Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория классно-урочной системы как формы организации учебно-воспитательной деятельности





Одной из важных заслуг Я.А. Коменского является разработка теории классно-урочной системы. Возникновение урока объясняется объективными потребностями эпохи, когда экономическое развитие европейских стран по капиталистическому пути обусловило необходимость в обучении большого количества детей и в более сжатые сроки. Средневековая школа с индивидуальной формой организации обучения не соответствовала духу времени. Прием детей в школу производился в разное время в течение года, поэтому работать со всеми детьми совокупно учитель не мог, каждый учил свое и продвигался вперед в индивидуальном темпе. Следовательно, процесс обучения шел медленно и учитель не мог обучать большую группу детей.

Элементы классно-урочной формы организации обучения зародились в XVI – XVII вв. в братских школах Украины и Белоруссии и в Чехии. На основе изучения опыта братских школ и обобщения собственной практики Я.А. Коменский систематизировал элементы классно-урочной формы организации обучения и дал теоретическое обоснование классно-урочной системы школьного обучения.

В «Великой дидактике» и «Законах хорошо организованной школы» он определил правила организации обучения. Элементами классно-урочной системы являются: режим, урок, класс.

Я.А. Коменский установил режим обучения в течение года. Он вводит понятие «учебный год», определяет его начало и конец (дети должны приниматься в школу только 1 раз в год), делит учебный год на четверти (в природе четыре времени года), определяет время и продолжительность каникул, начало занятий в утренние часы. Им был установлен режим обучения в течение четверти, месяца, учебной недели (твердо установленное учебное расписание), учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка и 6 часов в латинской школе), время отдыха после каждого учебного часа (перемена).

Я.А. Коменский вводит понятие «урок» («каждый час должен иметь свою определенную задачу, которая обязательно должна быть решена»), длительность которого составляет 1 час, определяет структуру комбинированного урока (каждый учебный час имеет 3 части: начало – опрос изученного материала; продолжение – показ, восприятие, разъяснение нового; окончание – упражнение), дает распределение времени на уроке ( часа – показ и рассмотрение предмета, часа – его объяснение и восприятие, часа – упражнение и устранение пробелов). Ученый ставит вопрос о ликвидации перегрузки учащихся, о дозировке заданий, чтобы усвоение нового осуществлялось на уроке, а не при выполнении ребенком домашних заданий. Большое внимание Я.А. Коменский уделяет дисциплине и порядку на уроке, руководящей роли учителя, одновременной его работе со всеми детьми.

Я.А. Коменский вводит понятие «класс», имея в виду стабильную группу детей одного возраста и приблизительно одинакового уровня развития, а также учебное помещение, в котором за каждым учеником закреплено определенное место. Педагог разработал рекомендации по проблемам классного и школьного самоуправления, по вопросам управления школой.

Теория классно-урочной системы Я.А. Коменского явилась революционным переворотом в организации школьного обучения. Несмотря на то, что она была разработана более 400 лет назад, на достаточно жесткую критику в современной печати, достоинства классно-урочной системы настолько весомы и значимы, что она остается основной формой организации обучения и в наши дни.

Свои дидактические идеи Я.А. Коменский реализовал в учебных книгах («Открытая дверь языков и всех наук», «Мир чувственных вещей в картинках»), которые были переведены на многие языки и по которым учились многие поколения людей в разных странах.

Дидактика Я.А. Коменского представляет собой целостное учение, стройную научную систему. В России труды Я.А. Коменского появились во II половине XVII., его основные дидактические идеи на новых научных материалистических основах в XIX в., были развиты К.Д. Ушинским, и сегодня, в XXI в., мы используем многое из дидактического наследия великого педагога в практике современной школы.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.