Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дидактические принципы, лежащие в основе процесса обучения





В процессе проектирования предстоящей учебной деятельности, преподавателю рекомендуется руко­водствоваться следующими дидактическими принципами:

1. Научная направленность обучения.

Реализация данного принципа нами видится в следующем:

• создание на занятии атмосферы поиска решения научной пробле­мы. Поисковая деятельность обеспечивает возможность усвоения той сис­темы научных понятий, которая позволяет студенту стать субъектом обуче­ния, приобретающего характер исследовательской учебной деятельности;

• при организации поисково-исследовательской деятельности тра­диционные показ, объяснение и контроль не всегда пригодны. Преподава­тель ставит учебную задачу (проблему), решает ее совместно с учащимися,
организует оценку найденного способа действия;

• принцип предполагает методическое творчество преподавателя

2.Систематичность и последовательность обучения.
Построения занятия предполагает логическую связь формируемых правовых понятий, приемов их усвоения. Особенность усвоения учебного материала состоит в постепенном наращивании сложности задания, вы­двигаемого преподавателем перед студентами. Степень и форма участия в творческом поиске на занятии преподавателя и учащегося не остаются по­стоянными, а определяются фактическими возможностями учащегося, по мере расширения которых преподаватель «передает» ему все новые звенья общей деятельности.

3. Доступность обучения.

Реализация данного принципа не сводится к упрощению изучаемого учебного материала на занятиях, а к облегчению его изучения в часы са­моподготовки. На занятии преподаватель должен так логически правильно осветить изучаемый учебный материал, познакомить с приемами его обра­ботки, чтобы студенты в ходе самостоятельной работы смогли его выпол­нить без особых затруднений (предлагается студентам во время са­моподготовки составить план-схему ответа на каждый вопрос семинара. На семинарском занятии во время ответа на поставленный преподавателем вопрос студенты могут использовать составленную ими план-схему. Дан­ный прием активизирует память, делает сложный теоретический материал более доступным).

4. Наглядность обучения.

Реализацию данного принципа рекомендуется рассматривать как од­но из направлений оптимизации учебной деятельности в процессе изуче­ния курса «Теории права». При использовании на­глядных средств учебной деятельности выдвигаются следующие требова­ния.:

1)Должны соответствовать содержанию учебного материала и це­лям занятия;

2)При отборе учитывать специфические особенности каждого посо­бия в обучении и определить его функции в решении образовательных и
воспитательных задач;

3)Должны содействовать активизации учебной деятельности.

4)Органически включаться в структуру занятия.

5. Сознательность и активность обучения.

Главное в реализации данного принципа - отношение студента к обучению. Понимание проблемы помогает ему в реализации сво­их интеллектуальных способностей, создании ценностно-смысловых ори­ентаций.

6. Прочность знаний и умений, формируемых в процессе учебной
деятельности.

При планировании занятия преподавателем учитываются и разраба­тываются следующие варианты контроля: предварительного (входного) контроля знаний и умений учащихся; промежуточного (рубежного) кон­троля знаний и умений учащихся; предэкзаменационный (выходной) кон­троль знаний и умений.

7. Учет психологических особенностей учащихся.

При проецировании учебных целей преподаватель акцентирует вни­мание на следующих элементах:

а) восприятие, т.е. готовность и способность обучаемого воспринимать
те или иные явления. Преподаватель должен привлечь, удержать и напра­вить внимание учащегося;

б) реагирование, т.е. активные проявления, исходящие от самого
обучаемого. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается
на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предме­ту, явлению или деятельности;

в) усвоение ценностных ориентацией, т.е. различные уровни ус­воения ценностных ориентации: принятие ценностной ориентации («мне­ние»); предложение ценностной ориентации; убежденность;

г) организация ценностных ориентации, т.е. осмысление и соеди­нение различных ценностных ориентации, разрешений возможных проти­воречий между ними и формирование системы ценностей;

д) распространение ценностных ориентации или их комплекса на
деятельность, т.е. такой уровень усвоения ценностей, на котором они ус­тойчиво определяют поведение индивида.

8. Воспитательный характер обучения.

Реализация данного принципа видится в формирование у учащегося личностного отношения к тому или иному правовому явлению, понятию, процессу. Его способности быть полноценным членом коллектива. Его го­товность оспорить проблему, помочь другим в преодолении возникших сложностей в ходе ее реализации.

9. Использование различных методов обучения.

При выборе того или иного метода обучения рекомендуется руково­дствоваться следующими требованиями:

а) соответствие выбранного метода принципам обучения;

б) соответствие выбранного метода задачам и целям обучения;

в) соответствие выбранного метода содержанию конкретной темы
изучаемой дисциплины;

г) соответствие выбранного метода личностно-психологическим
особенностям учащихся;

д) соответствие выбранного метода возможностям преподавателя.

Чтобы отследить выбранный метод обучения на каждом этапе по­строения занятия, преподавателю рекомендуется продумать, какие приемы ему целесообразно использовать на занятии.

Каждый прием обучения способствует актуализации метода обуче­ния в конкретной ситуации. Так, при построении семинарского занятия, проводимого с использованием метода проблемного изложения, могут" быть использованы следующие приемы: опрос, беседа, диспут, вывод по вопросу, учебный плакат. На основе приведенных приемов обучения мож­но проследить избранный метод обучения на каждом этапе занятия: 1) ор­ганизационное начало урока; 2) постановка цели и актуализация знаний (обозначение проблемы); 3) подготовка к повторению изученного мате­риала (постановка проблемы); 4) оперирование знаниями и овладение спо­собами деятельности в новых ситуациях (решение проблемы); 5) обобще­ние знаний (вывод по проблеме); 6) контроль знаний (оценка).

Рекомендации: данные методические рекомендации нацелены на оказание практической помощи преподавателю в организации своей педа­гогической деятельности. Рекомендации помогут в выборе метода и прие­мов проведения занятия, средств обучения, помогут разобраться в техно­логии целеполагания при построении урока, в мотивации учебной дея­тельности учащихся.

Приемы обучения

1. Используется прием, получивший в психологии название «эффект новизны». Это означает, что преподаватель постоянно меняет методику преподавания, с целью не дать учащимся адаптироваться к данному приему или методу обучения. Опыт показал, что привыкание учащихся к одному приему или методу проведения занятия способствует снижению их познавательного уровня. Использование постоянной смены приемов и методов обучения позволяет достичь определенных результатов;

2. Сочетание приемов обучения на занятии. Комплексное использование приемов также требует от учащихся определенных умений и навыков. Например, при работе с карточками опорных знаний учащиеся учатся давать определение понятия через его родовое понятие, от которого оно образовано, и его видовые признаки. На занятии можно использовать несколько приемов обучения. Все приемы направлены на оживление познавательного процесса учащихся, способствуют снятию нагрузки посредством оптимизации учебного процесса;

3. Преподаватель использует различные формы обучения, которые
также направлены на формирование определенных умений и навыков. На­
пример, такая форма обучения, как ролевая игра развивает умения приме­нять свои правовые знания в решении актуальных вопросов в ходе практики;

4. Сложность заданий выражается также в усилении режима от­четности за написание конспектов по данному разделу курса, написание рефератов и участие в научной работе.

Каждое технологическое звено включает в себя три уровня изучения материала. Поэтому технологическое звено распадается на три самостоя­тельных учебных звена для первого, второго и третьего уровня. Исходя из этого, необходимо еще раз отметить, что гибкость такой дидактической единицы как технологическое звено проявляется:

1)в возможности повторяться на другом информационном уровне в целях
доработки методологических умений и навыков студентов;

2)каждое звено применяется к каждой учебной группе индивидуально.

Значение технологического звена видится в том, что:

1) основывается на обратной связи, которая достигается посредством ло­гической связи межу получаемыми учащимися знаниями и их умения­
ми и навыками применения этих знаний на практике;

2) является мощным рычагом управления всем учебным процессом по­
средством диагностики и оценки конечных результатов учебной дея­тельности студентов;

3) показывает, какими формами проведения занятий, приемами и метода­
ми, а также средствами преподаватель может достигнуть определенно­го результата;

4) делает учебный процесс увлекательным и для студентов, и для препо­давателя.

Таким образом, можно сказать, что технологическое звено — это со­вокупность учебных блоков, этап проектирования, этап диагностики и контроля полученных знаний, умений и навыков.

Важной характеристикой обратной связи являются информацион­ный и методологический уровни в изучения учебного материала.

Методологические знания - это обобщенные знания о методах и структуре науки, основных закономерностях ее функциониро­вания и развития. Методологические умения - это обобщенные приемы учебного познания, которые формируются у учащихся в процессе их дея­тельности и вырастают в устойчивый стиль мышления.

Так, при проведении блочно-модульного урока по теме «Сущность права. Право в системе социального регулирования» на информационном уровне:

• происходит систематизация и закрепление знаний полученных на
лекции и в часы самоподготовки;

• продолжается работа по формированию понятий:
право, его сущность, социальное регулирование, виды социальных регуляторов;

• студенты закрепляют знания по учебной и нормативнойлитературе.

На методологическом уровне:

• студенты учатся оценивать свои знания самостоятельно, с этой целью используется прием обучения "оценочный лист";

• студенты учатся правильно строить свой ответ на занятии, с этой целью используется прием обучения рецензия ответа;

• формируются навыки работы с учебным текстом: умение видеть в нем главное и найти ответ на поставленный вопрос преподавателя;

• развиваются навыки общения и коллективного взаимодействия.

Таким образом, каждый дидактический уровень имеет свои информационный и методологический подуровни. При реализации преподавателем целей, поставленных на информационном и методологическом подуровнях, позволяет говорить, что, например, первое технологическое звено пройдено. Тогда преподаватель переходит ко второму технологическому звену.

Информационный подуровень прохождения курса «Теория права» имеет несколько тем, которые объединяются преподавателем в учебный блок.

Обратная связь имеет особое место в моделировании педагогического процесса. Ее наличие позволяет говорить о результативности всего обучения, т.к. предполагает постоянный контроль со стороны преподавателя за уровнем усвоения знаний, умений и навыков студентов. Каждый дидактический уровень имеет свою обратную связь независимо от успеваемости студентов. Таким образом, обратная связь является обязательным элементов построения обучения. Можно сказать, что если нет обратной связи, то нет и обучения. Данная связь называется еще оперативной, т.к. присутствует при проведении всех форм занятий, с использованием разнообразных приемов, методов, средств обучения и конкретизации.

Учебный блок состоит из конкретных форм обучения, а также методического инструментария по данной теме.

Учебные блоки являются содержанием технологического звена и определяют последовательность изучения курса «Теория права».

Учебный блок начинается с этапа диагностики и заканчивается этапом контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.

Методические рекомендации студентам

Лекционные и практические занятия являются одной из наиболее эффективных форм обучения и системного усвоения правовых знаний. Потребность в данных занятиях велика, в том числе, в ходе преподавания учебного курса «Теория государства и права». Предметом данного курса являются наиболее сложные и значимые общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой системы, а также система основных понятий юриспруденции.

Трудности усвоения этой комплексной учебной дисциплины связаны со спецификой ее предмета и обилием теоретических материалов, необходимостью анализа, обобщения правовых явлений, сопоставления теоретических разработок и юридической практики.

В рамках «Теории государства и права» должны сформироваться навыки юридического мышления, способность самостоятельного анализа правовых документов и правовой действительности, объяснения смысла и содержания их правовых принципов, институтов, толкования правовых норм, т.е. те профессиональных качеств, без которых немыслимо становление квалифицированного специалиста по направлению «Юриспруденция». Кроме того, изучение Теории государства и права сопряжено с освоением студентами государственно-правового понятийного аппарата, приемов и способов систематизации правового материала, что предопределяет тесную взаимосвязь с другими юридическими дисциплинами, в том числе отраслевыми.

При подготовке к занятиям студентам необходимо изучить учебный и научно-теоретический материал, изложенный в учебниках, учебных пособиях и лекциях ведущего преподавателя, соответствующие нормативные акты, а также практику их реализации. Целесообразно составить конспект, в котором отразить определение понятий, связанных с изучаемой темой, результаты анализа рекомендованных для изучения данной темы нормативных актов и литературы. Желательно также, чтобы теоретические знания подкреплялись ссылками на примеры практики.

Перечень основных источников, рекомендуемых для изучения в рамках курса «Теория государства и права», а также литература указаны в настоящем пособии. В ряде случаев необходимая литература рекомендуется преподавателем.

Часть занятий проводится в интерактивной форме. Внедрение интерактивных методик – одно из направлений совершенствования подготовки студентов, в результате чего легче осваивается изучаемый материал. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов как с преподавателем, так и друг с другом, это прежде всего, диалоговое обучение. Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение интереса, эффективное усвоение учебного материала, самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной задачи, установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать достоинство; формирование мнения и отношения, жизненных и профессиональных навыков. В ходе занятий по Теории государства и права используются следующие интерактивные формы: дискуссия, дебаты, мозговой штурм, ситуационный анализ, что предполагает, в том числе, подготовку докладов по обозначенным преподавателем вопросам. При этом, выражая свою позицию по соответствующим вопросам, студент должен ее аргументировать, в том числе ссылаясь на конкретные источники, мнения ученых, нормативно правовые акты, примеры правоприменительной практики.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.