|
Творческая природа и социокультурная размерность сознания. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания наиболее рельефно отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности своеобразной «гносеологической робинзонады», т. е. возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества. Сознание человека интерпретировалось либо как проявление «чистого разума», выступающего в качестве универсальной характеристики бытия как такового, либо как первоначальная tabula rasa (чистая доска), заполняемая природой в процессе индивидуального опыта. Как для субстанциальной, так и для функциональной моделей философии сознания индивидуальное мышление имело созерцательно-пассивный характер и не нуждалось в дополнительных социальных предпосылках для своего оформления. В субстанциализме разум сам выступал в качестве фундаментальной единой предпосылки сознания, познания и культуры, в функционализме – возникал как «зеркало» рационально организованной природы. Преодоление классического принципа «созерцательности мышления» осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром которого, согласно Марксу, является идеология как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу. Она характеризуется Марксом как «ложное сознание», поскольку закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и интерпретации действительности. «Зеркало» сознания при этом всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологема-ми своего времени. Начатая Марксом критика идеи «чистого сознания» была продолжена в рамках герменевтической концепции Х. Гадамера. Протестуя против классической установки на «очищение» опыта сознания от устойчивых социальных стереотипов, Гадамер предпринимает попытку реабилитации «культурных предрассудков». Последние, с его точки зрения, составляют те необходимые основания сознания, которые обеспечивают целостность всякого психического опыта и определяют возможности и границы человеческого понимания. Социокультурная матрица оказывается здесь не просто консервативным фактором «ложного сознания», но единственно возможной предпосылкой функционирования и развития сознания. При этом о социокультурной размерности можно говорить применительно ко всем основным структурным уровням организации психики и сознания: бессознательному, чувственно-эмоциональному, интуитивно-волевому и рационально-дискурсивному.
1. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике. 1 2. Характерные особенности и основные направления развития постклассической философии. 1-2 3. Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии. 2 4. Социально-этническая структура общества. 2-3 5. Специфика социально-философского знания. Сущность социальности. 3 6. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции. 3-4 7. Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и ее развития. Понятие «ноосферы» 4-5 8. Власть и государство. Исторические типы и формы государства. 5 9. Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии. 5-6 10. Структура и основные характеристики познавательного процесса. 6 11. Основные особенности и этапы развития русской классической философии. 7 12. Развитие общества как цивилизованный процесс. Основные типы цивилизации. 7-8 13. Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии. 8 14. Предмет, структура и становление философии истории. 9 15. Философия и идеология в эпоху Просвещения. 9 16. Основные философско-теоретические модели общества. 10 17. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма. 10 18. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. 11 19. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и ее исторические этапы. 11-12 20. Экзистенциальные характеристики личности. 12-13 21. Философия и решения. Статус и функции философии в средневековой культуре. 13 22. Наука, ее когнитивный и социально –культурный статусы. 13-14 23. Основные стратегии осмысления проблема человека в классической и современной философии.14 24. Традиции и новации и динамике культуры. 14-15 25. Философия эпохи Возрождения: основные направления и этапы развития. 15 26. Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение. 16 27. Специфика и основные проблемы философии Древнего Китая. 16-17 28. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера. 17 29. Специфика и методы философского мышления. 17-18 30. Генезис сознания и структурно-функциональные его характеристики. 18 31. Предмет философии и структура философского знания. 18-19 32. Сознание человека как предмет философской рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии. 19-20 33. Основные факторы социально-исторического развития.20 34. Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и знания в истории цивилизации. 20 -21 35. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации. 21 36. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология. 22 37. Тематическое право и основные традиции в русской философии конца 19-20 вв. 22 38. Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники и технологии. 22-23 39. Философия в современном мире: социально культурный статус и основные функции. 23 40. Социальная структура общества и стратификационные отношение я современном мире. 23-24 41. Проблема субъекта и движущих сил истории. 24 42. Философия и этапы развития философии в Беларуси. 24-25 43. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. 25-26 44. Основные принципы классической философии и постклассической ориентации философствования. 26 45. Антология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия. 26-27 46. Феномен власти в жизни общества, структура и функции власти. 27 47. Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления. 28 48. Проблема истины в познание. Классическая концепция истины и ее альтернативы. 28-29 49. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории. 29 50. Классики философской мысли Беларуси. Роль и влияние их наследия на развитие современной культуры. 29-30 51. Природа как объект философского и научного анализа. 30 52. Власть и политика. Политическая система общества, ее сущность, функции и типы. 30-31 53. Образы философии и стили философствования. Познание как ценность культуры и предмет философского анализы. 31-32 54. Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций. 32-33 55. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии. 33 56. Философия и основные формообразования культуры. 33-34 57. Творческая природа и социально-культурная размерность сознания. 34-35
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|