Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Наука: предмет, функции, структура





Тема 1. Наука: предмет, функции, структура

 

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на получение знаний о реальности. Понятие «реальность» - внешний мир + мир психики (соц.мир, интеллект.мир).

 

— особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Термин Наука многозначен:

1. Систематизарованные взгляды на окруж. мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (взгляды, открытия, теории и т.п.);

2. Сфера чел-кой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (научные работники);

3. Определенные соц. институт, состоящий из системы научно- исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (ак.наук, министерства образ-я, науки, научн.конференции и круглые столы);

4. Общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (научное общ-во).

Предмет науки

- та часть реальности, которую данная наука изучает.

- выраженная в совокупности абстрактных понятий часть реальности, которую ученый делает объектом своего исследования; выраженный в теоретической форме объект изучения; модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением.


Элементы научного знания:

1.Естествознание (учение о природе, естественные науки)

2.Технознание (учение о технике, технические науки)

3.Обществознание (учение об обществе, общественные науки)

4.Человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки)

 

Структура реальности:

1. Физическая

2. Социальная

3. Общественная

4. Техническая


 

Функции науки:

1. Познавательно-объяснительная – получение знаний о мире, объяснение устройства мира и з-нов мировоззрения;

2. Систематизирующая (кумулятивная) – накопление, систематизирование и передача научной информации.

3. Эвристическая – получ.принципиально нового знания (нов.парадигмы – нов.базовая теория)

4. Прогностическая – предсказание, предвидение развития изучаемых явлений на основе имеющихся научн.данных.

5. Практико-преобразовательная – использование науч.данных в жизнедеятельности общества.

6. Социальная –возд-вия на усл-я жизни людей, хар-р труда, систему обществ. отношений.

 

Критерии научности знаний: Объективность, рациональность, системность, проверяемость, осознание метода исследования объекта.

 


 

Тема 2. Место ТГП в системе общественных наук.

Осн. Общественная наука- социология.

Единство научного знания, взаимопроникновение наук не отрицают их известных отличий. Каждая наука рассматривает определенный круг явлений природы или общества, который и составляет предмет данной науки. В зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы, общества или миру техники, и различают науки общественные, естественные и технические.

В центре внимания общественных наук - обществен­ное бытие и сознание (сфера – огромна по числу состовляющих -> отдельные отрасли науки изуч.различные стороны обществ.явления, отношения и связи)

Тесная связь многих общественных наук с общим объектом исследования – гос-ва и права: соотношение и место ТГП среди них.

Философия – теоретическая база и методологический ориентир для всех общественных наук вцелом (в т.ч и юридических).

-объясняет обществ.бытие вцелом, взаимозависимость и связь сторон.

-изуч.общие закономерности оюществ.разв-я, относящ.к гос-ву и праву.

-опираясь на данные и выводы науки, определяет место гос-ва и права в разв-ии общества в целом.

Осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения – предпос.творческ.разв-я юр.науки, дальнейш.совершенств.законодательства. (Мб вскрыта сущность права и гос-ва, опред.закономерн.их транформ.)

На базе философии разрабатываются основные категории юри­дических наук.

Социология: Генезис, сущность, функциональное назначение права и госу­дарства являются объектом пристального внимания современной социологии.

Право и государство, несомненно, обществоведческие категории, но, выделяя социальную основу государства, социальную ценность права, со­циологические их стороны, социология оставляет в стороне юри­дические аспекты проблемы, например такие, как правовые формы организации государственной власти или правовые мето­ды регулирования общественных отношений и т.д.

Политология: Главная задача - изучение политики, политических процессов, полити­ческих партий, движений, систем. Политика тесно вплетена в жизнь права и государства, однако политическая власть реали­зуется и в политических системах, и в других формах полити­ческих отношений.

История - исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные правовые памятники. Но история не делает обобщающих выво­дов, не ищет закономерностей. Этим она и отличается от теории права и государства.

Политическая экономика, как и экономическая наука в це­лом, изучает экономические отношения людей, отношения про­изводства, обмена, распределения. При этом она не может не касаться роли государства и права.

Этика (сегодня ее отсутствие нередко обнаруживает себя во время политических дебатов) и политика тесно связаны. Их соотношение - вечная проблема.

Государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, а целым комплексом общественных наук. Эта мысль может быть проиллюстрирована на примере проблемы сущности государства - сложного и противоречивого явления. Разностороннюю деятельность его многочисленных органов и учреждений можно видеть в политической, хозяйственной, культурной жизни общества, в международных отношениях. Государство занимает­ся управлением - это сфера управленческой науки; оно связано с миром хозяйства - это дело экономики; государство проводит политический курс, сотрудничает с партиями - это политология; государство требует социологического осмысления - это социология. Чтобы понять право и государство, необходимо вый­ти за их пределы, вскрыть культурные, социальные, политичес­кие, экономические и иные причины, которые определяют их назначение, функции и роль в обществе.


 

Тема 4. Предмет ТГП и его структура.

Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития ГиП, а также органически связанные с ними и сопутств. им иные соц. явления и процессы.

Структура предмета ТГП

1.Общие закономерности возникновения и развития данных институтов.

2.Базовые модели госуд-правов.устройства.

3.Факторы, влияющие на формирование гос-прав.институтов (экономич,национ,историч).

4.Правосознание (правосознание -> законы -> социальные отношения -> индивид -> правомерн/неправомерн.действия)

5.Категориально-понятийный аппарат юрисдикции (язык науки)

 

1. Предмет и методология ТГП.

2.Теория гос-ва:

a. происхождение гос-ва;

b. понятие, признаки и функции гос-ва;

c. полит. система;

d. форма гос-ва (форма правления, полит.режим и террит-ное устройство);

e. механизм гос-ва

3. Теория права:

a. происхождение и понятие права;

b. культура и право;

c. источники права и правовые системы;

d. система права и законодательства;

e. правоотношения;

f.правовая культура;

g. реализация права;

h. правообразование;

i. правовая норма;

j. правонарушение;

k. юр. ответственность;

l. права чел-ка и правовое гос-во.

 

Функции ТГП.

· Познавательная – выражается в познании и объяснении явлений государства и правовой жизни общества

· Эвристическая - т.е. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государства и права является действительным, а открывает новые законы государственно правовой жизни общества.

· Прогностическая – теория определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемой ею науки. Истины выдвигаемые гипотетически, проявляются на практике.

 

(по учебнику)

· Гносеологическая - обеспечение понимания гос-х и правовых явлений путем изучения их общих закономерностей;

· Методологическая - выработка способов решения к-либо задач правового характера. Например, выработка законопроекта, квалификация деяния, совершенного обвиняемым, определение структуры органов исполн.власти и тп.


 

Методы познания

1. Социологический- инструментарий метода – это анкетирование, интервьюирование, опрос;

·Не дает точного знания, а общее представление об обществе (базовые понятия)

·Метод использования для изучения самого общества, необходимости гос-правового воздействия на соц.отношения.

·Исп-я для выявления факторов, влияющих на реализацию их прав.

2. Сравнительный. Используется для:

·Выбора модели государственно-правового устройства

·Выбора способа государственно-правового решения проблем жизнедеят.о.

·Выявления базовой системы в правовой реальности

·Унификации национально-правовых систем с целью создания единой правовой системы (Европейское сообщество)

Применение сравнит.метода в правоведение привело к возникнов.науки сравнительного правоведения – компаративистики

3. Метод теоретического моделирования – направлен на создание теоретической модели (с использованием компьютерных технологий) изучаемого явления с целью всестороннего его рассмотрения.

4. Логико-грамматический метод – используется для анализа текущего законодательства и и реализации института толкования права.

Метод познания выбирается исходя из цели познания и предмета познания.

Тема 1. Наука: предмет, функции, структура

 

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на получение знаний о реальности. Понятие «реальность» - внешний мир + мир психики (соц.мир, интеллект.мир).

 

— особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Термин Наука многозначен:

1. Систематизарованные взгляды на окруж. мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (взгляды, открытия, теории и т.п.);

2. Сфера чел-кой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (научные работники);

3. Определенные соц. институт, состоящий из системы научно- исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (ак.наук, министерства образ-я, науки, научн.конференции и круглые столы);

4. Общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (научное общ-во).

Предмет науки

- та часть реальности, которую данная наука изучает.

- выраженная в совокупности абстрактных понятий часть реальности, которую ученый делает объектом своего исследования; выраженный в теоретической форме объект изучения; модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением.


Элементы научного знания:

1.Естествознание (учение о природе, естественные науки)

2.Технознание (учение о технике, технические науки)

3.Обществознание (учение об обществе, общественные науки)

4.Человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки)

 

Структура реальности:

1. Физическая

2. Социальная

3. Общественная

4. Техническая


 

Функции науки:

1. Познавательно-объяснительная – получение знаний о мире, объяснение устройства мира и з-нов мировоззрения;

2. Систематизирующая (кумулятивная) – накопление, систематизирование и передача научной информации.

3. Эвристическая – получ.принципиально нового знания (нов.парадигмы – нов.базовая теория)

4. Прогностическая – предсказание, предвидение развития изучаемых явлений на основе имеющихся научн.данных.

5. Практико-преобразовательная – использование науч.данных в жизнедеятельности общества.

6. Социальная –возд-вия на усл-я жизни людей, хар-р труда, систему обществ. отношений.

 

Критерии научности знаний: Объективность, рациональность, системность, проверяемость, осознание метода исследования объекта.

 


 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.