Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие сестринского дела в России.





 

Слово «милосердие» В.И. Даль трактует как сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечие. Милосердствовать - значит соболезновать, сострадать, жалеть или желать помочь.

У древних славян этими качествами, как и искусством врачевания и родовспоможения, владели в основном женщины. Им приписывалось умение посредством трав, кореньев и разных зелий исцелять болезни. Упоминание о первой больнице на Руси относится к Х веку, когда дочь князя Рюрика Ольга организовала больницу, в которой лечила и ухаживала за больными женщинами.

В церковных летописях XI столетия встречаются такие понятия, как «бабы-вдовицы» (повивальные бабки), принадлежащие к числу церковных людей, в обязанности которых входило наблюдать за тем, чтобы все новорожденные были крещены; вероятно, они оказывали помощь и во время родов. В других источниках подробно описан уход женщин за больными. Они «… больным служаша, горшки и прочия их сосуды умываша и варении их искушашап, ложницы их подаяша, хлеб резаша, чашницыподаяша и прочие прислужения им творяша». О дочери князя Михаила Черниговского Ефросинии говорится, что она была «зело сведуща в Асклепиевых писаниях».

Внучка Владимира Мономаха Евпраксия-Зоя (XII в.) написала трактат «Мази», который считается первым в мире научным медицинским трудом. Он состоит из 5 глав. Первая глава содержит общие вопросы гигиены, вторая посвящена гигиене брака, периоду беременности и включает советы по уходу за новорожденными. В остальных главах описаны гигиена питания, наружные болезни, болезни сердца и желудка, приведены различные рецепты при заболеваниях кожи и зубов. Название книги обусловлено тем, что в ней в качестве наиболее распространенных лекарств приводятся мази.

Византийско-татарское влияние наложило свою печать на судьбы русских женщин: оно не дало им возможности посвятить себя какой бы то ни было гражданской деятельности; «одному мужчине исключительно принадлежали интересы общественные». Большинству женщин приходилось выбирать: терем или монастырь.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ «сестра-мать».

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело
всей ее жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...».

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился фольклорный образ: «сестра - божий работник».

Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Смоленске, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд «служебников больничных» был очень тя­желым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни, проведенные в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом, они воздавали богу за исцеление «молением и трудом».

Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Очень характерна надпись над входом в монастырскую больничную палату: «Все, чтобы угодить тебе, Господи, ничего чтобы удовлетворить себя». Даже настоятельницы монастырей ежедневно посещали палаты, чтобы «иметь счастье послужить больным». При этом монахини совершенно сознательно рисковали жизнью, так как нищета в то время шла бок о бок с инфекционными болезнями, это было время повальных эпидемий, уносивших сотни тысяч жизней.

В 1551 году на стоглавом соборе было сказано: «Всех больных и престарелых описать по всем городам и в каждом городе устроить богадельни мужские и женские, где больным было куда голову преклонить - довольствовать пищею, одеждой да приставить к ним здоровых сестер и баб, стряпух, сколько будет пригоже». В 1581 году поэтому в 1581 году указом Ивана Грозного в Москве была создана первая аптека. Ее назначение было обслуживание только царя и членов царской семьи.

 

 

Становление профессии медицинской сестры в России

 

Особенно широкое распространение женский труд по уходу за больными и ранеными в лазаретах получил при Петре I.В 1728 году медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин.

А в «Генеральном о госпиталях регламенте» от 1735г. было записано: «Работниц иметь в госпиталях для мытья платья и всего белья больных по болезням. Для надзирания над бельем и над работницами иметь во всяком госпитале по одной надзирательнице и по одной помощнице из старых вдов или добрых замужних жен, которые похвалу на себе носят доброго состояния, и в сем параграфе помянутых работниц держат в крепком призрении, чтобы ни единая из них могла сходства иметь и разговаривать с молодыми холостыми лекарями и учениками, так же и с больными или с караульными солдатами или с надзирателями и накрепко смотреть, чтобы, кроме помянутых, другие женщины (какого бы звания ни были) в госпиталь не входили...».

С появлением гражданских больниц в России расширился и уход за больными. Так, в Москве в Павловской больнице, учрежденной в 1763г., по штату полагалось иметь солдат-сидельщиков, а для ухода за больными женщинами — баб-сидельниц из жен и вдов солдат. Одна из них назначалась «для осматривания у больных женщин в сокрытых местах болезней и вставления им клистиров» и называлась бабкой или клистирщицей. Позднее женский труд стали использовать и в лечебных учреждениях военного ведомства. В отчетах ревизоров, назначаемых медицинской коллегией для проверки, за 1785г. отмечено: «Для приготовления пищи, для мытья белья и содержания в чистоте постелей имеется при госпитале довольное число женщин из солдаток и им пристойная плата производится. Оные женщины употребляются к услужению больным, для которых по родам болезней их присмотр приличен».

В то же время до конца 18 века специально обученных сестер для ухода за больными в России не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело оформилось в России в 1803 году, когда появилась служба «сердобольных вдов».

А о появлении именно профессии «сестра милосердия» можно говорить с 1863 года, после подписания указа министром Милитюниным о назначении денежного довольствия.

В дальнейшем организация ухода за больными в нашей стране тесно связана с деятельностью общин сестер милосердия.

Первая община сестёр милосердия появилась в России в марте 1844 года в городе Санкт-Петербурге и была названа Свято-Троицкая община.

Ноября 1854г. – Крестовоздвиженская община сестер милосердия (прообраз Общества Красного Креста).







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.