Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Итак, что можем сказать о самой обстановке.





Евангелие пропитано духом того, что вокруг идут гонения, что эти гонения нужно пережить, что нас сразу отводит к ситуации с гонимой христианской общине. Но я напомню вам, что это все-таки римляне. Мы с вами живем в другой ситуации. Наша общая черта. Нашим ближним, которым очень тяжело по жизни, вспомнить слова какого-нибудь старца, что вот если у тебя какие-то скорби, тебя Бог посетил. Когда скорби нас посещают, мы начинаем обычно роптать и впадать в уныние. А другим мы очень профессионально и правильно объясняем, что это посещение Божие, вспоминаем наставления афонских старцев, что скорби – это автомобили, везущие в рай. Давайте посмотрим на общину первых христиан. Римляне становятся христианами. В Риме никогда никто не говорит, что культ милосердия и сострадательной любви – это значимо. Что любит Рим: триумф, силу, могущество. У римлян боги должны быть настоящими богами, а не какие-нибудь. И вдруг проповедуют страдающего Мессию, проповедуют что-то, из ряда вон выходящее. Ап. Павел говорит относительно страдающего Мессии: «Иудеем соблаз, эллинам – безумие, глупость какая-то».

Сюсако Эндо. Два острых христианских произведения. «Молчание» и «Самурай». Он пишет о католических миссионерах в Японии конца средневековья, начала раннего Возрождения. Сам он японец, но учился во Франции и там стал христианином.

Есть прекрасный сюжет. Передает переживания самурая, который никак не может понять, когда он смотрит на распятие, почему он должен признать вот такого Бога, распятого, проигравшего, он же воин. Вот если бы ему предложили какого-нибудь могущественного воина, который всех победил, тогда да, а тут-то что. Нам легче принять Бога, потому что мы рождаемся в христианской среде.

Когда человек живет в принципиально ином сознании, кода он готов поклоняться, у него есть свои боги, но он никак не может принять идею вот такого Бога.

Представьте себе, люди и так многое совершили, они стали христианами и вместо того, чтобы торжествовать, их распинают вдоль дороги, казнят, римляне были очень жестокими людьми. Нерон придумывал различные жестокие казни. Римлян нужно было развлекать после пожара. Существует даже такая легенда, что это Нерон поджег Рим, чего скорее всего не было. Проблема была в том, что Нерон оказался в глазах римлянам виновником того, что случилось. Рим сгорел, значит, боги прогневались на нас из-за него. То, что Нерон был своеобразным, убил маму свою, братьев своих, жаждал власти. Римляне думают на него. Как раз подвернулись христиане, он их обвинил. Устраивались изощренные казни. В такой атмосфере живет община. Отрекаются многие. Задавали вопрос: Боже, где Ты? Я же Тебе отдал всю жизнь. Ев.от Марка направлено именно на такую общину, на раскрытие ученичества, в контексте быть учеником Иисуса Христа, в контексте Его страданий. Героизм мученичества не в том, что мученика проткнули, и из раны потекло молоко, и все солдаты обратились. Во многих житиях часто это уже литературные образы. Несмотря на страшные мучения, несмотря на то, что от тебя все отказались, ты отказываешься от всего, сколько моральных, нравственных мучений. Мы должны понимать, что основной смысл мученичества в том, что несмотря не весь ужас, которые они пережили, оставались верными Богу. В этом смысле полезно нам с вами читать воспоминания узников новомученников ГУЛАГа большевистского времени, страдания и мучения были не чуть не меньше. Вопреки всему люди оставались верными Христу, когда, казалось бы, никакой веры и надежды не должно было остаться.

Марк обращается к страдающим христианам.

Все это происходит на фоне того, что вот-вот разрушат Иерусалимский храм. Значит, все, вот он конец, сейчас все кончится. Тогда много появлялось лжехристов.

Ев.от Марка мы можем разделить на две части:

1часть до 8 главы

2часть после 8 главы

Всего 16 глав в Ев.от Марка.

Переломным моментом в таком делении является исповедание ап.Петром того, Иисус есть Христос, Он Мессия.

Диалог. Христос спрашивает учеников, за Кого принимают Меня люди. Ученики отвечают. Потом Христос спрашивает учеников, а вы, за Кого почитаете Меня.

8гл.

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

После этого начинаете восхождение в Иерусалим.

Более детальное деление:

1глава, первые 13 стихов - приготовление к общественному служению и выход на это служение,

до 7 главы, 23 стих – галиейское служение,

до 10 главы, 52 стих – выход их Галилеи, путешествие к Иерусалиму,

с 11 главы по 13 главу –Иерусалимское служение,

14-15 главы – повествование о страданиях Христа,

16 глава с 1 по 8 стих – повествование о Воскресении,

16 глава, с 9 по 20 стих – позднейшее добавление к Ев.от Марка. Некоторые оптимисты предполагают, что это Марк дописал, но по характеру текста это сложно сказать. Скорее всего, Марк заканчивает свое Ев. на такой тревожной ноте, когда бегут жены-мироносицы от гроба и никому ничего не сказали, потому что боялись. И уже в самые ранние периоды, почувствовали, что не хватает оптимизма, и добавили с 9 по 20 стих. Есть такое наиболее резонное, разумное предположение, что одно из катахизических поучений Древней Церкви раннего периода просто добавили к Ев., и этот текст совсем не противоречит тому, что есть в остальных трех Евангелий.

Есть в Ев.от Марка обратный параллелизм.

Хиазм – обратный параллелизм, когда каждая часть текста парно соответствует другой, конец началу, то есть идет некое восхождение до середины и обратно вниз, к концу.

В Ев. от Марка так и есть: подготовительные события, служение в Галилее, путешествие в Иерусалим, потом нисхождение: служение в Иерусалиме (параллель – служение в Галилее), страдание и погребение (параллель – подготовительные события).

У Марка не только во всем тексте так масштабно, но Марк использует принцип тройного повторения:

- три раза рассказывается о призвании: 1:16-20; 3:13-19; 6:7-13;

- три эпизода предсказания о страданиях и воскресении: 8:31; 9:31; 10:31-34;

- три раза молитвы Христа:

- три эпизода молитвы на горе;

- пять историй о спорах: 1-2 главы.

Итак, мы говорили о том, что у Марка образ Иисуса как Христа, Помазанника, Мессия, страдающий Мессия. В Ев.от Марка нет описаний таких сложностей, которые есть в Ев.от Иоанна, там уже начались гностические тенденции, и Иоанн пытается им сопротивляться. У Марка есть более актуальные проблемы, которые он видит, сложности неприятия Церкви. Здесь не сколько торжество, сколько испытания, искушения, читатели Ев. под угрозой, Марк говорит о том, что быть учеником Иисуса Христа – это прежде всего быть участником Его страдания, быть вместе с Ним отвергнутым, и только потом оказаться в славе вместе с Ним. Ученики по-настоящему узнают Иисуса и постигают смысл своего ученичества только после Воскресения. Сам Марк ведет нас к кульминации своего Ев.: к страданиям Христа.

Библеист Доэн описывает суд Христа.

Первосвященник спрашивает Иисуса: Ты ли Христос, Сын Благословенный.

Иисус отвечает: Я.

Иисус превращает суд в явление Господа, собравшегося на поклонение. То есть Он переводит суд в совершенно иную плоскость, Он открывается удивительным образом.

Библия: В начале сотворил Бог небо и землю.

Марк начинает Ев.: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия.

Параллель совершенно прямая, это новое начало. Христос открывается во многих вещах.

Тема ученичества. Марк объясняет, что значит быть учеником Иисуса Христа.

Эта тема раскрывается в особенности в 8 главе. Многие полагают, что Марк ставил своей целью объяснить ученичество, что значит быть христианином, учеником Иисуса Христа, что было вызвано сложной ситуацией в Риме для христианской общины. Марк очень часто подчеркивает смущение и страх учеников. Резонно предположить, что Марк хочет показать, что вы не первые, кто боялся и недоумевал. Апостолы переживали то же самое, это нормально для учеников, не нужно впадать в панику. Есть такие сцены, когда Марк раскрывает смысл ученичества по дороге в Иерусалим, Христос идет на смерть, ученики не очень это понимают. Интересно, что этот случай вставлен между двумя исцелениями слепых. Возникает образ параллели: открытие глаз, исцеление и осознание собственного ученичества, осознание Того, Кто такой Мессия.

Марк не употребляет слово «эклессия», Церковь. Его не очень занимают такие вопросы, его занимает прежде всего другое, то, что Церковь- это и есть ученики Христа, вы, которые считают себя учениками Христа, составляете Церковь.

Текстуальные особенности в следующий раз.

 

Домашнее задание на ноябрь:







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.