Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Связь психологии с другими науками. Место психологии в системе наук.





Связь психологии с другими науками. Место психологии в системе наук.

Связь психологии и философии С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, являясь на протяжении нескольких столетий одним из ее разделов.Психология связана с математикой, биологией, медициной и педагогикой.Пифагор подчеркивал значение математики для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. Связь психологии с естествознанием
(биологией, медициной) Гиппократ и Аристотель одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем, в период эллинизма, эта связь была упрочнена в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам), которые являлись не только философами и психологами, но и врачами. Связь психологии с педагогикой возникла в античности (но была довольно слабой), укрепилась в период Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

 

3 Структура психологии. Основные отрасли психологии

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Рассмотрим отрасли психологии в соответствии с первым основанием классификации (конкретная деятельность). Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда.

Педагогическая психология исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся и т.д. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Так же есть юридическая, военная.

4. Факторы, влияющие на развитие психологической науки. Основные принципы психологической науки

1.Логика развития психологического знания.Объективный фактор, связанный с изменением предмета психологи, с влиянием смежных наук, с развитием принципов и категорий психологии 2. Социальная ситуация развития науки. Субъективный фактор: общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение влияет на содержание научных концепций, на их распространение, помогает (или затрудняет) развитие научных школ и направлений. 3. Особенности личности конкретного ученого, создателя теории, концепции (субъективный фактор): его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д.

Принцип детерминизма все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. что все, что происходит в нашей душе (психике), имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена, которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Принцип системности предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства; Принцип развития психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Виды развития психики:

филогенетическое – в процессе становления человеческого рода.

онтогенетическое - в процессе жизни человека.

5. Характеристика основных категорий психологии

Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.

Психологическая мысль в период Просвещения: ассоцианистическая психология, взгляды Д. Гартли

Предмет психологии, его содержание: сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего – познавательные процесcы, а в конце этого периода и поведение.

Ассоцианизм Дэвида Гартли

Представил психический мир человека продуктом работы организма «вибраторной машины». Предполагалось, что вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» этих вибраций — от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона об ассоциациях.

Связь психологии с другими науками. Место психологии в системе наук.

Связь психологии и философии С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, являясь на протяжении нескольких столетий одним из ее разделов.Психология связана с математикой, биологией, медициной и педагогикой.Пифагор подчеркивал значение математики для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. Связь психологии с естествознанием
(биологией, медициной) Гиппократ и Аристотель одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем, в период эллинизма, эта связь была упрочнена в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам), которые являлись не только философами и психологами, но и врачами. Связь психологии с педагогикой возникла в античности (но была довольно слабой), укрепилась в период Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

 

3 Структура психологии. Основные отрасли психологии

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Рассмотрим отрасли психологии в соответствии с первым основанием классификации (конкретная деятельность). Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда.

Педагогическая психология исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся и т.д. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Так же есть юридическая, военная.

4. Факторы, влияющие на развитие психологической науки. Основные принципы психологической науки

1.Логика развития психологического знания.Объективный фактор, связанный с изменением предмета психологи, с влиянием смежных наук, с развитием принципов и категорий психологии 2. Социальная ситуация развития науки. Субъективный фактор: общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение влияет на содержание научных концепций, на их распространение, помогает (или затрудняет) развитие научных школ и направлений. 3. Особенности личности конкретного ученого, создателя теории, концепции (субъективный фактор): его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д.

Принцип детерминизма все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. что все, что происходит в нашей душе (психике), имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена, которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Принцип системности предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства; Принцип развития психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Виды развития психики:

филогенетическое – в процессе становления человеческого рода.

онтогенетическое - в процессе жизни человека.

5. Характеристика основных категорий психологии

Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.