|
ТЕМА 1. Понятия, предмет и метод образовательного права ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Предмет образовательного права Образовательное право сформировалось в процессе регулирования важнейшей сферы общественной жизни — сферы образования. Объектом регулирования образовательного права являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования. Право регулирует не все общественные отношения в сфере образования, а только те, которые отражают наиболее сильные интересы всех участников отношений: обучающихся, образовательных учреждений, государства, общественных организаций, местных органов самоуправления и др. — отношения, представляющие общий интерес. Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом: • педагогические отношения — отношения по воспитанию и обучению; • конституционные отношения; • трудовые отношения; • управленческие отношения; • имущественные отношения; • социальные отношения; • земельные отношения; • финансовые отношения; • семейные и другие. Перечисленные отношения составляют предмет правового регулирования образовательного законодательства. Изучение предмета правового регулирования позволяет понять, как улучшить структуру законодательства, преодолев недостатки структуры. Метод правового регулирования образовательных отношений В сфере образования применяются методы правового регулирования многих отраслей права, так как образовательное законодательство — комплексная отрасль, включающая нормы разных отраслей законодательства. Метод правового регулирования образовательных отношений — способ воздействия отрасли права на сферу образования. Он включает особенности: • правового положения участников правоотношений; • связи прав и обязанностей участников правоотношения; • механизма правового регулирования; • ответственности участников отношений; • санкций, применяемых к правонарушителю; • мер поощрения, убеждения, применяемых в правоотношениях. Традиционно перечисляют следующие способы правового регулирования: запрет или обязанность воздержаться от действий; дозволение — право действовать определенным образом; правомочие — возможность требовать определенного поведения от других лиц; позитивное обязывание — обязанность совершить действия в пользу другого управомоченного лица. Метод правового регулирования проявляется в положении участников правоотношений, в порядке создания последних, в определении их содержания, в особенностях юридических санкций. ТЕМА 2 Правовые аспекты государственной политики в области образования 1. Государственная политика в области образования и ее принципы Государственная политика в сфере образования - совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием образования. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации, развитие способностей, предоставление права выбора форм получения обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. ТЕМА 3. Система образовательного права. Задачи образовательного права. Функции образовательного права Главная задача законодательства об образовании состоит в том, чтобы закрепить за каждым гражданином равное право на качественное образование и установить объем этого права, в т. ч. и уровень обязательного образования. Затем в законодательстве устанавливаются задачи каждой отрасли образования: общего, профессионального, дополнительного и т. д. Другая задача состоит в том, чтобы обеспечить силами государства защиту и охрану права на образование. Важнейшей задачей системы образования является сохранение жизни и здоровья обучающихся. Задачи Дошкольное образование направлено на: 1) формирование общей культуры; 2) развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; 3) формирование предпосылок учебной деятельности; 4) сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи начального общего образования: 1) формирование личности обучающегося; 2) развитие индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Задачи основного общего образования: 1) формирование нравственных убеждений; 2) эстетического вкуса и здорового образа жизни; 3) высокой культуры межличностного и межэтнического общения; 4) овладение основами наук; 5) овладение государственным языком; 6) овладение навыками умственного и физического труда; 7) развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению. Задачи среднего общего образования: 1) дальнейшее становление и формирование личности обучающегося; 2) развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; 3) формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования; 4) подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору; 5) продолжение образования и начало профессиональной деятельности Функции Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании. Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства. Первая функция – обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который будет удовлетворять потребности производства, государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах. Вторая функция – обеспечить непрерывное образование для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к систематическому появлению новых специальностей, отмиранию устарелых. Отказ от старых видов деятельности, постоянное обновление техники требуют перманентной переквалификации специалистов и роста уровня их образования. Третья функция – всестороннее развитие человека. Она реализуется, в первую очередь, с помощью общего (школьного) образования, которое способствует формированию интеллекта. Четвертая функция –техническое и профессиональное образование. Такое образование имеет громадное значение. Оно содействует: – достижению целей общества в плане более широкой демократизации и социального, культурного и экономического прогресса; Техническое и профессиональное образование способствует решению глобальной цели – развитию людей и общества. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|