Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Не упустить творческих детей





Очень распространено представление о том, что одаренные дети — это те, кто лучше всех учится. Правда, большинство учителей уже не судят о способностях школьников только по успеваемости: суждения типа «очень способный, мог бы отлично учиться, да ленится» часто можно слышать в школе. Но школьников, которые схватывают на лету, быстро соображают, могут блеснуть эрудицией, решить трудную задачу, — таких школьников и только их чаще всего считают одаренными. Возможно, они действительно одаренные. Только какие? И как быть с детьми совсем «другого образца», с теми, кто неважно учится, но отличается необычностью, непохожестью своего мышления?

Вот мама и девочка-подросток. Они не похожи ни внешне, ни, что сложнее, внутренне. Мама — интеллектуалка. Почти без косметики, в скромной одежде, она, по ее словам, дня не может прожить без книг; работает в научно-исследовательском институте. Ее четырнадцатилетняя (а потом и пятнадцатилетняя, и шестнадцатилетняя) дочь — модница, красавица, ярко накрашенная несмотря на свой юный возраст. Обожает придумывать и шить себе наряды, любит современную музыку, знаменитых актеров и, как горько жалуется мать, «книжку по своей воле в руки не возьмет».

Психолог, к которому они пришли на консультацию, глядел на очаровательную, живую, яркую и, как выяснилось, художественно одаренную девочку и не мог понять мать, которая ничего хорошего в своей дочке не видела. Ей нужна была дочка с интеллектуальными способностями, а эта девочка, тоже одаренная, но по-другому, не так, вызывала у нее протест, доходящий до невроза. «Она любит кривляться, изображать чепуху», — с горечью повторяла мать. А психолог, сопоставив все факты, да еще результаты тестов, спросил у девочки: «А ты хотела бы попробовать себя в драматическом кружке, хорошем, настоящем?» И тут выясняется, что для девочки это давняя мечта, а для мамы — «опять глупости». Нелегко было убедить маму, что ее дочка, которая учится на тройки, одарена художественным вкусом, «практическим талантом» и, возможно, даже сценическим.

Самое грустное в этой истории, что идею о «тупости» девочки поддерживали ее учителя. Девочка, не блещущая в науках, была для них неспособная, а остальным они не интересовались.

Для многих учителей и родителей проявлениями интеллекта в собственно умственных занятиях — в легкости усвоения учебных программ, в богатстве знаний — и исчерпывается само представление об одаренности. К сожалению, даже некоторые профессионалы-психологи до сих пор склонны зачислять в одаренные только тех, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью. Такие дети действительно в этом отношении одарены. Но ведь есть и другие.

Мы имеем в виду детей творческого склада ума. Его признаки нередко выступают в неразрывном единстве с непослушанием, своевольным поведением, с независимостью характера. О творческих проявлениях растущего человека все говорят как о чем-то ценном, но сильно выраженное творческое начало и связанное с ним своеобразие личности ребенка мало кто из учителей в своих учениках терпит, и уж совсем мало таких, кто это в своих учениках воспитывает.

В доказательство — небольшой эксперимент, который придумал американский психолог П.Торранс, прославленный своими исследованиями творчества. Читатели этой книги могут провести такой опыт со знакомыми им учителями.

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Попросите отметить знаком «+» те свойства, которые нравятся в учениках, а знаком «—» те, что не нравятся.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, «на лету» схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Список можно продолжить, но и этого достаточно. Каких «+» у опрашиваемого учителя больше — на четных номерах или на нечетных? Если четных «+» больше, можете поздравить его — он нестандартный учитель, такие встречаются редко. Гораздо чаще учителя ставят «+» в нечетных пунктах. В этом все и дело: первые («нечетные») школьники — понятные, любимые учителями. Их-то чаще всего и называют одаренными. Вторые («четные») затрудняют работу в классе, раздражают педагога, хотя они-то но преимуществу — натуры творческие.

Для успешного традиционного обучения творчество не только не нужно, но может мешать, тормозить усвоение. Детям, лишенным творческого подхода к получаемой информации, учиться легче. Другое дело — дети более творческие: они все пропускают через себя, через собственное видение мира. Таким детям гораздо труднее учиться, но им легче чтонибудь придумывать, изобретать.

Эти школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, от них не знаешь чего ожидать; им приходят в голову странные идеи, глупые — но мнению некоторых, необычные — по мнению людей, умеющих ценить нешаблонное. Конечно, далеко не все они учатся совсем уж плохо. Попадаются среди них, правда редко, даже отличники. Однако не усвоение знании — главное для этих детей, а именно собственная работа мысли.

Творческие дети — зачастую неудобные ученики. Кстати сказать, именно из интереса к совсем неглупым двоечникам родилось исследование упомянутого американского психолога П.Торранса, да и сама его методика, с частью которой мы только что познакомились.

П.Торранс, работая учителем в самой обычной школе, обратил внимание не на отличников (им и так достаточно внимания), а как раз на некоторых учеников с низкой успеваемостью. Именно эти ученики часто оказывались более самобытными, чем послушные, дисциплинированные отличники. С ними заниматься намного интереснее, понял Торранс, у этих школьников другая одаренность, творческая — вот был итог его исследований и размышлений. Учитывается ли все это в учебно-воспитательном работе нашей школы?

Творческие устремления ребенка могут проявляться очень рано, но всегда ли Мы их поддерживаем? Как мы относимся к тому, что ребенок своевольно разбирает, ломает игрушку? Ведь чаще всего он это делает под влиянием исследовательской потребности, желая узнать, что у нее внутри, как она действует и может ли быть использована как-нибудь по-другому. Редко дети ломают игрушки из разрушительных тенденций, из чувства протеста. Кстати, даже и в этих случаях следует не наказывать их, а попытаться понять, откуда этот «бунт». По больше всего мы бываем довольны, когда ребенок аккуратно исполняет инструкцию обращения с игрушкой и не проявляет ни инициативы, ни решительности.

Разная одаренность — разная личность. Творческих детей отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитании. Очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.