Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Проблема целеполагания в педагогике. Методология и методы педагогической науки





Понятие и социальная обусловленность цели воспитания. Ценность разработки проблемы целей воспитания для педагогической теории и практики. Определение целей воспитания в различные исторические периоды развития общества.

Зарубежные педагогические течения и цели воспитания в зарубежной педагогике. Прагматичная педагогика Д. Дьюи, гуманистическая педагогика А. Маслоу и К. Роджерса, педагогика экзистенциализма, неотомизма и др.

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания. Конкретизация цели воспитания в регламентирующих документах: законе «Об образовании в Республике Беларусь», «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», Кодексе Республики Беларусь «Об образовании».

Задачи воспитания и ценности современной молодежи. Реализация целей воспитания в деятельности социально-культурных учреждений. Специфика целеполагания как деятельности педагога и условия успешности целеполагания.

Методологическая основа и методы педагогических исследований. Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование, конкретизация, индукция, дедукция и др.), эмпирические (наблюдение, изучение педагогического опыта, научной литературы, продуктов детского творчества, анализ школьной документации, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование и др.) и экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный) методы педагогических исследований. Количественные методы в педагогике.

 

Тема 3. Развитие, воспитание и формирование личности

Характеристика процесса развития человека как качественных и количественных изменений в его физиологической, интеллектуальной, психологической сферах под воздействием внешних и внутренних, контролируемых и неконтролируемых факторов. Диалектика понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. Филогенез и онтогенез развития человека. Характеристика биологического и социального развития человека. Биологическая, социальная и биосоциальная концепции развития человека.

Разработка в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Сущность понятий развитие и формирование личности. Социализация как процесс становления, интеграции и адаптации личности в социальной среде.

Движущие силы и закономерности развития личности. Условия и факторы развития личности: внешние и внутренние, биологические и социальные. Наследственность и среда как детерминанты развития личности. Деятельность как фактор развития личности. Основные виды и направления деятельности детей. Активность как фактор развития личности.

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Возрастная периодизация развития человека: младенчество, преддошкольный, дошкольный, младший школьный, средний и старший школьный возраст. Специфика психофизического развития в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Неравномерность развития детей и акселерация.

Тема 4. Сущность целостного педагогического процесса

Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический, или учебно-воспитательный процесс как управляемое взаимодействие обучающих и обучаемых, учителей и учеников, воспитателей и воспитанников с целью получения определенных результатов, где социальный опыт воспитателей трансформируется в качества личности воспитанников. Сущность целостности учебно-воспитательного процесса. Основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса. Неразрывная связь процессов обучения, образования, воспитания, развития и формирования в целостном педагогическом процессе.

Структура и компоненты педагогического процесса. Диалектика и основные этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный. Закономерности и принципы педагогического процесса. Технология учебно-воспитательного процесса.

Понятие о педагогической системе как устойчивом объединении элементов: цель, содержание, процессы, ученики, учителя, организационные формы, результаты, управление, технологии. Педагогические инновации как изменения внутри педагогической системы, направленные на улучшение протекания и результатов учебно-воспитательного процесса. Оптимизация педагогической системы как процесс выбора наилучшего варианта функционирования. Критерии оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

 

Раздел 2. Становление педагогической мысли на белорусских землях

Тема 5. Народная педагогика как источник развития педагогической мысли. Возникновение письменности на белорусских землях

Народная педагогика как результат коллективного творчества многих поколений людей в области воспитания и образования подрастающего поколения. Значение обычаев, обрядов, фольклора в сохранении и передаче достижений народной педагогики. Формы закрепления и сохранения идей народной педагогики: традиции, обряды, фольклор, явления материальной культуры.

Содержание, методы и средства народной дидактики. Накопление и сохранение трудовых, бытовых, агротехнических, профессиональных и других знаний и навыков в народных обычаях и способы их передачи средствами народной педагогики. Современное осмысление психофизиологических и педагогических основ народной педагогики. Народная педагогика как объект изучения и источник развития современной педагогики.

Просвещение и воспитание в Полоцких и Туровских землях. “Притчи” и “Слова” К. Туровского. Храмы и монастыри как центры образования, сбора, создания и хранения книг. Просветительская и педагогическая деятельность Е. Полоцкой. Основания и порядок возникновения различных форм образования в эпоху Средневековья. Автономия в отношениях с церковью, феодалами, городскими магистратами на белорусских землях.

 

Тема 6. Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях во времена Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой

Книгопечатание и просвещение на белорусских землях во время ВКЛ. Просветительская деятельность М. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпнинского и др.

Поликонфессиональный характер образования. Особенности воспитания и обучения в протестантских, католических (иезуитских, доминиканских, пиарских), православных (братских), униатских школах. Влияние учебников братьев Тустановских, Лаврентия и Стефана Зизания «Азбука», «Лексус», «Катехизис», М. Смотритского «Грамматика словесная» на образование в восточнославянских землях. Просветительская и художественно-образовательная деятельность Симеона Полоцкого, «приглашенного учителя российских царских детей». Педагогические произведения С. Полоцкого «Алфавитар», «Книжице вопросом и ответом», «Букварь языка словенская».

Развитие просветительского дела во второй половине XVII–XVIII ст.ст. Иезуитские, униатские, пиарские школы. Антиклерикальная просветительская деятельность Казимира Лыщинского. Создание первой светской школы. Деятельность Эдукационной комиссии.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.