Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЦИТОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ. НЕРВНАЯ, ИММУННАЯ И СЕНСОРНАЯ СИСТЕМЫ





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПО ГИСТОЛОГИИ И ЦИТОЛОГИИ

С ОСНОВАМИ ЭМБРИОЛОГИИ

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособиядня студентов медицинских вузов

Под редакцией

профессора П.А. Мотавкина

доцента И.В. Ковалевой

Владивосток

Медицина ДВ

 

УДК 611(07)

ББК 28.703/706

У 91 Утверждено в печать редакционно-издательским советом

Владивостокского государственного медицинского университета

Рецензенты:

Б. Я. Рыжавский, доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии

Дальневосточного государственного медицинского университет;

 

А. П. Анисимов, доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой клеточной биологии

Дальневосточного государственного университета

 

Составители:

П. А. Мотавкин, Г. В. Рева, А. В. Ломакин, И. В. Ковалева,

Н. Ю. Матвеева, Г. М. Холоденко

 

Учебно-методическое пособие для студентов медицинского университета по гистологии и цитологии с основами эмбриологии: учеб. пособие / [П.А. Мотавкин и др.]. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2008. - 252 с.

Предлагаемое учебно-методическое пособие написано в соответствии с действующей программой и новейшими данными по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Основная задача учебного пособия - дать студентам в краткой форме необходимую информацию для успешной работы во время лабораторных занятий и при индивидуальной работе на кафедре с целью развития у них навыков самостоятельного изучения микроструктуры тканей и выявления их основных морфологических признаков.

УДК 611(07)

ББК 28.703/706

 

 

© Коллектив авторов, 2008

© «Медицина ДВ», 2008

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ............................5

ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР. ЦИТОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ.

НЕРВНАЯ, ИММУННАЯ И СЕНСОРНАЯ СИСТЕМЫ..............................................................................................................7

Тема 1. ГИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.......................................................7

Тема 2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО

ГИСТОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕПАРАТА.............................................................13

Тема 3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.

ЦИТОПЛАЗМА И ЯДРО КЛЕТКИ.................................................................21

Тема 4. МОРФОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ.............................27

Тема 5. СПОСОБЫ РЕПРОДУКЦИИ КЛЕТОК. РЕАКЦИЯ КЛЕТКИ

НА ПОВРЕЖДЕНИЕ...........................................................................................33

Тема 6. Семинар «ЦИТОЛОГИЯ».....................................................................................................40

Тема 7. ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ.............................................................42

Тема 8. МЕЗЕНХИМА. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ...................................49

Тема 9. КРОВЬ И КРОВЕТВОРЕНИЕ.........................................................55

Тема 10. ИММУННАЯ СИСТЕМА.............................................................................................................62

Тема 11. КОСТНАЯ ТКАНЬ................................................................................71

Тема 12. ХРЯЩЕВЫЕ И МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ..............................................78

Тема 13. Семинар «ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ, МЕЗЕНХИМНЫЕ

И МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ. ИММУННАЯ СИСТЕМА».....................................87

ТемаЫ. ТКАНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.............................93

Тема 15. СИСТЕМА СПИННОГО МОЗГА........................................................99

Тема 16. КОРКОВЫЕ ФОРМАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗА.

АВТОНОМНАЯ (ВЕГЕТАТИВНАЯ) НЕРВНАЯ СИСТЕМА.......................105

Тема 17. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН ЗРЕНИЯ И ОБОНЯНИЯ....................114

Тема 18. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН СЛУХА, РАВНОВЕСИЯ, ВКУСА...123

ОСЕННИЙ СЕМЕСТР. ЧАСТНАЯ ГИСТОЛОГИЯ. ЭМБРИОЛОГИЯ..........................................................................................132

Тема 19. Семинар «ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ, МЕЗЕНХИМНЫЕ

И МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ. ИММУННАЯ СИСТЕМА»...................................132

Тема 20. Семинар «ТКАНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА»....................................................................................137

Тема 21. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА..........................................141

Тема 22. ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ И ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ............150

Тема 23. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ЯЗЫК, ЗУБЫ, ПИЩЕВОД...........................................................................................................156

Тема 24. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ЖЕЛУДОК И КИШЕЧНИК.......................................................................................................165

Тема 25. КРУПНЫЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ...............................172

Тема 26. Семинар «СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ

И ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ

И ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ».......................................................................181

Тема 27. КОЖА И ЕЕ ПРИДАТКИ. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ......................186

Тема 28. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНАЯ

СИСТЕМА.......................................................................................................194

Тема 29. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ЖЕЛЕЗЫ

ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ......................................................................202

Тема 30. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА........................................209

Тема 32. Семинар «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»...................................................215

Тема 32. ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. РАЗВИТИЕ ХОРДОВЫХ........................222

Тема 33. МУЖСКАЯ ПОЛОВАЯ СИСТЕМА.......................................231

Тема 35. ЖЕНСКАЯ ПОЛОВАЯ СИСТЕМА. МАТКА.

ОВАРИАЛЬНО-МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ........................................242

Тема 36. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА ………………. 243

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ

 

В качестве основных форм работы со студентами на кафедре использу­ются лекции и лабораторные занятия. Изучение крупных разделов за­вершается итоговым семинаром, на котором преподаватель, используя различные формы контроля (тесты, опрос-беседа, диагностика микро­препаратов и микрофотографий, решение ситуационных задач) уста­навливает и оценивает степень усвоения знаний студентами, а в конце курса (3-й семестр) предлагается заключительный экзамен. Лекции дают возможность студентам получить наиболее современные и систематизи­рованные знания по основным разделам предмета.

Задачей практического занятия является изучение морфологичес­кой организации клеток, тканей, органов и умение связать их строение с выполняемыми функциями. Студент должен овладеть навыками самостоятельного «чтения» гистологических препаратов, научиться воспроизводить гистологическую структуру как в устной форме, так и в виде рисунков.

Правила работы студентов на практических занятиях

1. За 5-10 минут до начала занятий дежурный принимает учеб­ную комнату и после предъявления студенческого билета получает у лаборанта учебные пособия для практической работы всей группы. Дежурный несет ответственность за сохранность учебных пособий, микроскопических препаратов, таблиц, микроскопов, а также за общий порядок в учебной комнате во время работы. По окончании практичес­кого занятия дежурный сдает учебную комнату и получает студенческий билет у лаборанта.

2.К началу занятий студенты должны быть готовы для его проведе­ния - надеть халаты, убрать портфели на специально отведенное место, приготовить для работы альбомы и набор цветных карандашей и полу­чить у дежурного учебные пособия. Каждому студенту предоставляется закрепленный за ним микроскоп и набор соответствующих препаратов.

3. На занятие студенты должны приходить с подготовленным те­оретическим материалом. В начале занятия и в ходе любого его этапа подготовка контролируется преподавателем. В случае неудовлетво­рительной теоретической подготовки и отсутствия рисунков гисто­логических препаратов в альбоме данное занятие студенту не зачи­тывается.

4. Во время самостоятельной работы на практических занятиях требуется соблюдать дисциплину, поддерживать порядок, бережно обращаться с микроскопами, гистологическими препаратами, таблицами и другим кафедральным имуществом.

5. На стенде «Учебно-методические материалы кафедры» студенты должны ознакомиться с календарным расписанием и темами лекций, практических и итоговых занятий, контрольными вопросами для подготовки, с графиком сдачи отработок, а также объявлениями и другой необходимой информацией.

Весенний семестр

ЦИТОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ. НЕРВНАЯ, ИММУННАЯ И СЕНСОРНАЯ СИСТЕМЫ

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Программированный контроль - 10 мин.

3. Опрос-беседа - 35 мин.

4. Объяснение препаратов - 10 мин.

5. Перерыв - 15 мин.

6. Контроль за самостоятельной работой студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин.

7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин. Время лабораторного занятия: 3 часа.

Учебная цель

Общая цель. Знать общие принципы микроскопических методов исследования. Уметь работать на световом микроскопе.

Конкретная цель: знать принципы работы и овладеть навыками работы на световом микроскопе. Знать принципы работы поляризационной микроскопии. Знать принципы работы фазово-контрастной микроскопии. Знать принципы работы интерференционной микроскопии. Знать принципы работы флуоресцентной микроскопии. Знать принципы работы электронной микроскопии. Иметь представление о гистологическихи гистохимических методах исследования. Иметь представление о количественном методе исследования.

Вопросы для самоподготовки

1. Назвать основные части светового микроскопа.

2. Что такое разрешающая способность микроскопа?

3. Правила работы с микроскопом.

4. Конфокальная микроскопия и ее применение при исследовании объектов.

5. Каковы возможности фазово-контрастной и интерференционной микроскопии в изучении биологических объектов?

6. Люминесцентная микроскопия. Первичная и вторичная флуоресценция.

7. Принципы работы электронного микроскопа. Его разрешающая способность.

8. Гистологические и гистохимические методы исследования.

9. Количественные методы гистологического исследования.

 

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Программированный контроль - 10 мин.

3. Опрос-беседа - 35 мин.

4. Объяснение препаратов - 10 мин.

5. Перерыв-15мин.

6. Контроль за самостоятельной работой студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин.

7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин. Время лабораторного занятия: 3 часа.

Учебная цель

Общая цель. Знать содержание предмета и общебиологические основы гистологии. Уметь приготовить постоянный гистологический препарат.

Конкретная цель. Знать цели и задачи гистологии, цитологии и эмбриологии. Иметь представление о вкладе отечественных ученых в развитие гистологии. Знать современное представление о клеточной теории. Знать основные этапы приготовления постоянного гистологического препарата.

Из темы текущего занятия.

1. Предмет и задачи гистологии.

2. Клеточная теория.

3. Методика окраски гематоксилин-эозином и по Ван-Гизону.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Гистология как наука, ее признаки.

2. Гистология как учебная дисциплина, ее основные разделы.

3. Исторические этапы развития гистологии.

4. Клеточная теория и ее современная трактовка.

5. Основные этапы приготовления постоянного гистологического препарата.

 

Ситуационные задачи

1. Исследователю необходимо выявить жировые включения в клетке. Какими методами окраски можно воспользоваться для достижения поставленной цели?

2.Какими методами окраски можно пользоваться для выявления эластических структур?

3. Какими методами окраски можно пользоваться для выявления гликогена?

4. Какой метод исследования можно применять для выяснения источников и путей иннервации органов?

5.Каким методом микроскопирования необходимо воспользоваться для определения сухого веса клетки?

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2) Гистология человека в ответах на вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой); 3) Учебник гистологии / под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - М.: «Медицина», 1999, 2001.

Дополнительная литература: 1) М. Уикли. Электронная микроскопия для начинающих. - М.: «Мир», 1978; 2) Н. Луппа. Гистохимия. - М.: «Мир», 1979; 3) Ю. С. Ченцов. Общая цитология, 1978; 4) Г. А. Меркулов. Курс патогистологической техники, 1969.

 

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Программированный контроль - 10 мин.

3. Опрос-беседа - 35 мин.

4. Объяснение препаратов - 10 мин.

5. Перерыв - 15 мин.

6. Контроль за самостоятельной работой студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин.

7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин. Время лабораторного занятия: 3 часа

Учебная цель

Общая цель - изучить основные фомы организации живой материи. Разобрать строение цитоплазмы и ядра клетки, их химический состав и значение.

Конкретная цель. 1. Знать адаптивные формы организации живой материи, производные клетки: симпласт, синцитий, межклеточное вещество и его значение. 2. Клетка как главная форма организации протоплазмы. 3. Величина и форма клеток, факторы, их обусловливающие. 4. Классификация органелл. 5. Клеточная поверхность и ее функции.

Вопросы для самоподготовки

1. Клетка как главная форма организации живой материи. Факторы, определяющие величину и форму клеток.

2. Симпласт и синцитий как адаптивные формы протоплазмы.

3. Межклеточное вещество и его значение.

4. Клеточная поверхность, ее структура, значение и функции.

5. Химический состав гиалоплазмы.

6. Химический состав и структура ядра, форма и размеры ядра.

7. Особенности строения ядерной оболочки.

8. Ядрышко и его значение.

Ситуационные задачи

1. Известно, что некоторые клетки обладают высокой подвижностью. Какие образования клеточной поверхности обеспечивают этот процесс?

2. Клетку обработали препаратом, блокирующим функцию ядрышка. Как это отразится на жизнедеятельности клетки?

3.На препарате видна гистологическая структура, ограниченная плазматической мембраной, под которой располагается большое количество уплощенных ядер, ближе к центру обнаруживается поперечная исчерченность. Как называется эта структура?

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2) Учебник гистологии / под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. – М: «Медицина», 1999, 2001; 3) И.В. Алмазов, Л.С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1) Гистология человека в ответах на вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н.Ю. Матвеевой. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2006; 2) Гистология / под ред. Э. Г. Улумбекова, Ю. А.Челышева. - М.: ГЭОТАР, 1997,2001; \) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. - М.: «Мир», т. 1, 1983; 4) Ю.С.Ченцов. Общая цитология, 1983; 5) Альберте. Молекулярная биология. - М., «Мир», 1986, т. 1, 2.

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Программированный контроль - 10 мин.

3. Опрос-беседа - 35 мин.

4. Объяснение препаратов - 10 мин.

5. Перерыв - 15 мин.

6. Контроль за самостоятельной работой студентов. Помощь в работе

с препаратами - 65 мин.

7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин.

Время лабораторного занятия: 3 часа

 

Учебная цель

Общая цель - знать классификацию, строение и функции органелл Клетки. Знать происхождение и классификацию клеточных включений.

Конкретная цель. 1. Основные функции клетки. 2. Синтетический аппарат клетки: ГЭРЛ - система и поток мембран в клетке. 3. Энергетическая функция митохондрий. 4. Регуляция синтеза белка в клетке.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Основные функции клетки.

2. Синтетический аппарат клетки: ГЭРЛ - система и поток мембран в клетке.

3. Энергетическая функция митохондрии.

4. Регуляция синтеза белков.

Ситуационные задачи

1.Поджелудочная железа выделяет белковый секрет. Какой тип эндоплазматической сети преобладает в клетках данного органа?

2.В результате действия ионизирующего излучения в некоторых клетках имеет место разрушение отдельных органелл. Каким образом будут утилизироваться клеткой их остатки?

3.В области раневой поверхности появляется большое количество клеток, содержащих лизосомы, фагосомы. В чем заключается функциональное значение этих клеток?

4. В процессе жизнедеятельности клеток резко увеличивается число цистерн и канальцев агранулярной эндоплазматической сети. Синтез каких веществ активизируется в клетке?

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) П. А. Мотавкин Курс лекций по гистологии. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2) Гистология человека в ответах на вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н.Ю. Матвеевой, 2006; 3) Учебник гистологии / под МД 10. И. Афанасьева, Н.А. Юриной. - М.: «Медицина», 1999; 4) И. В. Алмазов, I, С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1) Гистология / под ред. Э.Г. Улумбекова, И I Л. Челышева. - М.: ГЭОТАР, 1997, 2001; 2) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. -Мир», 1983.-Т. 1; 3) Ю.С.Ченцов. Общая цитология, 1983; 4) Альберте. Молеку-Мрная биология. - М.: «Мир», 1986. - Т. 1, 2.

 

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Программированный контроль - 10 мин.

3. Опрос-беседа - 35 мин.

4. Объяснение препаратов-10 мин.

5. Перерыв - 15 мин.

6. Контроль за самостоятельной работой студентов. Помощь в работе

с препаратами - 65 мин.

7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин.

Время лабораторного занятия: 3 часа

 

Учебная цель

Общая цель - знать жизненный цикл клетки, морфологию фаз митоза, строение и функциональное значение хромосом. Изучить прямое амитотическое деление и эндорепродукцию.

Конкретная цель. 1. Знать особенности периодов клеточного цикла. 2. Уметь определять фазы митоза клетки по их морфологии. 3. Знать особенности строения хромосом в разные фазы митоза. 4. Иметь понятие понятие о физиологической и патологической дистрофии клеток. 5. Иметь представление о паранекрозе, некрозе и апоптозе клеток.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Способы репродукции протоплазмы.

2. Клеточный цикл.

3. Хромосомы, их организация и функция. Хромосомный Ht6op

4. Паранекроз, дистрофия и смерть клетки. Понятие об апоптозе

5. Способы и уровни адаптации клетки.

 

Ситуационные задачи

1. В результате действия ионизирующей радиации в некоторых клетках имеет место разрушение отдельных органелл, Каким образом идет утилизация их остатков?

2. В результате митоза возникло две дочерние клетки. Одна из них вступает в стадию клеточного цикла, вторая в результате дифференцировки потеряла способность к размножению. Какова конечная судьба 1-й и 2-й клетки?

3. При исследовании кариотипов обнаружили два вида клеток. Одни из них имели 46 хромосом, а другие - 48. Какие из них принадлежат человеку?

4. Диплоидная соматическая клетка приступила к митотическому делению. Обычный ход митоза был нарушен, в результате чего образовалась одна одноядерная полиплоидная (тетраплоидная) клетка. Какие этапы митотического цикла прошли нормально? На каком этапе нормальное течение митоза было прервано? Какие причины нарушения нормального хода митотического деления могли привести к формированию одной полиплоидной клетки?

5. На препарате видна митотически делящаяся клетка на стадии анафазы. Сколько хромосом входит в состав каждой дочерней звезды?

6. На препарате видна митотически делящаяся клетка на стадии метафазы. Сколько хромосом входит в состав метафазной пластинки?

7. Микрохирургическим путем амебу (одноклеточный организм) разделили на два фрагмента: ядросодержащий и безъядерный. Какова дальнейшая судьба этих фрагментов и с чем она связана?

8. Взяли для исследования несколько клеток из эпителия ротовой полости и после специальной обработки гистологического препарата установили, что ядра исследуемых клеток не содержат полового хроматина. Субъекту какого пола (мужского или женского) принадлежали исследуемые структуры?

9. Клетки, выстилающие кишечник, имеют щеточную каемку. При некоторых болезнях она разрушается. Какая функция клеток при этом пострадает?

10. В клетку проник фактор, нарушающий целостность мембран лизосом. Какие изменения произойдут в клетке?

11. В области раневой поверхности появляется большое количество клеток, содержащих первичные лизосомы, много фагосом и вторичных лизосом. Каково функциональное значение этих клеток?

I2.На препарате наблюдается уменьшение размеров клеточных ядер, их уплотнение, сморщивание, более сильное окрашивание хроматина, чем в неизмененных ядрах. Как называется это явление? Что можно сказать о функциональном состоянии этих клеток?

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по ГИ(ГОЛ01 ИИ, Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2) Гистология человека В ответах HI Вопросы / под ред. П.А. Мотавкина, Н.Ю. Матвеевой, 2006; 3) Учебник ГИ(ГОЛОГИИ / под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А. Юриной. - М.: «Медицина». L999; 4) И В, Ламазов, Л.С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978,

Дополнительная литература; 1) Гистология /под ред. Э.Г. Улумбекова, К). Л. Че-лышева. - М.: ГЭОТАР, 1997, 2001; 2) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология, М.: «Мир», 1983. - Т. 1; 3) Ю.С.Ченцов. Общая цитология, 1983; 4) Альберте. Молекулярная биология. - М.: «Мир», 1986. - Т. 1, 2; 5) Биохимические основы патологиче< mix процессов / под ред. Е.С. Северина. - М.: «Медицина», 2000; 6) A.M. Коршунов, И < I. 11ре-ображенская. Программированная смерть клеток// Неврологичс-ский журнал, 1998; 7) Н.Ю. Матвеева, Н.А. Петрова, А.Г. Матвеев. Апоптоз в развивающей! я сетчатке глаза человека // Тихоокеанский медицинский журнал. - №5. - 2000; 8) Л. Л. Ярилин. Апоптоз и его место в иммунных процессах//Иммунология. -№6. 199б-,9)('..V. Уманский. Апоптоз: молекулярные и клеточные механизмы // Молекулярная биология. -Т. 30. - №3. - 1996; 10) А.Н. Маянский с соавт. Апоптоз нейтрофиЛОВ // Иммунология. - №6. - 1999; 11) В.М. Погорелов с соавт. Морфология апоптоэа при нормальном и патологическом гемопоэзе // Гематология и трансфузиология. - Т.40. №5. - 1995.

Тема 6. Семинар «ЦИТОЛОГИЯ»

Краткое содержание темы

См. краткое содержание по предыдущим темам: «Формы организации живой материи», «Морфология обмена веществ в клетке», «Способы репродукции клетки. Реакция клетки на повреждение».

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Семинар-беседа, коррекция знаний - 55 мин.

3. Перерыв - 15 мин.

4. Тест-контроль по разделу «Цитология» - 65 мин.

5. Подведение итогов - 10 мин. Время лабораторного занятия: 3 часа

Учебная цель

Общая цель - установить уровень знаний студентов по цитологии.

Конкретная цель. 1. Знать первичные формы организации протоплазмы. 2. Знать структуру и функции клеток, жизненный цикл и реакцию клеток на повреждение. 3. Уметь читать электронограмму.

Вопросы для самоподготовки

1. Гистология как наука, ее признаки.

2. Гистология как учебная дисциплина, ее основные разделы.

3. Исторические этапы развития гистологии.

4. Клеточная теория как научная основа гистологии, ее основные положения.

5. Клетка как главная форма организации протоплазмы.

6. Симпласт и синцитий как адаптивные формы организации протоплазмы.

7. Межклеточное вещество как продукт жизнедеятельности клеток.

8. Величина и форма клеток, факторы, их лимитирующие.

9. Классификация цитоплазматических органелл.

10. Клеточная поверхность, ее свойства и функции.

11. Основные функции клетки.

12. ГЭРЛ - система и поток мембран в клетке.

13. Регуляция синтеза белка в клетке.

14. Митохондрии и их энергетические функции.

15. Способы репродукции клеток (митоз, эндомитоз),

16. Клеточный цикл.

17. Хромосомы и их организация, функции. Хромосомный набор человека.

18. Паранекроз, дистрофия и смерть клетки (апоптоз и некроя клетки).

19. Способы и уровни адаптации клетки.

Тема 7. ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ

Краткое содержание темы

Многоклеточный организм можно рассматривать как клон клеток, развивающихся из одноклеточной зиготы. Почему же клетки дефинитивного организма становятся непохожими друг на друга? Существует мнение, что функциональное и морфологическое разнообразие клеток организма обусловлено их окружением, т.е. той средой, в которой клетка живет и размножается. Эта среда окружения клетки получила название позиционной информации, или информации положения.

Дифференцировка и специализация клеток - это процесс взаимодействия эндогенной генетической информации и экзогенной эпигенетической информации (пространственной информации). Ведущее место и дифференцировке и специализации принадлежит информации положения клетки, которая определяется рядом факторов:

1) градиенты концентрации химических веществ;

2) векторы электромагнитных полей;

3) контактные взаимоотношения между клетками;

4) эмбриональная индукция.

Клетка, способная воспринимать позиционную информацию, напевается компетентной. В этой клетке под влиянием эпигенетических факторов геном подразделяется на экспрессированные (рабочие) и репрессированные (спящие) гены. Экспрессированные гены в свою очередь делятся на конституитивные и индуцибельные. Конституитивные гены m иечают за общие для всех клеток организма свойства (раздражимость, подвижность, обмен веществ и т.д.). Индуцибельные гены определяют дифференцировку и специализацию клеток.

Клетка, которая под влиянием позиционной информации получила программу своего развития (индуцибельные гены), называется детерминированной, или коммитированной. В результате дифференцировки N легки, которая идет по пути усложнения ее организации, она становится специализированной и начинает выполнять соответствующие функции.

Изоморфные клетки объединяются в группы, каждая из которых начинает выполнять элементарную первичную функцию. Принято считать, что в организме имеется четыре первичных функции и в отношении каждой формируется присущий только ей тип ткани:

1) пограничная, или разграничительная функция - эпителиальные ткани;

2) организация внутренней среды - мезенхимные ткани;

3) двигательная функция - мышечные ткани;

4) способность отвечать на раздражители адекватной реакцией - возбуждением - и передавать возбуждение на исполнительные органы - нервная ткань.

Индивидуальное развитие тканей повторяет их филогенез, т.е. находится в рамках основного биогенетического закона - онтогенез есть краткое и неполное повторение филогенеза. Следовательно, четыре типа тканей, возникшие у первых многоклеточных, в последующем у всех представителей животного мира развивались параллельно (Л Л.Заварзин). Это значит, что у современных животных и человека имеются одинаковые четыре типа тканей. Виды тканей являются производными основных типов, могут различаться. Видовую дивергенцию гкани обеспечивают функция и экология органов, в которых они находятся, т.е вид ткани зависит от среды, в которой она функционирует,

Ткань - это исторически сложившаяся система клеток и межклеточного вещества, выполняющих в организме одну из первичных функций.

Ткань - частная система организма, имеющая дифферонную организацию, выполняющая одну из элементарных функций органи IMI

Эпителиальные ткани - это группа пограничных тканей, выполняющих в организме защитную, всасывающую и выделительную функции. Эти ткани индивидуализируют организм, выделяют из внешней среды и одновременно связывают с ней. Эпителиальные ткани формируются из всех трех зародышевых листков. В соответствии с этим различают: зктодермалъные эпителии, которые развиваются из наружного зародытсиого листка и обладают хорошо выраженными защитными свойствами, например, эпидермис кожи, эпителий роговицы глаза, эпителий ротовой полости; энтодермальные эпителии - развиваются из внутреннего зародышевого листка, выстилают желудок и кишечник, участвуют в пищеварении, имеют хорошо развитую всасывательную и выделительную функции; мезодермальный эпителий (целонефродермальный) развивается из среднего зародышевого листка; к этому типу относится мезотелий, потерявший защитные функции, но обладающий хорошими всасывательными возможностями, и эпителий нефронов почки с выделительными и реабсорбционными свойствами.

Выделяют покровный и железистый эпителий: покровный эпителий занимает пограничное положение, участвуя в образовании кожных покровов, выстилая полости внутренних органов - желудка, кишечника, мочевого пузыря, дыхательной системы, входя в состав серозных оболочек; железистый эпителий погружается во внутреннюю среду организма, формируя экзокринные и эндокринные железы.

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Программированный контроль - 10 мин.

3. Опрос-беседа - 35 мин.

4, Объяснение препаратов - 10 мин.

5. Перерыв - 15 мин.

6. Контроль за самостоятельной работой студентов. Помощь в работе

с препаратами - 65 мин.

7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин.

Время лабораторного занятия: 3 часа.

Учебная цель

Общая цель - Знать классификацию тканей, особенности строения эпителиальных тканей и их развития. Знать классификацию и строение железистого эпителия.

Конкретная цель: 1. Знать определение ткани и классификацию тканей.2.Уметьклассифицироватьэпителиальные ткани. 3. Знать особенности строения эпителиальных тканей. 4. Знать классификацию и cтроение покровных эпителиев. 5. Знать общий план строения простых и сложных экзокринных желез. 6. Иметь представление о вкладе отечественных ученых в изучение эпителиальных тканей (А. А. Заварзин, Н.Г. Хлопин и и др.).

Вопросы для самоподготовки

1. Информация положения и ее значение для детерминации, дифференцировки и специализации клеток.

2. Конституитивные и индуцибельные гены, компетентные и коммити-рованные клетки.

3. Происхождение тканей, теории тканевой эволюции.

4. Определение ткани и классификация тканей.

5. Эпителиальные ткани, определение и общая характеристика.

6. Классификация эпителиальных тканей.

7. Железистый эпителий; два типа желез.

Ситуационные задачи

1. На препарате обнаружены следующие структуры: а) пласт клеток, тесно прилегающих друг к другу; б) клетки, разделенные межклеточным веществом. Какие из этих структур относятся к эпителиальным тканям?

2. На препарате обнаружено два типа клеток. У первого типа апикальная и базальная части различаются по строению. Клетки второго типа не имеют полярности. Какие клетки относятся к эпителиальным?

3. В результате косметологической операции удалены роговой, блестящий и зернистый слои эпидермиса кожи. За счет чего осуществляется регенерация?

4. В эксперименте значительно снижена проницаемость базалыюй мембраны многослойного плоского ороговевающего эпителия. Как это отражается на его жизнедеятельности?

Основная и дополнительная литература

Основная литература: П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2) Гистология человека в ответах на вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н.Ю. Матвеевой, 2006; 3) Учебник гистологии / под ред. Ю. И. Афанасьева, Н.А. Юриной. - М.: «Медицина», 1999; 4) И. В. Алмазов, Л.С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1) Гистология / под ред. Э.Г. Улумбекова, Ю. А. Челышева. - М.: ГЭОТАР, 1997, 2001; 2) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. - М.: «Мир», 1983. - Т. 1.

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Программированный контроль - 10 мин.

3. Опрос-беседа - 35 мин.

4. Объяснение препаратов - 10 мин.

5. Перерыв - 15 мин.

6. Контроль за самостоятельной работой студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин.

7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин. Время лабораторного занятия: 3 часа.

Учебная цель

Общая цель - изучить общий план строения мезепхимных тканей. Рассмотреть клеточный состав и организацию межклеточного вещества в рыхлой и плотной соединительной ткани.

Конкретная цель: 1. Знать классификацию мезепхимных тканей.

2. Детально разобрать клеточный состав рыхлой соединительной ткани.

3. Изучитьособенности строения сухожилийисвязок. 4. Усвоитьос повные представления о вкладе отечественных ученых в изучение соединительной ткани (В.Г. Елисеев, И. И. Мечников, А. М. Максимов, А. Л. Заварзин).

Вопросы для самоподготовки

1. Мезенхима. Строение и функция мезепхимных тканей.

2. Классификация мезенхимных тканей.

3. Межклеточное вещество: коллагеновые, ретикулярные и эластические волокна.

4. Рыхлая соединительная ткань, ее разновидности, строение и функции.

5. Классификация клеток рыхлой соединительной ткани.

6. Плотная соединительная ткань, ее разновидности, строение и функции (сухожилие и связки.)

Ситуационные задачи

1. На гистологическом препарате рядом с тканевыми баэофилами видно большое количество гранул. Какие вещества выделились из клеток, как называется этот процесс?

2. У больного в организме обнаружен недостаток витамина С. Какие изменения происходят в межклеточном веществе соединительной ткани?

3. Под влиянием ультрафиолетовых лучей изменился цвет кожи. Какие клетки принимают участие в этой реакции?

4. Под кожу попало инородное тело. Какова реакция рыхлой соединительной ткани и какие клетки в ней участвуют?

5. В организм человека введена живая вакцина. Какие клетки рыхлой соединительной ткани включаются в выработку специфического иммунитета?

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2) Гистология человека в ответах на вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой, 2006; 3) Учебник гистологии / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - М.: «Медицина», 1999; 4) И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1) Гистология / под ред. Э.Г. Улумбекова, Ю. А. Челышева. - М.: ГЭОТАР, 1997, 2001; 2) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. - М.: «Мир», 1983.-Т. 1.

Хронокарта

1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

2. Программированный контроль - 10 мин.

3. Опрос-беседа - 35 мин.

4. Объяснение препаратов - 10 мин.

5. Перерыв - 15 мин.

6. Контроль за самостоятельной работой студентов. Помощь п работе с препаратами - 65 мин.

7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин. Время лабораторного занятия: 3 часа.

Учебная цель

Общая цель - знать морфофункциональную характеристику крови как ткани; уметь различать на препаратах форменные элементы крови; знать эмбриональное и постэмбриональное кроветворение.

Конкретная цель. 1. Знать морфофункциональную характеристику форменных элементов крови. 2. Научиться различать эритроциты, нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, моноциты, лимфоциты







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.