Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и метод административного права.





Вопросы к экзамену по административному праву

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет и метод административного права.

Предмет АП – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления (при осуществлении властной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления).

В предмет АП выделяются 3 группы общественных отношений, возникающих при осуществлении :

- регулятивной деятельности органов исполнительной власти;

- охранительной деятельности органов исполнительной власти;

- административного судопроизводства судами.

Все административно – правовые отношения можно разделить на 3 вида:

- внутри аппаратные отношения – (соответствующие юридические нормы закрепляющие систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутри аппаратной работы);

- вне аппаратные отношения – (взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов МСУ с предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами);

- отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства, под которых понимается рассмотрение судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами АП.

Особенности предмета обуславливают специфику метода регулирования. Метод отрасли АП характеризуется, как способ, регулирующий воздействия на общественные отношения. Особенности метода АП состоят в следующем:

- императивность (обязательность выполнения обусловленных законом норм, правил);

- иерархичность (положение одной стороны относительно другой стороны);

- неравенство воли сторон (метод одностороннего властвования).



Понятие и виды методов административного права Определенная совокупность правовых средств или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения

Фактически право (имеется в виду любая его отрасль) использует следующие юридические возможности регулирующего воздействия на общественные отношения: предписание, запрет, дозволение.

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Конечно, каждая правовая отрасль использует названные методы с учетом особенностей своего предмета регулирования, т.е. общественных отношений. Различия же между отраслями права можно провести по степени (удельному весу) практического использования того или иного метода. Так, для уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского права – дозволения и т.п.

Особенности метода административного права. Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие отношения оказывает реализуемая в этих отношениях исполнительная власть со всеми ее специфическими особенностями. При этом главное заключается в том, что происходит процесс юридического опосредования особого рода общественных отношений, в рамках которых одна сторона выступает в роли управляющей, а другая – в роли управляемой. Следовательно, речь идет о таких отношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон, характерное, например, для отношений, регулируемых нормами гражданского права (властеотношения).

Для административно-правового регулирования в целом наиболее характерны предписания (распоряжения), и запреты. И это понятно, так как обязательным участником регулируемых общественных отношений является официальный представитель государственной власти. Именно ему правом предоставлена возможность реализовать принадлежащий ему объем распорядительных прав в форме предписаний, которые являются обязательными для другой стороны. Так, приказ руководителя предприятия или учреждения обязателен для руководимых им

По существу, охарактеризованный механизм регулирования прямо вытекает из содержания требований государственной дисциплины и законности. В соответствии с ними в сфере государственного управления государством определяется официальная инстанция, полномочная решать возникающие в управленческой практике вопросы в одностороннем порядке, но непременно на основе закона и подзаконных административно-правовых норм независимо от того, по чьей инициативе эти вопросы возникают.

Во взаимоотношениях между органами исполнительной власти различного уровня действует принцип вертикальной соподчиненности, в соответствии с которым нижестоящий орган сам не вправе решать некоторые вопросы, поскольку они отнесены к компетенции вышестоящего органа. Он может проявить инициативу в постановке данного вопроса перед полномочной инстанцией. Так, для создания федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов в субъектах Российской Федерации требуется разрешение Правительства РФ.

Следует учитывать, что односторонность и обязательность волеизъявления субъекта исполнительной власти характерны не только для прямых предписаний и запретов, устанавливаемых нормами административного права. Эти особенности административного метода характерны и для дозволений, использование которых предписывается соответствующими административно-правовыми нормами. Механизм использования дозволительных средств в административно-правовом регулировании следующий.

Организации как субъекты административного права: понятие, виды, общий и специальный административно-правовой статус.

Вопросы к экзамену по административному праву

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет и метод административного права.

Предмет АП – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления (при осуществлении властной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления).

В предмет АП выделяются 3 группы общественных отношений, возникающих при осуществлении :

- регулятивной деятельности органов исполнительной власти;

- охранительной деятельности органов исполнительной власти;

- административного судопроизводства судами.

Все административно – правовые отношения можно разделить на 3 вида:

- внутри аппаратные отношения – (соответствующие юридические нормы закрепляющие систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутри аппаратной работы);

- вне аппаратные отношения – (взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов МСУ с предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами);

- отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства, под которых понимается рассмотрение судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами АП.

Особенности предмета обуславливают специфику метода регулирования. Метод отрасли АП характеризуется, как способ, регулирующий воздействия на общественные отношения. Особенности метода АП состоят в следующем:

- императивность (обязательность выполнения обусловленных законом норм, правил);

- иерархичность (положение одной стороны относительно другой стороны);

- неравенство воли сторон (метод одностороннего властвования).

Понятие и виды методов административного права Определенная совокупность правовых средств или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения

Фактически право (имеется в виду любая его отрасль) использует следующие юридические возможности регулирующего воздействия на общественные отношения: предписание, запрет, дозволение.

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Конечно, каждая правовая отрасль использует названные методы с учетом особенностей своего предмета регулирования, т.е. общественных отношений. Различия же между отраслями права можно провести по степени (удельному весу) практического использования того или иного метода. Так, для уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского права – дозволения и т.п.

Особенности метода административного права. Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие отношения оказывает реализуемая в этих отношениях исполнительная власть со всеми ее специфическими особенностями. При этом главное заключается в том, что происходит процесс юридического опосредования особого рода общественных отношений, в рамках которых одна сторона выступает в роли управляющей, а другая – в роли управляемой. Следовательно, речь идет о таких отношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон, характерное, например, для отношений, регулируемых нормами гражданского права (властеотношения).

Для административно-правового регулирования в целом наиболее характерны предписания (распоряжения), и запреты. И это понятно, так как обязательным участником регулируемых общественных отношений является официальный представитель государственной власти. Именно ему правом предоставлена возможность реализовать принадлежащий ему объем распорядительных прав в форме предписаний, которые являются обязательными для другой стороны. Так, приказ руководителя предприятия или учреждения обязателен для руководимых им

По существу, охарактеризованный механизм регулирования прямо вытекает из содержания требований государственной дисциплины и законности. В соответствии с ними в сфере государственного управления государством определяется официальная инстанция, полномочная решать возникающие в управленческой практике вопросы в одностороннем порядке, но непременно на основе закона и подзаконных административно-правовых норм независимо от того, по чьей инициативе эти вопросы возникают.

Во взаимоотношениях между органами исполнительной власти различного уровня действует принцип вертикальной соподчиненности, в соответствии с которым нижестоящий орган сам не вправе решать некоторые вопросы, поскольку они отнесены к компетенции вышестоящего органа. Он может проявить инициативу в постановке данного вопроса перед полномочной инстанцией. Так, для создания федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов в субъектах Российской Федерации требуется разрешение Правительства РФ.

Следует учитывать, что односторонность и обязательность волеизъявления субъекта исполнительной власти характерны не только для прямых предписаний и запретов, устанавливаемых нормами административного права. Эти особенности административного метода характерны и для дозволений, использование которых предписывается соответствующими административно-правовыми нормами. Механизм использования дозволительных средств в административно-правовом регулировании следующий.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.