гжели изобретательны и искусны. Взял мастер кисть, и расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы… Вопрос: Чем закончим сочинение? 1)Искусство Гжели завоевало признание во всем мире… 2)Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Но искусству росписи нужно учиться… Подведение итогов Учитель: - Понравилась ли вам экскурсия? -Что же такое гжель? Работа с ментальной картой Ментальные карты *Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой визуализации мышления. Ее используют в процессе выработки новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации. В центре карты (лист ватмана) записывается ключевое понятие (Гжель), ученики записывают в процессе урока возникающие у них мысли и чувства.
9.Домашнее задание: Творческая работа по выбору: Сочинение-описание действий «Незабудковая гжель» Сочинение-описание действий «В мастерской по изготовлению гжели» Сочинение-описание действий «Как добиваются получение синего цвета при изготовлении гжели?» Учитель: -Народное искусство живёт веками. Навыки технического мастерства и найденные образы произведений переходят из поколения в поколение, сохраняясь в руках и памяти народных художников. Льется узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не мог повториться. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает гжель васильковая, Незабудковая гжель.
Звучит отрывок песни «Незабудковая гжель».
Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства
«Незабудковая гжель» (Подготовка к сочинению- описанию действия)
Методический замысел урока и обоснование темы: Обращение к народной культуре связан с формированием национального самосознания школьников. Соприкосновение с предметами народного декоративного искусства позволит учащимся глубже осознать сопричастность к родной земле, народным традициям. В процессе урока осуществляется культурологический подход в изучении языка, используются элементы народной педагогики. Методический замысел урока состоит в том, чтобы на материале предметов декоративно- прикладного искусства (гжельской росписи) познакомить с планом работы над сочинением- описанием действия, подготовить учащихся к написанию сочинения. Педагогический эффект усиливается за счет сочетания различных форм работы: творческий практикум, работа по расширению словарного запаса («гончарный словарь»), заочная экскурсия в мастерскую, пересказ, использование техники креативности (ментальная карта). Органично вписывается в урок использование мультимедийных средств. Работа с Интернет-ресурсами позволяет учащимся познакомитьсяс технологией изготовления фарфора Гжели; презентация несет важную смысловую информацию, создает возможность комментировать ход урока в доступной форме. В качестве домашнего задания предлагается творческое задание: написание сочинения с описанием действия. Нестандартные приемы придают уроку высокую степень динамизма и повышают интерес учащихся к происходящему действу. Народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития учащихся, формирует познавательную активность, развивает творческий дар. Тип занятия: - межпредметный интегрированный уроктворчества и развития речи. Форма урока: - урок-«экскурсия в художественную мастерскую», творческий практикум. Цель урока: 1. познакомить с техникой написания сочинения с описанием действия. Задачи: Образовательные: ü совершенствовать навыки работы с текстом; ü познакомить с росписью «Гжель», историей и особенностями искусства; ü совершенствовать речевую и коммуникативную компетентность; ü подкреплять организацию речевой и коммуникативной деятельности художественной практикой; ü Воспитательные ü воспитывать у детей чувство любви к Родине через знакомство с русскими народными промыслами; ü воспитывать уважение к искусству других народов; ü создавать условия для социализации личности в рамках групповой и коллективной форм работы: Развивающие: ü развивать индивидуальные творческие способности; ü представлять учащимся возможность проявить в творчестве свою уникальность, индивидуальность. Форма организации учебной деятельности: -фронтальная, индивидуальная Методы обучения: -словесный; -наглядный; -проблемного изложения; -проектно-поисковый; -продуктивно-творческий. Приемы деятельности учителя: - фронтальная беседа; -работа с текстом; -экскурсия в мастерскую; -работа с терминами и понятиями; -использование мультимедийных средств и Интернет-ресурсов. Технологии обучения: -технологии личностно-ориентированного обучения; - ИКТ; -здоровьесберегающие технологии; -игровые технологии; -техники креативности развития творчества. Оформление урока Мультимедиапроектор, компьютер с выходом в Интернет, ментальная карта «Гжель», фарфоровые изделия (выставка) и детские рисунки «Гжельская роспись», эпиграф к уроку «Чтобы понять что-нибудь, надо это сделать» (Софокл), музыкальное оформление (Н. Филатова «Незабудковая гжель»), «Толковый словарь» В.И. Даля, С.И.Ожегова. Оформление доски: эпиграф, ментальная карта, гжельская роза для минутки здоровья.
Предварительная подготовка: - оформление выставки.
ХОД УРОКА 1. Оргмомент. Звучит музыка (Н. Филатова «Незабудковая гжель»).1 мин. 1 слайд 2. Введение в урок (Целеполагание) 2мин. 2 слайд Учитель: Откуда начинается Россия? - Сегодня мы с вами познакомимся с народной росписью, издавна известной в России, узнаем, как изготавливают удивительные изделия, чтобы описать технологию выполнения изделий в своих творческих работах. В процессе урока мы будем заполнять ментальную карту, которая поможет подвести итоги. Работать нам поможет маршрутный лист. 3. Работа над предложением (интерактивная доска) (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях) Русск.. з.мля изд.вна слав.тся н.родными промыслами весел.. матрёшкой дымковск.. игрушкой. жостовск.. подносом син.. гжелью. Задание: ü Вставить пропущенные буквы, объяснить написание. ü Расставить знаки препинания. ü Объяснить лексическое значение слова «промысел» 4. Работа со словарем С.И. Ожегова, электронным словарем (Интернет-ресурсы) «Художественный промысел - изготовление народных художественных изделий». - И сегодня мы познакомимся с одним из народных промыслов. А каким, вы поймете, когда отгадаете загадку: Сине-голубые розы, листья, птицы Увидев вас впервые, каждый удивится Чудо на фарфоре- синяя купель. Это называется просто роспись- (Гжель).
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|