Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура классического комбинирования урока истории, его роль в процессе обучения школьников





Комбинированный урок иначе называют составным, так как он состоит из всех основных звеньев процесса обучения. Такой урок включает в себя проверку и учет знаний и умений предыдущего урока, логически связанных с содержанием данного урока; переход к изучению нового матери­ала; изучение и закрепление нового, включая повторение изучен­ного на предыдущих уроках.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, которая опирается на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний, умений, их закрепление и систематизация, применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного).

Структура тра­диционного комбинированного урока включает четыре основных этапа:

1. Повторение изученного (актуализация знаний) — опрос.

2. Изучение новых знаний, формирование новых умений — объяснение.

3. Закрепление, систематизация, применение.

4. Задание на дом.

Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным — на нем преподаватель имеет возможность достижения нескольких целей.

Элементы, этапы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для широкого круга учебно-воспитательных задач.

Этим объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике. По некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего числа всех проводимых уроков.

Жизненностойкость классического комбинированного урока определило то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями педагогического процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям.

Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности.

Такой урок:

- с одной стороны — формиру­ет знания, но не обусловливает общее развитие учащихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их само­стоятельной учебной деятельности.

- с другой стороны — отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебно­го познания, структуру учебной деятельности и др.).

С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены:

— значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке,

— во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление обучением,

— ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.

Подробное описание структуры

Вслед за оргмоментом проводится проверка знаний и умений. Это организуемая учителем деятельность учащихся по опериро­ванию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении до­машнего задания. Она может быть устной, письменной и пись­менно-графической.

Проверка знаний включает в себя ряд требований: 1) мотива­ция опроса (без знания, пройденного нельзя двигаться вперед); 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей уче­ников, дифференциация проверки; 4) связь содержания проверки с новой темой; 5) определение места проверки на уроке; 6) моти­вация оценки знаний (в чем продвижение вперед, что нужно де­лать для развития успеха познания). Из опроса следует исключать приемы, требующие больших затрат времени. Нерациональна, например, длительная беседа с множеством дополнительных вопросов одному ученику, большой, излишне подробный рассказ ученика, запись на доске громоздких текстов и подробных схем, таблиц. Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и зада­ния по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливаю­щие учеников к восприятию нового материала. Желательно, что­бы опрос носил тематический характер, например, по развитию какой-либо проблемы. Учитель отбирает для проверки материал, значимый по содержанию и сложный по усвоению. К основному вопросу ставит дополнительные, внутренне связанные с основ­ным. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, по­нятной детям.

Переход к изучению нового. Дидактически важен этап перехо­да к изучению нового материала. Учитель переключает внимание учащихся на изучение нового, старается вызвать у них интерес к теме, потребность в познании неизвестного, создает необходимый психологический настрой. На этом этапе урока учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, в случае необходимости напоминает об основных представлениях и поня­тиях. Затем он намечает перспективу для изучения последующего материала, задачи, ставит познавательные задания и вопросы. Среди них могут быть задания проблемного характера. Изучение нового. Основную часть урока может занимать рас­сказ учителя. Если рассказу отводится центральное место, то вся остальная работа подчинена ему. Рассказ строится с учетом воз­раста и психологических особенностей учащихся. Младшие школьники не могут удерживать внимание на чем-то одном дли­тельное время, для поддержания внимания требуется смена дея­тельности. Исходя из этого изучение нового содержит не только изложе­ние материала учителем, но и активную деятельность самих уча­щихся. Они получают знания в результате анализа иллюстраций и учебных картин, технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, видеофильмов), чтения учебника и работы с его картой, анализа документов. Как показывает практика, при устном объяснении нового или чтении учебника ученики легче усваивают односюжетный мате­риал, чем многоаспектное содержание. Корректируя учебник, учи­тель объясняет наиболее важную, трудную часть содержания — базовые знания, дополняя и конкретизируя их необходимыми главными фактами и яркими, образными примерами. Легкую для усвоения часть содержания учебника учитель при объяснении вообще опускает, ее ученики прочитают дома самостоятельно. Основное внимание обращается на сложный теоретический мате­риал, базовые знания. Закрепление. Под закреплением понимают вторичное вос­приятие и осмысливание материала, изучаемого на уроке. Цель закрепления — добиться запоминания изучаемого на уроке ма­териала, установить связи нового с ранее изученным, усилить внимание учеников, а также проверить усвоение новых знаний.

Место первичного закрепления на уроке зависит от характера изучаемого материала. Нельзя, например, яркое, эмоциональное содержание прерывать закреплением. Но поэтапное закрепление необходимо, если материал легко делится на самостоятельные, логически завершенные части и несет большую теоретическую нагрузку. Закрепление базовых знаний может проходить сразу после объяснения учителя. При этом повторяют узловые события, то, что легче всего забывается в силу своей отвлеченности: последо­вательность исторических событий, их основное содержание, обоб­щения, географические названия, даты, имена. Вопросы в беседе должны быть небольшими, требующими коротких и четких отве­тов. В старших классах закрепление такого характера заменяет итоговый вывод, который делает учитель или ученики, или же может быть резюме учителя. Во время беседы ученики среднего возраста выделяют сущест­венные стороны фактов, сравнивают их по определенным призна­кам. Они кратко записывают самое главное в тетради, составляют схемы по изложенному материалу, работают с картой и рисунка­ми учебника, рабочей тетрадью. Осмыслению материала способ­ствует составление планов, группировка материала по определен­ным признакам. Текущее повторение. По ходу объяснения учитель проводит текущее повторение — воспроизведение ранее пройденного мате­риала, установление органической связи между старым и новым, а также систематизация, обобщение и углубление знаний по теме, разделу или всему курсу в целом. Таким образом, при текущем повторении недостаточно только воспроизвести пройденный материал. Задача этого повторения в том, чтобы не допустить забывания ранее изученного, сделать знания прочными, связать новые знания с ранее полученными, обобщить, систематизировать и углубить пройденное.

14) К л а с с и ф и к а ц и я у р о к о в

По соотношению структурных звеньев обучения: Урок изучения нового материала, Комбинированный, Контрольный, Повторительно-обобщающий

По ведущему Методу: Уроклекция, Киноурок, Урокбеседа, Лабораторное занятие

По характеру Деятельности: Урок простого воспроизведения, Урок обобщения, Проблемный урок

По характеру Материала: Урок счета лет, Урок изучения фактов, Практическое занятие

Структурные компоненты комбинированного урока

Как правило, выделяются следующие семь «структурных компонентов» урока, выделяемые на основе дидактических задач:

1. Организационный момент. 2. Подготовка учеников к восприятию новой темы (актуализация ранее приобретенных знаний и умений, иногда - постановка проблемы, мотивация, планирование…) 3. Изучение нового материала. 4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на репродуктивном уровне. Этот элемент не всегда присутствует на уроке обособленно, порой как бы «растворяясь» в предыдущем и последующем. 5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях (решение задач, дискуссии и т.п.) 6. Организация домашнего задания (как правило, этот элемент завершает урок, но вполне допустимо использование любого подходящего момента - в том числе задание «по частям», после изучения соответствующих разделов темы, и пр.) 7. Проверка знаний и умений.

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. Комбинированный урок ещё называют составным, т.к. он состоит из всех основн. звеньев процесса обучения. Самый распространенный тип урока в средних классах - комбинированный урок. Он имеет много достоинств: благодаря опросу устанавливается ясная картина глубины и прочности знаний учащихся по содержанию пройденного материала, генетически связанного с данным уроком. Такая связь обеспечивает понимание учащимися идеи развития, формирует исторический подход к явлениям и событиям. В процессе опроса наиболее полно осуществляется контроль за знаниями и умениями, при этом происходит формирование и развитие таких умений учащихся, как связно описывать события и явления, работать с исторической картой, составлять тематические и синхронистические таблицы, письменно составлять план ответа и др. Оргмомент→проверка изученного→переход к изучению нового(название нов. темы, связь с предыдущей)→изучение нового→закрепление→д.з.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.