Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ПОНЯТИИ «СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»





Гамлет держит череп придворного шута Йорика. Данная сцена широко ассоциируется с репликой героя «Быть или не быть? Вот в чём вопрос! Быть или не быть? Вот в чём проклятье жизни»

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»,

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),

«Зачем (Для чего) мне жить?».

1/ Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

/Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно...?», «При каких условиях...?», «Что будет, если...?». Ненаучно поставленные вопросы, типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?», «Зачем мне жить?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии. Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), т.к. психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь».

Попробуем дать общее определение понятиям «жизнь» и «человек». Не сделав этого, невозможно что-то говорить о «смысле жизни человека».

ЧЕЛОВЕК. ЛЮДИ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Какие же особые свойства делают из объекта субъекта или человека? Великий философ и ученый XVII века Рене Декарт задался тем же вопросом:

«Я не являюсь тем сопряжением членов, имя которому «человеческое тело»; равным образом я не разреженный воздух, разлитый по этим членам, не ветер, не огонь, не пар, не дыхание и не что-либо иное из моих измышлений, ибо я допустил, что всего этого не существует. Остается лишь одно твердое положение: тем не менее я -нечто.... Итак, что же я есмъ? Мыслящая вещь. А что это такое - вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее, а также обладающее воображением и чувствами» («Рассуждения о методе»).

Как заранее определить то, смысл (а значит, связи) чего мы только собираемся изучать? Выход один - не давать заранее никаких определений, кроме одного, однозначно вытекающего из поставленной цели.

Мы хотим понять смысл (а значит, связи) объекта, который задает вопрос о смысле своего существования. Другого критерия для того, чтобы отличать объект под именем «человек» от других объектов у нас просто нет. О нашем Я достоверно известно только то, что мы можем назвать его - Я, проводя границу между Я и Не-Я. И все!

Итак, первый признак человека — это объект, осознающий свою индивидуальность, объект, который может мыслить о себе, как об объекте, отличающемся от других объектов вне себя. Но этого недостаточно, ведь свою обособленность от других может ощущать любое животное. Если они поступают как индивидуальность, значит, они как-то ее ощущают и, возможно даже осознают.

Известный психолог и философ Эрих Фромм однажды задал себе тот же вопрос: «Так что же отличает человека от животного?» И сам себе ответил, - это не использование орудий труда, это «сознание самого себя... Он познавал сам себя. Он понимал, что думает и чувствует» («Ради любви к жизни»).

Познавать себя - значит задавать себе вопросы о самом себе. Поэтому следующее уточнение ответа на вопрос, - Что есть «Я»? - заключен в самом вопросе: «Я» - это тот, кто способен задать вопрос о себе. И это не логический круг, а лишь отправная точка для дальнейших рассуждений. Но чтобы задать себе вопрос, - Что есть «Я»? - объект должен обладать способностью мыслить, сомневаться, утверждать, отрицать, стремиться, то есть обладать возможностью каким-то действием ответить себе на поставленный вопрос, а также изменить себя в соответствии с полученным ответом.

Для всего этого необходимы два условия - возможность выбирать и способность выбирать из разных осознанных вариантов. Назовем эту возможность и способность соответственно - «свобода» и «воля». Чтобы задаться вопросом о самом себе, объект должен обладать одновременно и «свободой», и «волей» или «свободной волей», причем осознавать и ту, и другую.

Получается, чтобы задать себе вопрос о своей сущности, объекту, называющему себя Я, необходимо, как минимум:

1 - иметь возможность и способность осознать свою обособленность от других объектов,

2 - иметь возможность и способность задать себе вопрос о своей сущности,

3 - иметь возможность и способность ответить на поставленный себе вопрос о своей сущности и осознать ответ,

4 - иметь возможность и способность изменить свою сущность в соответствии с возможными ответами на поставленный вопрос и осознать результат этих изменений.

Если первый признак может отдельно принадлежать каким-то объектам, то остальные три имеют смысл только вместе и невозможны без первого. Объединив сказанное, мы можем дать простое определение человека, как объекта, обладающего некими свойствами.;Человек - это объект, осознающий свою индивидуальность, обладающий свободной волей, осознающий и использующий ее для осознания своей сущности.

Человек связан с другими объектами и обособлен от них на нескольких уровнях. На каждом уровне между объектами действую причинно-следственные связи со своими особенностями, как-то отличающими их от связей других уровней. В общем случае, уровень - это совокупность причинно-следственных связей одного типа.

Человек осознает свою индивидуальность и свои связи (т.е. свой смысл) на разных уровнях. Чем больше своих связей и чем на большем количестве уровней осознает человек, тем полнее он осознает свой смысл. Каждому уровню соответствует своя часть связей, своя часть смысла. Полный смысл человека включает в себя смыслы всех его уровней.

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Под жизнью мы понимаем процесс существования некоторых объектов. Существование объекта определяется совокупностью причинно-следственных связей делающих это существование необходимым и возможным. Процесс существования объекта - возникновение, изменение и уничтожение его причинно-следственных связей. Соответственно, жизнь человека - процесс возникновения, изменения и уничтожения причинно-следственных связей объекта «человек» с самим собой и с другими объектами, в т.ч. с другими людьми.

ПОЛНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Объединяя введенные понятия, получаем самое общее определение смысла жизни человека.

Полный смысл жизни человека заключен в совокупности возникающих, изменяющихся и уничтожающихся причинно-следственных связей с самим собой и с другими объектами, связей - определяющих как обособленность человека от других объектов и процессов, так и его общность с другими объектами и процессами, в т.ч. с жизнью других людей. Полный смысл жизни человека складывается из его смысла как целого для своих частей, и как части для других объектов: группы людей, человечества и т.д. ;

[/Полный смысл жизни человека включает в себя не только осознаваемые им связи с самим собой, не только связи с обществом, но также все осознаваемые и неосознаваемые связи со всеми объектами так называемой «живой» и «неживой» Природы, связи не только в настоящем, но в прошлом и будущем, связи не только в четырехмерном пространстве-времени, но во всех остальных пространствах или уровнях.

Разобравшись с понятиями «смысл», «человек», «объект», «смысл объекта» и «смысл жизни человека», приступаем к вопросу «Типы смыслов жизни человека».

См. Таблица 1

 

ТИПЫ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Определения смысла жизни недостаточно для его изучения. Для изучения чего-либо необходима классификация. Чем подробнее и полнее классификация, тем легче изучать предмет. Не разделив смысл жизни на части, не описав их, впоследствии мы каждый раз будем недоумевать - А о каком типе смысле жизни, о какой его части мы говорим?

Человек - это объект, часть Вселенной. Пусть особенная, но все-таки часть. Чтобы описать отличие существования человека от существования других объектов необходимо обнаружить все то, что их объединяет.

Хорошая классификация в своей области должна обладать универсальностью, каких бы объектов этой области она не касалась. Если можно классифицировать смыслы существования любых объектов, необходимо попытаться применить эти же принципы к главному объекту, который нас интересует, - к человеку.

Используем сформулированные основания для классификации смысла:

- по причинам и следствиям,

- по внешним и внутренним связям,

- по активным и пассивным связям,

- по типам причин,

- по уровням связей, '.

- по уровням осознания связей,

- по троичному отношению «целое - многое - индивидуальное». Классификация смыслов жизни человека по причинам и следствиям. Все связи человека можно разделить на три типа.

Связь следствия - человеческая жизнь есть следствие действия каких-либо объектов (процессов), в том числе и следствие самой себя.

Связь причины — человеческая жизнь есть причина для каких-либо объектов (процессов), в том числе для самой себя.

Связь нейтральная — человеческая жизнь не является ни следствием, ни причиной для других объектов (процессов).

Но в последнем случае и для человеческой жизни, и для этих объектов (процессов) обязательно существуют какие-то общие причины и общие следствия. Это могут быть общие законы Природы, общие соотношения, общие структуры и формы, общие ритмы и последовательности, общее пространство, общая материя, общий источник, общая энергия, общая цель и т.д. Общие причины и общие следствия могут относиться как ко всем объектам Вселенной, так и к любой их части.

Например, для рождения человека и для рождения бабочки существует общая причина - необходимость эволюции и общее следствие - продолжение эволюции (вида, рода, жизни на Земле). Для структуры элементарных частиц в атомах, составляющих тело человека, для структуры Солнечной системы, для структуры галактики существует общая причина - принцип гармоничного объединения вокруг центра. Для них должны существовать и общие следствия, - все они будут проходить схожие этапы существования, порождать вполне определенные процессы и объекты. Атомы - молекулы - клетки. Солнечная система - планеты - жизнь на планетах, Галактики - туманности -звездные системы.

Человеческая жизнь - это всегда и одновременно или следствие какой-то причины, или сама является причиной чему-то или имеет с чем-то общую причину, или является с чем-то причиной для чего-то.

В частном случае человеческая жизнь является одновременно своей причиной и своим следствием.

В соответствии с такой классификацией смысл жизни человека можно разложить на смысл причин, смысл следствий и смысл причин и следствий самой себя.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.