|
Книга Иова 37 (Глава 36. Хвала Богу перед лицом преисподней. Часть 3).В диалоге Иова и его друзей, когда собеседники Иова человека унижали, Иов защищал Бога: «Бог не таков, чтобы человек был червь.». Иов говорил о победе над сатаной, о Премудрости Божией, и был вдохновлён на пророчество. Теодицея Елиуя заканчивается пророчеством, и ничем другим она не могла закончиться, потому что полнота Теодицеи есть событие Боговоплощения. Елиуй взялся за Теодицею, но полнота Теодицеи это событие Боговоплощения, о чём Елиуй должен пророчествовать по логике своей речи. И здесь важно понять, что не человек производит Теодицею, а Бог. Сколько бы человек не бился своим разумом над оправданием Бога, Теодицею человеку не дано произвести. А если кратко сказать, Теодицея это Христос. И поскольку Елиуй взялся говорить о Премудрости, он должен сказать о том, в чём Она, эта Божественная премудрость. А она в том, что Творец соединится со Своим творением. Христос это Божья Премудрость. Елиуй был удостоен от Бога пророчествовать, однако пророчество Елиуя, вдохновенное его пророчество, это ещё и логическое развитие его речи. Без пророчества она была бы не полна. Ну, будем читать эти трудные стихи. Будем их читать. Елиуй начинает. 36 гл 26 ст и далее. «Се Крепкий Великий, и мы не познаем Его. Число лет Его беспредельное. Исчислены у Него капли дождиные, и они изолются дождём в облаке. Утечёт оветшавшее. Он осенил облака на людей несчётных.». Всё это можно понять, братья и сестры. Сейчас вот будем разбираться. Капли изольются дождём. Буквально так сказано. Излияние дождя из облака это устойчивый символ Боговоплощения и нисхождения Святаго Духа. Сказано: «Бог исчислил капли дождя». То есть, разумно сгустил облачную влагу и излился на землю, воплотился. Излился на землю во плоти. Конкретной меры, то есть приняв образ конкретного тела. Исчислил капли дождя. «Утечёт оветшавшее». О чём говорит Елиуй: Капли словесного дождя изольются на людей, и с этим дождём изменится человек, утечёт ветхое человеков. Человек изменится. «Он осенил облака на людей несчётных». Это устойчивый образ. Осенение облаков. Когда сотворяется душа, Господь каждый раз, несчётное кол-во раз, сколько душ, и столько раз Он это делал, Господь каждый раз в облаке преклоняется на землю. Так мы прокомментировали. Теперь я ещё раз перечитаю этот текст. «Се Крепкий Великий, и мы не познаем Его. Число лет Его беспредельное. Исчислены у Него капли дождиные, и они изолются дождём в облаке. Утечёт оветшавшее. Он осенил облака на людей несчётных.». Это был греческий текст. В еврейском тексте есть одна деталь, очень красивая, которая не нашла отражения в греческом тексте. Прекрасный образ, который восходит к описанию райского бытия. Вот еврейский тексте: «Когда Он извлекает капли воды, они собираются дождём для его тонкого орашения». Вот, капли воды собираются дождём, а в тексте стоит «очищаются дождём». Вот, что имеется в виду. Процесс собирания воды в капле описан через такой глагол, который имеет значение «очищать». Вот способы очищения у разных веществ разные: металлы например очищаются путём переплавки. Это всё о св. Писании. Писание упоминает вина очищенные, что означает, что капля воды очищается дождём. То есть, влага поднимается, сгущается, и сеется мелким дождиком, собирается дождём для его тонкого орошения. А буквально – для пара его. Это тот пар «эд», о котором сказано в Книге Бытия, когда описывается Рай: пар восходил от лица Земли и орошал всё лицо Земли. То есть, что было в Раю: пар поднимался от земли «эретс» к небу и возвращался с неба к земле «адама» тихим мелким дождиком, тонкой тёплой моросью. То есть, влага поднималась и опускалась. Так дышал мир Райской жизни. И Елиуй говорит о Боговоплощении. Когда приходит Христос, это будет вот это тонкое божественное орошение. Пар Его, божественный, Пар Его, со Христом приходит райская жизнь. Вот я ещё раз прочитаю эти стихи: «Когда Он извлекает капли воды, они очищаются дождём для его тонкого орошения (для пара его), которым истекают облаки, кропят на человека во множестве». У Иссайи читаем параллельное место: крапите небеса свыше, облаки да изливают правду. Конечно это пророчество, то, что мы сейчас прочли на греческом и на еврейском. И нельзя не пожалеть, что переводчики на русский язык видят в этой части пророчества Елиуя описание атмосферического явления. Так и в толковой Библии, так у Рижского, так у Десницкого. Нет пророчества, есть атмосфера. Вот, а между тем, образ, образ излияния Божественного дождя из облака – один из любимых в литургической поэзии. То есть, облако воды живой это Богородицы. Об этом так поётся. Это канон Воскресный, глас 5й: «Светел облак тя животное воды нам тучу нетления Христа одождивший. Отчаянным Тебя чистая познаваем». Это не просто понять, да? То есть: мы Тебя, Чистая, познаваем как светлое облако живой воды, которая нам, отчаянным, одождила тучу нетления, Христа. Такой образ не простой. Облако одождила тучу. То есть, ясно, что в этом месте Елиуй конечно пророчествует, а не говорит об атмосфере. Далее. Событие Боговоплощения это переворот в мире духовных сил. Елиуй говорит об этом так: «Бог положил срок скотам. Они ведают чин ложе.». Ложе это устойчивый образ. Львы и змии это образы лукавых духов, убоялись на ложах своих. Ложа это ограждения, которые Господь положил этим скотам, чтобы усмирить их ярость. Поэтому они и убоялись на ложах своих, умолкли на ложах. Они ведают, даже сказано, чин ложа. Интересно. То есть, каждое существо знает свой чин в мироздании, и даже сам лукавый, сам денница, если помните, знает свой чин. Ему указано место в мироздании. Он положил срок скотам. Срок скотам. Для лукавых, перемена их места в мироздании произошло в определённое время. Это срок, или час. А именно, после Крестной смерти, и нисхождения Христа в Шеол. Об этом говорит Елиуй. И об этом моменте всемирной истории Христос сказал: «на сей час (или на сей срок) Я и пришёл». После этого срока, и до Второго Пришествия, чин бытия лукавых духов это насильное усмирение в ограде ложа. Вот, вот Елиуй пророчествует. Но интересно, что вот в этот момент он только осознал, что он делает. То есть, он говорил слова, значения которых он может быть и сам не вполне понимал: «О всём этом разве не исступает помысел твой, и сердце твой? Разве не покидает тело?». Ну вот от чего бы должен исступать помысел, если речь Елиуя не имеет чрезвычайного символического смысла. То есть, Елиуй пророчествует о событии, от которого, когда оно сбылось, не человеческий, а ангельский ум ужаснулся и исступил. Если помните, мы читали из акафиста Пресвятой Богородицы. Ангельский ум исступил и стоял. Следующее пророчество это сретение Господа. «На руках Он скрыл свет и заповедал об этом встречающему». На руках Он скрыл свет. Симеону Богопреимцу было обещано Духом Святым, что он увидет Христа Господня, и Симеон был первым, кто открыто исповедал, возвестил, что Иисус – Мессия. Первым был Симеон. Увидел Его как свет. Вот, свет в Откровении, если помните, также по пророчеству Елиуя, Симеон принял свет на руки. «На руках Он скрыл свет и заповедал об этом встречающему. Возвестит о нём друг его, купленный также возвестит о неправде». Друг упоминается и купленный. Друг это Израиль, а купленный это язычник. То есть, человек чужого народа войдёт в Новый завет подобно тому, как купленные за деньги вошли вместе с Авраамом в завет обрезания. И свои и чужеземцы уверуют и засвидетельствуют о Мессии, как старец Симеон-Богопреимец и сказал: «спасение Твоё Ты уготовал пред лицем всех народов, свет в откровении язычников, и славу народа Твоего Израиля». Если взять еврейский текст, то он почти во всём совпадает с греческим текстом. И опять беда у переводчиков на русский язык: они держатся всё за свою атмосферу, за явления, которые бывают в атмосфере; и тогда слово «ор», что означает «свет» в контексте пророчества, Божественный свет, тогда «ор» это не свет, а молния. И вот что получилось у Рижского: «В ладонях своих Он скрывает молнию, приказывает ей куда разить». Ну, это всё очень далеко от смысла того, пророческого смысла того, что говорит Елиуй. Когда Елиуй пророчествует, это такое состояние, которое граничит с исступлением. И в общем-то даже, может быть и смертельно опасным. Об этом Елиуй так говорит: «О том взметнулось сердце моё и отторглось из места своего. Послушай слышимое в гневе ярости Господней и поучение из уст Его изыдет». В гневе ярости Господней, ну это нужно знать язык св. Писания, братья и сестры: кто читает псалмы, тот поймёт о чём идёт речь. То есть, гнев ярости Господней, это необычайное проявление силы Божьей. И вот когда эту силу Божию Елиуй на себе почувствовал, у него отторгается сердце. Или, другой перевод: вытекает сердце, или исступает ум, открывается ум. Интересная деталь в еврейском тексте: поучение, о котором говорит Елиуй, состоит в звуке голоса. Там сказано так: «слушая слушайте гнев голоса Его, и звук из уст Его исходит». Елиуй слышит этот звук. А мы говорили с вами, что не ухом этот звук слышится, а духом. «Под всем небом начальство его, и свет его на крыльях земли. Крепкий возгремит гласом своим дивное, ибо он сотворил великое, чего мы не ведали. Повелевая снегу будь на земле. И стала буря дождя могущество его.». Вот, возгремит дивное, повелевая снегу, будь на земле. Что же дивного, что снег на земле, что дождь идёт? Ничего дивного нет. А вот нисхождение снега и пролияние дождя, если понять, что это явления величайшего могущества Бога.. Что нисхождение снега и пролияние дождя, это явление величайшего могущества Бога, то ясно, что речь идёт о явлении Его во плоти. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|