|
Кишечные инфекции. Энтеропатогенные кишечные палочки (ЭПКП), шигеллы, иерсинии. Лабораторная диагностика кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниямиЗанятие № 2.3.1. Кишечные инфекции. Энтеропатогенные кишечные палочки (ЭПКП), шигеллы, иерсинии. Лабораторная диагностика кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить биологические свойства возбудителей кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями, принципы лабораторной диагностики. Классифицировать препараты для идентификации, профилактики и лечения. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. Характеристику биологических свойств возбудителей кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями. 2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при инфекциях, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями, 3. Основные клинические проявления эшерихиозов, шигеллезов, иерсиниозов. 5. Препараты для идентификации, профилактики и лечения заболеваний. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: · дифференцировать возбудителей кишечных инфекций по морфологическим, биохимическим, агглютинабельным, фаголизабельным свойствам; · интерпретировать результаты серологических реакций; · классифицировать препараты в соответствии с их назначением.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней; методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями.
ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ (ОКИ), ВЫЗВАННЫХ ЭПКП, ШИГЕЛЛАМИ, ИЕРСИНИЯМИ БАКТЕРИОСКОПИЯ Работа № 1. Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей ОКИ. Цель: изучить морфологические и тинкториальные свойства ОКИ, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями. Самостоятельная работа: микроскопировать готовые препараты – мазки, зарисовать. Сделать вывод.
А) эшерихии Результат_______________________________________________________________________________________________________________
Б) шигеллы Результат:___________________________________________________ __________________________________________________________
В) иерсинии Результат:________________________________________________ __________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БАКТЕРИОЛОГИЯ Работа № 2. Культуральные свойства возбудителей ОКИ Цель: изучитькультуральные свойства ЭПКП, шигелл, иерсиний. Самостоятельная работа: зарегистрировать характер роста ЭПКП, шигелл, иерсиний на основных и дифференциально-диагностических питательных средах. Зарисовать. Сделать вывод. Среда МПА (основная среда)
А) ЭПКП__________________________________________________________ Б) шигеллы________________________________________________________ В) иерсинии_______________________________________________________ Вывод:____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Среда Эндо (ДДС)
А) ЭПКП________________________________________________________ Б) шигеллы_______________________________________________________ В)иерсинии_______________________________________________________ Вывод:__________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Среда Левина (ДДС)
А) ЭПКП__________________________________________________________ Б) шигеллы________________________________________________________ В) иерсинии_______________________________________________________ Вывод:___________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Среда иерсиниозная (ДДС)
А) ЭПКП__________________________________________________________ Б) шигеллы________________________________________________________ В) иерсинии________________________________________________________ Вывод:____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Работа № 3. Биохимическая активность возбудителей ОКИ См. теоретическую справку А) Цель: определить род возбудителя по ферментации на среде Клиглера (на плотных средах). Самостоятельная работа: зарегистрировать характер изменений на плотной питательной среде, наблюдаемых при росте ЭПКП, шигелл, иерсиний, определить род возбудителя. Сделать вывод. Среда Клиглера (стерильная)
Среда Клиглера ЭПКП Шигеллы Иерсинии (стерильная) Вывод:________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ В) Цель: определить вид возбудителя по ферментации на среде Гисса (на жидких средах). Самостоятельная работа: зарегистрировать характер изменений на жидкой питательной среде, наблюдаемых при росте ЭПКП, шигелл, иерсиний, определить вид возбудителя. Сделать вывод.
ЭПКП E. coli
Шигелла S. flexeri
Иерсинии Y. enterocolitica
Вывод:_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа № 4. Сероиндикация возбудителей кишечной группы Цель: определить род возбудителя ОКИ Самостоятельная работа: поставить РА на стекле для определения рода возбудителя с поливалентными агглютинирующими сыворотками. Направление:___________________________________________________________________ Ингредиенты:1._________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________
Механизм:
Постановка:
Результат:____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа № 5. Фаголизабельность и антибиотикорезистентность ОКИ Цель: изучитьчувствительность к бактериофагам и антибиотикам возбудителей ОКИ Самостоятельная работа: зарегистрировать фаголизабельные и антибиотикорезистентные свойства ЭПКП.
Чувствительность к фагам: 1 – 2 – 3 – Чувствительность к антибиотикам: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 –
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа № 6. Алгоритм лабораторной диагностики ОКИ Цель: изучить основные направления и этапы лабораторной диагностики ОКИ Самостоятельная работа: составить схему лабораторной диагностики ОКИ (см. теоретическую справку, атлас, таблицы). Принципиальная лабораторная диагностика кишечных инфекций Исследуемый материал: ____________________ ____________________
Подпись преподавателя___________________________ Самостоятельная работа студента во внеурочное время: I. Классифицировать предложенные антимикробные препараты в соответствии с их назначением (диагностические, профилактические, лечебные):
Колипротейный бактериофаг 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________
1. Колибактерин 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________ 1. Полимиксин В, Е 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________
II. Заполнить контрольные карты по предложенным нозоформам: ДИЗЕНТЕРИЯ Таксономия возбудителя: Семейство__________________________________________________________________ Род________________________________________________________________________ Вид________________________________________________________________________ Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Культивирование и ферментативные свойства __________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Антигенная структура ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Резистентность _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эпидемиология Источник инфекции___________________________________________________________ Механизм передачи___________________________________________________________ Пути передачи________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Факторы передачи_____________________________________________________________ Патогенность для животных ___________________________________________________ Патогенез и клиника Входные ворота_____________________________________________________________ Места первичной локализации_________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Инкубационный период________________________________________________________ Клинические симптомы________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные факторы патогенности ________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Основные фазы патогенеза_____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Иммунитет___________________________________________________________________ Лабораторная диагностика _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Неспецифическая профилактика (мероприятия) _________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Специфическая профилактика (препараты) _____________________________________ _____________________________________________________________________________ Лечение (препараты) _________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЭШЕРИХИОЗ Таксономия возбудителя: Семейство__________________________________________________________________ Род________________________________________________________________________ Вид________________________________________________________________________ Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Культивирование и ферментативные свойства __________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Антигенная структура ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Резистентность _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эпидемиология Источник инфекции___________________________________________________________ Механизм передачи___________________________________________________________ Пути передачи________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Факторы передачи_____________________________________________________________ Патогенность для животных ___________________________________________________ Патогенез и клиника Входные ворота_____________________________________________________________ Места первичной локализации_________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Инкубационный период________________________________________________________ Клинические симптомы________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные факторы патогенности ________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Основные фазы патогенеза_____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Иммунитет___________________________________________________________________ Лабораторная диагностика _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Неспецифическая профилактика (мероприятия) _________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Специфическая профилактика (препараты) _____________________________________ _____________________________________________________________________________ Лечение (препараты) _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подпись преподавателя___________________________ Ситуационные задачи 1. В инфекционную больницу поступила больная с жалобами на высокую температуру, рвоту, частый жидкий стул со слизью. Предварительный диагноз – «дизентерия» (?), «эшерихиоз» (?). Бактериологический метод не подтвердил наличия дизентерии. Провести аналогичное исследование для подтверждения возможного диагноза «эшерихиоз». Вопросы. Подтвержден ли диагноз «эшерихиоз»? Почему? Как определить серогруппу возбудителя? Ответ обосновать. 2. В связи с нарушением правил переработки сырья на молочном комбинате зарегистрирована вспышка острой кишечной инфекции с клиническими признаками дизентерии (повышение температуры, схваткообразные боли в подвздошной области, тенезмы, диарея). Диагноз «дизентерия» подтвержден: от больного выделен штамм Sh. sonnei. Для выявления источника и путей передачи инфекции было проведено бактериологическое исследование сметаны. Как доказать, что инфекция попала из сметаны? Кто может быть источником заражения дизентерией и как его выявить?
3. В инфекционную больницу поступил больной, который перенес острую дизентерию 8 месяцев назад. В течение всего этого времени были боли в животе, периодически жидкий стул со слизью. Предварительный диагноз – «хроническая дизентерия» (?). В соскобе со слизистой прямой кишки обнаружена палочка Флекснера. Сыворотка крови отправлена для РПГА. Учесть реакцию и определить ее диагностическую ценность. Какой специфический препарат нужно назначить больному, учитывая, что антибиотикотерапия не дала эффекта? Подтвердить серологическим методом диагноз «хроническая дизентерия». Ознакомиться с препаратами для специфической терапии хронической дизентерии. Оформить протокол. Пример решения задачи. Выделяется следующий материал для изучения и оформления протокола: пробирки с результатом реакции пассивной гемагглютинации (с диагностикумом Флекснера и сывороткой больного). Дан набор лечебно-профилактических препаратов.
Серологический метод
Вопросы 1. Подтверждается ли диагноз «хроническая дизентерия»? 2. Какие данные анамнеза и результаты исследований свидетельствуют о хронической дизентерии? 3. Какие специфические препараты следует использовать для терапии? Ответ пояснить. 4. В инфекционную больницу поступил ребенок из ясельного отделения детского сада с клиническими проявлениями острой кишечной инфекции: частый жидкий слизистый стул, высокая температура. Предположительный диагноз – «колиинфекция» (?). Проведено бактериологическое исследование. Обнаружена грамотрицательная палочка, перитрих, которая идентифицирована как Е. coli. Необходимо ответить на вопросы: каким образом доказать, что данная кишечная палочка явилась возбудителем заболевания? Какие препараты рекомендуется назначить пациенту для коррекции микрофлоры (название и состав)? Каким мог быть источник инфекции? Какие исследования необходимо провести для поиска источника инфекции? Пример решения задачи. Для доказательства этиологической роли Е. coli необходимо провести бактериологическое исследование: а) постановка ориентировочной реакции агглютинации с чистой культурой возбудителя и с О-сыворотками к патогенным вариантам Е. coli для выявления среди колоний кишечных палочек на среде Эндо, представляющих нормальную микрофлору кишечника и колоний возбудителя, патогенных вариантов Е. coli; б) проведение развернутой реакции агглютинации с отдельными адсорбированными О-сыворотками с живой и гретой чистой культурой (устранение при нагревании поверхностно-соматических антигенов Е. coli, препятствующих агглютинации бактерий за счет О-АГ).Для поиска источника инфекции обследуется работающий персонал детского сада (возможно, и члены семьи) в целях выявления носительства. Для специфической профилактики можно применять коли-протейный бактериофаг (или бактериофаг коли) - смесь протея и кишечной палочки разных патогенных серогрупп; механизм действия - специфический лизис бактерий.
Теоретическая справка К работе № 3 К работе № 6
Занятие № 2.3.1. Кишечные инфекции. Энтеропатогенные кишечные палочки (ЭПКП), шигеллы, иерсинии. Лабораторная диагностика кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить биологические свойства возбудителей кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями, принципы лабораторной диагностики. Классифицировать препараты для идентификации, профилактики и лечения. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. Характеристику биологических свойств возбудителей кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями. 2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при инфекциях, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями, 3. Основные клинические проявления эшерихиозов, шигеллезов, иерсиниозов. 5. Препараты для идентификации, профилактики и лечения заболеваний. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: · дифференцировать возбудителей кишечных инфекций по морфологическим, биохимическим, агглютинабельным, фаголизабельным свойствам; · интерпретировать результаты серологических реакций; · классифицировать препараты в соответствии с их назначением.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней; методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей кишечных инфекций, вызванных ЭПКП, шигеллами, иерсиниями.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|