|
Колектив як чинник виховання
Коллектив - это динамичная социальная система. В зависимости от уровня развития различают коллектив, который находится в процессе своего становления (например, детский коллектив) и сформировавшийся "зрелый" коллектив, т.е. коллектив с отработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления. Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.
Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.
В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровнях. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждении проблем, возникающих совместном поиске решений, прогнозировании и планировании будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их общие переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог всегда решает двуединую задачу - способствует развитию мотивов единения и сплочения детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, рост самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.
Виховна робота класного керівника в навчальному закладі
Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Большое распространение в опыте школ получили классные ученические собрания и вечера с участием учителей. Они выступают с докладами и сообщениями, обсуждают новые кинокартины, книги или вопросы, связанные с жизнью класса. Это помогает учителям установить тесный контакт со школьниками. На уроке, у классной доски такой контакт не всегда возможен. Гораздо легче он устанавливается во внеурочное время, в общественное полезной деятельности. Задача классного руководителя - организовать эту деятельность, помочь учителям своего класса полнее осуществлять воспитательные функции. Он привлекает учителей к управлению различными кружками, секциями, к проведению вечеров науки и техники, литературных вечеров. У каждого учителя есть свои увлечения. Важно, чтобы они передавали их своим ученикам, больше общались с ними во внеурочное время.
В школах проводятся педагогические совещания учителей-предметников одного или ряда параллельных классов. Порой такие совещания называют малыми педагогическими советами. Руководство такими советами - обязанность заместителя директора школы по учебно воспитательной работе. Это находит свое отражение в плане классного руководителя. Как правило, они проводятся не чаще одного раза в месяц. На них подводятся итоги воспитательной работы в классах, намечают ведущие воспитательные задачи на определенный промежуток времени. Малая педагогический совет обсуждает итоги успеваемости и намечает меры по ее повышению. В подготовке и проведении таких советов активную роль играет классный руководитель. Он предварительно посещает уроки учителей своего класса, знакомится с их рабочими планами, устанавливает, как организовано в классе взаимопомощи в учебной работы, как выполняются единые требования. Эти и другие вопросы потом обсуждаются на советах. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Особливості виховного процессу в ПТНЗ
Воспитательный процесс в ПТУ является целенаправленным. Цель современного воспитательного процесса характеризуется гармонией социальных и индивидуальных целей, задач, сотрудничеством в их достижении. Процесс воспитания в ПТУ является процессом многофакторным: на него влияет семья, отдельные педагоги, вся школа в целом, все общество с его воспитательными институтами. Установлено, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в деятельности воспитателя - руководителя этого процесса, обусловленной не только объективными закономерностями. Его деятельность - это в основном искусство, свидетельствует о своеобразии личности педагога, его индивидуальность, характер и т.п.. Процесс воспитания в ПТУ является длительным, собственно, непрерывным процессом. Он длится всю жизнь. При этом изменяется лишь роль и соотношение различных воспитательных факторов. В школу ведущую роль в воспитании играет семья, в годы учебы - школа, училище, вуз. С началом трудовой деятельности - собственная семья, трудовой коллектив, общественные, политические, религиозные организации. Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте характеризуется высокой пластичностью и восприимчивостью. Однако это не означает, что «яркий» воспитательное мероприятие способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, определена определенной воспитательной целью. Процесс воспитания является комплексным. Личность формируется в целом, определенные черты и качества в ней развиваются не поочередно, а сразу, комплексно. Это означает, что цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательного процесса должны подчиняться идее целостности формирования личности, т.е. педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Конечно, на определенном этапе внимание к решению тех или иных воспитательных задач может усиливаться. Все воспитательные задачи по мере развития человека усложняются и углубляются.
Вибір методів виховання
Методами воспитания понимают пути исследования воспитательных целей - как способы взаимосвязанной деятельности учителя и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников представлений, убеждений, навыков и привычек поведения. Прием воспитания - это частичка метода воспитания, один из его элементов, необходимый для эффективного применения метода в конкретной ситуации. Например, беседа с учащимися строится как целая система приемов: яркого начала, прием обращения к жизненному опыту детей, приемы удержания и переключения внимания, прием завершения разговора и т.д. Средства воспитания - достояние материальной и духовной культуры (художественная, научная литература, радио, телевидение, интернет, предметы изобразительного, театрального, киноискусства и др.). Формы и виды воспитательной работы (собрания, беседы, конференции, кружки, игры, спортивная деятельность) которые задействуют при использовании определенного метода. Основным критерием оценки воспитательного метода является соответствие его воспитательным целям и задачам. Классификация методов воспитания следует из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей, их взаимоотношений с педагогами и между собой, стимулирование самодеятельности и самообразования.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|