|
Дидактические принципы, лежащие в основе процесса обученияВ процессе проектирования предстоящей учебной деятельности, преподавателю рекомендуется руководствоваться следующими дидактическими принципами: 1. Научная направленность обучения. Реализация данного принципа нами видится в следующем: • создание на занятии атмосферы поиска решения научной проблемы. Поисковая деятельность обеспечивает возможность усвоения той системы научных понятий, которая позволяет студенту стать субъектом обучения, приобретающего характер исследовательской учебной деятельности; • при организации поисково-исследовательской деятельности традиционные показ, объяснение и контроль не всегда пригодны. Преподаватель ставит учебную задачу (проблему), решает ее совместно с учащимися, • принцип предполагает методическое творчество преподавателя 2.Систематичность и последовательность обучения. 3. Доступность обучения. Реализация данного принципа не сводится к упрощению изучаемого учебного материала на занятиях, а к облегчению его изучения в часы самоподготовки. На занятии преподаватель должен так логически правильно осветить изучаемый учебный материал, познакомить с приемами его обработки, чтобы студенты в ходе самостоятельной работы смогли его выполнить без особых затруднений (предлагается студентам во время самоподготовки составить план-схему ответа на каждый вопрос семинара. На семинарском занятии во время ответа на поставленный преподавателем вопрос студенты могут использовать составленную ими план-схему. Данный прием активизирует память, делает сложный теоретический материал более доступным). 4. Наглядность обучения. Реализацию данного принципа рекомендуется рассматривать как одно из направлений оптимизации учебной деятельности в процессе изучения курса «Теории права». При использовании наглядных средств учебной деятельности выдвигаются следующие требования.: 1)Должны соответствовать содержанию учебного материала и целям занятия; 2)При отборе учитывать специфические особенности каждого пособия в обучении и определить его функции в решении образовательных и 3)Должны содействовать активизации учебной деятельности. 4)Органически включаться в структуру занятия. 5. Сознательность и активность обучения. Главное в реализации данного принципа - отношение студента к обучению. Понимание проблемы помогает ему в реализации своих интеллектуальных способностей, создании ценностно-смысловых ориентаций. 6. Прочность знаний и умений, формируемых в процессе учебной При планировании занятия преподавателем учитываются и разрабатываются следующие варианты контроля: предварительного (входного) контроля знаний и умений учащихся; промежуточного (рубежного) контроля знаний и умений учащихся; предэкзаменационный (выходной) контроль знаний и умений. 7. Учет психологических особенностей учащихся. При проецировании учебных целей преподаватель акцентирует внимание на следующих элементах: а) восприятие, т.е. готовность и способность обучаемого воспринимать б) реагирование, т.е. активные проявления, исходящие от самого в) усвоение ценностных ориентацией, т.е. различные уровни усвоения ценностных ориентации: принятие ценностной ориентации («мнение»); предложение ценностной ориентации; убежденность; г) организация ценностных ориентации, т.е. осмысление и соединение различных ценностных ориентации, разрешений возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей; д) распространение ценностных ориентации или их комплекса на 8. Воспитательный характер обучения. Реализация данного принципа видится в формирование у учащегося личностного отношения к тому или иному правовому явлению, понятию, процессу. Его способности быть полноценным членом коллектива. Его готовность оспорить проблему, помочь другим в преодолении возникших сложностей в ходе ее реализации. 9. Использование различных методов обучения. При выборе того или иного метода обучения рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: а) соответствие выбранного метода принципам обучения; б) соответствие выбранного метода задачам и целям обучения; в) соответствие выбранного метода содержанию конкретной темы г) соответствие выбранного метода личностно-психологическим д) соответствие выбранного метода возможностям преподавателя. Чтобы отследить выбранный метод обучения на каждом этапе построения занятия, преподавателю рекомендуется продумать, какие приемы ему целесообразно использовать на занятии. Каждый прием обучения способствует актуализации метода обучения в конкретной ситуации. Так, при построении семинарского занятия, проводимого с использованием метода проблемного изложения, могут" быть использованы следующие приемы: опрос, беседа, диспут, вывод по вопросу, учебный плакат. На основе приведенных приемов обучения можно проследить избранный метод обучения на каждом этапе занятия: 1) организационное начало урока; 2) постановка цели и актуализация знаний (обозначение проблемы); 3) подготовка к повторению изученного материала (постановка проблемы); 4) оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новых ситуациях (решение проблемы); 5) обобщение знаний (вывод по проблеме); 6) контроль знаний (оценка). Рекомендации: данные методические рекомендации нацелены на оказание практической помощи преподавателю в организации своей педагогической деятельности. Рекомендации помогут в выборе метода и приемов проведения занятия, средств обучения, помогут разобраться в технологии целеполагания при построении урока, в мотивации учебной деятельности учащихся. Приемы обучения 1. Используется прием, получивший в психологии название «эффект новизны». Это означает, что преподаватель постоянно меняет методику преподавания, с целью не дать учащимся адаптироваться к данному приему или методу обучения. Опыт показал, что привыкание учащихся к одному приему или методу проведения занятия способствует снижению их познавательного уровня. Использование постоянной смены приемов и методов обучения позволяет достичь определенных результатов; 2. Сочетание приемов обучения на занятии. Комплексное использование приемов также требует от учащихся определенных умений и навыков. Например, при работе с карточками опорных знаний учащиеся учатся давать определение понятия через его родовое понятие, от которого оно образовано, и его видовые признаки. На занятии можно использовать несколько приемов обучения. Все приемы направлены на оживление познавательного процесса учащихся, способствуют снятию нагрузки посредством оптимизации учебного процесса; 3. Преподаватель использует различные формы обучения, которые 4. Сложность заданий выражается также в усилении режима отчетности за написание конспектов по данному разделу курса, написание рефератов и участие в научной работе. Каждое технологическое звено включает в себя три уровня изучения материала. Поэтому технологическое звено распадается на три самостоятельных учебных звена для первого, второго и третьего уровня. Исходя из этого, необходимо еще раз отметить, что гибкость такой дидактической единицы как технологическое звено проявляется: 1)в возможности повторяться на другом информационном уровне в целях 2)каждое звено применяется к каждой учебной группе индивидуально. Значение технологического звена видится в том, что: 1) основывается на обратной связи, которая достигается посредством логической связи межу получаемыми учащимися знаниями и их умения 2) является мощным рычагом управления всем учебным процессом по 3) показывает, какими формами проведения занятий, приемами и метода 4) делает учебный процесс увлекательным и для студентов, и для преподавателя. Таким образом, можно сказать, что технологическое звено — это совокупность учебных блоков, этап проектирования, этап диагностики и контроля полученных знаний, умений и навыков. Важной характеристикой обратной связи являются информационный и методологический уровни в изучения учебного материала. Методологические знания - это обобщенные знания о методах и структуре науки, основных закономерностях ее функционирования и развития. Методологические умения - это обобщенные приемы учебного познания, которые формируются у учащихся в процессе их деятельности и вырастают в устойчивый стиль мышления. Так, при проведении блочно-модульного урока по теме «Сущность права. Право в системе социального регулирования» на информационном уровне: • происходит систематизация и закрепление знаний полученных на • продолжается работа по формированию понятий: • студенты закрепляют знания по учебной и нормативнойлитературе. На методологическом уровне: • студенты учатся оценивать свои знания самостоятельно, с этой целью используется прием обучения "оценочный лист"; • студенты учатся правильно строить свой ответ на занятии, с этой целью используется прием обучения рецензия ответа; • формируются навыки работы с учебным текстом: умение видеть в нем главное и найти ответ на поставленный вопрос преподавателя; • развиваются навыки общения и коллективного взаимодействия. Таким образом, каждый дидактический уровень имеет свои информационный и методологический подуровни. При реализации преподавателем целей, поставленных на информационном и методологическом подуровнях, позволяет говорить, что, например, первое технологическое звено пройдено. Тогда преподаватель переходит ко второму технологическому звену. Информационный подуровень прохождения курса «Теория права» имеет несколько тем, которые объединяются преподавателем в учебный блок. Обратная связь имеет особое место в моделировании педагогического процесса. Ее наличие позволяет говорить о результативности всего обучения, т.к. предполагает постоянный контроль со стороны преподавателя за уровнем усвоения знаний, умений и навыков студентов. Каждый дидактический уровень имеет свою обратную связь независимо от успеваемости студентов. Таким образом, обратная связь является обязательным элементов построения обучения. Можно сказать, что если нет обратной связи, то нет и обучения. Данная связь называется еще оперативной, т.к. присутствует при проведении всех форм занятий, с использованием разнообразных приемов, методов, средств обучения и конкретизации. Учебный блок состоит из конкретных форм обучения, а также методического инструментария по данной теме. Учебные блоки являются содержанием технологического звена и определяют последовательность изучения курса «Теория права». Учебный блок начинается с этапа диагностики и заканчивается этапом контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов. Методические рекомендации студентам Лекционные и практические занятия являются одной из наиболее эффективных форм обучения и системного усвоения правовых знаний. Потребность в данных занятиях велика, в том числе, в ходе преподавания учебного курса «Теория государства и права». Предметом данного курса являются наиболее сложные и значимые общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой системы, а также система основных понятий юриспруденции. Трудности усвоения этой комплексной учебной дисциплины связаны со спецификой ее предмета и обилием теоретических материалов, необходимостью анализа, обобщения правовых явлений, сопоставления теоретических разработок и юридической практики. В рамках «Теории государства и права» должны сформироваться навыки юридического мышления, способность самостоятельного анализа правовых документов и правовой действительности, объяснения смысла и содержания их правовых принципов, институтов, толкования правовых норм, т.е. те профессиональных качеств, без которых немыслимо становление квалифицированного специалиста по направлению «Юриспруденция». Кроме того, изучение Теории государства и права сопряжено с освоением студентами государственно-правового понятийного аппарата, приемов и способов систематизации правового материала, что предопределяет тесную взаимосвязь с другими юридическими дисциплинами, в том числе отраслевыми. При подготовке к занятиям студентам необходимо изучить учебный и научно-теоретический материал, изложенный в учебниках, учебных пособиях и лекциях ведущего преподавателя, соответствующие нормативные акты, а также практику их реализации. Целесообразно составить конспект, в котором отразить определение понятий, связанных с изучаемой темой, результаты анализа рекомендованных для изучения данной темы нормативных актов и литературы. Желательно также, чтобы теоретические знания подкреплялись ссылками на примеры практики. Перечень основных источников, рекомендуемых для изучения в рамках курса «Теория государства и права», а также литература указаны в настоящем пособии. В ряде случаев необходимая литература рекомендуется преподавателем. Часть занятий проводится в интерактивной форме. Внедрение интерактивных методик – одно из направлений совершенствования подготовки студентов, в результате чего легче осваивается изучаемый материал. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов как с преподавателем, так и друг с другом, это прежде всего, диалоговое обучение. Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение интереса, эффективное усвоение учебного материала, самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной задачи, установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать достоинство; формирование мнения и отношения, жизненных и профессиональных навыков. В ходе занятий по Теории государства и права используются следующие интерактивные формы: дискуссия, дебаты, мозговой штурм, ситуационный анализ, что предполагает, в том числе, подготовку докладов по обозначенным преподавателем вопросам. При этом, выражая свою позицию по соответствующим вопросам, студент должен ее аргументировать, в том числе ссылаясь на конкретные источники, мнения ученых, нормативно правовые акты, примеры правоприменительной практики.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|