Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изменение нормативно-правовой базы





В отношении инвалидов

 

Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX века, вызванные коренной перестройкой экономики, появле­нием различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии системы специального образования в России.

Особенно значимым является факт изменения отношения го­сударства в отношении лиц с нарушениями в развитии. Права де­тей с ограниченными возможностями жизнедеятельности регули­руются отечественным законодательством и международными конвенциями и соглашениями. Принятая Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка (26.01.1990) гарантирует права всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Принятый в 1992 году и измененный в 1996 г. Закон РФ «Об образовании» дал возможность выбора родителям детей с отклоне­ниями в развитии различных форм обучения.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции» (1995) определил понятия «инвалид», «реабилитация», закре­пил право на воспитание, образование и социально-бытовую адап­тацию детей^инвалидов. Для этого создаются соответствующие ус­ловия в учреждениях общего типа, специализированных учрежде­ниях и на дому. Предусматривается также оборудование жилых по­мещений специальными средствами в соответствии с программой реабилитаций.

 

 

Указ Президента РФ № 543 «О первоначальных мерах по peaлизации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Постановление Правительства РФ №848 от 23.08.1993г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», принятый Постановлением Правительства №69 от 31.01.1994 являются основополагающими документами обеспечивающими-peaлизацию прав всех детей России, в том числе детей с отклонениями в развитии на достойную жизнь охрану здоровья, получение образования, все виды реабилитации.



В соответствии со ст. 114 Закона РЬФСР от: 20 1.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» детям с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет назначается социальная пенсия, равная минимальной пенсии по старости. Материальное положение семей, имеющих детей, поддерживается системой социальных пособий и компенсационных выплат; адресной натуральной помощь.

Помимо денежной и натуральной помощи детям с ограниченными возможностями гарантируется ряд льгот. Так, Постановление Совета Министров СССР от 27.03.1986г. №400 «О мерах по улучшению условий жизни инвалидов с детства» устанавливает скидку 50% от стоимости проезда в любом виде междугородного транспорта. В большинстве субъектов РФ проезд в транспорте городского и пригородного, сообщений для инвалидов бесплатный, что закреплено местным законодательством.

Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с отклонениями и умственном и физическом развитии содержатся в специальных учреждениях бесплатно. Они имеют право на первоочередное получение жил- площади на основании действующего Постановления Совета Министров СССР от 13.01Л983п №38;1» Приказа Минздрава СССР от 18.03;1983г. №330.

Изменение характера отношения государства к инвалидам отражает и Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 № 36 «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Программа включает в себя следующие разделы:

1. Совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети

 

учреждений государственной службы медико-социальной экспер­тизы

2. Развитие инфраструктуры государственной службы реабили­тации инвалидов, разработка и внедрение современных реабили­тационных технологий.

3. Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения.

4. Информатизация и кадровое обеспечение деятельности го­сударственных служб медико-социальной экспертизы, реабилита­ции инвалидов и реабилитационной индустрии.

5. Государственная поддержка общественных объединений ин­валидов.

В перечне из 56-ти мероприятий программы нашлось место и информационному компоненту:

- создание телевизионных программ для инвалидов, в том числе по проблемам детей-инвалйдов и общественных объеди­нений;

- развитие полиграфической базы периодических печатных изданий ВОГ;

- организация и проведение рекламно-выставочной деятель­ности, семинаров, совещаний и конференций по проблемам инва­лидок;

- разработка и внедрение федеральной автоматизированной информационно-справочной системы по проблемам инвалидов.

На основании анализа перечня нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что инвалиды в России все более и бо­лее начинают занимать достойное положение.

Действительно, государство повернулось лицом к людям с ограниченными возможностями здоровья, перестало замалчивать их проблемы, приняло ряд законодательных актов, обеспечивающих инвалидам равные со здоровыми людьми права, возможность peaбилитации, льготы, материальную поддержку.

Позиция федеральных и местных органов власти также очень важна. Она задает вектор развития общества, направленный на ре­абилитацию, социальную адаптацию и интеграцию инвалидов. Для изменения отношения общества к людям с ограниченными возможностями потребуется гораздо больший промежуток време­ни, нежели для принятия законов.

Кроме того, принятие законов еще не гарантирует их исполне­ния. На местном уровне зачастую издаются законы противореча­щие федеральным. Пока не будет контроля государства за испол­нением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации в отношении к инвалидам.

 

 

Отношение разных слоев общества

К интеграции инвалидов

 

 

Социально-психологический мониторинг

В последние годы, несмотря на неблагоприятную социально- экономическую ситуацию в стране, наметилась положительная динамика в изменении отношения общества к инвалидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связана со степенью информированности общества о проблемах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих ценностей, милосердия, гуманизма; с переход от государствоцентристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в педагогике гуманистической. В связи с изменением отношения общества и государства к людям с проблемами, ростом активности общественных объединений родителей детей-инвалидов и сам их инвалидов отмечается улучшение социального само­чувствия инвалидов, в том числе инвалидов-опорников.

С целью подтверждения этих положений выпускником Инсти­тута , специальной педагогики и психологии С. Б. Федоровым (2000) под нашим руководством (Л.М.Шипицына) был проведен социально-психологический мониторинг по проблеме социаль­ной ицтерации.

Исследование проведено, чтобы оценить уровень интеграции инвалидов-опорников (в частности детей, страдающих церебраль­ным параличом) в общество, представить картину отношения не­которых групп населения к инвалидам, выявить взаимосвязь меж­ду информированностью населения о проблемах инвалидов и го­товностью принять их в качестве полноправных членов общества, проанализировать изменение отношения к людям с отклонениями в развитии.

В качестве объекта исследования были выбраны следующие со­циальные группы:

— подростки и молодые люди, страдающие церебральным па­раличом (I группа);

- специалисты (II группа);

— обыватели (IIIгруппа).

Третья группа была представлена тремя подгруппами, которые были условно названы:

— молодежь (граждане в возрасте до 30 лет);

— интеллигенция (люди с высшим образованием);

— пенсионеры (лица пенсионного возраста).

 

Каждую из перечисленных Групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть оха­рактеризована многочисленными внешними и внутренними свя­зями, из которых нами были^учтены лишь Наиболее важные.

Целостность групп (подгрупп) определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного исследования: .

- молодежь и пенсионеры, кдк представители нового (прихо­дящего) и старого (уходящего) поколений, живущие и жившие при разном общественном управлении (тоталитарном и демократи­ческом);

— специалисты — люди, Наиболее ицформированные о пробле­мах инвалидов, знающие положение дел изнутри;

— интеллигенция.:— наиболее образованная часть общества от­ражающая сбоим мнением вектор изменения отношения к интег­рации инвалидов в социум.

В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и детским цереб­ральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, прожива­ющие в Санкт-Петербурге. Всего опрошено 100 человек. Возраст­ной диапазон опрашиваемых — от 15 до 20 лет.

Вторая группа включала в себя людей, связанных по роду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее составили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудники психолого-медико-педагогических центров, представители общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их роди­телям, студенты вечернего отделения Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы — 180 че­ловек.

В третью группу вошли представители пяти государственных и семи частных организаций и предприятий различных форм соб­ственности, студенты десяти учебных заведений различного про­филя, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем ма­териального достатка. Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:

— молодежь — 130 человек;

— интеллигенция — 100 человек;

— пенсионеры — 170 человек.

 

 

Процедура исследования

Проведение мониторингового исследования в пределах для одного города по проблеме социальной интеграции инвалид опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выборочно. Выбору ное исследование также может дать реальную картину результа' при соблюдении определенных требований к совокупной выбоЩ Главными критериями корректности выборки в нашем исследова­нии являются:

— случайность отбора респондентов;

— формирование групп в соответствии с общей возрастно-М-ловой структурой населения.

Основой исследования явились анкеты, разработанное Л.М. Шипицыной. Вопросы, предлагаемые в анкетах, били со­ставлены так, чтобы удовлетворять следующим основным требова­ниям:

1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.

1. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок и единиц измерения.

3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не бо­лее пяти).

4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)

5. Исключение непосильных требований к памяти опрашивае­мого.

Анкетирование инвалидов-опорников проводилось организа­тором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашиваемых друг на дру­га. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкетирования.

Целью проведения анкеты 1 (см.приложение 1) является оцен­ка информированности общества об инвалидах. Анкета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточне­нием источников информации^ где предоставляется возможность выбора из перечисленных источников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в Рос­сии законов, защищающих права инвалидов, служб и организа­ций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой перечислить известные организации.

Вопросы анкеты носят содержательный характер и позволяют^ выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респонден­том источники информации.

 

Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отношения об­щества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами проблем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педагогической интеграции де­тей-инвалидов. Вторая часть анкеты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоуст­ройства инвалидов.

Вопросы,2 и 3 анкеты, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяснить воз­можные причины того или иного отношения к инвалидам.

Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, которое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе дос­таточно высокую степень социального давления, их можно считать основцой частью анкеты. Перечисленные вопросы дают возмож­ность оценить уровень готовности респондента к интеграции с ин­валидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвали­ды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.

В целом анкета 2 построена на использовании прямых вопро­сов, т. к. они психологически нейтральны к личности респондента.

Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих инвалидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороньГобщества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о трудностях общения и психо­логической устойчивости при контактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда вклю­чены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве — как важнейшем элементе социальной реабилитации. Заканчивается анкета оцен­кой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.

Выявление трудностей в общении позволяет сделать выводы о степени социализации подростков, страдающих церебральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, т. к. при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопроса 5, определяющего частоту конфликтов, с воп­росом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмоциональной устойчивости респондентов.

 

 

Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд опрашиваемого на окружающий мир и ощущение своего положения в нем. Седьмой возрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми. Заключительные вопросы анкеты 9 и 10 позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причины неуверенности в будущем, которые предлагается указать респонденту.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.