Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ





ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ИСКРА»

 

 

СБОР?

СБОР!

 

 

Методическое пособие в помощь организаторам лагерных сборов актива. В сборник вошли разработки А. Животягина, Л. Гончаровой, Е. Картавцевой, Н. Максимовой.

 

 

@ Методический центр Областной детско-юношеской организации «Искра»

 

Ответственные за выпуск: Е. Картавцева, Л. Гончарова.

 

ВОРОНЕЖ 1998

 

 


 

 

Что же представляет из себя сбор вообще и "Искра" в частности? Почему именно эта форма выбрана нами для работы? Чем он отличается от обычного пионерского лагеря, что в нем особенного?

"Сбор - обучение лучшей жизни путем погружения в лучшую жизнь." Это не просто лагерь, где ребята отдыхают, - это настоящая жизнь со своими законами, где от каждого зависит, каким будет завтрашний день, где есть возможность много узнать и многому научиться, найти новых друзей и попробовать себя в новом деле, открыть в себе совершенно неожиданные таланты. Это мир, в котором тебе рады, потому что ты - это ты, со своими желаниями и представлениями о жизни, мир, который ты строишь сам. Пусть вначале многое непривычно и тяжело, но сколько всего впереди, сколько еще хочется сделать!

Законы, традиции, четкий распорядок дня, насыщенное содержание

сбора, вовлечение каждого в организацию и проведение лагерных дел, анализ сделанного и рекомендации по использованию эффективных форм работы в школе, высокий эмоциональный настрой - вот что такое "Искра".

 


О структуре сбора

 

Управление и самоуправление на лагерном сборе

Совет комиссаров (СК)

Во многом успех работы лагерного сбора зависит от совета комиссаров. Комиссары считают себя членами единого лагерного коллектива, строят свои взаимоотношения с ребятами так, чтобы стимулировать их активность, самостоятельность. Основной принцип в работе совета комиссаров - убеждать, но не приказывать, советовать, а не диктовать; высказывать свои суждения, лишь внимательно выслушав "искренка".

Сила комиссарского отряда в его сплоченности, преемственности,

высоком уровне подготовки и эмоциональном настрое.

 

Функции СК на лагерном сборе

Начальник лагеря координирует и контролирует работу всех служб сбора.

Методист лагерного сбора обеспечивает методическую грамотность

всех проходящих на сборе мероприятий, контролирует выполнение учебной программы лагеря и отрядов, составляет расписание клубов.

Отрядный комиссар выполняет функции вожатого, воспитателя и преподавателя. Комиссар ведет всю работу в отряде: быт ребят, соблюдение ими моментов режима и т.д.; помощь отряду в подготовке к конкурсам, соревнованиям, фестивалям и другим общелагерным мероприятиям. На всех участках жизни лагеря и отряда комиссар всегда со своими ребятами - он их старший товарищ и помощник. Это самый близкий человек каждому члену отряда. Тонус жизни отряда, стиль взаимоотношений между ребятами, отношение их к учебным и творческим делам сбора, дисциплина - все это зависит от его работы, его деловых и личностных качеств. По существу комиссар отряда является одной из главных фигур на лагерном сборе.

На СК также возлагается обеспечение хозяйственных функций. Завхоз лагеря отвечает за приобретение и распределение продуктов питания, а также всего необходимого инвентаря.

В составе педотряда также необходимы специалисты по радиоаппаратуре, художники, физруки, которые выполняют специфическую работу по обслуживанию сбора.

 

Каждый вечер (после заседания Совета командиров) комиссарский

состав лагерного сбора собирается на планерку для подведения итогов минувшего дня и планирования работы на завтра.

При подведении итогов минувшего дня представители (комиссары) от каждого отряда говорят о проблемах в работе, дают оценку обучающей и творческой программе дня и пр. Последним выступает дежурный комиссар лагерного сбора, который докладывает о работе всех служб лагеря, делится опытом решения возникших в этот день проблем. Об этом обязательно следует говорить, чтобы облегчить работу следующему дежурному и постоянно совершенствовать организацию жизни лагеря. На планерке также выступают врач лагеря, физрук и другие работники.

Затем сообщается план работы на следующий день. Если предстоящие дела несут в себе что-нибудь новое, то этот момент подробно обсуждается. Здесь комиссар (или методист), ответственный за проведение данного дела (всего дня), сообщает о правилах, требованиях, которые предъявляются к его участникам, на что надо обратить особое внимание.

 

Совет командиров

Самоуправление в лагере осуществляется по схеме: совет командиров

- командир отряда - отряд. Совет командиров является высшим органом

управления на сборе. Курирует совет командиров дежурный комиссар или методист лагеря.

Ежедневно после отрядного вечернего огонька командиры собираются на свой совет. Дежурный комиссар сбора получает информацию о состоянии дел в отрядах. Здесь же подводятся итоги дня и командиры получают информацию о делах на следующий день. Командиры на своих встречах оперативно решают проблемы, возникающие в отрядах.

Работе с командирами отрядов уделяется большое внимание, так как

в системе управления лагеря командиры являются важным звеном. Командир отряда непосредственно связан с ребятами и во время всей лагерной жизни обеспечивает вместе с комиссаром работоспособность и организованность отряда.

 

Учебная программа сбора

 

Обучение практическим навыкам мы ведем в клубах по интересам:

"Соловушка" - в этом клубе ребята знакомятся с авторской песней, с методикой разучивания песни. Песне на сборе уделяется большое внимание. Ведь это прекрасное средство объединения: дети поют одну песню, стоят в орлятском кругу, сопереживают... Песня объединяет, роднит ребят.

"Затейник" - здесь ребята учат игры подвижные, шуточные, народные, психологические и др. Клуб пропагандирует игры, учит навыкам их

разучивания - в итоге ребята привозят в школы до 20-30 различных игр.

"Грация" - знакомит "искрят" с новыми современными и бальными

танцами. По окончании лагерного сбора ребята имеют возможность научить сверстников нескольким танцам, знают, как провести конкурс бальных танцев (КБТ), танцевальный вечер, дискотеку.

"Олимпия" - клуб проводит спортивные мероприятия в лагере: от за-

рядки до вечеров; организует различные соревнования, в том числе МОИ -

Малые Олимпийские игры. На клубе ребята придумывают и проводят разные спортивные конкурсы, играют в новые спортивные игры.

"Собеседник" - проводит встречи с интересными людьми: художниками, спортсменами, политиками, учителями, способствует расширению кругозора участников сбора.

"Солнышко" - здесь ребята учатся фантазировать, сочинять, конструировать, видеть прекрасное. А научиться на разных сборах можно многому: бисероплетению, макраме, вязанию, работе по дереву (выжигание, резьба, мозаика).

Еще на сборах работают клубы "Оформитель", "Актер", "Турист", "Медицина" и др. Набор клубов на сборе часто зависит от тематики сбора.

 

Если клубы включены в обязательную программу обучения, где ребятам дается определенный минимум знаний, то мастерские - это серьезная работа по одному из направлений (программ): "Школа выживания", "Грамматика фантазии", "Игра - дело серьезное, "Лидер", "Школа демократической культуры". Здесь ребята прослушивают теоретический курс и пытаются воплотить свои знания на практике, т.е. они выбирают мастерскую и участвуют в ее работе.


Атмосфера сбора

Л. Гончарова

Ни для кого не секрет, что ситуация сбора отличается от обычных жизненных ситуаций, в которых оказывается ребенок. Она складывается и

развивается по особым законам и зачастую требует от участников выхода

за рамки привычных стереотипов общения. Этот выход осуществляется в трех уровнях:

1. Изменение аудиовизуальной среды.

Девиз этого уровня: "Мы вам рады!"

С первых минут погружения в ситуацию сбора ребенок должен почувствовать необходимость своего присутствия здесь; он еще не знает, нужно ли ему то, что будет здесь происходить, но ему необходима уверенность в том, что он - ожидаем и желанен.

Необходимыми атрибутами здесь будут улыбающиеся лица вожатых, внимательное отношение к ребенку с момента регистрации ("Привет! Здорово, что ты пришел! Ты, наверное, не любишь скучать?"); приятная слуху речь без высоких нот и резких выкриков.

Большую роль играет и обстановка помещения, куда попадает ребе-

нок; она также должна подчеркивать ожидание встречи и отличаться от

привычной. Здесь пригодятся плакаты: "Здравствуйте!", "Мы вам рады!",

надувные шары, веселые картинки. Хорошо, если еще до начала сбора на

дверях комнат будут висеть забавные таблички с надписями: "Здесь обитает 1 отряд", на отрядном месте уже расставят стулья, а в холле будет организован "уголок сбора", из которого можно будет почерпнуть необходимую информацию о количестве отрядов, именах вожатых, клубах и плане дня.

Народная мудрость уровня: "Встречают по одежке." Первое впечатление всегда важно, из него вырастает общее представление о том новом,

что ребенку придется испытать.

 

2. Изменение двигательно-пространственных и вокальных стереотипов.

Девиз уровня: "Возьмемся за руки, друзья!"

В стандартных ситуациях люди очень четко определяют "свое пространство", кусочек мира вокруг себя (его радиус у разных людей составляет до 45 см), позволяя нарушать его только самым близким. На этом уровне рекомендуется провести ряд игр и упражнений на касание и вступление в диалог, которые помогут ребенку сузить "свое пространство" (например, "Путаница", "Почтальон", "Моргалочки", "Третий лишний" и

т.д.).

В начале сбора также проводится встреча в Орлятском кругу, где происходит первое большое знакомство участников сбора. Оно основано на осуществлении совместной вокальной деятельности, постоянном визуальном и тактильном контакте с кем-либо из круга. Помимо этого, создается и необходимый эмоциональный настрой.

 

3. Изменение шаблонов поведения группы.

Девиз уровня: "Ты да я, да мы с тобой"

Это, пожалуй, самый высокий уровень, поскольку он предполагает

изменение не только личностного отношения, но и группового, являясь

еще и важной ступенью развития коллектива.

Существует немало приемов, позволяющих изменить привычные стереотипы поведения на данном уровне. Среди них - игры, направленные на совместное выполнение каких-либо действий, ("Сантики-фантики", "Угадай по хлопкам", "Песня хором" и т.д.).

Объединяющим группу и определяющим ее поведение фактором служит не только действие, но и идея, в данном случае это название отряда (его придумывают все вместе) и девиз - обоснование нашего присутствия здесь (он может служить речевкой при перемещении отряда по территории). Внесение в передвижение "изюминки" - особой походки, приветствия всех встречных - не только поможет создать имидж отряда как отличающейся от других группы, но и доставит удовольствие ребятам, откроет возможность творческого подхода к обычному эпизоду дня.

До сих пор речь шла о работе внутри отряда. Что же можно ввести на данном уровне в масштабах всего сбора? Игры - "кричалки", касающиеся ситуации "здесь и сегодня, завтра..."; пример - "кричалка" лагерного сбора в г. Нововоронеже (автор Н.Шилина):

Но! (Но!) Во! (Во!)

Нововоронеж! (Нововоронеж!)

Хэй, Но-Но-Нововоронеж! (Хэй, Но-Но-Нововоронеж!)

Новый, новый, очень новый Нововоронеж!

(Новый, новый, очень новый Нововоронеж!)

Но и во и ро и неж! Не Москва, не Георгиу-Деж!

(Но и во и ро и неж! Не Москва, не Георгиу-Деж!)

Сбор, "Искра", школа, мы - далеко ли до зимы?

(Сбор, "Искра", школа, мы - далеко ли до зимы?)

 

(В скобках указано повторяемое залом, группой за ведущим.)

 

Из одного сбора в другой кочуют также и "приколы": "Бомба!" (при этом выкрике каждый, кто его слышит, должен упасть или присесть), гимн "Небо пахнет керосином":

Небо пахнет керосином (2 раза)

По полям и по долинам (2 раза),

Самолеты, самолеты без конца

И нету на них кладенца.

Гимн - дело святое,

Его поют стоя!

(услышав его, нужно, наоборот, встать, что бы ты не делал), и др.

 

Говоря об атмосфере сбора, нельзя не упомянуть традиции и законы сбора, в которых четко прописан принятый уклад сборовской жизни, отношение к людям и делу (например, закон "00", закон поднятой руки и пр.). Они как нельзя лучше характеризуют атмосферу сбора как творческую, дружескую, деловую.

Понятие "атмосфера сбора" очень широко. Оно охватывает все сферы

деятельности и проявления личности ребенка и взрослого на сборе. Невозможно в одной статье рассмотреть все элементы, составляющие атмосферу сбора. Мы коснулись вопроса о ее формировании, создании. Поддержание же атмосферы - дело каждого человека, каждой минуты. Прочитав внимательно сборник, вы найдете рекомендации, которых необходимо придерживаться не только относительно организации того или иного дела, но и для создания духа творчества, взаимопонимания, деловых отношений, свойственного лагерному сбору.

 

Литература:

Добрович А.Д. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

 


Ваш отряд. Каким ему быть?

Л. Гончарова, Е. Картавцева

В зависимости от общей легенды сбора отряд может быть отсеком космического корабля, экипажем флотилии, лесным племенем и т.п., но в

любом случае сначала вам необходимо определить, какова будет структура вашего отряда, по каким законам вы будете жить, выбрать название отряда и его командира.

Командир отряда может быть постоянным (на весь срок сбора) или дежурным (на определенный период, например, сутки). Командир отсека

(экипажа) выбирается на общем собрании отсека (экипажа), вождь племени - на Совете племени и т.д. В системе отрядного самоуправления основные функции командира - управление отрядом и руководство Советом отряда (в него могут войти лидеры групп ЧТП, творческих секторов, действующих в отряде). Кроме того, командир участвует в работе общелагерного органа самоуправления (Совета командиров, Совета старейшин и т.д.).

Структура отряда обычно определяется обязанностями, которые необходимо выполнять в течение всего сбора, или общей легендой. Например, в отсеке звездолета необходимы командир отсека, руководящий работой остальных членов экипажа; врач, который следит за санитарным состоянием помещений и за здоровьем членов экипажа; штурман, в обязанности которого входит следить за тем, чтобы экипаж был в нужное время в нужном месте; заведующие различными лабораториями и специалисты, входящие в эти лаборатории (лаборатории игры, песни, сюрпризов и др.).

Работа в отряде хорошо идет по группам. Это могут быть кафедры по изучению каких-то вопросов, министерства, союзы, звенья и т.п. Формирование групп может осуществляться по желанию, интересам, умениям ребят. Например, одна группа специализируется на оформлении, в другой ребята любят петь и придумывать новые песни, третья группа развлекает всех новыми стихами и историями.

Хорошо зарекомендовала себя система ЧТП - система чередования традиционных (творческих) поручений. Эта форма работы пришла из Всероссийского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок" и Ленинградской Коммуны юных фрунзенцев. Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Например, одна группа может заниматься оформлением, т.е. выпускать газеты, украшать помещение; другая группа - дежурная; третья будет готовить поздравления с днем рождения и другими знаменательными событиями, различные сюрпризы для всех и т.д. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП,- это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

 

Законы и традиции в отряде

Прежде всего в отряде действуют законы и традиции, принятые на сборе в целом. Это:

- закон "00" (закон точного времени: "уважаешь людей - уважай их время");

- закон доброго отношения к людям;

- закон поднятой руки;

- традиция Орлятского круга и законы Орлятского круга и др.

Помимо этого, в отряде могут укрепиться и внутриотрядные законы и

традиции. Это может быть:

- закон передачи слова на отрядном огоньке подведения итогов (по кругу передают какой-либо ценный для отряда предмет, талисман; говорит

тот, у кого он находится в руках);

- традиция прощания (окончания дня) и приветствия (начала дня) - песня, особый ритуал, игра;

- традиционная смена имиджа отряда с поднятием флага дня (сегодня мы - веселые, завтра - голодные, потом - влюбленные и т.д.);

- традиционные награждения отличившихся:

а) в течение дня или другого срока;

б) в том или ином виде деятельности;

в) по итогам какого-либо отрядного дела (ЧТП, отрядные игры и пр.);

г) из других отрядов, членов педотряда и т.д.

 

Отличительные знаки отряда

Отличительные знаки отряда вводятся для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность детского коллектива и принадлежность к нему входящих в состав отряда ребят. Они могут представлять собой эмблемы, значки, нашивки, выполненные в любой доступной для условий сбора форме и манере. Кроме того, в качестве отличительных знаков могут быть использованы детали одежды (общие или одинаковые для всех членов отряда: галстуки, шарфы, головные уборы и др.).

 

Литература:

Папка из метод. уголка "Комиссару для работы на сборе".

 


Погружение в игру

Е. Картавцева

Если сбор игровой, то первая встреча с ребятами тоже должна как-то обыгрываться. Допустим, они приехали в палаточный лагерь на автобусе, выходят из него и сразу же попадают на необитаемый остров или в затерянный уголок в джунглях. Вокруг они видят деревья, лианы, кто-то бьет в барабан, сообщая местным жителям - дикарям - о внезапном вторжении. Как объяснить такой поворот событий? Где-нибудь на видном месте может лежать необычный предмет или письмо, в котором содержится объяснение по поводу странных событий; или еще по дороге ребятам может повстречаться какой-нибудь герой - плохой или хороший, и от его неумелых или заведомо вредоносных действий все попадают неизвестно куда и т.д.

Что же происходит дальше? Что сделано, то сделано, надо жить дальше, как-то налаживать свой быт и постараться выжить в этих новых условиях. А в это время шум в деревне дикарей (центральном лагере) нарастает, и пришельцы видят, что в их направлении выдвигается вооруженный отряд местных жителей. Прибыв на место в сопровождении свиты,

вождь племени заявляет о своих правах на пришельцев, поскольку это его

земля, и все, что тут появляется и растет, тоже его. Недовольство пришельцев быстро подавляется вооруженной стражей, местные жители набирают себе понравившихся им пришельцев. (Принцип разделения ребят заранее оговаривается.)

Местные жители (отрядные вожатые) ведут выбранных пришельцев к своим жилищам. На месте они помогают им разместиться и рассказывают о своем укладе жизни, обычаях и традициях. Можно специально вставить какие-то ужасные подробности и обычаи, например, при встрече друг с другом они "мило покусывают носики", а спят они только сидя или после колыбельной песни жены вождя и пр. Конечно, "местным жителям" вначале надо создавать видимость соблюдения этих традиций, позже можно объяснить, что обычаи пришельцев им больше нравятся. У пришельцев, если им не нравятся принятые обычаи (а они им не должны понравиться), есть возможность выбрать свои, но они не должны противоречить основным непреложным законам племени, таким как:... (обязательные законы зачитываются).

Знакомство с традициями и территорией лагеря может происходить не только во время отрядного времени, но и на "общей экскурсии по деревне" (ЗМП). Разумеется, лучше сразу ознакомить пришельцев с законами и табу племени, чтобы исключить различного рода недоразумения. Какие у племени могут быть законы? Некоторые из них могут быть связаны с защитой мира, в котором они живут, - не оставлять за собой мусор, не ломать ветки; другие - морального плана: не оставляй сородича в опасности, помогай ему и пр. Это можно объяснить "пришельцам" на одной из станций. Другая станция может быть посвящена тому, чтобы ребята выработали свои (отрядные) законы. Отрядному комиссару лучше присутствовать во время этого разговора. Знакомство с территорией на ЗМП может происходить следующим образом: старейший житель деревни может рассказывать во время переходов легенды и предания о том, что одно место считается запретным, другое - чудодейственным, в третьем можно появляться только с предметом, который найдешь в четвертом месте, в котором нельзя появляться одному и т.д.

Если выработка правил происходит в отряде, то лучше предложить

ребятам поиграть сначала в "игры пришельцев", которые являются традиционными в этих случаях. Это должны быть стандартные игры на знакомство, раскрепощение, выявление лидера и т.д. Далее пришельцам дается

задание: через час они должны представить свод правил, по которым они

будут тут жить, и программу действий на ближайшее будущее. Вряд ли

"пришельцы" в первый же день самостоятельно справятся с этим заданием, поэтому "местный житель" может (и должен) присутствовать на этом собрании. В самом начале разговора он может в нем не участвовать, а посмотреть, кто возьмет на себя роль лидера, кто как себя ведет, т.е. сделать для себя кое-какие наблюдения. Вожатому при подготовке к этому разговору можно посоветовать почитать игры "Катастрофа на воздушном шаре" и "Необитаемый остров" из книги Н.И.Козлова "Лучшие психологические игры и упражнения". Можно использовать игру "Нетрадиционное приветствие" для выработки своего ритуала встречи.

Конечно же, каждая группа людей должна как-то называться, т.е. необходимо придумать название, воинственный клич и прочие отличительные знаки.

В какой же форме проводить огонек знакомств? Если вместе собираются люди с разными характерами, со специфичными традициями и обычаями, с индивидуальным житейским опытом, то их совместное времяпрепровождение и деятельность могут сопровождаться разногласиями, конфликтами и непониманием. В такой ситуации важно узнать и понять другого, постараться принять его таким, какой он есть. Может быть, это будет вечер воспоминаний, где пришельцы расскажут о своем мире, который они оставили дома, но частицу которого всегда несут в себе, или экзамен на зрелость, который традиционен в племени и на котором задают различные вопросы, чтобы понять, на какой ступени культуры стоит человек; а может, что-то другое.

Здесь рассмотрена одна из возможных легенд и первый день сбора. Если идея вашего сбора совсем другая, то, возможно, приемы вхождения в

игру тоже будут специфичны. Как и на обычном сборе, существует определенная схема работы, просто необходимо помнить, что все, что делается с отрядом, должно быть объяснено легендой и соответствующими местными условиями.

 

Литература:

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997. 144 с.


Давайте познакомимся!

Н. Максимова

Итак, первый день сбора. С чего все начинается? Какие основные задачи этого дня? Что необходимо сделать, чтобы ребятам захотелось творить, играть, чтобы они почувствовали себя свободными и уверенными, не боялись экспериментировать и делать все самостоятельно?

 

Основные задачи первого отрядного времени (ОВ):

- познакомить ребят друг с другом;

- помочь ребятам привыкнуть к новой, незнакомой обстановке сбора, почувствовать себя более свободно и раскованно;

- познакомить ребят с планом сбора (основной идеей - что здесь будет происходить);

- выявление лидеров и потенциальных возможностей ребят.

 

Знакомство

Как правило, все и везде начинается с знакомства. Даже если все ребята знакомы друг с другом, не следует пренебрегать этим правилом. Помните, чем больше упражнений на "прикосновение", эмоциональность, подвижность (динамичность), тем больше уверенности, раскрепощенности, желания работать и т.д.

1. Итак, первый блок игр - игры, направленные на интенсивное запоминание имен друг друга, т.е. игры, в процессе которых участники должны называть свои имена (10-15 минут). Предлагается несколько видов упражнений на знакомство.

А. "по методу "Клубка"

Упражнение иногда называют "снежный ком". Применяют его, как правило, в группе, где не все знакомы друг с другом.

Ведущий начинает, т.е. говорит свое имя. Следующий (по часовой или против часовой стрелки - как вам удобно) участник называет имя ведущего, затем - свое. Следующий - два предыдущих имени и свое и т.д.

В больших группах круг можно поделить на 2-3 части (по 6-8 человек), чтобы упростить задачу последних. При этом необходимо отметить,

на ком заканчивается счет и кто начинает сначала. Например, 7-ой участник тренинга называет семь имен, 8-ой - только свое имя, 9-ый - имя восьмого и свое и т.д., пока все не назовут свои имена.

Б. "Хоровое знакомство"

Вначале каждый называет свое имя по кругу. Затем ведущий указывает на кого-либо, и все (в том числе и тот, на кого указывают) хором произносят это имя. Так повторяется несколько раз с разными участниками.

В. "Знакомство на время"

За определенное время (например, за 5 или 10 секунд - зависит от количества человек в группе) необходимо познакомиться (узнать имена, пожав при этом руки) как можно с большим количеством участников тренинга. По сигналу ведущего "СТОП" все прекращают знакомство и рассаживаются на свои места. Затем каждый по порядку должен назвать количество вновь приобретенных знакомых, назвать каждого по имени, указав при этом на того, кого называешь.

Это упражнение проходит, как правило, очень эмоционально, одно и

то же имя называется по несколько раз, что повышает шансы быстро за-

помнить имена.

Г. "Игра с мячом"

Участники становятся в круг. Мяч первоначально находится у вожатого. Он называет свое имя и кидает мяч любому из ребят. Тот тоже представляется и бросает мяч дальше и т.д. до тех пор, пока все ребята не представятся.

На следующем этапе игру можно усложнить (или играть сначала по этому варианту, если ребята уже знают имена друг друга). Играющий бросает мяч какому-то другому участнику и при этом называет его имя. Тот, кто ошибается, выполняет какое-либо задание, придуманное ребятами (рассказать анекдот, изобразить пантомимой какой-то предмет и т.д.).

Д. "Знакомство в центре круга"

Все участники стоят в кругу. По часовой стрелке ребята выходят в центр круга и представляются так, как бы они хотели, чтобы их называли. Например, Аленка, Светик, Дмитрий Сергеевич и т.д. Это представление можно сопровождать какими-то движениями, а к имени добавлять прилагательное, характеризующее характер участника.

Е. "Имя и характер"

Ведущий называет наугад какое-нибудь имя. Если среди присутствующих нашелся человек с таким именем, то ему дается задание назвать как можно больше своих хороших качеств на букву, с которой начинается его имя, или их определенное количество (3-5).

Ж. "Имя и комплименты"

Ведущий наугад произносит какое-то имя. Если находится несколько

человек с таким именем, то этот факт отмечается. Например: "Отлично, у нас целых три Оли". Если же имя встречается только один раз, то на первую букву этого имени его обладателю все участники игры говорят комплименты. Например, имя "Света". Комплименты могут быть разнообразные: "симпатичная", "солнечная", "светлая", "самая-самая" и т.д.

Игру хорошо проводить перед началом дела, когда еще не все собрались, и надо чем-то занять ребят.

 

Итак, мы познакомились. Естественно, можно применять и другие виды знакомства, наиболее известные вам и наиболее отработанные. Можно группировать предложенные виды знакомств, но при этом следует помнить, что: 1) нельзя затягивать знакомство; 2) не стоит думать, что сразу все всех запомнят по именам. С целью повторения имен можно провести (на следующий день) следующие упражнения:

 

Упражнения на повторение имен:

1. "Паутинка"

Для этой игры необходимо иметь большой клубок ниток (пряжи). Ведущий наматывает себе на палец конец нитки и бросает клубок кому-нибудь из участников игры (не рядом стоящему), называя при этом его имя, тот - следующему и т.д. В конце игры все оказываются "связанными", на что можно обратить внимание играющих. Последний участник может "полежать" на этой "паутинке".

Игра помогает участникам почувствовать друг друга; может также

проводиться на экологических занятиях, чтобы показать взаимосвязь явлений и событий в природе.

2. "Моргалочки наоборот"

Участники игры разбиваются по парам и становятся в круг лицом к центру. Один из участников пары не имеет. Участникам (в паре) предлагается "поменяться" именами. Например, если в паре стоят Света и Лена, то на время игры Света становится Леной, а Лена становится Светой. Водящий выбирает кого-нибудь из участников и называет его новым именем. Этот участник, услышав свое новое имя, должен перебежать к водящему, а другой участник должен его удержать. Если попытка побега удалась, то игрок, оставшийся один, должен переманить к себе другого игрока и т.д. Если же попытка была неудачной, то водящий выбирает себе другую "жертву".

3. "Цып-цып"

Все участники становятся (садятся) по кругу, водящий находится внутри круга. Если водящий говорит кому-то "цап", то этот человек должен быстро назвать имя своего соседа слева, "цып" - имя соседа справа, "цып-цып" - все участники меняются местами. Если кто-то из участников не смог быстро ответить на вопрос ведущего (ответил не сразу или неправильно), то он становится водящим, и игра продолжается.

Игра проходит очень эмоционально, требует от участников знания

имен товарищей, внимания, умения ориентироваться при изменении ситуации.

4. "Построения" (подробнее см. блок игр на раскрепощение).

Ребятам за определенное время (1-2 минуты) необходимо построиться

в шеренгу в алфавитном порядке их имен. Например, первым будет стоять

Алексей, вторым - Борис, третьей - Виктория и т.д. Ведущий, конечно же, проверит правильность их построения, в результате чего ребята еще раз представятся. Те, кто ошибся, могут выполнить какие-либо задания.

 

* Как говорит Д.Карнеги, для любого человека самый приятный звук - звук его имени. Обращение по имени - это первый шаг к взаимопониманию и дружбе. Вожатому необходимо постараться в первый же день запомнить имена детей, чтобы не испытывать постоянного чувства неловкости в тот момент, когда нужно обратиться к кому-то из ребят.

* Кроме того, можно использовать импровизированные визитки. Их заготовки можно сделать дома или вместе с ребятами (это могут быть кружочки, прямоугольники из бумаги с рисунками, аппликациями и т.п.). После игр их можно раздать ребятам, чтобы они написали на них свои имена.

* А еще детям часто нравится писать у себя на щеке краской или карандашом первую букву своего имени: это и своеобразный вариант "визитки", и отличительный знак отряда.

 

2. Следующий блок игр направлен на раскрепощение ребят, снятие психологического зажима в связи с новой для них обстановкой. Это, в основном, подвижные, веселые игры, в процессе которых ребята много двигаются, часто дотрагиваются друг до друга, что способствует созданию более доверительных отношений между участниками. (15-30 минут).

1. «Если весело живется...»

Игра проводится с группой детей любого возраста и количества, на воздухе, в помещении, сидя, стоя или даже лежа.

Игру ведет ведущий (вожатый). Ребята повторяют за ним слова и сопровождающие их движения:

- Если весело живется, делай так... (2 хлопка в ладоши)

- Если весело живется, делай так... (2 хлопка в ладоши)

- Если весело живется, мы друг другу улыбнемся (поворачиваются друг к другу и улыбаются),

- Если весело живется, делай так... (2 хлопка в ладоши).

Далее, при повторе текста, ребята по кругу добавляют свои движения. Например, прыжок, поворот головы, топанье ногами, щелчок пальца-

ми, различные звуки и т.д.

Последние слова в игре (после того как последний участник показал свое движение): "Если весело живется, делай все!". Играющие повторяют по очереди все запомнившиеся движения.

Не стоит играть в эту игру, если участников больше 15 человек. В этом случае ее можно изменить, если ведущий передаст право показывать

движение кому-нибудь из ребят, или движение предлагают пары играющих по очереди.

Творческий круг»

Игра с группой детей на снятие зажима, на организацию коллектива.

Ребята становятся в круг. Каждый придумывает какое-то движение и звук, который он будет издавать в движении. Затем первый участник движется через центр круга и передает эстафету тому, кто ему понравился. Второй повторяет движение и звук первого и, показав свои, выбирает третьего. Третий повторяет движения и звук второго, показывает свои и выбирает четвертого и т.д.

3. "Дракон кусает свой хвост"

Участвовать в игре могут от 15 до 30 человек. Для игры выбирают ровную площадку или полянку. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый участник - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные играющие цепко держатся друг за друга.

Кто окажется проворней - голова или хвост?

Капканы»

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, и располагаются они на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные ребята берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы "захлопываются", т.е. ребята опускают руки. Те, кто попадаются, сами образуют капканы. Побеждает тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

5. "Аленушка и Иванушка"

Среди играющих выбирают Аленушку и Иванушку и завязывают им глаза. Остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. Участникам

игры ведущий объясняет, что Иванушка должен поймать Аленушку. При этом Иванушка имеет право громко спрашивать: "Аленушка, ты где?", а Аленушка обязательно отвечает на этот вопрос: "Я здесь, Иванушка!". Таким образом, участники должны ориентироваться по голосу. После окончания игры выбирается другая пара и т.д.

6. "Кошки-мышки"

Игра проводится аналогично предыдущей, т.е. кошка должна пойма







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.