Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В) историческое значение крещения Руси





Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством стала развиваться письменность на славянском языке, созданная в IX в. болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространялась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующего в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейских держав варварской страной. Она стало равной среди равных европейских государств. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Позднее, из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности все русских вообще.

 

Г) борьба с кочевниками

При князе Владимире границы Руси значительно были укреплены по речным рубежам, отделявшим ее от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затрудняло печенегам набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Xв. печенеги кочевали один день до Киева, в начале XIв. — два дня.

 

Княжение Ярослава Мудрого.

А) усобицы 1015-1019гг.

Владимир был еще жив, когда княживший в Новгороде его сын Ярослав отказался повиноваться отцу. Владимир собрался в поход, но заболел и умер в 1015г.. Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба за киевский престол между многочисленными сыновьями Владимира. Соперники опирались на иноземную помощь: Ярослав привлек варягов, Святополк Окаянный — поляков. Борьба завершилась победой Ярослава, чье правление многие историки считают как эпоху наивысшего расцвета Киевской Руси (1019-1054гг.). Святополк бежал. Летопись обвинила Святополка Окаянного в гибели своих младших братьев, Бориса и Глеба, впоследствии канонизированных как первых русских святых. Однако иноземные источники ставят под сомнение эту версию. Не исключено, что братья стали жертвой варягов Ярослава.

Б) укрепление княжеской власти.

Ярослав пытался подчинить себе владения брата Мстислава, Тьмутараканского князя. Но в 1024г. он потерпел поражение и был вынужден бежать в Новгород. Но Мстислав предложил брату мир, по которому оставил себе Левобережную Украину и Тмутаракань. Лишь после его смерти в 1036г. Ярослав окончательно утверждается единовластным правителем Древнерусского государства.

В) борьба с печенегами

В 1036г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. После этого многие печенеги перешли на русскую службу. На некоторое время на юго-восточных рубежах государства стало спокойно. По преданию на месте сражения спустя какое-то время князь построил Софийский собор.

 

Г) отношения с европейскими странами

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-XIвв., после крещения Руси. Став христианской страной, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже сыновья Ярослава были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

Также при Ярославе начался процесс обособления русской православной церкви. Впервые главой РПЦ стал русский по происхождению священнослужитель, митрополит Илларион.

 

Д) продвижение в Прибалтику

В XIв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрыйосновал город Юрьев (ныне — Тарту).

 

Е) принятие «Русской Правды»

Ярослав Мудрый, когда еще был наместником своего отца князя Владимира в Новгороде, принял первый вариант «Русской Правды» (т.н. «Правда Ярослава»), в котором кровная месть ограничивалась кругом ближайших родственников. Введение данной нормы, безусловно, говорило о значительном укреплении государства.

 

Ж) формирование нового порядка престолонаследия

Незадолго перед кончиной он разделил свое государство между своими детьми следующим образом: старшие дети получили крупные княжества, остальные сыновья получали меньшие наделы. Это распределение носило на первый взгляд странный характер: ни у одного из братьев не было какого-то одного большого княжества, земли были расположены чересполосно. Возможно, таким образом Ярослав Мудрый пытался преодолеть возможность будущего раздробления, стремился создать условия, при которых братья зависели друг от друга и не могли править самостоятельно. Таким образом Ярослав создал так называемый «очередной порядок престолонаследия» (или «лествичный»): киевский престол занимал старший в роде, ему наследовал его брат и т.д. от брата к брату, от дяди к племяннику. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение верх по лестнице старшинства, становились «изгоями».

 

III. Древняя Русь во второй половине XI — начале XIIвв.

1. Формирование предпосылок феодальной раздробленности:

А) набеги половцев

Введенный Ярославом порядок не избавил от усобиц между его наследниками. К внутренним раздорам добавились внешние опасности — вторжения новых кочевых племен половцев 1068г. половцы разгромили соединенные силы русских князей и вторглись в пределы Руси. Особенно страшен был половецкий натиск на Русь в 90-х годах XIв., когда половецким ханам удавалось «постучать саблей в Золотые ворота Киева».

Б) восстание в Киеве 1068г.

До 1068г. Ярославичи совместно правили Русской землей. В 1068г. они потерпели поражение от половцев и вынуждены были укрыться в Киеве. Вспыхнувшее в результате восстание в Киеве ослабило их власть. Начались постоянные усобицы. Схема очередного порядка престолонаследия оказалась нежизнеспособной; запутанный порядок престолонаследия был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за властью — постоянным источником смут.

Княжеские усобицы приобретали характер настоящего бедствия, были свидетельством настоящего кризиса. Об этом свидетельствовали как восстание 1068г., так и восстание 1071г. в Суздальской земле, где во главе бунта оказались языческие жрецы.. Особый характер усобицам придавало привлечение иноземных сил, и прежде всего, половцев.

 

В) Любечский съезд князей

Для решения всех этих вопросов в 1097г. был созван съезд князей, в котором участвовали Святополк Изяславич, Олег Святославич, Владимир Всеволодович (Мономах), Давыд Игоревич, Василько Теребовльский. Главное решение съезда гласило «Каждый да держит отчину свою». Таким образом Русская земля больше не считалась единым владением всего княжеского рода, а была совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома. Установление этого принципа юридические закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества — «отчины», закрепляло феодальную раздробленность.

 

2. Княжение Владимира Мономаха:

А) восстание в Киеве 1113г.

На некоторое время усобицы остановились благодаря деятельности Владимира Мономаха. В 1113г. в Киеве умер великий князь Святополк Изяславич. При жизни он был весьма непопулярен: неразборчивый в средствах для обогащения, он спекулировал солью и хлебом, покровительствовал ростовщикам. Его смерть ознаменовалась мощным народным восстанием. Киевляне разгромили дворы ростовщиков, княжеских дружинников.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.