|
СССР в 1953 – 1964 гг. «Оттепель» Н. С. Хрущева. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основные аспекты раскрытия темы: ключевые события внутриполитической жизни страны (ХХ съезд КПСС и проведение политики реабилитации жертв политических репрессий Сталина); внешняя политика (Карибский кризис); социальные реформы (социального жилья); экономические реформы. Литература: 1. История России: новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Т. Г. Архипова, А. Б. Безбородов, И. В. Безбородова. – М.: АСТ: Олимп, 2000. – 461 с. 2. Очерки по истории России: XX век: учеб. пособие /отв. ред. Л.Б. Ус. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 232с. 3. Поцелуев, В. А. История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для вузов./ В. А. Поцелуев – М.: Владос, 1997. – 511 с. 4. Новейшая история Отечества. XX в.: Учебник для вузов: В 2-х т.т. / А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин, В. П. Попов и др. – М.: Владос, 1999. 5. Соколов, А. К., Тяжельникова, В. С. Курс советской истории. 1941–1991 гг. / Под ред. А. К. Соколова. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с. 6. Советская жизнь 1945 – 1953 гг. – М., 2003. – 720 с. 7. Аксютин Ю. XX съезд КПСС и советское общество / Ю. Аксютин // Свободная мысль. – 2006. – № 2. – С. 186. 8. Соколов А. К., Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991 / А. К. Соколов, В. С. Тяжельникова. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с.
Тема 30. Время правления Л.И. Брежнева. Основные аспекты раскрытия темы: курс на разрядку международной напряженности, попытки проведения реформ А.Н. Косыгиным; стагнация; построение «развитого социализма», принятие Конституции СССР 1977 г. о Коммунистической партии как «ядре политической системы общества».
Литература: 1. История России: новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Т. Г. Архипова, А. Б. Безбородов, И. В. Безбородова. – М.: АСТ: Олимп, 2000. – 461 с. 2. Очерки по истории России: XX век: учеб. пособие /отв. ред. Л.Б. Ус. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 232с. 3. Поцелуев, В. А. История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для вузов./ В. А. Поцелуев – М.: Владос, 1997. – 511 с. 4. Новейшая история Отечества. XX в.: Учебник для вузов: В 2-х т.т. / А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин, В. П. Попов и др. – М.: Владос, 1999. 5. Соколов, А. К., Тяжельникова, В. С. Курс советской истории. 1941 – 1991 гг. / Под ред. А. К. Соколова. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с. 6. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти – 1945 – 1991 / Р. Г. Пихоя. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 680 с.
Тема 31. «Перестройка» М.С. Горбачева Основные аспекты раскрытия темы: причины возникновения концепции «Перестройки»; «новое политическое мышление», демократия, гласность, проведение курса на ускорение социально-экономического развития. Литература: 1. История России: новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Т. Г. Архипова, А. Б. Безбородов, И. В. Безбородова. – М.: АСТ: Олимп, 2000. – 461 с. 2. Очерки по истории России: XX век: учеб. пособие /отв. ред. Л.Б. Ус. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 232с. 3. Поцелуев, В. А. История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для вузов./ В. А. Поцелуев – М.: Владос, 1997. – 511 с. 4. Новейшая история Отечества. XX в.: Учебник для вузов: В 2-х т.т. / А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин, В. П. Попов и др. – М.: Владос, 1999. 5. Соколов, А. К., Тяжельникова, В. С. Курс советской истории. 1941–1991 гг. / Под ред. А. К. Соколова. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с. 6. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории / Ю. М. Батурин, А. Л. Ильин и др. – М.: Вагриус, 2001. – 815 с. 7. Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: Уч. пособие для вузов по спец. «История» / А. С. Барсенков – М., 2002. – 367 с.
Тема 32. Социально-политическое развитие СССР в конце 1980-х гг. Основные аспекты раскрытия темы: окончание «холодной войны»; нарастание межнациональных противоречий; попытки сохранения СССР, «парад суверенитетов», Ново-огаревский процесс, августовский путч 1991 г., беловежские соглашения об образовании СНГ. Литература: 1. История России: новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Т. Г. Архипова, А. Б. Безбородов, И. В. Безбородова. – М.: АСТ: Олимп, 2000. – 461 с. 2. Очерки по истории России: XX век: учеб. пособие /отв. ред. Л.Б. Ус. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 232с. 3. Поцелуев, В. А. История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для вузов./ В. А. Поцелуев – М.: Владос, 1997. – 511 с. 4. Новейшая история Отечества. XX в.: Учебник для вузов: В 2-х т.т. / А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин, В. П. Попов и др. – М.: Владос, 1999. 5. Соколов, А. К., Тяжельникова, В. С. Курс советской истории. 1941–1991 гг. / Под ред. А. К. Соколова. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с. 6. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории / Ю. М. Батурин, А. Л. Ильин и др. – М.: Вагриус, 2001. – 815 с. 7. Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: Уч. пособие для вузов по спец. «История» / А. С. Барсенков – М., 2002. – 367 с.
Тема 33. Социально-экономическое развитие России в 1990-х гг. – начале ХХI в. Основные аспекты раскрытия темы: смена экономических отношений как попытки преодолеть экономический кризис – «шоковая терапия», либерализация, приватизация, государственные кредитные обязательства (ГКО), программа поддержки отечественного производителя, монетизация, введение национальных проектов. Литература: 1. История России: новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Т. Г. Архипова, А. Б. Безбородов, И. В. Безбородова. – М.: АСТ: Олимп, 2000. – 461 с. 2. Очерки по истории России: XX век: учеб. пособие /отв. ред. Л.Б. Ус. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 232с. 3. Поцелуев, В. А. История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для вузов./ В. А. Поцелуев – М.: Владос, 1997. – 511 с. 4. Новейшая история Отечества. XX в.: Учебник для вузов: В 2-х т.т. / А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин, В. П. Попов и др. – М.: Владос, 1999. 5. Соколов, А. К., Тяжельникова, В. С. Курс советской истории. 1941–1991 гг. / Под ред. А. К. Соколова. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с. 6. Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История России. XX век: Учебник. – 2-е изд., испр., доп./ А. А. Данилов. – М.: Яхонт, 2000. – 589 с. 7. Многоконцептуальная История России / Под ред. Личмана // lichm. narod. ru. 8. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории / Ю. М. Батурин, А. Л. Ильин и др. – М.: Вагриус, 2001. – 815 с.
Тема 34. Современная система российского государства. Социально-политическое развитие России в 1990-х гг. – начале ХХI в. Основные аспекты раскрытия темы: ликвидация советской системы: переход к парламентаризму; политический конфликт 1993 г.; Конституция 1993 г.; Россия в системе международных отношений. Литература: 1. История России: новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Т. Г. Архипова, А. Б. Безбородов, И. В. Безбородова. – М.: АСТ: Олимп, 2000. – 461 с. 2. Очерки по истории России: XX век: учеб. пособие /отв. ред. Л.Б. Ус. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 232с. 3. Поцелуев, В. А. История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для вузов./ В. А. Поцелуев – М.: Владос, 1997. – 511 с. 4. Новейшая история Отечества. XX в.: Учебник для вузов: В 2-х т.т. / А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин, В. П. Попов и др. – М.: Владос, 1999. 5. Соколов, А. К., Тяжельникова, В. С. Курс советской истории. 1941–1991 гг. / Под ред. А. К. Соколова. – М.: Высш. шк., 1999. – 414 с. 6. Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История России. XX век: Учебник. – 2-е изд., испр., доп./ А. А. Данилов. – М.: Яхонт, 2000. – 589 с. 7. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории / Ю. М. Батурин, А. Л. Ильин и др. – М.: Вагриус, 2001. – 815 с. 8. Егоров, А. Н. Проблема взаимосвязи нового либерализма и социализма в современной отечественной историографии / А. Н. Егоров // Российская история. – 2009. – № 2. – С. 124 – 137. 9. Усманов, С. М., Семененко, А. М. Русскость и российскость: в поисках идентичности / С. М. Усманов, А. М. Семененко // Российская история. – 2009. – № 2. – С. 202 – 204. 10. Пушкарев, Б. С. Две России ХХ века: Обзор Истории 1917 – 1993 / Б. С. Пушкарев. – М.: Посев, 2008. – 591 с. 11. Шейнис, В. Л. Конституция 1993 г. и российская политическая система / В. Л. Шейнис // Российская история. – 2008. – № 6. – С. 3 – 28. 12. Медушевский, А. Н. Российская Конституция 1993 г. в сравнительно-историческом контексте / А. Н. Медушевский // Российская история. – 2008. – № 6. – С. 28 – 52.
Вопросы к зачету по Отечественной истории
1. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Исторические источники и методы изучения истории. 2. Формирование Древнерусского государства. «Повесть временных лет» как исторический источник. Особенности социально-политического развития Древней Руси. 3. Принятие Христианства на Руси. Историческое значение этого духовного акта для дальнейшего развития России. 4. Политическая раздробленность на Руси: причины и последствия. 5. Монголо-татарское нашествие и борьба русского народа за независимость. Дискуссии о влиянии монголо-татарского ига на политическое развитие Руси. 6. Возвышение Москвы, "собирание" русских земель в единое Русское государство: этапность. 7. Формирование и развитие Московского централизованного государства (XV – начало XVI вв.). 8. Период конструктивных преобразований Ивана IV и «Избранной рады»: их историческое значение. 9. Опричнина Ивана Грозного: ее сущность, результаты. 10. «Смутное время»: причины возникновения, ход, характер организации власти, формы преодоления, последствия. 11. Правление первых Романовых. Раскол в русской церкви. Россия в XVII в. 12. Реформы Петра Великого и их значение для создания Российского государства. Становление абсолютизма. 13. Внешняя политика Петра I. Провозглашение империи. 14. Основные направления и результаты внешней политики Екатерины II. 15. Просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II: истоки и двойственность внутренней политики. 16. Основные изменения в экономическом положении России во второй половине XVIII в. 17. Промышленный переворот в России: отличие от Европы. 18. Внутренняя политика Павла I, попытки преобразований в России. 19. Реформирование политической системы при Александре I; проекты М. М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. 20. Общественное движение в России в первой четверти XIX века. Восстание декабристов. 21. Внешняя политика России при Александре I. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. 22. Общественно- политическое развитие России в правлении Николая I. 23. Внешняя и внутренняя политика Николая I. 24. Особенности реформирования государства и общества в 60 – 70-е гг. XIX в.: Либеральные реформы Александра II. 25. Этапы закрепощения крестьян и решения крестьянского вопроса в Российской империи XIX века. 26. Правительственная политика 80 – 90-х гг. XIX в. Контрреформы Александра III. 27. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX – начале XX вв. Реформы Витте. 28. Общественное движение в России во 2-й половине XIX в.: основные направления, их истоки, эволюция. 29. Особенности первой буржуазно-демократической революции 1905 – 1907 гг., ее результаты. 30. Политические партии России в конце XIX – начале XX вв. Особенности российской многопартийности. 31. Аграрная реформа П. А. Столыпина: значение и содержание. 32. Первый опыт думского «парламентаризма» в России. 33. Февральская революция 1917 г.: демократические преобразования в стране, их результаты. Кризисы власти.
35. Октябрьская революция 1917 г.: причины победы большевиков. Оценка революционных событий 1917 г. в современной историографии. 36. Гражданская война и интервенция: сущность, идеология и практика противоборствующих сторон. 37. «Военный коммунизм»: основные положения и последствия. 38. Новая экономическая политика: причины перехода к НЭПу, сущность, итоги. 39. Социально-экономические преобразования в СССР в конце 20-х – 30-е гг.: сущность, итоги. 40. Формирование нового общественного строя и политического режима в 20 – 30-х гг. 41. Индустриализация в СССР: содержание, методы, итоги. 42. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР: причины, итоги. 43. Образование СССР. Черты советской модели национально-государственного устройства. 44. Приоритеты советской внешней политики 1921 – 1941годов. 45. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.): причины войны, значение и цена победы. 46. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.). 47. Начало, причины, основные положения и этапы «холодной войны». 48. Реформаторские поиски в период «Оттепели». 49. Противоречивость общественного развития СССР в середине 1960 – 1980-х годов. 50. Экономическая реформа 1965 года: причины неудач. 51. Причины, основные положения, этапы политики «перестройки» в СССР. 52. Приход к власти демократов. Распад СССР. 53. Развитие России после 1991 г.: экономические и политические перемены в стране, трудности и достижения. 54. Роль XX века в мировой истории. 55. Радикальная модернизация России на рубеже XX – XXI веков. 56. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. 57. Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX – XXI веков.
Образцы тестовых заданий Тест IX-XV вв. 1. Тип земледелия, преобладающий у крестьян, проживавших в лесной полосе: а) перелог; б) подсека; в) двуполье; г) трёхполье. 2. Наиболее ранняя форма государственности на Руси: а) раннефеодальная монархия; б) военная демократия; в) боярская оллигархическая республика; г) сословно-представительная монархия. 3. Первый правитель Киевской Руси: а) Аскольд; б) Рюрик; в) Олег; г) Игорь. 4. Управляющий крупной усадьбой в Древнерусском государстве: а) закуп; б) огнищанин; в) вирник; г) посадник. 5. Какое событие не относится к правлению князя Владимира? а) Русь приняла христианство; б) началось официальное летописание при княжеском дворе; в) заключён династический брак с византийской царевной Анной; г) началась поставка соболей в Англию. 6. Отметьте, по какому принципу разделялись граждане согласно «Русской правде»: а) возрастному; б) кровнородственному; в) равенства перед законом;г) имущественному. 7. Сопоставьте термин, характеризующий взаимоотношения Руси с Золотой Ордой: 1) ярлык; 2) баскак; 3) выход и определение данного термина: А) ежегодная плата русичей Орде; Б) ханская грамота, дававшая право на великое княжение на Руси; В) сборщики дани. Варианты ответов: а) 1-А; 2-Б; 3-В; б) 1-В; 2-Б; 3-А; в) 1-Б; 2-В; 3-А. 8. Укажите, какие функции выполнял князь в Новгородской земле: а) мог иметь в городе недвижимость; б) руководил Новгородским ополчением; в) мог отстранять своей волей новгородских должностных лиц; г) имел право собирать дань с новгородцев. 9. Первый свод законов в Киевской Руси возник в правление: а) Ярослава; б) Владимира Мономаха; в) Святослава; г) Игоря. 10.Иван Калита: а) Победил Мамая на поле Куликовом; б) превратил Москву в религиозный центр Северо – Восточной Руси; в) впервые писался в документах как «Великий князь всея Руси»; г) активно выступал против Золотой Орды. 11. Двуглавый орёл в качестве герба Московского государства был введён: а) Иваном Калитой; б) Дмитрием Донским; в) Иваном III; г) Василием III. 12. Доктрина «Москва – третий Рим» провозглашала идею: а) претензии русских князей на власть в Риме; б) признания зависимости Москвы от Византии; в) объединения православия и католицизма; г) преемственности власти московских князей императорам Рима и Византии. 13.Главный идеолог церковного стяжания: а) Иосиф Волоцкий; б) Нил Сорский; в) Митрополит Феогност; г) Василий III. 14. Клятвенные грамоты феодалов на верность московскому князю были введены при: а) Иване Калите; б) Василии II; в) Иване III; г) Василии III. 15. По Судебнику 1497 г. территория Московского государства делилась на: а) княжества и земли; б) губернии и провинции; в) уезды, станы и волости; г) города и сёла.
Тест XVI – XVII вв. 1. Для внутренней политики Ивана IV в 50-х гг. XVI века не характерно: а) ограничение местничества; б) ликвидация системы боярских кормлений; в) создание органов местного самоуправления; г) уравнивание в правах вотчины и поместья. 2. Церковный собор 1551 г. решил: а) передать государству церковные земли; б) принимать церкви новые земли только с разрешения царя; в) передать церкви земли, освобождённые в ходе Ливонской войны; г) нет верного ответа. 3. Выберите правильное утверждение: а) мелкотоварное производство – это ручное производство орудий труда и других предметов; б) ремесло – это система, основанная на производстве небольших партий товаров, производимых для рынка; в) натуральное хозяйство – это труд работников, лишённых средств производства; г) мануфактура – это предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. 4. Укажите три причины Смуты: а) последствия опричного разорения страны; б) претензии Польши на русский престол; в) присоединение Сибири к России; г) отсутствие выхода к Балтийскому морю; д) обострение социальных противоречий вследствие процессов государственного закрепощения крестьян. 5. «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего», – эти слова В.О. Ключевского относятся к русскому царю, выбранному на Земском соборе: а) Василию Шуйскому; б) Михаилу Фёдоровичу Романову; в) Борису Годунову; г) королевичу Владиславу. 6. Для экономического развития России XVII века не было характерно: а) применение на мануфактурах труда вольных «гулящих людей» и отходников; б) ярморочные торги становятся центрами внутреннего рынка; в) ремесло в городах вытесняется мануфактурами; г) выделение капиталистых крестьян. 7. Укажите неверное утверждение: а) главный идеолог раскола – протопоп Аввакум; б) основатель первой частной школы в Москве – Ф.М. Ртищев; в) инициатор церковной реформы в XVII веке – патриарх Филарет; г) основатель первого придворного театра – А.С. Матвеев. 8. Соборное Уложение 1649 г.: а) отменило «урочные лета», превратив крестьян в наследственную собственность владельца; б) запретило хозяевам возвращать беглых крестьян из пограничных с Крымом территорий; в) отменило штраф с крупных бояр за сокрытие беглых крестьян; г) объявило детей крепостных вольными людьми. 9. Отметьте три изменения, которые произошли в управлении страной при Алексее Михайловиче: а) сократилось число приказов; б) усилилась роль Боярской думы; в) создан приказ тайных дел; г) проведена церковная реформа; д) угасание деятельности Земских соборов. 10. Соотнесите событие и дату: а) Воссоединение Украины с Россией; б) «Вечный мир» с Польшей; в) Бахчисарайский мирный договор; г) создание Сибирского приказа. 1) 1637 г.; 2) 1681 г.; 3) 1686 г.; 4) 1654 г. 11.Для культуры России XVII века не было характерно: а) европеизация быта и нравов дворянства; б) появление первого высшего учебного заведения; в) появление силлабической поэзии; г) обмирщение сознания. 12. Земская изба – это: а) помещение, в котором общинники собирались на сельский сход; б) орган местного самоуправления в Московском государстве; в) изба, построенная на деньги общины для погорельцев. 13. Признаки централизованного аппарата: а) действует система единых законов; б) межкняжеские усобицы; в) воеводское управление на местах; г) кормленщики обладают финансовой независимостью. 14. Переяславская Рада – это Совет, на котором принято решение: а) о добровольном вхождении Украины в состав России; б) о ликвидации герцогства Варшавского и образование царства Польского; в) соединение польских и литовских земель и образование Речи Посполитой. 15. В Земских Соборах в России не принимали участие выборные от: А) купцов, Б) дворян, В) бояр, Г) владельческих крестьян.
Тест XVIII – XIX вв.
1. Во главе Синода по церковной реформе Петра I стоял: а) архиепископ; б) патриарх; в) обер-прокурор г) генерал. 2. Идеальное государство, согласно Петру I: а) правовое государство; б) регулярное государство; в) социальное государство; г) полицейское государство. 3. Какое нововведение Петра I просуществовало дольше: а) подушная подать; б) Сенат; в) коллегии; г) прокуратура. 4. Какое сословие перестало существовать в результате преобразовательной деятельности Петра I: а) купцы; б) государственные крестьяне; в) холопы; г) духовенство. 5. Политика «просвещённого абсолютизма» – это: а) начало формирования основ гражданского общества в России; б) введение обязательного образования для дворян; в) политика уничтожения и преобразования устаревших феодальных институтов на основе «союза философов и государей»; г) создание выборных органов местной и центральной власти. 6. Запорожская Сечь была ликвидирована при: а) Петре I; б) Екатерине II; в) Павле I; г) Николае I. 7. Какие предложения М.М. Сперанского по реформированию государственного управления были приняты Александром I: а) введение экзамена на чин для государственных служащих; б) превращение Сената в высшую судебную инстанцию; в) создание выборной Государственной Думы; г) разделение населения страны на три сосоловия.. 8. Проект «Конституции Северного общества» не мог включать требования: а) ликвидация помещичьего землевладения; б) наделение императора исполнительной властью; в) создание двухпалатного Народного Вече – законодательного органа. 9. По реформе 1864 года члены земских собраний: а) назначались губернатором; б) избирались по трём куриям; в) поступали на службу за определённое жалование; г) избирались дворянами. 10.Александр III: а) отменил временнообязанное состояние крестьян; б) отменил выкупные платежи; в) разрешил крестьянам выходить из общины; г) ввёл времоннообязанное состояние. 11.Разночинцы в конце XVIII – начале XX веков: а) межсословная категория населения, занимавшаяся в основном умственным трудом; б) категория дворян, разорившихся вследствие освобождения своих крестьян с землёй без выкупа; в) крестьяне, получившие свободу за выкуп. 13.Экономический подъём в 90-е годы XIX века в России произошёл благодаря: а) охранительной политике Победоносцева; б) помощи иностранных организаций; 14. В идеологии народничества не предполагалось: а) социализация земли; б) установление конституционной монархии; в) ликвидация помещичьего землевладения; г) свержение самодержавия. 15. Зародыш социалистического будущего в России А.И. Герцен видел в: а) рабочем классе; б) распространении идеологии марксизма в широких массах; в) крестьянской общине; г) союзе рабочего класса и крестьянства
Тест XX век. 1. Какое из утверждений является правильным: а) П.Н. Лебедев – крупный русский историк; б) И.П. Павлов – знаменитый русский физик; в) К.Э. Циолковский – создатель периодической системы химических элементов; г) А.М. Бутлеров – известный русский химик. 2. Самодержавие в России пало в: а) ходе реформ Александра II (1864-1870гг.); б) годы первой революции (1905-1907гг.); 3. В начале ХХ века капитализация российского крестьянского хозяйства: а) бурно развивалась; б) завершилась; в) протекала очень медленно из-за малоземелья; г) была практически не осуществима из-за сохранявшегося крепостничества. 4. Отметьте ошибку: по условиям Портсмутского мира предполагалось: а) переход к Японии части Сахалина; б) передача Японии в аренду Ляодунского полуострова; в) передача Японии ветки железной дороги от Порт-Артура до Чанчуня; г) выплата Россией контрибуции в 50 миллионов золотых рублей. 5. В августе 1907 г. Россия: а) подписала соглашение с Англией, завершившее создание Антанты; б) подписала Раппальское соглашение с Германией; в) подписала мирный договор с Японией в Портсмуте; г) разорвала дипломатические отношения с Францией. 6. Отметьте направление экономической политики, не характерное для С.Ю. Витте: а) протекционизм (государственная поддержка) отечественной промышленности; б) «закрытых дверей» для иностранного капитала; в) стабилизация российской финансовой системы; г) ускоренное строительство железных дорог. 7. Отметьте ряд имен политиков, в разное время возглавлявших Государственную Думу: а) М.М. Сперанский, Д.А. Милютин, А.Ф. Керенский; б) С.А. Муромцев, М.В. Родзянко, Г.Н. Селезнёв; 8. В 1902 г. в Штутгарте начал издаваться журнал «Освобождение» под редакцией: а) большевиков; б) меньшевиков; в) эсеров; г) либералов. 9. Аграрные реформы П.А. Столыпина были направлены на: а) полную, возможно насильственную, ликвидацию крестьянской общины и передачу земли в частную собственность крестьян; б) предоставление права крестьянам выйти из общины с закреплением в частную собственность надела; в) передачу общинной земли государству с правом крестьян на аренду; г) ликвидацию земельной собственности помещиков и продажу земли крестьянам. 10. Политической целью аграрных реформ П.А. Столыпина было: а) создание в деревне слоя собственников, как опоры самодержавия; б) ослабление зависимости крестьян от помещиков; в) сплочение крестьян и усиление их роли в политической жизни страны; г) создание в деревне базы для демократических преобразований. 11.«Социализация земли» – часть программы: а) конституционных демократов; б) социал-демократов; в) социалистов-революционеров; г) Союза 17 октября. 12. Большевики с апреля по октябрь 1917 г. боролись за: а) перерастание революции буржуазной в социалистическую; б) места во Временном правительстве; г) закрепление двоевластия в стране, как способа власти, удовлетворяющего интересы буржуазии и трудящихся масс. 13.Последние организованные проявления оппозиции в высших эшелонах власти в СССР были подавлены: а) к началу 1930 гг.; б) в 1937 г.; в) в 1921 г.; г) в ходе гражданской войны. 14. Задачу «ускорения социально-экономического развития» ставил: а) Н.С. Хрущев; б) Л.И. Брежнев; в) М.С. Горбачёв; г) Б.Н. Ельцин. 15.Какое из названных событий произошло позже: а) распад СССР; б) избрание Б.Н. Ельцина Президентом РФ; в) I съезд народных депутатов СССР; г) попытка ГКЧП захватить власть.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|