Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История развития педагогики.





Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребен­ка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались ориги­нальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянни­ков в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родите­лей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и мате­рью.

Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мас­теров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвеще­ния и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как пра­вило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церк­вах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать.



История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, прохо­дит три периода: церковный, государственный и общественный.

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспита­ния обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках пись­менности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Сло­во о пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смо-лятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писа­телей, философов и ученых.

Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в рабо­тах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящей­ся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодиза­ции и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдаю­щегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое при­знание,

Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — по­учающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.

С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различ­ных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основа­нию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Пе­дагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные за­ведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились на­правления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обу­чения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и про­фессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессио­нальной подготовки и курсов повышения квалификации.

Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

 

Общие положения

История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики

воспитания, образования и обучения. Ее место в истории мировой цивилизации.

История педагогики как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его

значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя.

 

1. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в

Античном мире

 

Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания на ранних ступенях

развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к

нему как зачаточная форма организованного воспитания.

Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока.

Воспитание и школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства

Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.). Домашнее воспитание и его традиции.

Возникновение письменности и школы. Дворцовые и храмовые школы. Обучение

ремеслам. Подготовка жрецов. Кастовое воспитание, различные типы светских и

религиозных школ. Педагогические идеи в письменных памятниках Древнего Востока.

Воспитание и школа в античном мире. Воспитание в гомеровскую эпоху (IX – VIII в.

до н.э.). Условия и причины становления различных систем воспитания в

древнегреческих полисах: воспитание в Афинах (семья, мусические и грамматические

школы, гимнасии, эфебия), воспитание в Спарте (доминирующая роль

военно-физического воспитания). Воспитание и обучение в Древнем Риме. Развитие и

усложнение ремесленного обучения.

Зарождение философской мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания

(Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель и софисты в Древней Греции;

Сенека, Цицерон, Квинтилиан в Древнем Риме). Идея гармонического сочетания

умственного и физического развития человека. Отношение к детям с физическими

недостатками. Христианство и его концепция идеала человека.

 

2. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья

Педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации. Влияние

традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских

воззрений на человека и его воспитание.

Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его

влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли.

Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и

др.) Рыцарство и изменение взглядов на задачи физического воспитания.

Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Зарождение

школ нового типа (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини); цели воспитания как

элемент социальных воззрений Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Эразма

Роттердамского, М. Монтеня и др. Гуманизм и новый взгляд на физическое

воспитание и образование детей с физическими недостатками и отклонениями в

умственном развитии. Первые опыты создания школ для глухонемых детей (П. Понсе,

П. Бонне, Д. Бульвер и др.).

Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в

период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.)

Контрреформация и практика воспитания в иезуитских школах. Изменения отношения к

детям с отклонениями от нормы в физическом и умственном развитии.

Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII

в.). Крещение Киевской Руси, его влияние на воспитание и обучение детей и

юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа «учения книжного».

Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы и отражение в них

вопросов физического воспитания. Отношение к людям с различными физическими и

умственными недостатками.

Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в

монастырских школах; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги

Ивана Федорова; «Домострой» как свод взглядов на воспитание.

Развитие школы в русском централизованном государстве XVII в.: элементарное

обучение и школа повышенного типа. Славяно-греко-латинская академия – первое

высшее учебное заведение в Московском государстве.

Педагогические взгляды Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К. Истомина и их

практическая деятельность по созданию новых учебных книг. Вопросы физического

воспитания в их трудах.

 

3. Школа и педагогика в новое время (до начала XX в.)

 

Становление педагогики как науки в странах Западной Европы (XVII – XVIII вв.).

Развитие школьного образования. Появление новых типов школ (гимназии в Германии,

коллежи во Франции, грамматические школы в Англии).

Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В. Ратке.

Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта

переустройства общества. Отражение в ней вопросов физического развития человека.

 

Ступени возрастного развития человека в школьной системе по Я.А. Коменскому.

Содержание воспитания и образования. Дидактические принципы, правила и методы

обучения. Учет особенностей развития детей. Роль учителя.

Последующее развитие теории и практики воспитания в странах Западной Европы в

XVII – XVIII вв. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка.

Содержание и методы воспитания и образования. Идея рабочих школ и ремесленного

обучения.

Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Периодизация детства. Содержание

воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Забота о

физическом развитии. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение в

последующем теории «свободного воспитания».

Проекты реформ народного образования в период французской революции конца XVIII

в. Пробуждение интереса к воспитанию аномальных детей.

Социально-педагогические идеи американских просветителей (Т. Джефферсон, Т.

Пейн, Б. Франклин и др.).

Школа и педагогическая мысль в России XVIII в. Просветительские реформы начала

XVIII в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ.

Деятельность Л.Ф. Магницкого и В.Н. Татищева как предпосылка становления

методики профессионального образования.

Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение

закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. Реформаторские

идеи И.И. Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его

проектам. Новые подходы к физическому воспитанию детей дворянства.

М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского

университета с гимназией при нем.

Учреждение Петербургской комиссии народных училищ и деятельность Ф.И. Янковича.

Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание

методических руководств и учебных книг для народных училищ.

Педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.). Развитие

различных типов школ. Идеи и педагогическая деятельность

педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х. Зальцман). Вопросы подготовки детей к

практической деятельности как элемент общего образования.

Отражение в педагогике и школьной практике концепции неогуманизма (В. Гумбольт).

 

Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в

Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего

поэлементного начального обучения и нравственного воспитания; практическая

педагогическая деятельность. Забота о воспитании умственно-отсталых детей.

Развитие Ф.В.А. Дистервегом теории развивающего и воспитывающего обучения.

Требования к учителю.

Создание И.Ф. Гербартом основ научной педагогики. Идея многостороннего интереса.

Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного воспитания

детей.

Педагогические воззрения Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и

общества. Основные виды человеческой деятельности и задачи воспитания.

Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению

профессионального образования.

Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования.

Идеи Х. Манна о постановке школьного дела и организация им подготовки учителей.

Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных

учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, К. Маркс, Ф.

Энгельс и др.).

Постепенное оформление дефектологии как отрасли педагогической науки на стыке

собственно педагогики и медицины. Деятельность Э. Сегена. Последующее выделение

в самостоятельные науки сурдопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии,

тифлопедагогики. Роль В. Гаюи и Л. Брайля в разработке вариантов рельефного

шрифта для слепых и в дальнейшем развитии тифлопедагогики.

Педагогическая мысль в России (до 90-х гг. XIX в.). Развитие системы образования

на основе устава учебных заведений 1804 г. Устав учебных заведений1828 г.,

усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и

профессионального образования в 30-40-х гг. Педагогические институты при

университетах.

Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания.

Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. (В.Г. Белинский, А.И.

Герцен, П.Г. Редкин и др.). Школьные реформы 60-х гг. Земская деятельность в

области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие

женского образования. Школьные уставы 70-х гг. Распространение

церковно-приходских школ. Деятельность С.А. Рачинского. Развитие педагогического

образования.

Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX в. о роли воспитания в

формировании и развитии личности (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г.

Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский). Их отношение к физическому

воспитанию.

Учение К.Д. Ушинского о единстве общечеловеческого и национального воспитания,

его программа построения начальной школы на основе принципа народности

воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Подготовка к

трудовой деятельности. Влияние К.Д. Ушинского на развитие методики обучения в

народной школе (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, и др.).

Индустриальное развитие России во второй половине XIX в. и усиление внимания к

профессионально-техническому образованию. «Операционное» производственное

обучение по Д.К. Советкину. Разработка «Общего нормального плана промышленного

образования» по идеям И.А. Вышнеградского. «Основные положения о промышленных

училищах» 1888г. как государственный документ, действовавший до 1917 г.

Деятельность Е.Н. Андреева, С.А. Владимирского, П.И. Устинов в области

профессионально-технического образования.

Мысли Л.Н. Толстого о воспитании. Открытие им школы крестьянских детей в Ясной

Поляне.

Зарубежная педагогика и школа в конце XIX – начале XX вв. Основные направления

развития педагогики и школы в Европе и Северной Америке. Реформаторская

педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг,

Л. Гурлитт); «трудовая школа» (Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель); педагогика

прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи); «экспериментальная педагогика» (В.А.

Лай, З. Мейман и др.); педология (Э. Торндайк, С Холл, А. Бине) и ее влияние на

развитие всех отраслей педагогики и школы.

Создание новых школ педагогами-реформаторами (С. Редди, У.Бегли, Г.Литц, Г.

Шаррельман, М. Монтессори, О. Декроли, Г.Винекен и др.). Место в них физического

воспитания и трудовой леятельности.

Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX вв. (до 1917г.).

Общественная и частная инициатива в области начального, среднего и высшего

образования. Проблемы специальной педагогики.

Открытие начальных училищ повышенного типа. Введение ручного труда в

общеобразовательную школу. Проекты реформы средней школы (комиссии Н.П.

Боголепова и П.С. Ванновского, план школьной реформы П.Н. Игнатьева). Съезды по

профессиональному и техническому образованию.

Педагогическая мысль в России в конце XIX – начале XX вв.: «педагогическая

антропология» как база теории физического воспитания (П.Ф. Лесгафт),

«экспериментальная педагогика» (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский),

«свободное воспитание» (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий).

Синтез достижений русской педагогики XIX – начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, В.П.

Вахтеров, Н.Х. Вессель и др.)

Дефектологическая деятельность Е.К. Грачевой и В.П. Кащенко.

Проблемы воспитания в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов,

Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк).

 

4. Школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х

гг. XX в.)

 

Зарубежная школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до

90-х гг. XX в.). Изменения в организации воспитания и школьного образования в

странах Западной Европы и США. Распространение нетрадиционных подходов к

организации обучения и реализация их в школьной практике: метод проектов,

Виннетка-план, Говард-план, Дальтон-план, «центры интересов», Йена-план и др.

Развитие школы и педагогики в России до конца Великой Отечественной войны

(1918-1945 гг.). Создание государственного комитета по народному образованию в

период февральской революции 1917 года. Октябрьский переворот 1917 г. Отражение

поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государства

в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в «Основных принципах единой

трудовой школы». Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной

школьной политики в начальный период его деятельности (А.В. Луначарский, Н.К.

Крупская, Н.П. Лепешинский и др.).

Создание школ различного типа. Приоритетное внимание к практическим проблемам

профессионально-технического образования. Программы ГУСа. Поиски новых

организационных форм и методов обучения: обучение на основе комплексов,

бригадно-лабораторный метод, метод проектов, связь обучения с трудом.

Общеобразовательная школа в 30-е годы. Унификация ее структуры. Введение новых

учебных планов, программ и стабильных учебников. Упорядочение организации и

методов школьного обучения.

Внеучебная деятельность учащихся. Ученическое самоуправление. Детские и

юношеские организации в общеобразовательной школе.

Разработка педагогами 20-30-х гг. проблем цели, содержания, организации и

методов школьного воспитания и образования (П.П. Блонский, А.Н. Пинкевич, М.М.

Пистрак и др.).

Особое внимание к проблемам дефектологии и специальных школ. Деятельность Л.С.

Выготского, Л.В. Занкова, И.И. Данюшевского, Ф.А. и Ф.Ф. Рау, И.А. Соколянского.

Теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко.

Педагогическая мысль русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И.

Гессен).

Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Основные

изменения в организации и содержании учебно-воспитательной работы. Участие

школьников в общественно-полезном и производительном труде. Педагогическая

теория в годы войны. Создание Академии Педагогических наук РСФСР и разработка в

ее учреждениях вопросов дефектологии, дошкольной педагогики,

профессионально-технического образования.

Школа и педагогика за рубежом после второй мировой войны. Изменения в работе

школ ведущих стран Западной Европы и США. Поиски новых образовательных средств:

программированное обучение, компьютеризация обучения. Разработка стандартов

образования. Дискуссии о возможности обучения некоторых категорий аномальных

детей в массовой школе. Опыт такой работы.

Школа и педагогика в России после Великой Отечественной войны. Развитие

общеобразовательной школы в конце 40-х – 50-х годах. «Закон об укреплении связи

школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»

(1958 г.). Организация производственного обучения, трудового воспитания и

профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе в конце 50-х –

60-х годах. Переход ко всеобщему среднему образованию во второй половине 60-х –

начале 70-х годов.

Развитие педагогической науки. Расширение сферы деятельности Академии

педагогических наук. Усиление с начала 60-х годов внимания к разработке

теоретических проблем школьного воспитания и обучения. Исследование взаимосвязи

обучения и развития, сущности процессов обучения, путей совершенствования

структуры урока, активизации методов обучения, взаимосвязи репродуктивной и

творческой познавательной деятельности. Проблема программированного обучения.

Теория и практика проблемного обучения. Проблемы политехнического и

профессионально-технического образования. Продолжение активной работы в сфере

коррекционной педагогики (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.И. Дьячков и др.).

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996г.)

Появление новых типов школ.

Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.