Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Язык программирования высокого уровня – Паскаль.





Язык программирования Паскаль был разработан Н.Виртом в конце 1960-х годов и получил широкое распространение благодаря легкости изучения и наглядности программ. В настоящее время наиболее распространены среды программирования Turbo Pascal 7.0 и Borland Pascal.

Для входа в среду Паскаля необходимо запустить файл bp.exe, который обычно находится в каталоге ВР\BIN. После успешного вызова системы верхняя строка экрана монитора содержит «меню» возможных режимов работы в среде Паскаля.

В команде меню File находятся команды, которые предназначены для работы с файлами: new – создать новый файл, load – открыть ранее созданный файл, save - сохранить файл на диске под тем же именем и на то же место, save as – сохранить файл на диске, указав маршрут и имя файла. В имени файла в Паскале нельзя использовать пробелы и специальные символы, желательно использовать только буквы латинского алфавита.

Паскаль имеет встроенный редактор текстов. Для входа в редактор нужно выбрать команду меню Edit.

Команда Compile служит для компиляции, т.е. перевода программы на Паскале в машинные коды. При выполнении этой команды выдается сообщения о результатах прохождения компиляции. Если в программе допущены синтаксические ошибки и ошибки, вызванные внутренними несоответствиями, то выдается сообщение.

Для выполнения программы служит команда меню Run, в случае успешного выполнения программы результат можно просмотреть, нажав клавиши Alt+F5.

 

Структура программы на Паскале.

Программа на языке Паскаль состоит из строк, максимальная длина которой может быть равна 127 символам. Строка может начинаться с любой колонки. Количество операторов в строке произвольно.

Программа на Паскале в общем случае состоит из следующих разделов:

1. заголовок программы.

PROGRAM_ имя программы;

(здесь и далее обязательные пробелы обозначены знаком подчеркивания)

2. программный блок.

2.1. список имен подключаемых библиотечных модулей – экрана (CRT), принтера (PRINTER), графики (GRAPH).

USES_ имя1 [, имя2, …];

2.2. раздел описания меток – имена меток перечисляются через запятую после зарезервированного слова. В программе после метки ставится двоеточие. Метка позволяет выполнить переход на оператор, следующий за ней, из любого места программы с помощью оператора перехода GOTO.

LABEL_ имя1 [, имя2,…];

2.3. раздел описания констант. Выражения присваивания значений константам отделяются друг от друга точкой с запятой.

CONST_ идентификатор1 = значение1 [; идентификатор2 = значение2;…];

2.4. раздел описания типов данных. За служебным словом TYPE следуют одно или несколько определений типов, разделенных точкой с запятой. Тип данных может быть описан и непосредственно в разделе описания переменных.

TYPE_ имя типа = значение типа;

2.5. раздел описания переменных. Имена переменных перечисляются через запятую и далее, через двоеточие, следует их тип и точка с запятой, после которой аналогично описываются другие переменные.

VAR_ идентификатор1, идентификатор2,…: тип переменных;

2.6. раздел описания подпрограмм (процедур) и функций. В этом разделе размещаются тела подпрограмм, роль которых в Паскале выполняют процедуры и функции.

PROCEDURE_ имя(формальные параметры:тип);

BEGIN

Тело процедуры

END;

FUNCTION_ имя(формальные параметры:тип):тип результата;

BEGIN

Тело функции

END;

3. раздел операторов, т.е. сама программа. Операторы выполняются в том порядке, в котором они записаны в соответствии с синтаксисом и правилами пунктуации языка Паскаль. Слова BEGIN и END в Паскале являются аналогами открывающейся и закрывающейся скобок в обычных арифметических выражениях. В конце программы поcле оператора END ставится точка.

BEGIN

Операторы программы через;

END.

Комментарий записывается в программе в любом места, где разрешен пробел, в фигурных скобках { комментарий } или скобках со звездочкой (* комментарий *). В тексте комментария не должны находится знаки его ограничения { и (*. Ограничители удобно использовать в процессе отладки программы, временно исключая выполнение какой-либо части программы.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний (кроме USES, который всегда расположен после заголовка программы) могут встречаться в программе любое количество раз, но все описания объектов программы (переменных, функций, меток, констант, процедур) должны быть сделаны до того, как эти объекты будут использованы. [10, 11]

Пример 1: Программа расчета объема шара.

PROGRAM shar; {заголовок программы}

USES crt; printer; {подключение модулей}

CONST p=3.14; {описание констант}

VAR rad: integer; v: real;{описание переменных}

{раздел операторов}

BEGIN

clrscr; {очистка экрана}

rad:=4; {задание значения радиуса шаhа}

v:=3*p*rad*rad*rad/4; {вычисление объема шара}

write (‘ объем шара - ’,v); {вывод результата на экран}

END.

Правила пунктуации.

1) точка с запятой не ставиться после зарезервированных слов unit, label, uses, type, const, var и ставиться после завершения каждого описания;

2) точка с запятой не ставиться после begin и перед end, т.к. эти слова являются операторными скобками, а не операторами;

3) точка с запятой является разграничителем операторов, ее отсутствие вызывает ошибку компиляции;

4) в операторах цикла точка с запятой не ставится после слов while, repeat, do и перед until;

5) в условных операторах точка с запятой не ставиться после then и перед else.

 

 

Алфавит и словарь языка.

Символы языка – элементарные знаки, используемые для составления текстов. Они составляют алфавит языка. Программа на Паскале формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из букв, десятичных цифр и специальных символов.

В качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита, знак подчеркивания. Также при написании программ используются специальные символы: +, -, *, /, =, <, >, [ ], { }, (), @,.,,,:,;, ‘, #, $,^. Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:

:= - присваивание;

<> - не равно;

.. - диапазон значений;

<= - меньше или равно;

>= - больше или равно.

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем может служить пробел, символ конца строки, комментарий. Слова подразделяются на зарезервированные, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированное или служебное слово – это слово, которое в языке программирования имеет определенное смысловое значение (на экране в среде Паскаль такие слова выделяются белым цветом).

Стандартные идентификаторы (имена) служат для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций.

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. Также как в ТВ в Паскале существуют определенные правила написания идентификаторов: 1) идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания (только метки могут начинаться цифрой); 2) пробелы, точки и другие специальные символы при написании идентификатора недопустимы; 3) между двумя идентификаторами должен быть пробел. При написании идентификатора можно использовать прописные и строчные буквы латинского алфавита, компилятор различия между ними не делает.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.