Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Нормализация высказываний детей на лексической и фразеологической теме « Овощи, фрукты».





Цели по выработке плавности речи:

1. Автоматизация ритмичного послогового произнесения слов и фраз.

2. Отработка совмещения слоговой структуры слова с его ударным слогом при его целостном произнесении.

3. Подготовка к формированию способности смыслового программирования разных по синтаксической и семантической структуре фраз. (На примере речи логопеда.)

Цели по развитию речи:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты».

3. Закрепление навыка согласования прилагательного и существительного.

Оборудование: Дидактические игры: «Угадай, что это» -

мешочек с фигурками овощей и фруктов, тарелка, ваза;

«В саду – на огороде» – фланелеграф, контур дерева, полоска

черной бумаги, картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход занятия.

I. Орг.момент.

Логопед (Произносит фразы с выделением логических центров синтагм и пролангирования смысловых пауз) Дети (Произносят слова с выделением ударного слога.)
Ребя́́та/, мы с ва́ми уже зна́ем мно́го овоще́й и фру́ктов./ Дава́йте вме́сте их вспо́мним./ Назови́те, пожа́луйста, о́вощи./   - Ре́-па./ - По-ми-до́р./ - О-гу-ре́ц./ - Мор-ко́вь./ - Кар-то́-фель./ - Ка-пу́с-та./ - Го-ро́х./
Молодцы́./ А тепе́рь вспо́мним фру́кты./ Каки́е фру́кты вы зна́ете?/     - Я́б-ло-ко./ - Гру́-ша./ - Ли-мо́н./ - Ба-на́н./ - Сли́-ва./ - А-пель-си́н./ - А-на-на́с./ - Ман-да-ри́н./
Молодцы́, ребя́та./ Вы, действи́тельно, зна́ете мно́го овоще́й и фру́ктов./ А сейча́с/ дава́йте с ва́ми поигра́ем./  

 

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. При речи ребенка с заиканием ответ отрабатывается

в сопряженной и отраженной речи.

2. Косая черта обозначает конец синтагмы.

II. Осн.часть

 

Дидактическая игра «Угадай, что это».

Логопед (Произносит фразы с выделением логических центров синтагм и пролангирования смысловых пауз) Дети (Произносят слова с выделением ударного слога.)
У меня́ в «Чуде́сном мешо́чке»/ лежа́т о́вощи и фру́кты. Сего́дня мы бу́дем/ учи́ться различа́ть их на о́щупь.  
Вы́берите, пожа́луйста, оди́н предме́т/ и, не вынима́я руки́ из мешо́чка,/ назови́те его́./ (Выполняет вызванный логопедом ребенок.)   - Я́ наш-ла́ мор-ко́в-ку./ (показывает детям)  
Во́т каку́ю чуде́сную морко́вку мы нашли́!/ Она кака́я?/ Скажи́те одни́м сло́вом./   - Дли́н-ная./ - То́лс-тень-кая./ - О-ра́н-же-ва-я./
Кака́я морко́вка?/ Да́йте по́лный отве́т./ - Мор-ко́в-ка о-ра́н-же-ва-я./ - Мор-ко́в-ка дли́н-на-я./ - Мор-ко́в-ка то́лс-тень-ка-я./
У на́с на столе́ стоя́т таре́лка и ва́за./ Ка́к вы ду́маете,/ куда́ ну́жно положи́ть морко́вку?/ - Мор-ко́в-ку ну́ж-но по-ло-жи́ть в та-ре́л-ку./
Вы́берите, пожа́луйста, еще́ оди́н предме́т/ и назови́те его́. (Выполняет вызванный логопедом ребенок.) - Я на-ше́л я́б-ло-ко./ (показывает детям)
Како́е краси́вое я́блоко мы нашли́!/ Оно како́е?/ - Кру́г-лое./ - Гла́д-кое./ - Кра́с-ное./
Како́е я́блоко?/ Да́йте по́лный отве́т./ - Я́б-ло-ко кру́г-ло-е./ - Я́б-ло-ко гла́д-ко-е./ - Я́б-ло-ко кра́с-но-е./
Куда́ ну́жно положи́ть я́блоко,/ в таре́лку или в ва́зу?/   - Я́б-ло-ко ну́ж-но по-ло-жи́ть в ва́-зу./
И т.д.  
Ребя́та,/ скажи́те, пожа́луйста,/ что́ лежи́т на таре́лке?/ Да́йте по́лный отве́т./ - На та-ре́л-ке ле-жа́т о́-во-щи./
А что́ лежи́т в ва́зе? - В ва́-зе ле-жа́т фру́-к-ты./
Молодцы́, ребя́та,/ вы пра́вильно назва́ли о́вощи и фру́кты./  

Физкультминутка.

Цель: Совмещение ритмического рисунка стихотворения с ритмическими реципрокными движениями (ходьбой).

 

Логопед Дети  
А сейча́с/ я приглаша́ю ва́с на прогу́лку/ в са́д и огоро́д./ Речевка: Пойде́м с тобо́ю в огоро́д. Посмо́трим, ка́к у на́с расте́т Морко́вка и́ петру́шка, Полна́ ль воды́ каду́шка Больша́я для́ поли́ва В углу́ под ста́рой сли́вой.  

 

Дидактическая игра «В саду – на огороде».

Цель: Отработка навыка синтагмирования (деления фразы на части).

Логопед Дети
(На магнитной доске контур дерева и полоска черной бумаги) Ребя́та,/ посмотри́те, пожа́луйста,/ сле́ва ко́нтур де́рева/ – это са́д,/ спра́ва – поло́ска че́рной бума́ги/ – это огоро́д./ Сейча́с я покажу́ вам карти́нку./ То́т, кого́ я вы́зову, ска́жет,/ что́ на не́й нарисо́вано/ и куда́ ее помести́ть:/ туда́, где са́д/ или туда́, где огоро́д./ (Показывает картинку, на которой нарисована свекла) Что́ это?/ Где́ расте́т?/ Куда́ поста́вить карти́нку?/   Пра́вильно,/ туда́, где огоро́д./   - Э́-то све́-кла./ Пос-та́-вим е-е́ в о-го-род́./
(Показывает картинку, на которой нарисован огурец) Что́ это?/ Где́ расте́т?/ Куда́ поста́вить карти́нку?/   Пра́вильно./     - Э́-то о-гу-ре́ц./ Пос-та́-вим ту-да́,/ где о-го-род́./
(Показывает картинку, на которой нарисован лимон) Что́ это?/ Где́ расте́т?/ Куда́ поста́вить карти́нку?/   Пра́вильно,/ лимо́н расте́т в саду.     - Э́-то ли-мон́./ Пос-та́-вим ту-да́,/ где сад́./
(Показывает картинку, на которой нарисована груша) Что́ это?/ Где́ расте́т?/ Куда́ поста́вить карти́нку?/   Пра́вильно,/ туда́, где са́д.     - Э́-то гру́-ша./ Пос-та́-вим е-е́ в сад́./
Посмотри́те, ребя́та,/ сле́ва – фру́кты,/ спра́ва – о́вощи./    
Где́ расту́т фру́кты?/   Фруќ-ты рас-тут́ в са-ду́./
Где́ расту́т о́вощи?/ О́-во-щи рас-тут́ в о-го-ро́-де./

 

4.

Логопед Ребенок
А тепе́рь, ребя́та, отгада́йте зага́дки.  
Со́чное, румя́ное,/ с кра́сным бочко́м,/ расте́т в саду́./ Что́ это?/   - Э́-то я́б-ло-ко./
Сла́дкая, со́чная, арома́тная,/ расте́т в саду́./ Что́ это?/   - Э́-то гру́-ша./
Зеле́ный, дли́нненький, пупы́рчатый,/ расте́т в огоро́де./ Что́ это?/   - Э́-то о-гу-рец́./
Сла́дкая, ора́нжевая,/ на гря́дке расте́т./ Что́ это?/   - Э́-то мор-ков́-ка./

 

I. Итог занятия:

Молодцы́, ребя́та./ Вы мно́го зна́ете овоще́й и фру́ктов./

Вы пра́вильно запо́мнили:/ о́вощи расту́т в огоро́де на гря́дке,/

а фру́кты расту́т в саду́./

 

Глава 5

Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи при правополушарной просодической дизритмии (речевой амузии)

В связи с тем, что при этой форме нарушения речи имеются трудности усвоения периодического ритма, характерного для стихотворной речи, основной целью логопедической работы является его пробуждение. На начальных этапах работы целесообразна стимуляция чувства метра, т.е. улавливания, запоминания и воспроизведения ритмических групп. Их предъявление должно проводиться по принципу постепенного усложнения: от элементарных до относительно сложных. Модальность, к которой адрессован тот или иной ритмический стимул, может быть слуховой, слухо-зрительной, «двигательной». Особенно эффективны ритмика, танец, пантомимика, аэробика и пр.

На «вербальном» этапе проводится отработка стихотворной речи, тоже постепенно усложняющейся по содержанию и форме. Целесообразна утрированная ритмизация стихотворной речи. Причем, ее восприятие ребенком не менее важно, чем воспроизведение в собственной речи, поскольку во время слушания у него откладываются нормативные модели (паттерны), разных стихотворных размеров, а, следовательно, способов организации ритма слова и повторяющихся тождественных друг другу синтагм. Без овладения этим ритмом невозможен переход к разноритмическим синтагмам в прозаической фразовой речи.

Таким образом, основными задачами коррекции речи при данной форме дизритмии являются:

1. Отработка умения совмещать слоговую структуру слова с его ударным слогом при его целостном произнесении.

2. Отработка произнесения фраз в словесном ритме (выделяя голосом ударный слог в каждом слове).

 

Рекомендуемый практический материал:

1. Ритмическая игра «Котенок и щенок».

Детям предлагается пропеть песенку котенка и щенка.

Предварительно ведущий разучивает слова песенки с детьми.

Я котик музыкальный,

Я музыку люблю.

Послушайте, ребята,

Как нежно я пою:

Мяу – мяу, мур – мур – мур! 2 шлепка по коленям,

Мяу – мяу, мур – мур – мур! 3 хлопка в ладоши

 

А я, щенок веселый,

Люблю я петь, друзья.

Послушайте, ребята,

Как громко лаю я:

Тяф – тяф, гав – гав – гав! 2 шлепка по коленям,

Тяф – тяф, гав – гав – гав! 3 хлопка в ладоши

 

2. Ритмическая игра «Дятел».

Детям показывается изображение дятла, сидящего на дереве. Ведущий предлагает послушать, как птица по – разному может стучать по дереву и повторить услышанный ритмический рисунок:

// // // // // // //

/// /// /// /// /// ///

/ // / // / // / // /

// /// // /// // /// //

3. Ритмическая игра «Имена».

Дети сидят в кругу на полу / на стульях перед ведущим.

Ведущий предлагает поприветствовать друг друга, назвав каждого присутствующего по имени.

При этом каждый ребенок сначала называет себя сам обычным именем и ласковым с одновременным отхлопыванием. Например,

Маша – Машенька (// - ///)

Катя – Катенька (// - ///)

Варя – Варенька (// - ///) и т.д.

 

4. Ритмическая игра «Кто в гостях у Маши?»

Проводится по аналогии с игрой «Имена».

 

5. Ритмическое упражнение «Верблюд».

Дети разучивают четверостишие. Затем ведущий предлагает рассказать стихотворение с помощью рук с постепенным ускорением темпа.

На каждую строку дети ритмично хлопают в ладоши, выделяя шлепком по колену (правому или левому в зависимости от задания ведущего) последнее слово в данной строке.

Бедный маленький верблюд.

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два больших ведра.

6. Ритмическое упражнение «Воробьи – воробышки».

Дети сидят в кругу.

Ведущий предлагает детям рассказать стихотворение, сопровождая его шлепками об пол.

Воробьи – воробышки (2 удара справа, 2 – слева)

Скачут под окном, (3 удара перед собой)

Воробьи – воробышки (2 удара справа, 2 – слева)

Кормятся зерном. (3 удара перед собой)

Мы зимой холодною (2 удара справа, 2 – слева)

За ними приглядим, (3 удара перед собой)

Воробьям – воробышкам (2 удара справа, 2 – слева)

Зернышек дадим. (3 удара перед собой)

7. Ритмическое упражнение «Прыжки».

Детям предлагается своеобразная двигательная разминка с проговариванием слогов.

Дети расходятся по залу и занимают места произвольно.

Движения выполняются по показу ведущего с одновременным проговариванием слогов ПА – ПО – ПУ.

1. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок вправо со слогом ПО.

2. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок влево со слогом ПО.

3. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок вперед со слогом ПУ.

 

8. Ритмическая игра «Оркестр».

Дети делятся на две группы: одни играют на ложках, другие – на бубнах.

Ведущий разучивает с детьми слова стихотворения. Затем дети озвучивают текст игрой на музыкальных инструментах:

Тук – тук – тук, тук – тук – тук!

Ложки застучали.

Тук – тук – тук, тук – тук – тук!

Детки заиграли.

Там – там – там, там – там – там!

Бубен веселится.

Там – там – там, там – там – там!

Не надо торопиться!

 

9. Ритмическое упражнение с пением «Петушок».

Дети образуют круг.

Вместе с ведущим дети пропевают стихотворные строки, выполняя необходимые действия:

Петушок, петушок, ходьба хороводным

Золотой гребешок! шагом

Масляна головушка, хлопки в ладоши на каждую строку с выделением

Шелкова бородушка! последнего слога последнего слова шлепком по коленям

Что ты рано встаешь? притопывание одной ногой

Деткам спать не даешь?

Ку – ка – ре – ку!

 

10. Ритмическая игра «Передача платочка» (с музыкальным сопровождением).

Дети стоят в кругу.

Под музыку (вальс) необходимо передать платочек своему соседу, стоящему справа. Сначала в игре используется 1 платок.

На счет 1 – 3 – ребенок выполняет взмахи платочком вперед – назад – вперед.

На счет 4 – ребенок передает платочек соседу.

 

11. Ритмическая игра «Повтори, дружок, за мной» (с музыкальным сопровождением).

Ведущий пропевает зачин: «Повтори, дружок, за мной…» и предлагает любой ритмический рисунок.

// // // // // // //

/// /// /// /// /// ///

/ // / // / // / // /

// /// // /// // /// //

 

12. Ритмическое упражнение «Напевая песенку» (с музыкальным сопровождением).

Дети стоят по кругу: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Вытягивают вперед правую ногу, выпрямив ее в колене и вытянув носок.

На 1 – 2 такты дети 3 раза прикасаются кончиком носка к полу впереди себя.

На 3 такт – повторяют это же движение еще два раза.

На 4 такт – приставляют правую ногу к левой.

Затем те же движения выполняются левой ногой.

 

13. Ритмическое упражнение с кубиками (с музыкальным сопровождением).

1 часть музыки.

1 – 4 такт: дети стоят врассыпную, держа в руках по 2 кубика.

5 – 20 такты: дети двигаются по залу пружинящим бегом, с окончанием музыки останавливаются.

2 часть музыки.

1 – 4 такты: слушают музыку.

5 – 8 такты: поднимают кубики вверх, и ударяя ими, передают ритмический рисунок.

9 – 12 такты: слушают музыку.

13 – 16 такты: отстукивают кубиками ритмический рисунок, держа их перед собой.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.