|
ВЛАСТЬ И ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поскольку политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти, рассмотрим это понятие более обстоятельно. При этом учтем, что с ним вы встречались многократно и в курсе истории, и при изучении обществоведения. Вам, конечно, знакомы слова, которые в основе имеют греческие корни «кратос» или «архи», означающие «власть», «господство»: аристократия, демократия, монархия и т. п. Вы, вероятно, знаете и то, что власть — это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. В политологии существуют различные классификации власти. Власть в сфере экономики называется экономической властью, которая распределяется между высшими государственными органами, промышленными и финансовыми компаниями, фирмами, их руководителями и владельцами. Власть военная находится в руках Верховного главнокомандующего (в России по Конституции им является Президент страны), военачальников. Духовная власть, т. е. власть идей, — это влияние на общество наиболее авторитетных писателей, ученых, журналистов, церковных деятелей, а также владельцев и руководителей средств массовой информации, которых иногда называют властью информационной. Государственную власть осуществляют органы государства и лица, облеченные высшими полномочиями согласно Конституции страны (в государственной власти выделяют законодательную, исполнительную и судебную). Различные субъекты политики стремятся овладеть властью во всех сферах жизни общества. Возможность влиять на все общество в целом дает политическая власть, которой обладает государство, а в политических партиях и движениях — их лидеры. Политическая власть как государственная возникла около 5 тыс. лет назад. Однако еще в предшествующие тысячелетия возникла потребность регулировать взаимодействия людей, придать им организованность, подчинив общим правилам поведения. Такое регулирование на ранних этапах человеческой истории осуществлялось волей народного собрания, совета старейшин, военных вождей. Чем многообразнее становилась деятельность людей, чем заметнее было социальное неравенство, тем больше различий приобретали их интересы, тем острее была нужда в их согласовании, в особой деятельности, направленной на упорядочение, интеграцию общества, предотвращение хаоса, дезорганизации, разрушения социальных связей. Эта особая деятельность превратилась в профессиональную: появился слой людей, главным занятием которых стало управление делами общества, осуществление властных функций. Возникло государство, которое стало главным орудием реализации политической власти. Властная деятельность — это в основном деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь. Русский философ И. А. Ильин (1883—1954 гг.) так охарактеризовал эту деятельность: «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к хотению и решению. Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других, однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется. Властвование есть тонкий, художественно слагающийся процесс общения более могучей воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую и невесомую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле». В результате взаимодействия различных субъектов и объектов власти (обладателей власти и подвластных) возникают властеотношения. В зависимости от используемых субъектом средств эти отношения могут принимать различную форму. Власть силы — это способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластными путем применения физического или психического воздействия. Принуждение — это действие, рассчитанное на то, чтобы заставить подвластных подчиниться каким-либо требованиям под угрозой наказания. Побуждение основано на способности субъекта предоставить подвластному те или иные блага. Воздействие на подвластных с помощью убеждения основано на силе аргументов, веских, продуманных доводов, влияющих на их поведение. Подчинение власти авторитета связано с публичным признанием высоких качеств субъекта власти, вызывающих доверие к нему. Наконец, возможны манипуляции сознанием и поведением людей, т. е. скрытое воздействие на них с помощью искаженной информации, демагогических лозунгов и т. п.
«Власть — это такой стол, из-за которого никто добровольно не встает».
Ф. Искандер (род. в 1929 г., советский писатель)
| Политическая наука выделяет ряд ключевых компонентов властной деятельности. Это прежде всего властная воля, т. е. интенсивное стремление к достижению цели, мобилизация сил, свобода в проявлении власти, принятие таких решений, которые должны выполняться всеми, осуществление мер, которым должны все подчиняться. Это, далее, властное решение, постановление по какому-либо вопросу, основой которого является вывод, найденный носителем власти (властителем, органом государства) в результате изучения вопроса, его продумывания, обсуждения, согласования. Это также и властные действия, конкретные проявления активности, в которой реализуются властная воля и властные решения. Властная деятельность находит отражение во властных актах, т. е. в законах, указах, постановлениях, приказах государственных органов. Эти особенности властной деятельности вы можете усмотреть в политике известных вам руководителей разных государств в различные исторические периоды — Ивана Грозного и Петра I, Александра II и П. А. Столыпина, Наполеона и Рузвельта.
ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ
Власть может быть эффективной при условии ее легитимности. Понятие легитимности широко используется в политологии для характеристики такого отношения подвластных к обладателю власти, при котором население признает правомерность власти, принимает ее как законную и справедливую, добровольно соглашается ей подчиняться. Классическая типология легитимности властвования была разработана немецким ученым М. Вебером (1864—1920 гг.). Он выделил три типа легитимности и, соответственно, три типа политического господства (властвования, основанного на непосредственном и безусловном подчинении). Традиционный тип легитимности существует благодаря привычке повиноваться власти. Он опирается не столько на закон, сколько на традиции, обычаи, веру в священность издавна существующих порядков и властей. Такой тип характерен для монархий. Харизматический тип легитимности связан с необыкновенными, экстраординарными личными качествами властителя (слово «харизма» греческого происхождения, означает «божественный дар»). Люди принимают такую власть не по традиции, а вследствие чувственного восприятия нового, яркого, необычного. Такой тип власти опирается не на привычное поведение, не на закон, а на эмоционально окрашенное преклонение перед действительными или воображаемыми исключительными качествами вождя. Рационально-легальный тип легитимности означает признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону. Этот тип связан не с выдающейся личностью руководителя, не с привычками людей, а с четким соблюдением формально-правовых норм, регламентирующих властную деятельность. В современном мире он, как правило, существует в демократических государствах. Если классификация М. Вебера относится скорее к легитимности власти отдельных лиц, то впоследствии американский политолог Д. Истон предложил подход, применимый к различным политическим режимам. Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, провозглашаемые властью, на их соответствие ожиданиям людей. Структурная легитимность существует на основе привязанности людей к структурам и нормам режима. Личностная легитимность основана на моральном одобрении лиц, выполняющих властные функции в структурах режима. Обе рассмотренные классификации представляют так называемые идеальные типы властеотношений, а в реальной жизни они могут проявиться более или менее заметно; в том или ином конкретном случае возможно их сочетание. Властвование — это вид политической деятельности, и ему также присущи все те черты, которые характеризуют политику как деятельность и которые описаны в этом параграфе. Властная деятельность — это, по существу, политика власти, воздействующая на все социальные общности, на все сферы жизнедеятельности людей, на общество в целом. Политика и власть — это ключевые понятия политологии, с важнейшими положениями которой вам предстоит познакомиться в 11 классе. Основные понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти. Термины: политические действия, властвование, харизма.
1) Каковы признаки политики как особого вида деятельности? 2) Как связаны цели и средства в политике? 3) Как можно классифицировать политические действия? 4) Что такое власть? 5) Чем отличается политическая власть от других видов власти? 6) Какая власть признается легитимной? 7) Чем характеризуются основные типы легитимности? 8) В чем заключается властная деятельность?
Подумайте, обсудите, сделайте
| 1. Можно ли признать актуальными или устаревшими слова Аристотеля: «Человек по природе своей есть существо политическое»? Как следует их понимать? 2. Русский философ Н. О. Лосский (1870—1965 гг.) писал: «Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых, высших форм совершенства». Проанализируйте это высказывание о деятельности политиков с позиций связи «цель — средство — результат». Какую мысль в тексте параграфа подтверждают слова Н. О. Лосского? 3. Назовите основные направления политики Петра I. Каковы были цели, средства их достижения и результаты каждого из них? Как политика Петра I повлияла на российское общество? 4. Какая проблема рассматривается в следующем высказывании М. Вебера: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий, и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия»? Совпадает ли позиция М. Вебера со взглядами Н. Макиавелли? Свой вывод аргументируйте. 5. Обсудите, по каким показателям можно определить, возрастает или снижается легитимность власти. Подумайте, о чем свидетельствует преобладающее использование во властной деятельности тех или иных средств. 6. Соберите материалы прессы о деятельности какой-либо политической организации за последнее время. Проанализируйте эту деятельность, используя те понятия, которые вы изучали в данном параграфе.
Российский философ В. Ю. Сморгунова размышляет о связи политических знаний и политического действия.
Все политические действия имеют политический смысл, они умышленны, хотя содержат и бессознательный компонент. Однако осознанность политических действий не всегда свидетельствует об их конструктивности, адекватности существующей политической ситуации, верном отражении субъектом политического действия собственных потребностей и политических интересов, правильном учете политических интересов других политических субъектов. Субъект политического действия в своей политической практике может полагаться не на самостоятельно проведенное исследование политической жизни, не на собственную политическую оценку, а на усвоенную из другого гносеологического источника политическую информацию. Возможно также и несовпадение между декларируемыми целями, сознательно маскирующими реальный смысл политических мотивов, и теми политическими идеями, которые реально руководят деятельностью политических субъектов. Подобная ситуация встречается и в случае неразвитости политического мышления участника политического процесса, не осознающего противоречий между мышлением и практикой... Политические отношения, политика в целом, властные структуры призваны рационализировать общественную жизнь в интересах достижения общественного согласия. Именно поэтому политическое знание воплощается в политических решениях. Политическое решение как интеллектуально-волевое образование демонстрирует собой тот пусковой механизм, который превращает интеллектуальную деятельность в практические поступки. Здесь мир духовный смыкается с миром реальным, практическим. Здесь мы видим, как человек политический превращается из человека знающего и желающего в человека могущего, действительно реализующего свои интересы. Эта реализация интересов только и возможна в разнообразных формах политического. Вопросы и задания: 1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающий превращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений?
Выводы к главе III
1. Деятельность — это форма существования общества, характерный для человека способ отношения к внешнему миру, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека. В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, социальные установки, убеждения, идеалы, влечения и эмоции. Особую роль в развитии человека и общества играет творческая деятельность, в процессе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Многообразие проявлений творческой активности человека выражается в таких видах деятельности, как игра, учение, труд. В творческой деятельности получают развитие способности человека, а ее результатом является культура, обновление всех сторон общественной жизни. 2. Духовная деятельность (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая) связана с изменением сознания людей. Это деятельность в сфере науки и образования, художественной культуры и религии. В нее входит создание, распространение и освоение духовных ценностей. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами своего народа, страны и мира. В различных видах и формах духовная деятельность созидает и развивает культуру личности и общества. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино разум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций ее отношения к окружающей действительности, к другим людям, к себе. 3. Труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Это способ удовлетворения человеческих потребностей; источник общественного богатства; фактор общественного прогресса. Трудовая деятельность характеризуется набором трудовых операций; качеством субъектов труда; материально-техническими условиями труда; способом связи субъектов труда со средствами и условиями их использования; структурой организации трудового процесса и управления им. Преобразование технического фактора производства значительно увеличивает роль человеческого фактора. С переходом к рыночной экономике получило развитие социальное партнерство — система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве. 4. Политическая деятельность выражает интересы больших социальных групп и общества в целом. Она включает в себя разнообразные действия, использование различных средств, которые не должны выходить за пределы, обозначенные в документах о правах человека. Направление и содержание политической деятельности во многом определяются политической идеологией. Политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти. Власть — это способность оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право и, если необходимо, с помощью принуждения. Властная деятельность проявляется в основном в выработке, принятии и проведении в жизнь политических решений. Эффективной власть может быть при условии ее легитимности, т. е. при таком отношении населения, при котором подвластные признают власть законной и справедливой.
Вопросы и задания к главе III
1. Опираясь на содержание глав II и III, охарактеризуйте социальную сущность деятельности. 2. Знания о деятельности и ее многообразии отразите в таблице.
Деятельность и ее виды
Виды деятельности
| Мотивы
| Цель
| Средства
| Действия
| Трудовая
|
|
|
|
| Духовная
|
|
|
|
| Политическая
|
|
|
|
| 3. На семинаре по философии возник спор: Николай. В деятельности — сущность человека. Она не может проявиться иначе, чем в каких-то делах. Лена. Я не согласна с этим. Можно жить, ничего не делая. Древнегреческий философ не занимался никакой деятельностью, а только размышлял о жизни. Максим. А разве философствовать — это не значит заниматься деятельностью? Это ведь тоже сущность человека. Животные философствовать не могут. Вы вступаете в спор. Изложите свое отношение к высказанным точкам зрения и собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. 4. Приведите примеры творчества в трудовой, духовной и политической деятельности. Что общего и каковы различия этих актов творческой деятельности? 5. Сравните два определения творчества. Н. Бердяев говорил, что творчество — это переход небытия в бытие через акт свободы. А. Д. Андреев определял творчество как высшую, драгоценнейшую способность человека, проявление им божественной прерогативы (исключительного права. — Ред.) его духа. Как вы относитесь к этим высказываниям? Видите ли в них что-либо общее? Какое определение предпочитаете и почему?
Готовимся к экзамену
1. Какие признаки следует дополнить к необходимым элементам определения понятия «человеческая деятельность»? 1) Проявление активности; 2).........................................; 3)......................................... 2. Что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности? 1) Целеполагание; 2) мотивы; 3) приспособление к окружающей среде; 4) преобразование окружающей среды. 3. Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира, — это: 1) игра; 2) поведение; 3) отношение; 4) деятельность. 4. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, — это: 1) познание; 2) изучение; 3) творчество; 4) копирование. 5. Верны ли следующие суждения? А. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Б. Муравейник — это пример хорошо организованной деятельности. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба высказывания неверны. 6. Приведите собственный пример какой-либо деятельности и раскройте на этом примере общие черты любой деятельности. 7. Напишите три предложения, содержащие понятие «социально-гуманитарные знания» и дающие любую информацию об этих знаниях. 8. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию — трудолюбие».
Глава IV СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Проблема познаваемости мира
Вспомните:
|
|
| какие органы чувств есть у человека? Как координируется их деятельность? Что такое сознание человека? Как оно связано с речью? Какова структура любой деятельности?
| | | | «Знание — сила», — эти слова принадлежат английскому философу Ф. Бэкону (1561—1626 гг.). В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности — для строительства жилищ и производства стали, для лечения больных и государственного управления. Знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений. В наших знаниях спрессован многотысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей (представим себе, что людям не удавалось бы закреплять и передавать последующим поколениям полученные знания; в этом случае каждое новое поколение начинало бы историю с чистого листа и мы сегодня жили бы так же, как наши далекие предки). Конечно, не все накопленные знания становятся достоянием отдельного человека. При всем огромном потоке информации, который обрушивается на нас, каждый усваивает, перерабатывает и в дальнейшем использует лишь некоторую его часть. По своему составу эти знания разнообразны. В одних случаях это знания о предметах, их свойствах и полезных для человека функциях. Основы этих знаний раскрываются на уроках физики, химии и других предметов. В других случаях интерес представляют сами способы получения знания и правила деятельности. Значение этих компонентов знаний в современном мире постоянно возрастает. Они включены в содержание многих школьных предметов, но есть и специальная дисциплина — технология. Особый тип знаний составляют наши представления и идеи о том, как формируется не знание отдельной предметной области, а наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношение с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека. Этот круг вопросов был и остается в центре внимания философов. Как и по многим другим проблемам, здесь сложились различные подходы и теории.
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
Категория «бытие» — одна из центральных в философии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией (от греч. слов «сущее» и «понятие», «учение»). Эта категория не только принципиально важна для создания обобщенной философской картины мира, но и трудна для понимания, прежде всего в силу предельной степени общности. Как вы уже знаете, чем более широкий круг явлений, объектов охватывает понятие, тем меньше имеет оно характерных признаков, отражающих его сущность. К предельно широким, а значит, наиболее трудно определяемым философским понятиям можно отнести и категорию «бытие». «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее», — писал древнегреческий философ Аристотель. Вопрос о сущности бытия, его отношении с сознанием проходит через всю историю философской мысли. Долгое время он считался основным вопросом философии. Различные ответы на него мы находим уже у древнегреческих философов. Так, Фалес Милетский полагал, что субстанцией (основой) мира является вода, Анаксимен связывал ее с воздухом, Гераклит — с огнем. Демокрит усматривал основу бытия в реально существующих неделимых атомах, а пустоту считал условием их движения. Платон к истинно сущему относил бестелесные, нематериальные идеи, которые постигаются лишь разумом. Предметный мир, окружающий человека, изменчив и не обладает истинным бытием. Аристотель выделял бытие как таковое (сущее) и сущность отдельной вещи. Бытие, первая из всех сущностей, постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки. В средневековой онтологии абсолютное бытие часто отождествлялось с Богом. Однако некоторые мыслители рассматривали Бога как дарителя (источник) бытия, возвышающегося над миром сущностей. С развитием естествознания бытие все чаще стали понимать как природу. На первый план выходят проблемы познания мира, которые рассматриваются в разделе философии, названном гносеологией. Немецкий философ И. Кант различал внешний мир и изначально данные человеку до всякого опыта (априорные) формы чувственного познания (к ним он относил пространство и время), а также категории рассудка (причина и следствие, единичное, особенное, общее и др.). Соединяет их, по мысли философа, познающий человек, обладающий познавательным аппаратом. При этом человеческое знание охватывает лишь мир опыта, а за его пределами лежат непознаваемые «вещи в себе». Восходящую к Платону «линию идеализма», как назвали это течение в дальнейшем, проводили немецкие философы XVIII—XIX вв., представители так называемого немецкого классического идеализма. Г. Гегель считал субстанцией мира «абсолютный дух», или «мировой разум», который, проходя в своем развитии стадию природы, сам себя познает в процессе восхождения от абстрактного к конкретному, т. е. от наиболее общих определений к более конкретным, богатым содержанием. Однако многие философы не разделяли такого «растворения» бытия в познании и отстаивали идею реальности, объективности бытийного мира, его независимости от познающего субъекта. Философы и сегодня, опираясь на труды своих предшественников и учитывая достижения современных наук, продолжают размышлять над проблемами бытия и познания.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|