Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы и методики. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СИТУАТИВНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД





Автор: Т. Д. ДУБОВИЦКАЯ

Т. Д. Дубовицкая, Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Стерлитамакской спецакадемии, Стерлитамак

Рассматривается роль контекста в разработке психодинамических методик. Предложена диагностическая методика, предназначенная для определения уровня самоактуализации личности в различных жизненных ситуациях (контекстах). Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.

Ключевые слова: контекст, самоактуализация, развитие личности.

ВВЕДЕНИЕ

Количество тестов и других методик, разрабатываемых и используемых в психодиагностических целях, как известно, увеличивается с каждым годом. В то же время значимость проблем, решаемых психологической наукой, предъявляет все новые и новые требования к ее методам. Один из факторов, влияющих на появление новых подходов в разработке диагностических методик, -учет такого феномена, как контекст.

Фундаментальность категории "контекст" определяется уже этимологией этого слова: соединение, сцепление, некое целое, связующее и объясняющее явления, факты, события и др. Однако традиционные научные определения контекста представляют и описывают его значительно уже. Как в философских, так и в психологических словарях даны в основном психолингвистические определения контекста, где он выступает как отрывок текста или речи, в пределах которого выявляется смысл и значение отдельного входящего в него слова или фразы [15, 16]. Подобный психолингвистический аспект категории контекст отражен достаточно широко в самых различных исследованиях (Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, К. Прибрам, Д. Слобин и мн. др.).

Но современная трактовка контекста начинает постепенно выходить за пределы психолингвистики. В частности, в исследованиях по межличностной коммуникации контекст, рассматриваясь наряду с такими понятиями, как отправитель, получатель, сообщение, способ передачи и код, также выступает фактором, влияющим на поведение человека в конкретной ситуации (Г. М. Андреева, Д. Бивин, Ю. Бронфенбреннер, П. Вацлавик, Д. Джексон, Е. Лангер, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Достаточно широка его роль в исследованиях познавательной активности и процессах переработки информации человеком (А. Андерсон, Р. Аткинсон, Дж. Брунер, Р. Клацки, П. Линдсей, У. Найссер, Д. Норманн, И. Хофман и др.).

В частности, под контекстом данного стимула И. Хофман понимает множество объектов, которые до его появления в течение короткого времени воздействовали на субъекта, либо воздействуют на него и перерабатываются одновременно со стимулом. В этой связи выделяется вербальный контекст (сопутствующие стимулы, названия предметов, рисунков, инструкций и пр.) и образный контекст (зрительные раздражители) [18, с. 196].

Общепризнано положение о ведущей роли социального контекста в развитии индивидуальности человека и психики в целом. А. В. Либин рассматривает человеческое поведение как социальный феномен, испытывающий влияние культурного контекста, определяемый им как "устойчивый набор ценностей, стереотипных представлений, правил поведения, разделяемых большинством членов данного социального окружения" [7, с. 272].

Контекст характеризуется вариативностью и многообразием. В психолого-педагогической литературе встречаются самые разные виды контекстов: цивилизационный, экзистенциальный, культурологический, социальный, социологический, педагогический, дидактический, понимающий, ситуативный, личностный, межличностный, диалогический, эмоциональный, образный, вербальный, внешний и внутренний, контексты культуры, профессионального образования, предметного содержания и множество других. В свою очередь каждая научная теория (будь то психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая концепция, деятельностный подход и др.) и каждый исто-

стр. 70

рический период задают свой контекст исследования того или иного феномена.

Таким образом, на современном этапе развития науки понятие "контекст" постепенно выходит за рамки своего традиционного лингвистического аспекта и фактически выступает как общенаучная, в том числе общепсихологическая категория, более расширенное использование которой открывает новые перспективы в научном познании. В этой связи наиболее всестороннюю характеристику контекста дает А. А. Вербицкий, определяя его как систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого, и также входящих в него компонентов. Соответственно выделяются внутренний и внешний контексты. Внутренний - это система уникальных для каждого человека психофизиологических, психологических и личностных особенностей и состояний, установок, отношений, знаний и опыта; внешний - система предметных, социальных, социокультурных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка. Переход от лингвистического к психологическому контексту осуществляется с помощью понятия "ситуация". Ситуация и контекст, по утверждению А. А. Вербицкого, связаны таким образом, что в ситуацию включаются не только внешние условия, но и сам действующий субъект в общении с другими людьми и постоянном активном межличностном взаимодействии [2].

МЕТОДИКА

Одна из областей психологического знания, где особенно важен контекст, - психодиагностика. Проявление и восприятие исследуемых феноменов всегда происходит в определенном контексте: историческом, социокультурном, идеологическом, методологическом, межличностном, а также в складывающемся из таких разнообразных факторов, как температура окружающей среды, время суток, настроение, состояние здоровья исследователя и т.д. Все эти и другие факторы в совокупности создают контекст исследования, а его учет позволяет сделать познание более объективным и многогранным. На это, в частности, указывают Ф. Франселла и Д. Баннистер, подчеркивая, что "исследователи обязаны учитывать влияние контекста, являющегося как источником путаницы, так и условием лучшего взаимопонимания экспериментатора и испытуемого" [17, с. 181].

Исключение влияния контекста для чистоты эксперимента приводит порой к мало полезному результату, который имеет отдаленное отношение к реальности. В психологии это проявилось, в частности, в исследованиях феноменов памяти.

Со времени Г. Эббингауза, внесшего большой вклад в разработку объективных психологических методов исследования памяти, психология продвинулась далеко вперед. В то же время, пишет У. Найссер, у нас практически нет систематизированных знаний о памяти: как она проявляется в повседневной жизни, как человек запоминает события. "До тех пор, - писал он, - пока мы не будем знать больше о памяти в том естественном контексте, где она обычно формируется и функционирует, всякое теоретизирование на этот счет будет преждевременным" [8, с. 157]. Заняв определенные позиции в системе наук, современная психология порой также далека от познания человека в реальной жизни, как это было и в начале ее становления.

Традиционные тестовые вопросы, направленные на выявление различных психологических особенностей людей, нередко не учитывают контекста, в котором проявляется исследуемая особенность. Например, ответы испытуемого на вопросы: "Если с вами несправедливо поступили, отстаиваете ли вы свои интересы?", "Способны ли вы дать волю своим чувствам и как следует повеселиться в компании"?, "Тебя легко огорчить?" и др. явно зависят от конкретной ситуации, конкретных условий, т.е. от контекста (как внешнего, так и внутреннего), в котором реализуется исследуемое поведение. Понятно, что в одних случаях человек отстаивает свои интересы, в других - нет. В одной компании он может дать волю своим чувствам и повеселиться, в другой - нет. Что-то огорчает человека легко, что-то не сразу. Одного человека огорчает одно, а другого другое. Без учета этих особенностей снижается прогностическая ценность теста, а результаты носят слишком обобщенный характер. Поэтому широко известен факт, когда последующее повторное тестирование испытуемого дает несколько иную картину его личностных особенностей, что свидетельствует о происходящих в силу различных причин изменениях в личности и ее окружении, а не о плохом тесте.

Игнорирование исследователем контекста при интерпретации результатов теста приводит к тому, что, получив результаты, испытуемый порой не знает, как относиться к ним и что ему делать. Ведь совершенно ясно, что одна и та же черта, особенность личности, в одних ситуациях (в одном контексте) играет позитивную роль, помогает человеку в решении проблем, а в других является негативной. С определенной долей уверенности можно сказать, что нет абсолютно положительных или отрицательных черт характера, свойств личности, все зависит от контекста, в котором они проявляются.

Одна из наиболее известных методик, учитывающая контекст, - репертуарный тест Дж. Кел-

стр. 71

ли [17, 22]. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов (называемых элементами). В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета - все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты - биполярные признаки, параметры, шкалы. Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично взаимодействию участников пьесы. Келли выделяет, в частности, следующие методы: минимального и полного контекстов, совмещение полного контекста с ролевой персонификацией.

В качестве примеров других исследовательских методик в психологии, учитывающих роль и влияние контекста, можно также назвать социометрию Дж. Морено, опросник Спилбергера -для диагностики ситуативной и личностной тревожности, методику САН (самочувствие, активность, настроение) и др.

Особая роль принадлежит контексту в проективных методиках, где внешний контекст задается определенными средствами. Это - либо неоконченное предложение, либо предлагаемый для интерпретации рисунок (например, в методиках ТАТ, тест Розенцвейга, пятна Роршаха и др.), либо задание выполнить свободный или тематически заданный рисунок (например, несуществующего животного), которые должны актуализировать у испытуемого некоторые его личностные переживания, отношения, мнения, связанные с заданной ситуацией. Заданный внешний контекст направлен на актуализацию определенных внутренних контекстов и последующую продуктивную мыслительную деятельность испытуемого, вербальное или графическое воплощение которой подлежит психологическому анализу.

Разработка диагностической методики, учитывающей влияние контекста, привела к проблеме самоактуализации личности.

Как известно, термин "самоактуализация" был впервые применен К. Голдстайном [21] в ходе исследования им участников войны, у которых в результате ранения был поврежден мозг. Под самоактуализацией он понимал реорганизацию способностей личности после перенесенного ранения. А. Маслоу, заимствовав этот термин, стал использовать его в более широком смысле. Для него самоактуализация стала означать тенденцию к реализации внутреннего потенциала, то есть самореализацию. Это желание человека стать всем, чем он способен, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности [11, с. 10]. В работах А. Маслоу представлены свойства-характеристики самоактуализирующейся личности: высшая степень восприятия реальности; более развитая способность принимать себя, других и мир; повышенная спонтанность; более развитая способность сосредоточиваться на проблеме; склонность к уединению; автономность и противостояние приобщения к какой-либо одной культуре; свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций; пиковые переживания; более сильное отождествление себя со всем родом человеческим; демократическая структура характера; чувство юмора, креативность; определенные изменения в системе ценностей [9 - 11]. По А. Маслоу, понятие самоактуализирующейся личности является также синонимом психического здоровья человека.

Не останавливаясь на содержании перечисленных характеристик, отметим некоторую неоднозначность в описаниях самоактуализации. С одной стороны, по А. Маслоу, только о людях старше 60 лет можно сказать, достигли или нет они самоактуализации, и, как правило, лишь 1% людей достигают уровня самоактуализации. В то же время он отмечает, что "самоактуализация - это не только конечное состояние, но также и сам процесс актуализации потенций индивида в любое время, в любой степени" [10, с. 54]. Одно из главных проявлений самоактуализации - пиковые переживания. "В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность. Это и есть момент самоактуализации. Мы все время от времени переживаем эти моменты" [10, с. 51 - 52]. Характеризуя пиковые переживания, А. Маслоу указывает, что "любой человек, во время любого пикового переживания временно обретает качества, которые я находил у самоактуализирующихся людей. То есть на время любой человек становится самореализующимся... Такие состояния или ситуации могут, в теории, произойти в любое время в жизни любого человека. Индивиды, которых я называю самоактуализирующимися людьми, отличаются тем, что у них это случается гораздо чаще, с большей интенсивностью и совершенством, чем у среднего человека" [10, с. 132].

В связи с этим можно утверждать, что самоактуализация - это психологический феномен, его проявление зависит от жизненного контекста, в котором находится и который переживает человек. Конечно, нельзя не согласиться с А. Маслоу, что "самоактуализация - дело не одного момента. Нельзя в четверг в четыре часа под звуки трубы вступить в пантеон и остаться там навечно. Самоактуализация достигается путем небольших, последовательно накапливаемых достижений" [10, с. 57].

стр. 72

В русле данной концепции американский психолог Э. Шостром разработал опросник личностной ориентации, измеряющий самоактуализацию как многомерную величину. Модификацию данного опросника в России осуществили, в частности, Л. Я. Гозман, М. В. Кроз и М. Л. Латинская, назвав его "Самоактуализационный тест" (CAT) [3]. С его помощью определяется уровень самоактуализации личности, но при всех достоинствах теста следует отметить, что он выявляет уровень самоактуализации вообще, не связывая его с конкретными жизненными ситуациями (хотя, конечно, в итоге эта связь проявляется).

На основании выделенных выше аспектов, показывающих ситуативный характер самоактуализации, нами разработана психодиагностическая методика, позволяющая выявить уровень самоактуализации в различных жизненных контекстах (ситуациях).

Предложенный ситуативный самоактуализационный тест не делится внутри на шкалы. Аналог такого варианта теста для определения уровня самоактуализации - краткая форма опросника личностной ориентации, разработанная А. Джоунс, Р. Крэндалл и состоящая из 15 суждений. Результаты этого теста положительно коррелируют со всеми значениями более объемного теста Э. Шострома ("Personal Orientation Inventory", POI), содержащего 150 суждений и состоящего из 2 основных шкал и 10 субшкал. Перевод краткой формы опросника личностной ориентации на русский язык представлен в книге Л. Хьелл и Д. Зиглер[19, с. 513].

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СИТУАТИВНОЙ САМО АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (ССЛ)

Цель методики - диагностика степени самоактуализации, переживаемой человеком в различных жизненных контекстах (ситуациях). Методика представляет собой анкету, включающую 14 пар характеристик личности, отражающих состояние само актуализации человека в соответствии с описаниями самоактуализирующейся личности по А. Маслоу. Составляющие методику биполярные пары личностных особенностей представляют (по порядку) следующие эмпирические характеристики самоактуализирующихся людей (см., например, [9, с. 189 - 212]): 1) чувство юмора; 2) сопротивление приобщению к культурным нормам; собственная система ценностей; 3) пиковые переживания; свежесть восприятия ("имеют достойную восхищения способность снова и снова свежо и наивно переживать простые радости жизни, принимать как чудо то, что для других стало обыденным и привычным" [9, с. 198]);

4) центрированность на проблеме ("выполняют некую миссию, имеют определенную цель жизни, решают какую-либо внешнюю задачу, что отнимает у них много сил и времени" [9, с. 195]);

5) спонтанность ("их поведение отличается простотой и естественностью, им чужды наигранность и попытки произвести эффект" [9, с. 193];

6) принятие ("отсутствие доминирующего чувства вины или сковывающего стыда, а также выраженной тревожности" [9, с. 192]); 7) человеческое родство ("испытывают искреннее желание принести пользу всему человечеству... знают, что лучше других справятся со многими вещами" [9, с. 200]); 8) пиковые переживания; 9) автономия ("относительная независимость от физического и социального окружения... обретают достаточную силу и независимость от расположения окружающих" [9, с. 197]); 10) центрирование на проблеме; креативность; 11) автономия; склонность к уединению ("имеют большую свободу воли и менее зависимы, нежели обычные люди" [9, с. 197]); 12) средства и цели ("гораздо больше внимания уделяют целям, притом средства этим целям явно подчинены" [9, с. 203]); 13) чувство юмора; пиковые переживания; 14) креативность.

Для повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по количеству положительных и отрицательных шкал, которым соответствует равное количество пунктов опросника.

Высокие показатели по результатам теста свидетельствуют о высоком уровне самоактуализации-самореализации личности, проявляемом в конкретной ситуации (или жизненном контексте в целом). Человек в наиболее полной мере проявляет активность, свои способности, получает от этого удовлетворение; стремится к успехам в делах и добивается их; увлечен происходящим, которое наполнено для него смыслом; ведет себя естественно и непринужденно; способен сам контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

Низкие показатели по результатам теста свидетельствуют о низком уровне самоактуализации-самореализации личности, проявляемом в конкретной ситуации (или жизненном контексте в целом). Человек переживает подавленность, напряжение и бессилие, неудовлетворенность собой и происходящим; невозможность реализации имеющихся у него способностей; неспособность достижения поставленных целей; зависимость от окружающих в принятии решений и в своих действиях, бессмысленность происходящего; неспособность самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

стр. 73

Инструкция

Прочитав в предложенном ниже списке названия качеств личности, выберите из каждой пронумерованной пары то качество, которое свойственно Вам в большей степени, и поставьте в бланке ответов ту цифру, которая соответствует степени выраженности данного качества:

1 - качество, представленное в левом столбце, проявляется часто;

2 - качество, представленное в левом столбце, проявляется периодически;

3 - трудно сказать, какое качество проявляется;

4 - скорее проявляется качество, представленное в правом столбце;

5 - качество, представленное в правом столбце, проявляется часто.

Будьте искренними. Полученные результаты будут использоваться в целях повышения эффективности психологической службы.

  Жизнерадостный           Переживающий разочарование, легко огорчающийся
  Вынужден подчиняться обстоятельствам, нерешительный           Способный противодействовать обстоятельствам, решительный
  Ироничный (недовольный происходящим)           Вдохновленный
  Активный, деятельный           Сдержанный, подавленный
  Естественный, непринужденный           Напряженный
  Довольный собой, своими делами           Недовольный собой, критикующий себя
  Оторванный от важных дел, переживающий разочарования           Причастный к общему делу, значимому для многих; достигающий высоких результатов в нем
  Тяготящийся происходящим           Увлеченный происходящим
  Стремящийся к изменениям, влияющий на происходящее           Вынужден приспосабливаться к происходящему
  Решающий важные проблемы, принимающий важные решения, открывающий новое для себя           Вынужден приспосабливаться к происходящему, избегать проблем
  Зависимый (несвободный) в принятии решений (в своих действиях)           Свободный (независимый) в принятии решений (в своих действиях)
  Добивающийся успехов в делах, в достижении поставленных целей           Вынужден бороться с неприятностями, проблемами, затрудняющийся в достижении поставленных целей
  Переживающий негативные чувства (легко расстраивающийся)           Переживающий позитивные чувства, воодушевленный
  Не проявляющий (в силу обстоятельств) себя, свои способности           Проявляющий себя, свои способности

БЛАНК ОТВЕТА

Пол__________________________

возраст__________________________

род занятий__________________________

Nп/п Какой Я вообще (чаще всего) Какой Я в ситуации успеха (удачи) Какой Я в ситуации неуспеха (неудачи)
1.      
2.      
3.      
4.      
14.      

Ситуации могут быть взяты по усмотрению исследователя.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Цифровые ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии с ключом.

Ключ. В пунктах 2, 3, 7, 8, 11, 13, 14 цифра ответа соответствует получаемому баллу: т.е. за цифру 1 ставится 1 балл, за цифру 2 - 2 балла, за цифру 3 - 3 балла и т.д. В пунктах 1,4, 5, 6, 9, 10, 12 перевод цифр ответов в баллы осуществляется следующим образом: за цифру - 5 баллов, за цифру 2 - 4 балла, за цифру 3 - 3 балла, за цифру 4 -

2 балла, за цифру 5 - 1 балл. Набранные баллы суммируются.

При анализе результатов рекомендуется пользоваться сырыми баллами, проверяя их на статистически значимые различий.

Психометрическая проверка опросника. В исследовании приняли участие преподаватели и студенты физико-математического, технолого-экономического и юридического факультетов вузов города Стерлитамака (всего 210 человек в возрасте от 16 до 63 лет; из них 100 мужчин и

стр. 74

ПО женщин), которые описывали себя по предложенной анкете, отвечая при этом на следующие вопросы: "Какой я вообще (чаще всего)?" "Какой я в ситуации успеха, удачи?" "Какой я в ситуации неуспеха (неудачи?)". Постановка данных вопросов была обусловлена необходимостью проверки надежности теста, а также его конструктной и эмпирической валидности.

Проверка надежности теста производилась по результатам ответов испытуемых на вопрос "Какой Я вообще?" с использованием метода "расщепления" и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для вычисления надежности и точности по обеим шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности-согласованности - формулы Спирмена-Брауна и Кронбаха [12, 14]. Получены следующие результаты.

надежность и точность (по Рюлону) составила 0.813;

надежность-согласованность (по Спирмену-Брауну) составила 0.842 и (по Кронбаху) 0.782.

Показатели надежности теста при описании себя в ситуациях успеха (удачи) и неуспеха (неудачи) оказались в пределах 0.91 - 0.98: т.е. при описании себя в конкретных ситуациях испытуемые дают более гармоничные ответы.

Надежность методики определялась также по критерию устойчивости данных во времени (ретестовая надежность). В связи с динамичностью диагностируемой характеристики время проведения повторного тестирования было минимальным. Коэффициенты устойчивости результатов по материалам повторного тестирования (через 3 недели) 50 испытуемых составил 0.82. (В то же время, в случае изменения жизненных обстоятельств результаты участвующих в тренингах личностного роста могут значительно измениться за короткое время.) Таким образом, все полученные показатели надежности оказались значимыми, что свидетельствует о достаточно высокой надежности теста.

Проверка валидности теста. Конструктная валидность теста проверялась в ходе вычисления коэффициента линейной корреляции суммы баллов ССТ (по результатам ответа на вопрос: "Какой Я вообще (чаще всего)") и результатов шкал CAT (самоактуализационного теста). Также вычислялся коэффициент линейной корреляции результатов ССТ и результатов шкал теста СЖО (смысложизненные ориентации) (методика Д. А. Леонтьева). Получены следующие результаты (см. табл. 1).

Как следует из табл. 1, практически по всем шкалам корреляция оказалась значимой.

Для проверки содержательной валидности использовался экспертный опрос. В качестве экспертов выступили десять преподавателей кафедры психологии Стерлитамакского государственного педагогического института, хорошо знакомые с концепцией самоактуализации и близкими к ней теориями. Показатель корреляции экспертных описаний самоактуализирующейся личности по параметрам опросника с авторским ключом теста составил от 0.94 до 1.0; корреляция между результатами экспертов - от 0.89 до 0.98 (р < 0.001).

Была предпринята также проверка эмпирической валидности с использованием метода контрастных групп [3,4], которые выделялись по параметру, избранному в качестве критерия валидности. Проверка валидности в этом случае осуществлялась путем сравнения результатов ответов всех испытуемых в отношении двух ситуаций: "успеха"и"неуспеха".

Для проверки валидности использовался непараметрический критерий χ2 в соответствии с табличными значениями χ2 = 21.7. В результате вычислений получен показатель χ2 = 103.3, значительно превышающий соответствующий таб-

Таблица 1. Результаты корреляции ССТ со шкалами CAT и теста СЖО (n = 54)

N столбца Названия шкал Показатели корреляции
  Шкалы CAT:  
1. компетентности во времени (Тс) 0.458**
2. поддержки (I) 0.648**
3. ценностных ориентации (SAV) 0.690**
4. гибкости поведения (Ех) 0.428**
5. сензитивности к себе (Fr) 0.389**
6. спонтанности (S) 0.464**
7. самоуважения (Sr) 0.658**
8. самопринятия (Sa) 0.324*
9. представлений о природе человека (Nc) 0.358*
10. синергии (Sy) 0.237
11. принятия агрессии (А) 0.458**
12. контактности (С) 0.231
13. познавательных потребностей (Cog) 0.218
14. креативности (Сг) 0.316*
15. Сумма баллов базовых шкал (Тс +1) 0.636**
  Шкалы теста СЖО:  
16. цели в жизни 0.611**
17. процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни 0.744**
18. результативность жизни или удовлетворенность самореализацией 0.754**
19. локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) 0.670**
20. локус контроля - жизнь или управляемость жизнью 0.645**
21. Сумма баллов всех шкал СЖО 0.778**

** - значимость на уровне p < 0.01; * - значимость на уровне p < 0.5.

стр. 75

Таблица 2. Распределение тестовых баллов

N п/п Вопросы Минимальный балл Максимальный балл Среднее арифметическое Медиана Среднее квадратическое отклонение
  Какой я вообще?     53.3   6.9
  Какой Я в ситуации успеха?     63.0   5.2
  Какой Я в ситуации неуспеха?     34.7   0.9

личный показатель (p < 0.01). Полученные результаты свидетельствуют о том, что различия сравниваемых групп ответов являются статистически значимыми. Соответственно, предложенная нами методика позволяет определить изменения в состояниях человека, переживаемых им в различных жизненных ситуациях.

Распределение тестовых баллов по каждому вопросу представлены в табл. 2.

С учетом результатов показателей всех видов надежности можно сделать вывод, что использование предложенной методики действительно позволяет выявить значимость исследуемой ситуации (и жизненных обстоятельств в целом) для самоактуализации человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С позиции гуманистической психологии "функция и цель образования и воспитания... -это в конечном счете, "самоактуализация" личности, достижение полной человечности, овладение наибольшей высотой, доступной для человеческого рода или для данного индивида" [10, с. 165]. Центральная задача обучения и воспитания - не просто овладение учащимися какими-то знаниями и навыками, а создание условий для их самореализации.

С помощью предложенной методики можно, в частности, найти ответ на следующий вопрос: выявить, в какой степени учебные занятия способствуют самоактуализации обучающихся по разным предметам?

Разработанный тест-опросник был предложен студентам, которые должны были описать себя, ответив на вопросы, соответствуют ли они предложенным параметрам на занятиях по различным учебным предметам. В результате выявились учебные предметы, где студенты проявляют достаточно низкие показатели самоактуализации (количество набранных ими баллов на занятиях по этим предметам доходило до минимальных, т.е. равнялось 14 баллам). Также выделились учебные предметы, где уровень самоактуализации студентов оказался максимальным (то есть доходил до 70 баллов).

В частности, при использовании разработанной методики со студентами I курса физико-математического факультета уровень самоактуализации на занятиях по различным учебным предметам составил в среднем (в баллах): анатомия, физиология и школьная гигиена - 58.0; иностранный язык -56.1; психология - 52.9; информатика -48.5; алгебра -41.7; история и культура Башкортостана - 37.7; программирование - 33.8; элементарная математика - 33; матанализ - 31. Полученные результаты являются основанием для анализа содержания и методов преподавания представленных учебных дисциплин и совершенствования подготовки специалистов.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Вышедшая в 1968 г. книга У. Мишеля "Личность и ее оценка" [23] содержит утверждение о том, что люди обнаруживают гораздо меньше постоянства в различных ситуациях, чем предполагали сторонники теории черт. Мишель пересмотрел десятки исследований и пришел к выводу, что "за исключением такой черты, как интеллигентность, не была продемонстрирована высокая степень постоянства на уровне поведения, и концепция личностных черт как определенных предрасположенностей оказывается, таким образом, несостоятельной" [23, р. 146]. Мишель приводит доказательства в поддержку теории о том, что на поступки людей ситуационные факторы оказывают большее влияние, чем черты личности. Он показал, что связь между поведением, демонстрируемым в одной ситуации, и поведением такого же рода в другой ситуации очень слаба. Фактически, средний кросс-ситуационный коэффициент корреляции составил лишь +0.30. В практическом смысле это означает, что кто-то, будучи очень робким и застенчивым в одной ситуации, оказывается очень общительным в другой.

На вариативность поведения человека в зависимости от ситуации указывает также Г. Оллпорт: "Каждый родитель знает, что его чадо может быть маленьким чудовищем дома и при этом совершеннейшим ангелом в гостях. Бизнесмен может быть серьезным и практичным на работе и таять в присутствии своей любимой дочери" [13, с. 46]. В то же время зависимость поведения человека от ситуации не лишает его личность целостности, внутренней интегрированной структуры, а свидетельствует скорее о сложности этой структуры. Различные ситуации актуализируют различные из присущих человеку тенденций.

стр. 76

Разработанная и представленная в данной статье методика подтверждает высказанные Мишелем и Оллпортом (а также другими исследователями) идеи. Методика может использоваться для экспресс-диагностики:

- значимости различных жизненных ситуаций (работа, учеба, общение с друзьями, другими людьми) для самоактуализации-самореализации личности и последующего определения направлений психокоррекционной, развивающей работы, проведения организационных, реорганизационных и воспитательных мероприятий;

- уровня самоактуализации-самореализации у людей, различающихся по полу, возрасту, профессии, социальному положению, успехам в деятельности и т.п.;

- динамики уровня самоактуализации в ходе проведения различных психотерапевтических и организационных мероприятий.

Методика может также использоваться в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей (преподавателей) для рефлексии собственной педагогической деятельности и поиска путей совершенствования преподавания учебных дисциплин; для выявления факторов и условий, влияющих на проявления самоактуализации у различных людей.

* * *

Как отмечает А. Н. Занковский, для того чтобы понять мотивацию индивида, важно учитывать общую структуру его потребностей в контексте жизненной и организационной ситуации [4, с. 336]. Мотивация есть результат взаимодействия индивида и ситуации, она детерминируется не только системой потребностей, но и ситуационными факторами [там же, с. 338]. Контекстный подход при разработке психодиагностических методик необходим прежде всего для исследования мотивационной сферы личности, важное место в которой занимают стремления к самореализации и самоактуализации. Отсутствие условий и способностей для продуктивно-созидательной реализации этих стремлений в тех обычных социально-значимых жизненных контекстах (учеба, работа, семья), в которые включен конкретный человек, является причиной негативных тенденций в его поведении, носящих нередко разрушительный характер. От широкой констатации иерархической структуры потребностей человека и важности для личностного роста удовлетворения высших потребностей необходимо переходить к конкретным мероприятиям по выявлению различных факторов, влияющих на проявление высших потребностей (в том числе и стремления к самоактуализации), и созданию условий для их реализации. В частности, учебный процесс, трудовая деятельность и другие жизненные сферы должны быть организованы таким образом, чтобы человек имел возможность развить и проявить все свои способности, максимально реализуя свой потенциал.

ВЫВОДЫ ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.