|
Тема 1. Наука: предмет, функции, структураСтр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 1. Наука: предмет, функции, структура
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на получение знаний о реальности. Понятие «реальность» - внешний мир + мир психики (соц.мир, интеллект.мир).
— особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Термин Наука многозначен: 1. Систематизарованные взгляды на окруж. мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (взгляды, открытия, теории и т.п.); 2. Сфера чел-кой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (научные работники); 3. Определенные соц. институт, состоящий из системы научно- исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (ак.наук, министерства образ-я, науки, научн.конференции и круглые столы); 4. Общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (научное общ-во). Предмет науки - та часть реальности, которую данная наука изучает. - выраженная в совокупности абстрактных понятий часть реальности, которую ученый делает объектом своего исследования; выраженный в теоретической форме объект изучения; модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением. Элементы научного знания: 1.Естествознание (учение о природе, естественные науки) 2.Технознание (учение о технике, технические науки) 3.Обществознание (учение об обществе, общественные науки) 4.Человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки)
Структура реальности: 1. Физическая 2. Социальная 3. Общественная 4. Техническая
Функции науки: 1. Познавательно-объяснительная – получение знаний о мире, объяснение устройства мира и з-нов мировоззрения; 2. Систематизирующая (кумулятивная) – накопление, систематизирование и передача научной информации. 3. Эвристическая – получ.принципиально нового знания (нов.парадигмы – нов.базовая теория) 4. Прогностическая – предсказание, предвидение развития изучаемых явлений на основе имеющихся научн.данных. 5. Практико-преобразовательная – использование науч.данных в жизнедеятельности общества. 6. Социальная –возд-вия на усл-я жизни людей, хар-р труда, систему обществ. отношений.
Критерии научности знаний: Объективность, рациональность, системность, проверяемость, осознание метода исследования объекта.
Тема 2. Место ТГП в системе общественных наук. Осн. Общественная наука- социология. Единство научного знания, взаимопроникновение наук не отрицают их известных отличий. Каждая наука рассматривает определенный круг явлений природы или общества, который и составляет предмет данной науки. В зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы, общества или миру техники, и различают науки общественные, естественные и технические. В центре внимания общественных наук - общественное бытие и сознание (сфера – огромна по числу состовляющих -> отдельные отрасли науки изуч.различные стороны обществ.явления, отношения и связи) Тесная связь многих общественных наук с общим объектом исследования – гос-ва и права: соотношение и место ТГП среди них. Философия – теоретическая база и методологический ориентир для всех общественных наук вцелом (в т.ч и юридических). -объясняет обществ.бытие вцелом, взаимозависимость и связь сторон. -изуч.общие закономерности оюществ.разв-я, относящ.к гос-ву и праву. -опираясь на данные и выводы науки, определяет место гос-ва и права в разв-ии общества в целом. Осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения – предпос.творческ.разв-я юр.науки, дальнейш.совершенств.законодательства. (Мб вскрыта сущность права и гос-ва, опред.закономерн.их транформ.) На базе философии разрабатываются основные категории юридических наук. Социология: Генезис, сущность, функциональное назначение права и государства являются объектом пристального внимания современной социологии. Право и государство, несомненно, обществоведческие категории, но, выделяя социальную основу государства, социальную ценность права, социологические их стороны, социология оставляет в стороне юридические аспекты проблемы, например такие, как правовые формы организации государственной власти или правовые методы регулирования общественных отношений и т.д. Политология: Главная задача - изучение политики, политических процессов, политических партий, движений, систем. Политика тесно вплетена в жизнь права и государства, однако политическая власть реализуется и в политических системах, и в других формах политических отношений. История - исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные правовые памятники. Но история не делает обобщающих выводов, не ищет закономерностей. Этим она и отличается от теории права и государства. Политическая экономика, как и экономическая наука в целом, изучает экономические отношения людей, отношения производства, обмена, распределения. При этом она не может не касаться роли государства и права. Этика (сегодня ее отсутствие нередко обнаруживает себя во время политических дебатов) и политика тесно связаны. Их соотношение - вечная проблема. Государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, а целым комплексом общественных наук. Эта мысль может быть проиллюстрирована на примере проблемы сущности государства - сложного и противоречивого явления. Разностороннюю деятельность его многочисленных органов и учреждений можно видеть в политической, хозяйственной, культурной жизни общества, в международных отношениях. Государство занимается управлением - это сфера управленческой науки; оно связано с миром хозяйства - это дело экономики; государство проводит политический курс, сотрудничает с партиями - это политология; государство требует социологического осмысления - это социология. Чтобы понять право и государство, необходимо выйти за их пределы, вскрыть культурные, социальные, политические, экономические и иные причины, которые определяют их назначение, функции и роль в обществе.
Тема 4. Предмет ТГП и его структура. Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития ГиП, а также органически связанные с ними и сопутств. им иные соц. явления и процессы. Структура предмета ТГП 1.Общие закономерности возникновения и развития данных институтов. 2.Базовые модели госуд-правов.устройства. 3.Факторы, влияющие на формирование гос-прав.институтов (экономич,национ,историч). 4.Правосознание (правосознание -> законы -> социальные отношения -> индивид -> правомерн/неправомерн.действия) 5.Категориально-понятийный аппарат юрисдикции (язык науки)
1. Предмет и методология ТГП. 2.Теория гос-ва: a. происхождение гос-ва; b. понятие, признаки и функции гос-ва; c. полит. система; d. форма гос-ва (форма правления, полит.режим и террит-ное устройство); e. механизм гос-ва 3. Теория права: a. происхождение и понятие права; b. культура и право; c. источники права и правовые системы; d. система права и законодательства; e. правоотношения; f.правовая культура; g. реализация права; h. правообразование; i. правовая норма; j. правонарушение; k. юр. ответственность; l. права чел-ка и правовое гос-во.
Функции ТГП. · Познавательная – выражается в познании и объяснении явлений государства и правовой жизни общества · Эвристическая - т.е. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государства и права является действительным, а открывает новые законы государственно правовой жизни общества. · Прогностическая – теория определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемой ею науки. Истины выдвигаемые гипотетически, проявляются на практике.
(по учебнику) · Гносеологическая - обеспечение понимания гос-х и правовых явлений путем изучения их общих закономерностей; · Методологическая - выработка способов решения к-либо задач правового характера. Например, выработка законопроекта, квалификация деяния, совершенного обвиняемым, определение структуры органов исполн.власти и тп.
Методы познания 1. Социологический- инструментарий метода – это анкетирование, интервьюирование, опрос; ·Не дает точного знания, а общее представление об обществе (базовые понятия) ·Метод использования для изучения самого общества, необходимости гос-правового воздействия на соц.отношения. ·Исп-я для выявления факторов, влияющих на реализацию их прав. 2. Сравнительный. Используется для: ·Выбора модели государственно-правового устройства ·Выбора способа государственно-правового решения проблем жизнедеят.о. ·Выявления базовой системы в правовой реальности ·Унификации национально-правовых систем с целью создания единой правовой системы (Европейское сообщество) Применение сравнит.метода в правоведение привело к возникнов.науки сравнительного правоведения – компаративистики 3. Метод теоретического моделирования – направлен на создание теоретической модели (с использованием компьютерных технологий) изучаемого явления с целью всестороннего его рассмотрения. 4. Логико-грамматический метод – используется для анализа текущего законодательства и и реализации института толкования права. Метод познания выбирается исходя из цели познания и предмета познания. Тема 1. Наука: предмет, функции, структура
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на получение знаний о реальности. Понятие «реальность» - внешний мир + мир психики (соц.мир, интеллект.мир).
— особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Термин Наука многозначен: 1. Систематизарованные взгляды на окруж. мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (взгляды, открытия, теории и т.п.); 2. Сфера чел-кой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (научные работники); 3. Определенные соц. институт, состоящий из системы научно- исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (ак.наук, министерства образ-я, науки, научн.конференции и круглые столы); 4. Общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (научное общ-во). Предмет науки - та часть реальности, которую данная наука изучает. - выраженная в совокупности абстрактных понятий часть реальности, которую ученый делает объектом своего исследования; выраженный в теоретической форме объект изучения; модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением. Элементы научного знания: 1.Естествознание (учение о природе, естественные науки) 2.Технознание (учение о технике, технические науки) 3.Обществознание (учение об обществе, общественные науки) 4.Человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки)
Структура реальности: 1. Физическая 2. Социальная 3. Общественная 4. Техническая
Функции науки: 1. Познавательно-объяснительная – получение знаний о мире, объяснение устройства мира и з-нов мировоззрения; 2. Систематизирующая (кумулятивная) – накопление, систематизирование и передача научной информации. 3. Эвристическая – получ.принципиально нового знания (нов.парадигмы – нов.базовая теория) 4. Прогностическая – предсказание, предвидение развития изучаемых явлений на основе имеющихся научн.данных. 5. Практико-преобразовательная – использование науч.данных в жизнедеятельности общества. 6. Социальная –возд-вия на усл-я жизни людей, хар-р труда, систему обществ. отношений.
Критерии научности знаний: Объективность, рациональность, системность, проверяемость, осознание метода исследования объекта.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|