Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств)





Как показано выше, процесс формирования отношений (личностных качеств), взятый в совокупности с обучением, обусловливает целостное раз­витие личности, ее воспитанность и обученность. Но формирова­ние отношений личности и обучение, рассматриваемые как две сто­роны целостного развития личности, принято называть воспитани­ем в широком смысле, которое осуществляется на основе ряда общих закономерностей и принципов, о чем шла речь в главе 5. Эти общие закономерности и принципы имеют кардинальное значение для процесса формирования отношений и должны определять его педа­гогическую инструментовку. Это значит, что для воспитания отно­шений (личностных качеств) необходимо включать учащихся в раз­нообразную деятельность (учебно-познавательную, общественную, патриотическую, трудовую и т.д.), возбуждать их активность в рабо­те над собой, сочетать уважение и гуманность с высокой требова­тельностью, помогать добиваться радости успехов и т.д. Только при условии умелой реализации всей совокупности общих закономер­ностей и принципов воспитания можно успешно решать задачи формирования у учащихся личностных отношений (качеств).

Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих ме­тодов воспитания

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников чита­ем: «Под методом... воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей тверды­ми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыка­ми и т.д.»[116]. Как видим, понятие метода в этом определении смеши­вается с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться.

В другом пособии метод воспитания определяется как совокуп­ность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не делает ясным данное понятие. К тому же как в первом, так и во втором определении упускается из виду то, что, как уже отмечалось, воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ничего у него сформировать без его собственной активности в работе над собой. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания?

Прежде всего вспомним, что личность развивается только в про­цессе разнообразной деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношении личности (личностных качеств) как предмета воспитания. Так, для формирования таких характеристик личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практи­ческой деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и дру­гие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познаватель­ной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов воспита­ния.

Однако для формирования отношений личности весьма сущест­венным является то, чтобы педагог, организуя деятельность уча­щихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, ко­торые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения и волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпо­сылки для выработки тех или иных личностных качеств. Так, воспи­тывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения. С этой же целью используются положительные примеры дисциплини­рованности и выполнения своих обязанностей. Все это способству­ет формированию у учащихся соответствующих потребностей, зна­ний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их пове­дение.

В ряде случаев для выработки навыков и привычек дисциплини­рованного поведения на уроках, переменах и в общественных ме­стах необходимо использовать и специальные упражнения, приучая учащихся правильно сидеть за партой, поднимать руку при желании обратиться к учителю и т.д.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплиниро­ванности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Подоб­ную корректирующую роль выполняют также требования педагога, контроль за поведением учащихся и переключение их на другие виды деятельности.

Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отно­шений (личностных качеств) и которые выступают как методы вос­питания. С этой точки зрения под методами воспитания следует пони­мать совокупность специфических способов и приемов воспитательной

работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведе­ния, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирова­ния личностных свойств и качеств.

Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основ­ных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) по­ложительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуж­дение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы во­спитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстра­ции, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реали­зуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснитель­ные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам полити­ки, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В ка­честве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность уча­щихся и т.д.

Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспи­тания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, бу­дучи конкретными средствами реализации метода убеждения, вы­ступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смыс­ле выполняют роль методов воспитания.

Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внекласс­ной работы, перечисленные выше методы воспитания используют­ся как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.

Но как же сложилась в педагогике эта система методов и средств воспитания?







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.