Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







XIII. Отражение художественной культуры в танцах конца XX века.





Надоевшие старые танцы, изменяющийся социальный климат, желание молодежи найти и реализовать свой, отличный от других стиль - все это привело к необычайному росту различных направлений танцевальной культуры в XX веке. Можно сказать, что в XX веке танцы впервые приобрели столь невиданный размах, превратились в массовый вид досуга. И даже самые популярные балы XIX века не могут, на наш взгляд, сравниться со столь мощной танцевальной "эпидемией", настигнувшей нас в XX веке. Рэп, хип - хоп, брейкданс, рэйв, хаус, техно, транс - это лишь небольшая часть тех направлений, которые охватили весь мир во второй половине XX столетия.
Еще Платон говорил: "Природа всех молодых существ пламенна и поэтому не в состоянии сохранять спокойствие ни в теле, ни в голове, а постоянно кричит и беспорядочно скачет". На наш взгляд, эти слова как нельзя лучше можно отнести к описанию духа танцевальной культуры конца XX века. В целом, духу этого времени присущи темпераментность и динамичность. И сейчас уже можно с уверенностью сказать, что большинство современных танцев переросли в виды спорта. Это, конечно же, связано и с духом времени, недаром спорт, олимпийские игры в XX веке получили свое второе рождение. Еще одним немаловажным фактором сближения танца и спорта для женщин явилось, по нашему мнению, изменение эталонов красоты. На смену упитанным красавицам XIX века приходят худощавые манекенщицы. Многие женщины, девушки танцуя на дискотеках, или посещая тренировки в какой - либо танцевальной студии, преследуют прежде всего цель скорректировать свою фигуру, похудеть.
Что касается молодежи, главным критерием при выборе танцев здесь явилась свобода, возможность самовыражения. Одним из танцев, который как нельзя лучше предоставил эту свободу молодежи стал хип - хоп.
Современный хип - хоп включает в себя три направления: рэп, брейкданс и граффити. Он требует особый стиль одежды и особое мировоззрение. Этот танец доступен всем и каждому, он помогает, на наш взгляд, подросткам трансформировать свою агрессию в творчество.
Еще одним танцем, помогающим снять нервное напряжение, стал рэйв. Считается, что даже индейцы после укуса скорпиона начинали пляску, похожую на современные танцы, которая длилась несколько часов - до полного изнеможения. Этот метод приносил выздоровление. Похожее мы встречаем в рэйве. Рэйв (в переводе с английского - "неистовство, суета, каша") родился в Голландии в 1985 году. Первоначально рэйв был рассчитан на тех, кто употребляет наркотики. В рэйве появилось множество разнообразных стилей музыки, танец в стиле рэйв очень быстро впитал в себя многое, что было до этого направления. Наиболее известны такие стили, как "транс", "техно", "хаус", "Deep house"…
"Транс" - это космическая музыка с плавными движениями, и стремлением мягко выйти из собственной оболочки.
"Техно" - здесь движения жесткие, фиксированные, много импульсов на руки, ноги, все движения широкие и четко очерченные.
"Хаус" - в нем нет четких, резких движений, они более размыты; музыка - физиологическая, весь ритм рассчитан на движения тела. Этот танец дает большую импровизацию.
И конечно же, говоря о конце XX века, мы не можем не упомянуть о таком направлении в танцевальной культуре, как бейкданс. По сути брейкданс - это сплав танца, пантомимы, борьбы, бокса. Верным, на наш взгляд, является мнение о том, что брейк воспитывает не только тело, но и характер. Он требует огромной выносливости и терпеливости, так как большинство элементов брейка нуждаются в многократном повторении. Считается, что брейк родился на нью - йоркских мостовых, а его создателями стали две враждующие группировки, которым однажды надоело бороться между собой с помощью огнестрельного и холодного оружия и они предпочли соперничать в немыслимых танцевальных па. Наверно, именно поэтому первоначально брейк основывался на различных видах борьбы - каратэ, кун фу, бокс. Постепенно к ним добавлялись плавные движения рук и ног. Каждый стремясь стать лучшим добавлял все более и более сложные акробатические элементы. Можно предположить, что это выглядело приблизительно так: выстраивались две группировки, специально одетые для борьбы, но без оружия, затем включалась музыка и начинался брейк. Победителями становились более выносливые, ловкие, быстрые и гибкие. Постепенно этот танец привлек к себе внимание хореографов. Сам брейк выполняется или на полу (кувырки, различные повороты на спине), или близко к полу, а брейкданс включает еще в себя и различные волнообразные движения рук и туловища.
Таким образом, рассмотрев несколько наиболее ярких, по нашему мнению, танцевальных направлений, мы, на примере этих танцев, можем сделать вывод о своеобразии художественной культуры конца XX века. Вы конечно же заметили, что наиболее характерными чертами художественной культуры этого периода стали свобода и стремление и самовыражение, а также неординарность, поиск чего - то нового и необычного.
В целом, конец XX века представляет собой, на наш взгляд, огромный потенциал для развития художественной культуры во всех ее направлениях и в танце в частности.

Заключение

Рассмотрев и проанализировав становление и развитие танцевальной культуры с древнейших времен до конца XX века, проследив ее отражение в других сферах деятельности человека, мы, таким образом, постарались выполнить поставленные перед нами цели данной курсовой работы.
Описывая отдельные исторические эпохи, мы четко выявили процесс постепенного преобразования грубой формы первобытной пляски в утонченную форму бального танца, которую в свою очередь, сменяет более динамичная форма танцев конца XX века. Мы не забыли упомянуть и об особенностях художественной культуры каждого периода, которые самым ярким образом отразились на развитии танцевальной культуры. Это позволяет нам сделать вывод о том, что танцевальная культура и художественная культура в целом неразрывно связаны друг с другом. Благодаря данной курсовой работе мы убедились в том, что танец представляет собой не просто одну из сфер художественной деятельности человека, но и является своеобразным выразителем духовного мира любого народа. Он передавал жизненно важную информацию, отображал религиозные верования, показывал принадлежность людей к высшему обществу, выражал общественные мысли и настроения, свойственные тому или иному народу в разные времена.
Мы без труда можем заметить отражение танца в других сферах культурной деятельности человека, будь то художественные произведения или какие - либо архитектурные памятники.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что несмотря на постоянную смену исторических эпох, танец навсегда останется одной из наиболее важной составляющей художественной культуры, являясь, на наш взгляд, наиболее ярким и зрелищным выразителем духовного мира любого народа во все времена.
И хотя люди делятся на тех, кто умеет танцевать и тех, кто не достаточно владеет своим телом для грациозного исполнения танца, тем не менее, на наш взгляд, никогда не произойдет деления людей на тех, кто любит танец и тех, кто относится к нему отрицательно, так как не любить танец просто не возможно!

Список литературы

Бальные танцы. М., 1988.
Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М., 1987.
Бороздина Т. Древне-египетский танец. М., 1919.
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М., 1963.
Вашкевич Н. История хореографии всех времен и народов. М., 1908.
Волынский А. Книга ликований: Азбука классического танца. М., 1992.
Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX веков. Л.; М.: Искусство, 1948.
Кларамунт А.П., Альбайсин Ф. Искусство танца фламенко. М., 1984.
Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977.
Красовская В.М. Русский балетный танец от возникновения до середины XIX века. Л.; М.,1958.
Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. М.: Знание, 1987.
Лукиан. О пляске. Собр. соч. Т. 2. М.; Л., 1935.
Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах. М., 1967.
Перро, Робер. Полька в Париже и Петербурге. М., 1896.
Распорядитель на балах или... Варшава, 1888.
Ритм и культура танца. Л., 1926.
Самсон Л. Ритмы радости: традиции классических индийских танцев. М., 1987.
Сущность искусства танцев. М., 1908.
Танцы, их история и развитие с древнейших времен до наших дней. (По изданию Г. Вюилье). СПб., 1903.
Худеков С.Н. История танцев. Часть I-IV. СПб., 1913-1918.
Цареградская Т.В. На танцплощадке...три века назад. М.: Знание, 1991.
Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. Одесса, 1890.
Шереметьевская Н.Е. Прогулка в ритмах степа. М., 1996.
Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. М., 1975.
Школьников Л. Рассказы о танцах. М., 1966.
Шухлин X. Бальный и балетный танец. М., 1913.
Приложения
Дирижировать на балах принято было на французском языке, так как все танцы, фигуры и названия всех па перешли к нам от французов. Приведем некоторые термины во время танцев:

Aux mains - О мен - За руки
Arretez - Аретей - Стойте
Rester a vos place - Рестей а во плас - Оставайтесь на местах
La premiere figure - Ла премьер фигур - Первая фигура
Avancez - Авансей - Приблизьтесь
Par tagez - Партажей - Разделитесь
Plus vite - Пли вит - Скорее
Remercies vos dames - Ремерсией во дам - Благодарите дам
Reculez - Рекилей - Попятьтесь назад
A vos places - А во плас - По местам
Cherches vos dames - Шершей во дам - Ищите ваших дам
Tour de mains - Тур де мен - Передача рук
Tour sur place - Тур сир плас - Поворот на месте
Assez - Ассе - Довольно

 

Происхождение и значение конкурсных бальных танцев.
Европейская программа (стандарт):

1) Медленный вальс - родом из Англии. Символизирует мелодичную нежность, интимность, спокойствие и отрешенность.

2) Венский вальс - произошел, вероятно, из итальянской вольты, которая очень похожа на народный норвежский танец. Он структурно прост, но переполнен энергией, является наилучшим примером мощи и мелодичности, безумного романтизма.

3) Медленный фокстрот - родом из Северной Америки. Он первоначально символизировал движения коня, перемещающегося резкими толчками, но впоследствии танец был доработан и в его названии появилось слово "медленный". Теперь он представляет собой плавное скольжение по паркету, напоминающее движение крадущейся лисицы.

4) Квикстеп - зародился из медленного Фокстрота, но в английской обработке. Он представляет собой смесь движений Медленного Фокстрота, Чарльстона и других различных быстрых поз и скачков. Квикстеп - это танец "быстрого шага"

5) Танго - принято считать, что Танго - это аргентинский танец. Но стаким же успехом родиной Танго можно считать Бразилию, Мексику, Боливию, Парагваю, Кубу и Испанию. Но, на наш взгляд, наиболее обснованной является версия о том, сто родиной Танго является Испания. Хотя свою популярность танец приобрел в Аргентине. В этом танце слились воедино мелодичная песня и темпераментные движения. Первоначально Танго считался танцем улиц и ранчо, танцем грузчиков и моряков. То есть это не был танец влюбленных романтиков, это был танец гуляк и смельчаков, которым все нипочем. Для этого танца также характерна большая драматичность исполнения. С 30-ч годов XX века (после заседания в Париже) Танго становится сочетанием величавой, горделивой осанки и резких, отрывистых движений, ставших основной чертой современной хореографии этого танца.


Латиноамериканская программа:

1) Самба - танец африканского происхождения, но наибольшее развитие этот энергичный танец получил в Бразилии. Первоначально танец исполнялся африканцами вокруг костра; в 30-ч годах XIX века появляется смешанный стиль этого танца: сложно - плетеные фигуры негритянских танцев соединяются с вращательно - колебательными движениями корпуса, характерными для индейских танцев. Характер Самбы довольно мягкий, и считается, что Самба - это веселье, флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающиеся весьма неприличными движениями таза, круговыми вращениями бедер.

2) Румба - считается, что этот танец появился в Латинской Америке (на Кубе). Одни считают, что первоначально Румба представляла собой сексуальную пантомиму; другие говорят, что Румба появилась как подражание повадкам животных; третьи замечают, что характерная для этого танца неподвижность плеч должна напоминать нам положение раба, переносящего тяжелый груз. Но какой бы ни была версия происхождения этого танца, без сомнения характер Румбы очень романтичен и эротичен, он содержит чувственность и сладострастность. Основные фигуры танца рассказывают нам историю взаимоотношений между полами. Главным мотивом Румбы является соблазнение, извечная игра в любовь.

3) Пасодобль - единственный латиноамериканский танец, никоим образом не связанный с африканской культурой. Корни Пасодобля - в Испании. Пасодобль напрямую связан с корридой. В сущности, это танец красавца - тореадора (которого символизирует партнер), ловко манипулирующего своим красным плащом (который символизирует партнерша), перед разъяренным быком. Характер Пасодобля требует коротких и резких, но четко очерченных движений корпуса, этому танцу не свойственна расслабленность. Большое значение придается изогнутому положению корпуса и необычайной выразительности рук.

4) Ча-ча-ча - зародился этот танец на Кубе. Он произошел от Румбы, но только танцуется в повышенном ритме, с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам в музыке. Ча-ча-ча имеет свои корни и в религиозных, ритуальных танцах Западной Африки. Вариации этого танца очень разнообразны и игривы. Он напоминает собой непослушного, капризного подростка.


5) Джайв - вероятнее всего, этот танец родом с юго - востока США. Танцуется Джайв почти на месте, в пику всем "правильным" танцам, исполняющимся строго по кругу против часовой стрелки. Одним из основных движений джайва является "скачок кролика", когда партнер и партнерша очень быстро и высоко поднимают колени вверх и, таким образом, перескакивают с ноги на ногу. На современных конкурсах латиноамериканских бальных танцев Джайв всегда исполняется последним, являясь своеобразным тестом на выносливость. Джайв сильно отличается от других танцев латиноамериканской программы и своим характером и сложной танцевальной теникой.

 

1) Вот описание вальпургиевой ночи у Гете:
"Чудеса! Деревья бора
Скачут в чехарде средь луга
Через головы друг друга.
Горы нагибают спины,
Чтоб перемахнуть вершины."
Мефистофель в начале сатанинского бала говорит Фаусту:
"Но слышишь, - музыка давно.
Как им играть не опротивит,
Когда так зверски все фальшивят?
Но пусть в разброде струнный хор,
Составим пары для кадрили.
Что скажешь ты? Какой простор!
Кругом до самых дальних гор
Пылает за костром костер.
Ты видишь зрелище обилья,
Танцоров, пьяниц и обжор."
Кроме интересного для нас общего "танцевального" содержания, хотелось бы обратить ваше внимание еще и на одну фразу:
"...но пусть в разброде струнный хор" - бесовским пляскам аккомпанирует расстроенный струнный хор! Вот как неожиданно проявляется (в одной строчке!) связь веков - остается лишь вспомнить Древнюю Грецию и обязательный для "светлых" ее культов струйный аккомпанемент, в отличие от "черных" дионисиев, требовавших духовых инструментов. Разумеется, бесовские пляски не могли сопровождаться отлаженным струнным аккомпанементом - это было бы, по крайней мере, не логично.

2) А вот описание великого бала у сатаны в романе Булгакова:
"- Бал! - пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза; Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха. Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!". Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтовато искрящегося камня.
...На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из-под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровью. Оркестр человек в полтораста играл полонез.
Маргарита вновь вылетела из комнаты с бассейном. На эстраде за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз.
На зеркальном полу насчитанное количество пар, словно слившись, поражая ловкостью и чистотой движений, вертясь в одном направлении, стеною шло, угрожая все смести на своем пути. Живые атласные бабочки ныряли над танцующими полчищами, с потолков сыпались цветы. В капителях колонн, когда погасало электричество, загорались мириады светляков, а в воздухе плыли болотные огни".
Гетевские "танцоры, пьяницы и обжоры", булгаковский "обезьяний джаз" прямо напоминают дионисийский культ.

3) О том, насколько было регламентировано поведение человека во время бала, говорит автор "Танцевального словаря" XVIII века Ш. Кольпан: "Теперь надлежит показать юношам, каким образом должно вести себя хорошо в тех местах, куда обыкновение света нередко их вызывает.
Если приглашаемая особа занимается с кем-нибудь разговором и не скоро идет, то должно отойти на то место залы, на котором начинают танцевать, ожидая ее и примечая, когда она пойдет и поравняется с вами. Сии-то суть замечания, каковых учтивость требует, чтоб их всегда наблюдали. Как скоро вы кончили ваш менуэт или другой танец, то делайте таковые же поклоны.
Если вас уведомят, что вам следует просить даму, то надлежит идти приглашать ту самую, которая просила вас прежде других, иначе же причтется оное в незнание в обхождении.
Если ж кто не знает как танцевать, тот должен извиниться, что мало упражняется в танцевании или что еще недавно начал учиться. Окончив поклоны, надобно проводить даму до ее места. Но если вас понуждают танцевать с некоторым усилием, то, отказавшись один раз, не должно танцевать в течении всего бала, потому что озлобите через сие просившую вас особу. Сие нужно примечать как одному, так и другому полу.

4) Вот как описывает балы этой эпохи А.С Пушкин в повести "Арап Петра Великого": "Корсаков осыпал Ибрагима вопросами, кто в Петербурге первая красавица? Кто славится первым танцовщиком? Какой танец нынче в моде? Ибрагим весьма неохотно удовлетворял его любопытство"
Дальше наши герои, приехав на бал, видят такую картину: "в большой комнате, освещенной сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыму, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошию моды. Злато и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась как стебель их узкая талия, алмазы блистали в ушах, длинных локонах и около шеи. Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев… Императрица и великие княжны, блистая красотой и нарядами, прохаживались между рядами гостей, приветливо с ними разговаривая".
"…господин с букетом, приказал музыкантам играть менуэт. Корсаков обрадовался и приготовился блеснуть. Между молодыми гостями одна в особенности ему понравилась. Ей было около шестнадцати лет, она была одета богато, но со вкусом и сидела подле мужчины пожилых лет, виду важного и сурового. Корсаков к ней разлетелся и просил сделать честь пойти с ним танцевать, молодая красавица смотрела на него с замешательством и, казалось, не знала, что ему сказать. Мужчина, сидевший подле нее, нахмурился еще более. Корсаков ждал ее решения, но господин с букетом подошел к нему, отвел на середину залы и важно сказал: "Государь мой, ты провинился во-первых, подошел к сей молодой персоне, не отдав ей три должные реверанса, а во-вторых, взяв на себя самому выбрать, тоща как в менуэтах право сие подобает даме, а не кавалеру, сего ради имеешь ты быть весьма наказан, именно должен выпить кубок большого орла".

5) Одно из самых первых описаний вальса в художественной литературе дал Иоганн Гете в романе "Страдания юного Вертера": "Танец начался, и мы некоторое время с увлечением выделывали разные фигуры. Как изящно, как легко скользила она! Когда же в вальсе закружились все пары, поднялась сутолока, потому что мало кто умеет вальсировать Мы благоразумно подождали, чтобы наплясались остальные, и, когда самые неумелые очистили место, выступили мы с еще одной парой. Никогда я еще не двигался так свободно. Я не чувствовал собственного тела Подумай, Вильгельм, - держать в своих объятиях прелестнейшую девушку, точно вихрь носиться с ней, ничего не видя вокруг…"

6) То, что в России было две мазурки - салонная и народная, - не ускользнуло от острой наблюдательности великого Льва Николаевича Толстова Сравнивая на страницах романа "Война и мир" танец известного московского педагога Иогеля и офицера Денисова, Толстой пишет: "Заиграли вновь вводившуюся мазурку Иогель в первой паре танцевал с Наташей Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале.
- Это совсем не то, - сказал Денисов, - разве это польская мазурка?
…Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не было видно маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцем, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он сбоку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и как мячик упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу. Он неслышно летел половину залы на одной ноге и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу… Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова".

7) Еще одно описание мазурки мы встречаем у А.С. Пушкина "Евгений Онегин":
"Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням,
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
припрыжки, каблуки, усы
Все те же их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян."

OCR: Ash. http://www.ashtray.ru/

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.