|
Связь психологии с другими науками. Место психологии в системе наук.Связь психологии с другими науками. Место психологии в системе наук. Связь психологии и философии С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, являясь на протяжении нескольких столетий одним из ее разделов.Психология связана с математикой, биологией, медициной и педагогикой.Пифагор подчеркивал значение математики для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. Связь психологии с естествознанием
3 Структура психологии. Основные отрасли психологии Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие). Рассмотрим отрасли психологии в соответствии с первым основанием классификации (конкретная деятельность). Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Педагогическая психология исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся и т.д. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Так же есть юридическая, военная. 4. Факторы, влияющие на развитие психологической науки. Основные принципы психологической науки 1.Логика развития психологического знания.Объективный фактор, связанный с изменением предмета психологи, с влиянием смежных наук, с развитием принципов и категорий психологии 2. Социальная ситуация развития науки. Субъективный фактор: общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение влияет на содержание научных концепций, на их распространение, помогает (или затрудняет) развитие научных школ и направлений. 3. Особенности личности конкретного ученого, создателя теории, концепции (субъективный фактор): его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д. Принцип детерминизма все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. что все, что происходит в нашей душе (психике), имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена, которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Принцип системности предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства; Принцип развития психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Виды развития психики: филогенетическое – в процессе становления человеческого рода. онтогенетическое - в процессе жизни человека. 5. Характеристика основных категорий психологии Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели. Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений. Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты. Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития. Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности. Психологическая мысль в период Просвещения: ассоцианистическая психология, взгляды Д. Гартли Предмет психологии, его содержание: сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего – познавательные процесcы, а в конце этого периода и поведение. Ассоцианизм Дэвида Гартли Представил психический мир человека продуктом работы организма «вибраторной машины». Предполагалось, что вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» этих вибраций — от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона об ассоциациях. Связь психологии с другими науками. Место психологии в системе наук. Связь психологии и философии С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, являясь на протяжении нескольких столетий одним из ее разделов.Психология связана с математикой, биологией, медициной и педагогикой.Пифагор подчеркивал значение математики для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. Связь психологии с естествознанием
3 Структура психологии. Основные отрасли психологии Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие). Рассмотрим отрасли психологии в соответствии с первым основанием классификации (конкретная деятельность). Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Педагогическая психология исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся и т.д. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Так же есть юридическая, военная. 4. Факторы, влияющие на развитие психологической науки. Основные принципы психологической науки 1.Логика развития психологического знания.Объективный фактор, связанный с изменением предмета психологи, с влиянием смежных наук, с развитием принципов и категорий психологии 2. Социальная ситуация развития науки. Субъективный фактор: общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение влияет на содержание научных концепций, на их распространение, помогает (или затрудняет) развитие научных школ и направлений. 3. Особенности личности конкретного ученого, создателя теории, концепции (субъективный фактор): его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д. Принцип детерминизма все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. что все, что происходит в нашей душе (психике), имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена, которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Принцип системности предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства; Принцип развития психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Виды развития психики: филогенетическое – в процессе становления человеческого рода. онтогенетическое - в процессе жизни человека. 5. Характеристика основных категорий психологии Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели. Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений. Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты. Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития. Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|