Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогика как область гуманитарного знания





Педагогика как область гуманитарного знания

Педагогика - гуманитарная наука. В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Поэтому ее относят к области гуманитарных наук.

Понятийный аппарат педагогики

Обучение и воспитание. О бучение представляет собой целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися. Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

Развитие и образование. Развитие человека - освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.

Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития. Педагогическое взаимодействие. Педагогические взаимодействия ~ это преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Связь педагогики с другими науками: Педагогика и философия.Педагогика и психология.

Педагогика и биологические науки.Педагогика и экономика.Педагогика и социология.

Формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками. Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Вторая форма связи педагогики с другими науками - творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках. Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук. И наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее,-­ ее участие в комплексных исследованиях человека. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.

Сущность содержания образования и его компоненты

Понятие содержания образования.

Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию.

Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных cuл и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знания-во-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к вы явлению сущности содержания образования.

При личностно-ориентированном подходе к сущности содержа ния образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

Основные компоненты содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:

- основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

- факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

- основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

- теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

- знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

- оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим: средство создания общей картины мира, инструмент познавательной и практической деятельности, основа целостного научного мировоззрения.

Понятие о методе обучения

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для дидактических целей.

Метод обучения как бы раздваивается на две стороны: одна - непосредственно наблюдаемая, внешняя; другая - внутренняя, трудная для наблюдения и анализа. Первая - это последовательность действий учителя и адекватных действий учеников. Вторая сторона выражает внутреннее состояние ученика, степень его познавательной активности, его способ усвоения материала, который не совпадает полностью с методом работы учителя. Ученик мыслит по-своему, хотя, конечно, стремиться рассуждать, как учит учитель. Поэтому возникает вариативность форм усвоения материала в пределах одного и того же метода преподавания.

Методы обучения часто определяются как способы деятельности преподавателя, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися и обеспечивающие управление познавательной деятельностью школьников.

Методы обучения зависят от общих и конкретных целей обучения. Гармоническое, всестороннее развитие личности как цель гуманистического воспитания определяет поиск рациональных методов. Методы обучения зависят от содержания школьного образования. Взаимосвязь методов обучения обеспечивает взаимосвязь и единство всех сторон

Методы обучения зависят от анатомо-физиологических особенностей организма учащихся, учитывают их работоспособность, утомляемость, особенность нервной, сосудистой, костно-мышечной, половой систем организма.

В современных условиях образования предъявляются всё более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов:

· Направленность метода обучения на выполнение задач гуманистического воспитания.

· Научность метода.

Чем более научно обоснован метод, тем более ясным и определённым он становится. Научность метода обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира, ведёт к правильному научному представлению мира и его сторон.

· Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

· Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.

· Необходимость систематически изучать, заимствовать, использовать в своей работе передовые методы.

В настоящее время в теории и практике обучения наиболее распространенными являются классификации:

· По преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические);

· По формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);

· По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские);

· По видам умозаключений (индуктивные, дедуктивные).

Словесные -ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др.).

Наглядные методы -формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Практические методы обучения - формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

Репродуктивные -форма овладения учениками учебного материала преимущественного основывается на воспроизводящей функцией памяти.

Объяснительно-иллюстративные - находят применение в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и др.).

Частично-поисковые методы -форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предположений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частых, эвристическую беседу и др.

Исследовательские - учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы: изучение свойств почвы, условий роста растений и др.

Технология парного обучения

Технология парного обучения — один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого (одного) ученика. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах.

Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога. При парном обучении практически реализуется принцип «обучая — учусь».

Технология парного обучения является главным, базовым, системообразующим компонентом коллективного способа обучения (КСО), который включает в себя также, -

  • фронтальное обучение
  • самообучение.

Если в учебной группе всего два ученика, то в этом случае парное обучение редуцируется до индивидуального обучения, при котором нет возможности смены партнёров в парах.

Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в обычной жизни встречается достаточно часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз». Парное взаимодействие также часто используется в учебных процессах. Важным отличием парного взаимодействия от технологии парного обучения является присутствие необходимых и достаточных технологических компонент.

Педагогика как область гуманитарного знания

Педагогика - гуманитарная наука. В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Поэтому ее относят к области гуманитарных наук.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.