Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Требования к рабочим знаниям





Рабочие записи желательно вести в отдельной тетради. Страницы должны иметь поля, на которых было бы удобно дополнять конспект новым материалом и делать пометки.

Следует приучить себя к обязательным ссылкам на источники, откуда использован материал рабочих записей, с указанием автора, наименованием книги или статьи, места и года издания, страниц, откуда взят материал. Ссылки на источник – признак грамотности и культуры студента в работе с литературой.

Одно из достоинств рабочих записей – их высокая информативность при жесткой экономии речевых средств. Краткие по объему записи должны давать достаточно полное представление о содержании всего вопроса, к которому относится запись.

Эффективное использование рабочей записи на семинаре во многом зависит от ее формы. В записях нужно стремиться к четкому разделению смысловых фрагментов различными способами: пропуском строк, записью материала колонками, уступами, подчеркиванием подзаголовков разноцветными карандашами, разрядкой наиболее важных слов и т.п.

Придание записи четкой, бросающейся в глаза структуры обеспечивают глубокое усвоение информации и легкость ее воспроизведения при выступлении на семинаре.

Работа студента на семинаре

Выступление на семинаре не должно сводиться к пересказу событий и фактов. Каждую проблему необходимо анализировать, рассматривать на фоне общеисторического процесса, уметь устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями. Эффективность проделанной при подготовке к семинарскому занятию работы значительно возрастает при активном участии студента на занятии.

На семинаре студент должен быть психологически включен в учебный процесс. С этой целью необходимо:

- выслушать вступительное слово, преподавателя сориентироваться при обсуждении каких-либо аспектов вопроса и принять участие в их обсуждении;

- внимательно следить за выступлениями студентов, при необходимости выступить с дополнениями и собственными суждениями по обсуждаемому вопросу;

- быть готовым вступить в полемику и успешно вести ее, отстаивая свое мнение.

Выступление студента должно содержать теоретические и логические выводы.

Некоторые темы, имеющие познавательное значение или требующие переосмысления, выделены для докладов и сообщений. Доклад должен иметь выдержанную структуру и состоять из введения, содержательной части и заключения. План доклада и узловые моменты темы рекомендуется предварительно обсудить с преподавателем. При оценке этого задания учитывается умение студента самостоятельно анализировать и излагать информацию, делать умозаключения.

При изучении истории Отечеств» студенты часто сталкиваются с историческими терминами и понятиями. Их усвоение играет важную роль, и поэтому к каждой теме предлагаются значимые и наиболее распространенные понятия для объяснения.

Отдельно выделены основные исторические даты и известные люди, что способствует закреплению пройденного материала и «ориентации» в историческом пространстве.

Достаточно умелая и систематическая работа при подготовке к семинарам и на самих семинарах развивает личность студента, обогащает его интеллектуально и духовно, повышает политическую и общую культуру.

 

 

Тема 1:

«Россия в истории мировой цивилизации.

Древняя Русь (IX-XII вв.)»

План.

1. Понятие цивилизации. Западная и Восточная цивилизации – основные ветви мировой истории.

- понятие мировой цивилизации;

- теория «стадийного» цивилизационного развития;

- понятие локальных цивилизаций;

2. Россия на рубеже Западной и Восточной цивилизаций.

- происхождение и характерные черты Западной цивилизации;

- характерные черты Восточной цивилизации;

- влияние Западной и Восточной цивилизаций на исторический процесс в России.

3. Геополитическое положение, природные условия и их влияние на российскую историю.

- особенности геополитических и природно-климатических условий формирования государства у восточных славян;

- формирование менталитета россиян.

4. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. Киевская Русь (IX-XII вв.)

- восточные славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине;

- Киевская Русь – государство восточных славян: государственное устройство, экономика, культура.

Вопросы для дискуссии.

2. Существуют ли объективные законы истории? Познаваемы ли они?

3. Как влияет личность историка на трактовку исторических фактов и событий?

4. Может ли человек влиять на ход истории?

5. Можно ли Россию считать свободной цивилизацией или нет? Какие основания есть для того и другого?

6. Может ли человечество найти решение глобальных проблем техногенной цивилизации?

7. Есть ли в современном мире убедительные признаки перехода человечества в постиндустриальное общество – высшую ступень цивилизованного развития?

8. Есть ли какие-либо факторы, определяющие формирование национального характера народа?

9. Было ли рабовладельческое общество на Руси?

10. Отличалась ли роль городов средневековой Руси от городов Западной Европы?

11. На сколько исторически оправдан выбор восточными славянами христианской религии?

Темы докладов и рефератов.

1. Историческая наука и политическая система. Проблема объективности.

2. Историческая наука в Башкортостане.

3. Цивилизационный подход в исторической науке.

4. Историческая наука и медицина.

5. Происхождение Восточных славян: точки зрения.

6. Происхождение башкирского народа.

7. «Призвание варягов». Историческая легенда или реальность?

8. Принятие христианства на Руси и его влияние на историческую судьбу России.

Объясните понятия и выражения: исторический источник,цивилизация, мировая цивилизация, стадийное цивилизационное развитие, локальная цивилизация; этногенез, великое переселение народов, варяги, дружина, дань, вече, язычество, раннефеодальная монархия.

Портреты эпохи. Что вы о них знаете? Геродот, Гомер, А. Фергюссон, Ж.-Ж. Руссо, Ф.М. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, М. Монтень, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев, О. Шпенглер, А. Тойнби; Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав,Владимир I Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, М.В. Ломоносов, Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер.

Исторический календарь

860 г. – первое летописное упоминание о Руси.

864 – 879 гг. – княжение Рюрика.

879 – 912 гг. – княжение Олега.

882 г. – объединение Новгорода и Киева – центров двух протогосударственных объединений.

907, 911, 944 гг. – заключение Русско-византийских договоров.

922 г. – принятие ислама в Волжско-Камской Булгарии.

912 – 945 гг. – княжение Игоря.

945 г. – восстание древлян и убийство Игоря.

964 – 972 гг. – княжение и походы Святослава Игоревича.

980 – 1015 гг. – княжение Владимира Святославовича.

988 г. – принятие христианства на Руси.

1019 – 1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого. Составление Русской правды.

1113 – 1125 гг. – княжение Владимира Мономаха.

1125-1132 гг. – княжение Мстислава Владимировича Великого.

Литература.

1. Артемов В. В. История Отечества: с древнейших времен до наших дней. М.: Академия, 2011.

2. Афанасьев Ю. Перестройка и историческое знание //Иного не дано. –М.,1988. –С.491-508.

3. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки //Вопросы истории, 1991. №2-3.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. –М., 1992.

5. Данилов И.В. Цивилизация. –М.,2002.

6. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля? //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начало XX веков. –М.,1991.

7. Егоров В.К. История в нашей жизни. –М.,1990.

8. Зуев М., Чернобаев А., Горелов И. История России. Учебник для ВУЗов. М.: Высшая школа, 2009.

9. История России /Под ред. А.А. Радугина. –М.,1998.

10. Истории России: XX век. Курс лекций. –Екатеринбург,1994.

11. Иванов К. Где расположена родина руссов? (Ёще раз о Несторе и «забытой» норманнской теории) //Родина, 1995. №11.

12. Карамзин Н.М. История государства российского. Т. 1. –М., 1989.

13. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. –М., 1998.

14. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.

15. Основы современной цивилизации /Учебное пособие для средних учебных заведений. –М.,1992. –С.34-43.

16. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.

17. Плетнёва С.А. Кочевники средневековья. – М., 1982.

18. Плетнёва С.А. Половцы. – М., 1990.

19. Рябов В. История России XIX–XX вв.: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008.

20. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. –М.,1994.

21. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества Изд. 2-е, стереотип. М.: Юнити-Дана, 2008.

22. Соловьев Ю. «Могила Рюрика» и возвращение государя. – Брянск, 2004.

23. Таранин В. Корела, она же Русь начальная //Родина 1995, № 12.

24. Уколова В.И. Российская цивилизация. –М.,1999.

25. Факторы самобытности российской истории //Россия и мир. В 2 – х тт. – М., 1994.

 

Тема 2:

«От феодальной раздробленности до







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.