Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАСНЫЕ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ





Практическое занятие № 3.

Орфография.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

Корень –гар-/-гор-

П р а в и л о. В корне –гар-/-гор- под ударением пишется а, без ударения — о(ср.: загар — загорать).

И с к л ю ч е н и я: пригарь (привкус гари), изгарь, выгарки и некоторые специальные слова.

 

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную крышу, подг...рели (С.-Щ.). 2. Свеча сильно наг...рела, фитиль покрылся темной шапкой и тихо потрескивал (Кор.). 3. Мрачно шагали пог...рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь (М. Г.). 4. Под праздник уг...рел со всей семьею Пров (Д. Бедн.). 5. Был ноябрьский мутный день, с утра в доме г...рело электричество(Эренб.). 6. Заг...релись огни в окнах соседних дач (Гайд.).7. Все еще никак не мог разгореться день (Саян.). 8. Сложив все бумаги в походный несг...раемый ящик, он пошел в свою землянку (Овечк.).

 

Корень –зар-/-зор-

Правило. В корне –зар-/-зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: зарево —зорька — зарница).

И с к л ю ч е н и я: зоревать, зарянка.

 

Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ветерок пахнул прохладою ночной, и над уснувшею землей з...рницы вспыхнул огонек (Ник.). 2. В слабом оз...рении рассвета лицо ее казалось бледным и загадочным (Л. Андр.). 3. Зарево ярче оз...ряло снежный лес (А. Н. Т.). 4. Все поднялись рано, с з...рей (Арс.).

 

Корень –кас-/-кос-(н)-

Правило. В корне–кас-/-кос-(н)- пишется а, если дальше следует а, в остальных случаях пишется о (ср.: касаться — коснуться).

 

Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Муму принялась есть с обычной своей, вежливостью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья (Т.). 2. Война только к...снулась железным пальцем Даши (А. Н. Т.). 3. Он весь съежился от этого прикосновения (Чак.).4. Кусты сибирской яблони к...сались ветвями стекол маленьких окон (Марк.).

 

Корень –клан-/-клон-

П р а в и л о. В корне -клан-/-клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (ср.: кланяться —наклон — наклониться).

 

Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Под самым окном, накл...нясь над водой, росла развесистая береза (Акс.). 2. После обеда никто и ничто не могло откл...нить Обломова от лежанья (Гонч.). 3. Учительница по-прежнему сидела, низко склонившись над толстой книгой (Гладк.). 4. Наклонившись к окну, Поляков подставил лицо ветру (Рыб.). 5. Конечно, без потерь дело не обойдется, ибо уклониться от боя мы не сможем (Степ.). 6. Бойченко подошел к старушке и покл...нился ей поясным поклоном (Ант.).

 

Корень –лаг-/-лож-

П р а в и л о. В корне -лаг- пишется а (перед г), в корне -лож- пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить.

И с к л ю ч е н и е: полог.

 

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пол...гаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения (Т.). 2. Написанные им доклады и бумаги невольно кидались в глаза отчетливостью, краткостью и ясностью изложения (Писемск.). 3. Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушительном, разлагающем влиянии фашизма на молодежь Европы (М. Г.). 4. Судить о причине этого взрыва можнотолько предпол...жительно(Купр.). 5. Ниже, в ста шагах от него, расположилась батарея и зеленые ящики (А. Н. Т.). 6. Существование комбината немыслимо без основных слагаемых — сырья, топлива и воды (Пауст.).7. Пленного ул...жили на траву возле озерка (Казак.).8. Матросы нал...жили временные заплаты на пробойны (Пере.).

 

Корень –мак-/-мок-

П р а в и л о. Корень -мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); корень -мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

 

Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нужно вареник сперва обм...кнуть в сметану (Г.). 2. Из солонки насыпает себе на стол кучку соли и м...кает в эту соль очищенный картофель (Д. Т.). 3. Мухов просушил промокательной бумагой подписи (Сераф.). 4. Мы очень скоро вым...кли до последней нитки (Ар.). 5. Чай впитывает запахи, как пром...кашка чернила(Шуст). 6. На нем кожаная фуражка, синее непромокаемое пальто (Кат.). 7. Профессор завинтил ручку и пром...кнул зачетную книжку бронзовым пресс-папье, изображающим танк (Добр.).

 

Корень –плав-/-плов-/ -плыв-

П р а в и л о. В корне -плав- гласный а может быть ударяемым и безударным
(ср.: плавать — плавучий). Корень -плов- - в словах пловец и пловчиха, корень -плыв- - в слове плывуны.

 

Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В стеклянном аквариуме стояли неподвижно, едва пошевеливая пл...вниками, большие, темные, издыхающие рыбы (Купр.).2. Мы ставим большой попл...вок с флагом на якоре, буй, отмечаем этим найденное рыбное место (Пришв.). 3. Это были удары, направленные к тому, чтобы лишить судно пл...вучести (Нов.-Пр.). 4. В одном месте было много пл...вникового леса, принесенного сюда во время наводнения (Ар.). 5. Пл...вунная гуща смягчила падение {Леон.). 6. Непроницаемая тьма пл...вцов отовсюду окружала (И. Суриков). 7. Оливковые жуки-пл...вунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков (Пауст.).

 

Корень -равн—/-ровн-

П р а в и л о. Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); корень -ровн- - в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень). Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) — выровненный (сделанный ровным).

 

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И ты с собой его р...внял! (П.). 2. Широкие тени ходят по р...внине, как облака по небу (Ч.). 3. Тихон Ильич подстриг волосы, подр...внял и укоротил бороду (Бун.). 4. Закончив раскопки, мы зар...вняли канавки, вырытые в фанзе С. Обручев). 5. Ты, как мать, пор...вняла славой дружной семьи от великих до малых все народы свои (Исак.). 6. Снег лежал еще кое-где на этом выр...вненном поле аэродрома (Лид.). 7. Роты без взаимного сговора подтянулись, выр...внялись в рядах (Пер.). 8. Они были р...весники, жили на одной улице, в школе сидели за одной партой (Горб.). 9. На речке, сравнявшейся от весенних вод с берегами, заиграл ветерок (Марк.). 10. Пор...внявцщсъ с избой Семена, девушки замедлили шаг и стали смотреть на освещенные окна (Ант.). 11. Тракторы р...вняли катками большую, на два километра длиной,площадку, где предполагалось вести сварку труб (Аж.).

 

Корень –рост-/-рос-

Прав и л о. В корне -рост-/—рос- пишется а перед последующим сочетанием cт (также перед щ), в остальных случаях пишется о (ср.: расти — наращение — выросший).

И с к л ю ч е н и я: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток,ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть cт).

 

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз, а смеряешь — прир...щение самое ничтожное (Гарш.).2. Едва началась война 1914 года, как она уже переросла в мировую (Серг.-Ценск.). 3. Оригинальный вид имеют зар...сли тростников с длинными листьями (Аре.). 4. Нелегко выр...стать плодовое дерево: много оно требует труда и забот (Эренб.). 5. Алексей забрался в густую пор...сль молодого сосняка, присел под деревом {Полев.). 6. Одинокая кривая береза р...сла на откосе (Ант.).

 

Корень –скак-/-скоч-

П р а в и л о. В безударном корне –скак-/-скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать — подскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.

 

Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Скажите, кто из вас согласен ск...кать за дочерью моей? (П.). 2. Дениска хотел показать, что он может проск...кать на одной ноге какое угодно расстояние (Ч.).3. Варавка в два прыжка подск...чил к нему (М. Г.).4. Подскакали всадники с факелами, соск...чили наземь (А. Н. Т.). 5. Из рощи выск...кал на иноходце татарин с бельмом на глазу (Фед.). 6. Алеша вск...чил на ноги и побежал догонять демонстрантов. Переск...чил ров(Горб.). 7. Из-за рощи выск...чил грузовик с пустыми снарядными ящиками (Сим.).

 

Корень –твар-/-твор-

Правило. В корне –твар-/-твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о (ср.: тварь — творчество — творить).

И с к л ю ч е н и е: утварь.

 

 

Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сердце ее сильно билось и зам...рало (П.). 2. Засеку, кричит бывало, зад...ру до смерти! (Григ.). 3. Ст...рала одна Лина, а кухарка пошла на реку полоскать белье (Ч.). 4. Николай кончил говорить, снял очки, вытер их, посмотрел на свет и стал выт...рать снова (М. Г.).5. Товарищи относились к нему с невольным почтением, более сильные не смели его зад...рать (Верес.). 6. Один

за другим стали собираться в чум заспанные тунгусы(Шишк.). 7. Можно было ждать: соб...рется дождь (Фед.).8. У опушки дремлют кони, подп...рая боком ель (Исак.). 9. Определив состав косяков, начали подб...рать к ним табунщиков (Кож.).

10.Стояла она, оп...раясь на палку(Никол.). 11. По ее лицу текли не то слезы восторга, не то ручейки пота, — она не от...рала их (Горб.). 12. Она стояла у новой машины и тщательно прот...рала ее(Рыб.).

 

Корни –блест-/-блист-, -жег-/-жиг-,-стел-/-стил-, -чет-/-чит-

П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать), в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить, вычет).

И с к л ю ч е н и я: сочетание, сочетать.

 

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Лучи полдневного солнца приж...гают грибные шляпки (Акс.). 2. Какая-то женщина принесла ведро воды и стала, охая и прич...тая, обмывать лицо Рыбина (М. Г.),3. В одном месте по небу чиркнула падавшая звезда, точно кто в темной комнате заж...гал спичку о стену (М.-Сиб.).4. Вода забл...стела, как расплавленный металл (Шишк.). 5. Дым всегда висел над Донбассом тучей, заст...лая солнце (Коч.). 6. Парк уже бл...стал чинным порядком (Фед.). 7. Впереди расст...лалась ставропольская степь в радуге летних красок (Баб.). 8. Тотчас что-то бл...снуло с пронзительным визгом (Пауст.).

 

Корни с чередованием а(я) — им, а(я) — ин

П р а в и л о. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать—пожимать, понять—понимать, начать—начинать, примять — приминать).

 

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Упражнение 36. К каждому из приведенных ниже слов подберите другое, от которого образовано данное, или найдите однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный звук.

Образец. Властный — власть; прекрасный — прекрасен.

Агентство, безвестный, безгласный, вкусный, гигантский, гнусный, горестный, громоздкий, девственный, дилетантский, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, косный, костный, местный, невестка, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, праздный, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, свиснуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, устный, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чудесный, шефствовать, яростный.

 

Пунктуация.

УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

Упражнение 341. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением местоимений.

1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему —мальчику) было девять лет. 2. Проводник шел впереди, а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повозка. 3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать (их — ее) в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула (его — стол — чемодан) в сторону. 5. Больной попросил сестру налить (себе — ему) воды. 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней — нее) можно было ждать многого.7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит сквер 38. 8. Если ученик не исправится в своем поведении, то в отношении (его — него) будут приняты более строгие

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

Упражнение 342. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм глагола.

1. Сюда (собираются дети — собирают детей), которые заблудились на улицах.

2. Надо помогать молодежи духовно расти и (проявить — проявлять) свои способности. 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник. 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов. 5. Где вы (слышали — слыхали) о последних событиях в Италии? 6. Если так будет продолжаться и дальше, я (очучусь — очутюсь - могу очутиться) в затруднительном положении. 7. Когда вы разговариваете, не (махайте — машите) так сильно руками. 8. Цветок без воды (сох — сохнул) в вазе 49. 9. Староста класса (уполномочивается — уполномочивается) выступать от имени своих товарищей. 10. По совету врача больной (полоскает — полощет) горло раствором борной кислоты.

 

Практическое занятие № 3.

Орфография.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

Корень –гар-/-гор-

П р а в и л о. В корне –гар-/-гор- под ударением пишется а, без ударения — о(ср.: загар — загорать).

И с к л ю ч е н и я: пригарь (привкус гари), изгарь, выгарки и некоторые специальные слова.

 

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную крышу, подг...рели (С.-Щ.). 2. Свеча сильно наг...рела, фитиль покрылся темной шапкой и тихо потрескивал (Кор.). 3. Мрачно шагали пог...рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь (М. Г.). 4. Под праздник уг...рел со всей семьею Пров (Д. Бедн.). 5. Был ноябрьский мутный день, с утра в доме г...рело электричество(Эренб.). 6. Заг...релись огни в окнах соседних дач (Гайд.).7. Все еще никак не мог разгореться день (Саян.). 8. Сложив все бумаги в походный несг...раемый ящик, он пошел в свою землянку (Овечк.).

 

Корень –зар-/-зор-

Правило. В корне –зар-/-зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: зарево —зорька — зарница).

И с к л ю ч е н и я: зоревать, зарянка.

 

Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ветерок пахнул прохладою ночной, и над уснувшею землей з...рницы вспыхнул огонек (Ник.). 2. В слабом оз...рении рассвета лицо ее казалось бледным и загадочным (Л. Андр.). 3. Зарево ярче оз...ряло снежный лес (А. Н. Т.). 4. Все поднялись рано, с з...рей (Арс.).

 

Корень –кас-/-кос-(н)-

Правило. В корне–кас-/-кос-(н)- пишется а, если дальше следует а, в остальных случаях пишется о (ср.: касаться — коснуться).

 

Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Муму принялась есть с обычной своей, вежливостью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья (Т.). 2. Война только к...снулась железным пальцем Даши (А. Н. Т.). 3. Он весь съежился от этого прикосновения (Чак.).4. Кусты сибирской яблони к...сались ветвями стекол маленьких окон (Марк.).

 

Корень –клан-/-клон-

П р а в и л о. В корне -клан-/-клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (ср.: кланяться —наклон — наклониться).

 

Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Под самым окном, накл...нясь над водой, росла развесистая береза (Акс.). 2. После обеда никто и ничто не могло откл...нить Обломова от лежанья (Гонч.). 3. Учительница по-прежнему сидела, низко склонившись над толстой книгой (Гладк.). 4. Наклонившись к окну, Поляков подставил лицо ветру (Рыб.). 5. Конечно, без потерь дело не обойдется, ибо уклониться от боя мы не сможем (Степ.). 6. Бойченко подошел к старушке и покл...нился ей поясным поклоном (Ант.).

 

Корень –лаг-/-лож-

П р а в и л о. В корне -лаг- пишется а (перед г), в корне -лож- пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить.

И с к л ю ч е н и е: полог.

 

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пол...гаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения (Т.). 2. Написанные им доклады и бумаги невольно кидались в глаза отчетливостью, краткостью и ясностью изложения (Писемск.). 3. Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушительном, разлагающем влиянии фашизма на молодежь Европы (М. Г.). 4. Судить о причине этого взрыва можнотолько предпол...жительно(Купр.). 5. Ниже, в ста шагах от него, расположилась батарея и зеленые ящики (А. Н. Т.). 6. Существование комбината немыслимо без основных слагаемых — сырья, топлива и воды (Пауст.).7. Пленного ул...жили на траву возле озерка (Казак.).8. Матросы нал...жили временные заплаты на пробойны (Пере.).

 

Корень –мак-/-мок-

П р а в и л о. Корень -мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); корень -мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

 

Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нужно вареник сперва обм...кнуть в сметану (Г.). 2. Из солонки насыпает себе на стол кучку соли и м...кает в эту соль очищенный картофель (Д. Т.). 3. Мухов просушил промокательной бумагой подписи (Сераф.). 4. Мы очень скоро вым...кли до последней нитки (Ар.). 5. Чай впитывает запахи, как пром...кашка чернила(Шуст). 6. На нем кожаная фуражка, синее непромокаемое пальто (Кат.). 7. Профессор завинтил ручку и пром...кнул зачетную книжку бронзовым пресс-папье, изображающим танк (Добр.).

 

Корень –плав-/-плов-/ -плыв-

П р а в и л о. В корне -плав- гласный а может быть ударяемым и безударным
(ср.: плавать — плавучий). Корень -плов- - в словах пловец и пловчиха, корень -плыв- - в слове плывуны.

 

Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В стеклянном аквариуме стояли неподвижно, едва пошевеливая пл...вниками, большие, темные, издыхающие рыбы (Купр.).2. Мы ставим большой попл...вок с флагом на якоре, буй, отмечаем этим найденное рыбное место (Пришв.). 3. Это были удары, направленные к тому, чтобы лишить судно пл...вучести (Нов.-Пр.). 4. В одном месте было много пл...вникового леса, принесенного сюда во время наводнения (Ар.). 5. Пл...вунная гуща смягчила падение {Леон.). 6. Непроницаемая тьма пл...вцов отовсюду окружала (И. Суриков). 7. Оливковые жуки-пл...вунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков (Пауст.).

 

Корень -равн—/-ровн-

П р а в и л о. Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); корень -ровн- - в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень). Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) — выровненный (сделанный ровным).

 

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И ты с собой его р...внял! (П.). 2. Широкие тени ходят по р...внине, как облака по небу (Ч.). 3. Тихон Ильич подстриг волосы, подр...внял и укоротил бороду (Бун.). 4. Закончив раскопки, мы зар...вняли канавки, вырытые в фанзе С. Обручев). 5. Ты, как мать, пор...вняла славой дружной семьи от великих до малых все народы свои (Исак.). 6. Снег лежал еще кое-где на этом выр...вненном поле аэродрома (Лид.). 7. Роты без взаимного сговора подтянулись, выр...внялись в рядах (Пер.). 8. Они были р...весники, жили на одной улице, в школе сидели за одной партой (Горб.). 9. На речке, сравнявшейся от весенних вод с берегами, заиграл ветерок (Марк.). 10. Пор...внявцщсъ с избой Семена, девушки замедлили шаг и стали смотреть на освещенные окна (Ант.). 11. Тракторы р...вняли катками большую, на два километра длиной,площадку, где предполагалось вести сварку труб (Аж.).

 

Корень –рост-/-рос-

Прав и л о. В корне -рост-/—рос- пишется а перед последующим сочетанием cт (также перед щ), в остальных случаях пишется о (ср.: расти — наращение — выросший).

И с к л ю ч е н и я: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток,ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть cт).

 

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз, а смеряешь — прир...щение самое ничтожное (Гарш.).2. Едва началась война 1914 года, как она уже переросла в мировую (Серг.-Ценск.). 3. Оригинальный вид имеют зар...сли тростников с длинными листьями (Аре.). 4. Нелегко выр...стать плодовое дерево: много оно требует труда и забот (Эренб.). 5. Алексей забрался в густую пор...сль молодого сосняка, присел под деревом {Полев.). 6. Одинокая кривая береза р...сла на откосе (Ант.).

 

Корень –скак-/-скоч-

П р а в и л о. В безударном корне –скак-/-скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать — подскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.

 

Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Скажите, кто из вас согласен ск...кать за дочерью моей? (П.). 2. Дениска хотел показать, что он может проск...кать на одной ноге какое угодно расстояние (Ч.).3. Варавка в два прыжка подск...чил к нему (М. Г.).4. Подскакали всадники с факелами, соск...чили наземь (А. Н. Т.). 5. Из рощи выск...кал на иноходце татарин с бельмом на глазу (Фед.). 6. Алеша вск...чил на ноги и побежал догонять демонстрантов. Переск...чил ров(Горб.). 7. Из-за рощи выск...чил грузовик с пустыми снарядными ящиками (Сим.).

 

Корень –твар-/-твор-

Правило. В корне –твар-/-твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о (ср.: тварь — творчество — творить).

И с к л ю ч е н и е: утварь.

 

 

Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сердце ее сильно билось и зам...рало (П.). 2. Засеку, кричит бывало, зад...ру до смерти! (Григ.). 3. Ст...рала одна Лина, а кухарка пошла на реку полоскать белье (Ч.). 4. Николай кончил говорить, снял очки, вытер их, посмотрел на свет и стал выт...рать снова (М. Г.).5. Товарищи относились к нему с невольным почтением, более сильные не смели его зад...рать (Верес.). 6. Один

за другим стали собираться в чум заспанные тунгусы(Шишк.). 7. Можно было ждать: соб...рется дождь (Фед.).8. У опушки дремлют кони, подп...рая боком ель (Исак.). 9. Определив состав косяков, начали подб...рать к ним табунщиков (Кож.).

10.Стояла она, оп...раясь на палку(Никол.). 11. По ее лицу текли не то слезы восторга, не то ручейки пота, — она не от...рала их (Горб.). 12. Она стояла у новой машины и тщательно прот...рала ее(Рыб.).

 

Корни –блест-/-блист-, -жег-/-жиг-,-стел-/-стил-, -чет-/-чит-

П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать), в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить, вычет).

И с к л ю ч е н и я: сочетание, сочетать.

 

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Лучи полдневного солнца приж...гают грибные шляпки (Акс.). 2. Какая-то женщина принесла ведро воды и стала, охая и прич...тая, обмывать лицо Рыбина (М. Г.),3. В одном месте по небу чиркнула падавшая звезда, точно кто в темной комнате заж...гал спичку о стену (М.-Сиб.).4. Вода забл...стела, как расплавленный металл (Шишк.). 5. Дым всегда висел над Донбассом тучей, заст...лая солнце (Коч.). 6. Парк уже бл...стал чинным порядком (Фед.). 7. Впереди расст...лалась ставропольская степь в радуге летних красок (Баб.). 8. Тотчас что-то бл...снуло с пронзительным визгом (Пауст.).

 

Корни с чередованием а(я) — им, а(я) — ин

П р а в и л о. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать—пожимать, понять—понимать, начать—начинать, примять — приминать).

 

ГЛАСНЫЕ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ

П р а в и л о. После щипящих в корне пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный — чернеть, чёрт — черти); при отсутствии таких соотношений
пишется о (шов, крыжовник).

 

Упражнение 21. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Б...ч...вка, веч...рка, деш...вый, ж...ваный, ж...лоб, ж...лтый, ж...лудь,ж...лчь, ж...рнов, ж...сткий, зач...т,кош...лка, печ...нка, пощ...чина, прич...ска, пч...лка,пш...нка, пш...нник, расч...ска, реш...тка, саж...нки,

сч...т, уч...ба, уч...т, ч...боты, ч..лка, ч...лн, ч...рствый,ч...рточка, чеч...тка, ш...пот, щ...голь, щ...лка, щ...тка.

 

Упражнение 22. Составьте предложения с приводимыми словами (в каждой паре первое слово глагол, второе — имя существительное).

Ожёг — ожог, пережёг — пережог, поджёг — поджог, прожёг — прожог.

 

Упражнение 24. Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с приводимыми ниже иноязычными по происхождению словами.

Ж...кей, ж...нглёр, маж...рдом, Ш...ВИНИЗМ, ш...кировать, ш...колад, ш...ссе, ш...тландский, ш...фёр.

 

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Упражнение 36. К каждому из приведенных ниже слов подберите другое, от которого образовано данное, или найдите однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный звук.

Образец. Властный — власть; прекрасный — прекрасен.

Агентство, безвестный, безгласный, вкусный, гигантский, гнусный, горестный, громоздкий, девственный, дилетантский, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, косный, костный, местный, невестка, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, праздный, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, свиснуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, устный, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чудесный, шефствовать, яростный.

 

Пунктуация.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.