Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 1. Развитие и воспитание личности





Цель работы – проанализировать возможности педагогической системы в процессе развития и воспитания личности

Задачи работы:

- определить понятийный аппарат темы работы;

- выявить движущие силы развития личности;

- раскрыть факторы формирования личности и их взаимодействие

- обосновать ресурсы активности личности.

 

Понятийный аппарат темы

личность, человек, индивид, индивидуальность, субъект, объект, развитие, наследственность, самовоспитание, деятельность, общение, среда социальная, фактор

План рассмотрения теоретических вопросов:

I. Вопросы репродуктивного характера.

Понятие о развитии, воспитании и формировании личности.

Движущие силы развития личности.

Факторы формирования личности и их взаимодействие.

Наследственность и развитие личности.

Влияние среды (мега, макро, мезо, микро) на развитие личности.

Развитие и воспитание личности.

Активность личности как фактор ее развития.

Понятие социализации личности. Механизмы и направления социализации.

II. Вопросы и задания проблемного и творческого характера

1.«Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, – добрыми и злыми, полезными и бесполезными – благодаря своему воспитанию… Именно оно и создает большие различия между людьми». Д. Локк

2. Согласны ли Вы с утверждениями:

•«Если принимать детей такими, какие они есть, они учатся видеть в мире любовь»;

•«Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми».

Ответы аргументируйте.

3.Почему рядом с проявляющими успех почти во всем, рядом с одаренными были всегда весьма средние, ни в чем себя не проявляющие, заурядные люди? И можно ли добиться успехов каждому хотя бы в чем-то одном?

4.Справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, - «Яблоко от яблони не далеко падает?»

5.Можно ли утверждать, что ребенок, родители которого были пьяницами, обязательно разделит их судьбу?

6.Как Вы понимаете следующее высказывание: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

7.Сравните два мнения великих людей о силе воспитательного воздействия, с каким утверждением Вы согласны и почему?

«Воспитание может всё» Клод Адриан Гельвеций

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить желуди».

В.Г. Белинский

Осмыслить информационный блок темы, подготовиться к тестированию

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любой вопрос из данного блока, ответить на него письменно, сдать на проверку преподавателю).

1. Наполните содержанием опорную схему информационного блока.

Опорная схема: «Развитие личности школьника»

2.Проанализировать различные концепции развития личности.

3.Написать эссе на тему: «Я как индивид, личность, индивидуальность».

Блок самостоятельной работы

Выбрать любое задание из блока самостоятельной работы, выполнить его в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.

Подготовиться к дискуссии по пройденному материалу.

Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.

1. Информационный проект «Личностно-ориентированное образование».

2. Подготовка учебных графических материалов (схем, таблиц, диаграмм, а также презентаций):

Личностно-ориентированное образование в теории и практике педагогики

3.Написать синквейн «Личность»

4. Создание педагогических коллажей:

Наши дети

Школа будущего

5.Составить педагогический словарь понятий темы занятия.

6. Написать мини-реферат на тему: «Перспективы развития системы наук о человеке».

7.Подготовка аннотаций на статьи журнала «Школьные технологии».

Список литературы

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: ГАРДАРИКИ, 2009. – Глава 13.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – Глава 15.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2009. – Глава 8.


Семинарское занятие 2. Методы, приемы и средства обучения

Цель работы – проанализировать потенциал методов обучения и педагогические условия их реализации в образовательном процессе

Задачи работы:

- определить сущностные характеристики методов, приемов и средств обучения;

- рассмотреть разные классификации методов обучения;

- дать характеристику методов обучения;

-обосновать условия использования методов в обучении.

 

Понятийный аппарат темы

метод обучения; прием обучения, средство обучения, дидактические условия использования методов в обучении

Вопросы для обсуждения:

· Дайте определение метода обучения, раскройте его педагогическую природу, обоснуйте классификацию методов обучения.

· Подготовьте схему классификации методов обучения, выделив в ней: авторов данной классификации, основные группы методов обучения. Сравните и проанализируйте классификации методов обучения.

· Раскройте потенциал словесных методов обучения.

· Для чего нужны упражнения в обучении?

· Какие преимущества имеют практические методы обучения?

· Методы обучения по типу проблемности в обучении (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)

· Что означает оптимальный выбор методов обучения? Обоснуйте взаимодействие методов обучения. Прокомментируйте факторы выбора методов в обучения:

ü цели образования, воспитания и развития учащихся;

ü особенности содержания изучаемого материала;

ü особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

ü время, отводимое на изучение того или иного материала;

ü уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

ü уровень педагогического мастерства учителя;

ü материально-технические условия обучения.

 

Практический блок

Предложите варианты использования в вашей деятельности словесных, наглядных и практических методов.

Каким образом можно использовать исследовательский метод в обучении?

Какие методы контроля и самоконтроля наиболее эффективны? Примеры.

Как использовать методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности? Примеры.

Блок самостоятельной работы

Как можно использовать в обучении компьютер, планшет, смартфон, телефон и др.?

Средства обучения, дающие наиболее ощутимый результат в обучении?

Список литературы

1. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Академия, 2011. – Глава 5.

2. Ситаров, В.А. Теория обучения. Теория и практика: учебник для бакалавров. - М.: Академия, 2014. – Глава 9.

Семинарское занятие 3

Классно-урочная система обучения.

Урок – основная организационная форма обучения.

Цель работы – проанализировать системы обучения в отечественной и мировой дидактике, выявить характеристики основных форм обучения в современном образовании

Задачи работы:

- определить особенности систем и форм обучения

- рассмотреть классификации форм организации обучения;

- раскрыть требования к организации современного урока;

-обосновать пути повышения эффективности реализации форм обучения.

 

Понятийный аппарат темы

Форма организации обучения, системы обучения, признаки и компоненты классно-урочной системы обучения, структурные элементы урока, типы урока, пути повышения эффективности урока, учебная экскурсия, факультатив, домашняя учебная работа школьников

План рассмотрения теоретических вопросов:

Вопросы репродуктивного характера.

1.Характеристика различных систем обучения.

2.Отличительные особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки.

3 Понятие формы организации обучения. Классификация форм организации обучения.

4.Какие требования предъявляются к организации урока?

5. Урок - основная организационная форма обучения. Структура урока, его типы и виды. Пути повышения его эффективности.

6. Отличительные особенности других форм организации обучения, дидактические требования к ним.

7. Виды уроков: традиционный, урок-сказка, урок-суд, урок-аукцион, урок-презентация и т.п. Специфика их организации и проведения.

8. Формы организации образовательного процесса в вузе: лекция, семинарское, лабораторное занятие, коллоквиум, практика, экзамен и др.

11 Вопросы и задания проблемного и творческого характера

1. Каковы возможности использования в современной отечественной школе мангеймской системы, Дальтон – плана, плана Трампа?

2. Выделите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

3. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сельской школе?

4. Как вы относитесь к идее создания "школы без домашнего задания"?

5. Чем определяется воспитательный потенциал урока?

6. Философия говорит нам о том, что форма всегда более консервативна и устойчива, чем содержание. Подумайте, верно ли это для педагогики. Приведите примеры форм организации обучения, содержание которых изменилось или существенно обновилось в последние годы. Правомерно ли использовать такие понятия как «урок-лекция», «урок-семинар», «кино-урок», «урок-беседа»? Аргументируйте свой ответ.

7.В чем заключается основной недостаток урока как формы обучения? Выберите верный ответ и обоснуйте его.

а. Урок утомляет учеников.

б. Урок порождает формализм в знаниях школьников.

в. Все учащиеся должны в основном подчиняться на уроке общему плану и темпу работы.

г. Урок толкает учителя на штамп и догматизм в обучении.

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые два вопроса (задания из данного блока, ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю).

1.Создайте памятку-инструкцию для начинающего учителя "Как подготовиться к уроку?"

2.Создайте графическую схему- опору, отражающую различные типы урока в современной школе

3.Создайте краткий план урока (в соответствии со спецификой изучаемой предметной области) одного из типов уроков.

4. Составьте собственную схему анализа урока.

 

Блок самостоятельной работы

Выбрать любое задание из блока самостоятельной работы, выполнить его в письменном виде и сдать на проверку преподавателю

Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.

1. Подготовка презентации на тему "Традиционный урок в современной школе"

2.На основе анализа материалов педагогической печати сделать подборку разработок уроков различных типов педагогов-мастеров

3.Создать подборку памяток психолого-педагогического анализа современного урока

4. Подготовить эссе:

"Современный урок в отечественной школе". "Современный урок в зарубежной школе", "Пути совершенствования урока в современной школе", "Нетрадиционные уроки в современной школе"

Обязательная литература

Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб.: Питер, 2011.

Голованова Н.Ф. Педагогика. Учебник для студентов высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2013.

 

Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Академия, 2011. – 352 с. – (Сер. Бакалавриат).

Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для вузов. – М: Юрайт, 2011.

Подласый И.П. Теоретическая и практическая педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.