Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фрагмент урока по теме «Повторение правописания ъ и ь»





· Прочитаем текст упр.61.

· Зачем медведь отъедается?

· Мы уже встречались со словом тайга. Что это такое?

· А какие виды леса вы еще помните?

· Посмотрим, как составлен текст. Перечитайте его про себя и ответьте, сколько раз употребляется слово медведь? (два). Какими словами оно заменено в тексте (никакими). Вот мы узнали и еще один способ не повторять одно и то же слово. Если описываются действия одного того же человека, животного, то можно просто пропустить подлежащее. Значит, слова можно заменить синонимом, местоимением, а можно просто опустить.

· Кстати, а как по-другому можно назвать медведя? Как его называют в сказках (Топтыгин, мишка, хозяин тайги). Запишите эти слова.

· Синонимическая работа должна вестись не только на уроках русского языка, но и на уроках природоведения. Учебник А.А. Плешакова для 3-4 класса[10] позволяет провести такую работу над следующими существительными: космонавт – астронавт, география – землеописание, глобус – модель Земного шара, крокодил – аллигатор, судно – корабль, ягель – олений лишайник, лемминг – пеструшка, песец – полярная лиса, стерх – белый журавль, орешник – лещина, корсак – степная лиса, дельфин – афалина, мицелий – грибница, дождевик – «чертов палец», «дедушкин табак», дергач – коростель, моллюски – ракушки, кувшинка – лилия, ондатра – водяная крыса (раздел сбережем природу родного края). Эта работа должна вестись попутно с разбором статей учебника с максимальным привлечением учащихся, так как пассивный словарь современных детей, как показывают исследования довольно широк. Кроме того, синонимические экскурсы будут способствовать развитию вариативности мышления детей, чему немало уделяется времени и на уроках математики.

Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Русский язык очень богат синонимами. В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-семантических группах), однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

- обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений, различий между словами синонимами;

- подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значения, различное употребление;

- специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и прочее)активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;

- исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); замена одного другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте. Элементарная работа с синонимами начинается в первом классе. Например, в «Азбуке»[11] дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба». Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово солнечный усиливает значений слова светлый, Наглядна градация синонимов в стихотворении И.Сурикова «Белый снег...»: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко,непробудно». Во втором классе учащиеся подбирают группы синонимов из 2-3 слов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный и красивый, прекрасный (Ю.Яковлев «О нашей Родине»).

Во вторых – четвертых классах целесообразно вводить группы из трех и более синонимов: смелый, храбрый, отважный (воин); оберегать, беречь, охранять; ложь, неправда, вранье; сильный, мощный, могучий, непобедимый. На примере рассказов с диалогами проводится работа над глаголами. Так по рассказу Л. Воронковой[12] «Командир звездочки» (3 класс): сказал, спросил, ответил, прошептал, прокричал в ответ, жалобно ответил, со слезами сказала. Аналогичная работа проводится по глаголам движения: мальчики бежали, мчались, неслись, выскочили, бросились. (Отрывок из повести А.Гайдара[13] «Тимур и его команда»). Строго говоря, далеко не все эти слова – синонимы. Но в начальных классах такое расширенное понимание синонимии бывает необходимо. В сущности, здесь дети анализируют слова, входящие в одну тематическую группу, в данном случае слова, обозначающие речь, говорение. Разнообразие таких слов обеспечивает точное выражение мысли: шепнула, воскликнула и т.п., позволяют избежать назойливого повторения одного и того же слова сказала.

Примеры простых упражнений с синонимами:

1. Дается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и 1-2 «конфликтных» слов. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Здесь «конфликтное» слово спит. Кроме того, в список включен фразеологизм глаз не сводит.

2. Расположение синонимов по возрастанию или убыванию степени какого-либо признака (градация слов). Школьникам дается группа слов: огромный, гигантский, | большой; маленький, крошечный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров: микроскопический, крохотный, маленький; большой, огромный, гигантский. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значение каждого слова, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, микроскопические букашки. Нашему движению вперед мешали большие камни, огромные глыбы, гигантские утесы.

3. Подбор синонимов к данному слову. Даются, например слова: смешной – при изучении прилагательных; работать – при изучении глаголов; метель – при изучении существительных.Дети подбирают синонимы: смелый – забавный, потешный; работать – трудиться; метель – вьюга, пурга, буран. Могут быть составлены предложения.

4. Замена слова в предложение. В предложение поочередно включены разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов. Например:

- я читал интересную книгу. (Увлекательную, захватывающую)

- Пограничники стреляют метко. (Бьют без промаха)

- Лиса обманула бурого медведя (косолапого)

- Мальчик споткнулся и упал. (Шлепнулся, растянулся)

5. Выбор наиболее точного слова из 2-3 слов. Например: Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. В данном случае дети выбирают слово наблюдали и обосновывают свое решение.

Наиболее ценные упражнения лексического характера связаны с понятием «синонимии». Работа над синонимами важна, потому, что умение подбирать подходящий синоним позволяет:

- разнообразить речь (плохо, когда в детском сочинении повторяется одно и тоже слово);

- употреблять в речи наиболее точные слова и выражения. Например: котенок (развязывает, разматывает) клубок ниток; собака (выставила, высунула) язык.

Упражнения в подборе синонимов особенно полезны для выработки точности речи. Для этих целей можно иногда брать и отдельные слова: Синонимы: шалун – озорник, баловник; работа – труд, дело; большой – громадный, огромный; храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; бежать – нестись; терзать – волновать; скоро – быстро.

Упражнения в определении синонимов, однако, лучше всего проводить в связи с составляемым словосочетанием, предложением и связным текстом, потому что только в связи с другими словами слово, имеющее несколько значений, обнаруживает свое конкретное значение. В самом деле, к слову чистый могут быть подобраны разные слова в зависимости от того с каким словом оно связано. К слову горячий можно подобрать синоним теплый, если говорить о печке, о воде, о хлебе, но к тому же слово горячий в сочетании горячийчеловек синонимами будут слова решительный, а может быть раздражительный.

Вначале, для того, чтобы объяснить, что такое синонимы, можно взять отдельные слова и подобрать к нему синоним. В дальнейшем же, в процессе упражнения, в работе над синонимами важно научить детей выбирать для своей речи такие слова из синонимичных, т.е. близких по значению, которые подойдут к конкретному контексту. Это уже, в сущности, словарно-стилистическая работа.

Упражнения с синонимами.

1. Игра «Кто больше напишет слов?» [14]

Играющие делятся на 2-3 команды в зависимости от количества участников. Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы, какой команды больше синонимов, тот и выиграл.

Пример: верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный.

Милосердие – сострадание, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добросердечность, добродушие, мягкосердечность.

Упражнение 2.

Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.

1. Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять.

2. Клевета и ложь – не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

Чему посвящены эти пословицы? Кого называют щедрым человеком, а кого скупым. Чем отличаются слова жадный и скупой? Ложь и клевета? Учебные задания должны быть комплексными, чтобы заставить одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

Упражнение 3.

1. Очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар)

2. Она казалась недоброй (Ф.Гладков)

3. Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И.Гончаров)

4. Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов)

5. Жестокосердечный старик свирепо посмотрел на нас.

Главная цель всякого лексического упражнения – использование слов собственной речи. Дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.

Упражнение 4.

Составление предложений с заданными словами.

Улыбнулся, усмехнулся, ухмыльнулся – синонимы, обладающие не только смысловыми, но и эмоциональными оттенками. Чтобы предать эти оттенки, предложение должно быть достаточно полным, распространенным, а иногда даже требуется текст, состоящий из нескольких предложений. Дети не всегда это понимают и приводят такие, например предложения: «Мальчик улыбнулся», «Мальчик усмехнулся», «Мальчик ухмыльнулся».

В этих примерах ни смысловые, ни эмоциональные оттенки не передаются. Поэтому удобнее всего связывать составление предложений с прочитанными рассказами, например: «Офицер (фашист) самодовольно ухмыльнулся. Оказывается за деньги можно купить все что угодно». «Матвей усмехнулся ему (офицеру) в лицо и сказал: «Хотел купить старого Матвея?» «Мальчик приветливо улыбнулся».

Целесообразно изучать синонимы на стихотворениях из круга детского чтения.

Упражнение 5

Про гиппопотама [15]

Уговорилась я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-топама...

Нет, ги-тото-попо-потама...

Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота

И побежали мы вдвоем

Взглянуть на ги... на бегемота.

Как заяц к лисе сватался

В сапогах со шпорами прыгает косой,

Крутит серой лапкой ус перед лисой.

– Разве я не парочка для кумы-лисы?

– Разве не закручены у меня усы?

Хвост, расправив по ветру, думает лиса:

– Разве я не первая девица-краса?

Голова причесана у меня, лисы.

Рыжий хвост пушистее девичьей косы!

Зайца приголубила хитрая лиса,

Жениха ушастого унесла в леса.

Мы чаще так его зовем.

Что там дальше сделалось, нам и невдомек

Зацепился заинька шпорой о пенек.

Свадьбы так и не было у него с лисой.

«Радуга-дуга»

Солнце вешнее с дождем

Строят радугу вдвоем -

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

И построили в два счета

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

Блещет радуга-дуга

Сквозь нее видны луга.

При анализе художественных особенностей этих стихотворений учитель может поработать над метафорами, обратить внимание на контекстуальные синонимы: радуг – дуга – ворота – арка.

Работа над синонимикой существительных не только поможет расширить словарный запас учащихся, но и сможет послужить связующим звеном в комплексном, целостном познании действительности.








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.