Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Его образ жизни и историческая роль





Его образ жизни и историческая роль

 

 

A Research Paper

Submitted in Partial Fulfillment of

The requirements for

HIS-511: History of the eastern church

Vladimir Franchuk

Evangel Theological Seminary

Due date: January 31, 2004

 

By

 

Pavel Ozeruga

Igor Pilipchuk

Shvets Alexander

ПЛАН

ВСТУПЛЕНИЕ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I. Причины возникновения монашества.

II. Колыбель монашества - Египет.

III. Образ жизни монахов.

IV. Женские монастыри.

V. Монашество на Западе.

VI. История монашества на Руси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Монашество как очаг нравственной религиозной практики внутри исторической Церкви.

Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.

В чем заключалось заблуждение монашества?

БИБЛИОГРАФИЯ

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

При значительном упадке религиозно-нравственной жизни верующих с IV-го века, возникшее с того времени монашество явилось той великой силой, которая, по мнению многих христианских историков[1], привлекала благодать Божию к христианскому миру. Монахи были теми праведниками, благословением которых, по Премудрому, стоит град, и недостаток которых был причиною гибели Содома и Гоморры.

Монахи - это, конечно, люди, возвышавшиеся над общим уровнем христианского общества. Верно то, что в христианском учении дано минимум требований, необходимых для всякого христианина, а для тех, кто "Еще хощеши совершен быти," указан идеал, бесконечный путь для совершенствования.

Еще в Священном Писании (Евр. 5:13-14; 1 Кор. 14:20; Еф. 4:13; Флп. 3:15) есть разделение между "младенцами по вере и совершенными мужами". Дидахэ (6) говорит: "Если ты можешь нести целое ярмо Господа, то ты совершен; а если не можешь, то делай по крайней мере то, что можешь." Второе послание Климента (С. 7) гласит: "Дай нам сражаться, чтобы увенчаться короной; если мы все не заслужили короны, то хоть приблизимся к ней". Отсюда видно, что монашество, как стремление к высшему пути служения Богу, могло выйти и действительно вышло, родилось в самой Христианской Церкви. Посмотрим, при каких исторических обстоятельствах это произошло.

I. Причины возникновения монашества.

После череды многих лет гонения, церковь, наконец-то получила мир и спокойствие, которые наступили с приходом к власти императора Константина. Народ получил возможность устраивать свою жизнь в соответствии со сложившейся обстановкой. Но не все христиане одинаково отнеслись к переменам в лучшую сторону. Они увидели духовный упадок, который наметился в народе Божьем. Многие люди устремились в церковь, не заботясь о глубоком смысле веры, а для собственной выгоды, которую это могло дать. Привилегии и особое положение было движущим мотивом.

В этой ситуации церковь и её руководство, должны были взять на себя все функции по подержанию духовности народа. Но этого не произошло. Епископы были заняты совсем другим: борьбой за власть и влиянием один над другим. Этому они посвящали своё время и силы. В поместных церквях ситуация была не лучше. На первые роли в церкви выходили богатые и сильные, которые устанавливали свои правила служения Богу. Это привело к печальному и бедственному положению общества и церкви. Люди уже не смотрели на церковь как на оплот и утверждение истины.

Хотя сама жизнь и ситуация, требовали иметь церковную иерархию и структуру, это не давало людям то, что они искали – покой и умиротворение души. Эта сложившаяся ситуация подвигла людей к предпринятым мерам, которые должны были вывести народ на качественно новый уровень духовности.

Около триста лет церковь переживала периоды гонений. Это делало людей более закалёнными и ответственными за своё христианство. Многие из них были готовы на любые испытания ради Иисуса Христа. Но во ІІ и ІІІ веках случались спокойные периоды церкви, что приводило к самоуспокоенности людей. Нагрянувшие гонения были для них неожиданностью, и многие были не готовы встретить это испытание, отказываясь от веры. Поэтому сложилось устойчивое мнение, что мир и безопасность, есть очень опасное положение для христиан, и это никак не идёт на пользу церкви.

Самые ярые приверженцы трудностей, даже видели в спокойной обстановке - умысел сатаны. И тогда встал вопрос, каким является истинный христианин в сложившейся обстановке? Читая писание люди, помнили призыв Иисуса Христа оставить всё, взять крест и последовать за ним. Под этим призывом однозначно понималось проходить через трудности и испытания, борьбу и преследования. В этом виделся истинный и правильный смысл служения Иисусу. Пример Апостола Павла, претерпевшего в своей жизни много страданий, давал им право думать, что они на правильном пути.

Тогда-то и возникла идея ухода от человеческого общества, отказа от всех привилегий и прелестей этой жизни, подавления всех плотских желаний, которые вели к искушению. И в одно и то же самое время, когда тысячи людей приходили в церковь и требовали крещения, другие тысячи уходили, ища мир и покой в уединении. Рассматривая историю церкви можно сказать, что это было не ново. Ещё до прихода к власти Константина, некоторые христиане пытались вести необычный образ жизни. Для многих из них это проявлялось в аскетизме. Аскеза - умерщвление плоти и плотских желаний, виделась им единственно правильным выходом. Своё влияние на решения людей, также оказывали некоторые лжеучения. Одно из них - гностицизм. Его учение о противоречии между телом и духом, призывало к подчинению и наказанию тела. Поэтому эти люди находились под влиянием двух сторон: церкви и окружающего греховного мира. Аскетизм в их понимании был единственным способом преодоления греха и зла в материальном мире.

Ещё одним способом для достижения духовности было безразличие. Некоторые вдовы принимали решение посвятить себя, на служение Богу, не выходя замуж. Дела церкви были для них на первом месте. За основание были взяты слова апостола Павла, что у безбрачных христиан, намного больше возможностей угодить Богу. А поскольку многие из них жили надеждой на скорое возвращение Иисуса на землю, то, по их мнению, нет смысла обзаводиться семьей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в возникновении монашества сыграли свою роль как внутренние, так и внешние факторы. Многие христиане, остро ощутившие духовный упадок в христианском обществе, решение вопроса нашли в уединении. Для своего существования они находили места в катакомбах, пустынях. Возможно, для многих из них это было единственно правильным решением. Но, несомненно, стараясь исполнить одно, они забывали о другом, что Христос призывал нас идти и побеждать мир, а не убегать и прятаться от него, достигнув познания истины не закапывать в пустыне, а донести это до многих людей.

III. Образ жизни монахов

Монахи возделывали землю, работали в куз­ницах, на мельницах, плотничали, плели корзины и циновки. Им не дозволялось иметь ничего соб­ственного, пищу и одежду они получали из общих средств монастыря. Таким образом, Пахомий ввел в монашескую жизнь твердый принцип, получив­ший в русской традиции название нестяжательства.

Не всем было легко выполнять строгие пра­вила, и Пахомий установил для желающих всту­пить в общины годичное испытание. Однако тяга среди христиан к монашеской жизни была очень велика, и уже при жизни Пахомия 1300 братьев находилось в Тавенне, где располагался главный мо­настырь, и около 7000 было рассеяно небольшими общинами по всему Египту (Созомен, «Церковная история», 3.14.16-17). Устав Пахомия распространился среди тех, кто уже избрал уединение своим идеалом. Во главе каждого монашеского поселения стоял аббат (авва - «отец»). Обычно им принадлежало несколько домов с большим количеством комнат, братья жили по три человека в келье. Высокая стена скрывала монастырь от посторонних глаз. За каждым домом закреплялось свое ремесло, были и ткацкая мастерская, и прачечная, и произ­водство перин. Некоторые обязанности — приготовление пищи, забота о больных, прием посетителей, обучение послуш­ников, переговоры с торговцами-мирянами — исполнялись дежурными монахами (см.: Иероним, «Устав», введение). Дважды в день в каждом доме совершались свои богослуже­ния с пением псалмов, молитвами и чтением Библии, после чего братья трапезничали. Разговоры во время еды запреща­лись. В воскресенье разрешалось помыться, в этот день (ве­роятно, в субботу тоже) аббат собирал всю общину для настав­ления и проведения евхаристической литургии.

Жизнь монахов была трудной, но не чрезмерно. Они спа­ли не на полу, а на жестких кроватях; телесные наказания применялись только в случае серьезных провинностей. Же­лающих присоединиться к братству поселяли в отдельный дом, где они изучали основные молитвы и псалмы. После тщатель­ной проверки и испытаний они могли быть допущены в об­щину. Обычаи пахомиан стали образцом для монашества в целом. Иоанн Кассиан узнал о них во время поездки в Египет и распространил на Западе. Иероним перевел «Устав» на латынь, его рукопись является самым древним вариантом этого документа. До сих пор сохранилось несколько коптских монастырей, следующих «Уставу» Пахомия, хотя за прошед­шие столетия текст его претерпел ряд изменений.

IV. Женские монастыри.

Подобные монашеские общества Пахомий основал также и для женщин. Первый женский монастырь он основал для своей сестры Марии. Отсюда пошли и другие женские монастыри. Богатая римлянка - Мелания Старшая, основала монастырь на Масличной горе, а римлянка Павла (†404 г.) учредила монастырь для нонн. Позже Мелания Младшая (†439 г.) прославилась основанием многих монастырей. Западные монахи и нонны жили в Палестине в полном подражании египетским образцам. Сириец Афраат упоминает о женских союзах, дававших обет проводить безбрачную жизнь. Иероним перевел для Павлы расширенные правила св. Пахомия. К тому времени все учителя церкви с одинаковой ревностью проповедовали безбрачие и защищали монашество. Иероним особенно способствовал развитию монашества среди женщин. Его влияние побудило многих высокопоставленных римских дам постричься в монахини. Амвросий так высоко ставил “сохранение девства”, что матери в Милане запрещали своим дочерям посещать церкви и слушать его проповеди. Василий насадил монашество в Понте и Каппадокии, Мартын — в Галлии, Августин — в Африке... Иоанн Златоуст, будучи еще юношей, хотел уединиться в пустыне и только благодаря мудрости своей матери отказался от этой мысли.

До конца пятого столетия, пока число монастырей было невелико, они находились под церковным надзором местных епископов. Но вследствие чувства зависти и ревности между епископами и игуменами возник раскол. Игумены, пытаясь стать независимыми от епископов, обратились под защиту тогдашнего римского епископата. Они были приняты римским епископом с радостью. Как только монастыри подчинились авторитету римской кафедры, власть римского епископа стремительно возросла.

Монашеская система была официально признана вождями церкви и быстро распространялась далеко за пределы Египта.

V. Монашество на Западе.

Нет сомнения, что западное монашество не есть самостоятельное явление, а принесено с Востока; здесь оно скоро укрепилось и богато развилось. Восточный строй монашеской жизни, перенесенный на Запад, был основательно переработан в духе и направлении западной жизни. Монашество сделалось на Западе громадною культурною силою и в церковной и в миссионерской и в социальной жизни. Но золотой век западного монашества приходится не на древний период церковной жизни, а, главным образом, на средние века.

Иероним свидетельствует, что св. Афанасий, во время второго своего изгнания в Рим (341-343 г.), принес в Италию сведения об отшельнике св. Антонии и монастырях св. Пахомия. Кроме того, Палладий говорит, что один монах из Египта - Исидор, около 350 г., был в Риме. Первые монастыри возникли на Западе в 70-ых годах IV-го века. Св. Мартин (†397 г.) основал несколько монастырей в Галлии. Во внутреннем устройстве жизни подражали сначала египетским и палестинским образцам. Но скоро начались уклонения в приложении старых правил, изменения и создание новых правил, согласно с местным условием жизни. Первый, кто предпринял на Западе, кодификацию постановлений относительно монашеской жизни, был Иоанн Кассиан (ок. 360-431 г.), по национальности скиф (родился по нижнему течению Дуная). Он, подобно Иерониму, служил соединительным звеном между Западом и Востоком. Происходя из пограничной полосы между тем и другим, он сначала влекся к Востоку. Около 15-20 лет он провел в монастыре в Вифлееме и между анахоретами нижнего Египта, всегда вместе со своим другом Германом. Около 400 г. он попал в Константинополь, где был поражен обаятельностью личности Иоанна Златоуста и стал диаконом при нем и его учеником. После катастрофы, разразившейся над его патроном, Иоанн Кассиан удалился на Запад, к папе Иннокентию I. Последнюю треть своей жизни он провел на Западе, сделался там пресвитером и основал монастырь в Массилии. Его сочинение "de insdtuds coenobiorum" (Migne. Patr. lat. t. XLIX), написанное пред 426 г. представляет собою правила, узаконения относительно монашеской жизни, почерпнутые из восточных отцов и собственного опыта; оно известно на Западе под именем "Regu'la Cassiani." - Эти "правила Кассиана" имели значение на Западе до IХ-го в. Наряду с ними пользовались вниманием и правила Василия Великого, в переводе Руфина, и постановления св. Пахомия в переводе Иеронима. Но не недоставало места и другим попыткам к урегулированию монашеской жизни. Между ними, получили общее признание в течение VII и VIII в. правила Бенедикта Нурсийского, жившего в VI-ом веке (490-543 г.). Он смягчил строгость требований от монахов на Востоке и уделил больше внимания духовному труду. Всякий, соответственно своим силам и способностям, работал на поле, занимался каким-нибудь ремеслом, или переписывал книги. Победу этим правилам обеспечил папа Григорий Великий (590-604 г.). Благодаря преобразованию монашества по смыслу новых правил, еще со времени папы Бонифация (608-615 г.), западное монашество становится культуртрегером в широком смысле этого слова. Монахи св. Бенедикта расчищали леса, обращали пустыни в пашни, работали, как миссионеры, перенесли христианство в северную Европу, заботились о преподавании древнего греческого христианского богословия и остатков древней культуры в школах, чрез книги, ими же переписанные. Однако, в VII-VIII-ом в. западные монахи и монастыри теряют свою самостоятельность, подпадают под власть епископов и - что еще хуже - под власть королей и князей. Начался упадок монашества. Бенедикт Аннианский (750-821 г.) боролся за поднятие монашества, за его первоначальную самостоятельность и независимость. Но существенную помощь не только монашеству, но и всей католической Церкви принесла Клюнийская конгрегация, основанная в 910 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Головащенко С.І. Історія християнства. – К.: Либідь, 1999, - 352 с..

2. Гонсалес, Хусто Л. История христианства.СПб: «Библия для всех», 2001. Том 1. – 400с.

3. Кернс, Эрл Е. Дорогами христианства. Москва: «Протестант», 1992 – 416с.

4. Поснов М.Э. История христианской церкви. – Брюссель, 1964.

5. Санников С. В. XX веков христианства. Первое тысячелетие. Одесса: Богомыслие, 2002. – 668с.

6. Санников С. В. XX веков христианства. Второе тысячелетие. Одесса: Богомыслие, 2002. – 704с.

 


[1] Поснов М.Э. История христианской церкви. – Брюссель, 1964.

[2] Головащенко С.І. Історія християнства. – К.: Либідь, 1999, с. 37.

[3] Поснов М.Э. История христианской церкви. – Брюссель, 1964.

его образ жизни и историческая роль

 

 

A Research Paper

Submitted in Partial Fulfillment of

The requirements for

HIS-511: History of the eastern church

Vladimir Franchuk

Evangel Theological Seminary

Due date: January 31, 2004

 

By

 

Pavel Ozeruga

Igor Pilipchuk

Shvets Alexander

ПЛАН

ВСТУПЛЕНИЕ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.