Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Основные категории теории





Глава 2. Основные категории теории

Менеджмента

Понятие организации

Человек существует на земле порядка миллиона лет. Развитие человека, как и всех живых существ, на ранней стадии шло чрезвычайно медленно. Но приблизительно 10 000 лет тому назад начинается процесс бурного развития человечества. Что же произошло? – У людей появилось разделение труда. Известно, что разделение труда отмечается не только у людей, но и у некоторых видов животных и насекомых. Очевидно, разделение труда это не изобретение человечества, а объективный результат эволюции животных, связанный первоначально, по всей вероятности, с разделением по половому признаку.

Разделение труда – это выдающийся феномен, позволяющий производить, в сравнении с индивидуальным производством, продуктов больше, качественнее и значительно сложнее. Разделение труда вызывает необходимость в соединении, кооперации разделённых производителей для достижения общей цели – необходимость в управлении. При этом впервые появляются люди, которые не заняты непосредственным процессом производства продуктов, а организующих деятельность определённой группы людей для достижения общей цели – управители. Разделение членов первобытных племён на исполнителей и управителей приводит к появлению организаций.

Организация как вид деятельности начинается с обдумывания процесса производства продукта. Так зарождается наука. Появление функции обдумывания приводит к тому, что человек впервые для решения извечной задачи экономики – получения наибольшего числа продуктов и услуг из ограниченных ресурсов, находит способы использования природной энергии в небывалых до этого масштабах (каменный уголь, нефть, газ и т.д.). После разделения труда, появления организаций использование энергии явилось вторым мощным ускорителем развития человечества. Развитие организаций, ведущее к их укрупнению, усложнению хозяйственной и социальной деятельности ведёт к развитию языка. В лексиконе людей появляется всё больше и больше слов, предложения становятся всё сложнее и глубже по смыслу. Так благодаря организациям появляется следующий мощный ускоритель – информация. Обладание информацией с древнейших времён до наших дней является залогом успеха или поражений людей в любой сфере деятельности. Считается, что тот добьётся наибольших успехов в развитии, кто будет располагать наибольшей и качественной информацией. Это утверждение относится как к отдельной организации, так и для нации в целом. Роль информации на развитие человечества огромно. Всё развитие человека идёт по пути увеличения головного мозга – основного средства переработки информации у человека. Кибернетика ставит информацию в один ряд с такими философскими категориями, как энергия, пространство и время.

Известно, что в историческом аспекте нации развивались неравномерно. Одни нации обгоняли другие, главным образом, за счёт лучшей организации и как только «отсталые» нации, улучшали свою организацию, в числе аутсайдеров оказывались бывшие лидеры.

Всё вышеизложенное свидетельствует об исключительной роли организаций в жизни человечества. Поэтому при изучении менеджмента исследование организаций является первостепенной задачей.

Что такое организация? Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели, т.е. желаемого конечного состояния или результата, которую принимают как общую все члены группы.

3. Наличие членов группы, у которых личные цели совпадают с общими целями группы.

4. Сознательная координация деятельности организации.

5. Наличие определённых границ организации.

6. Функционирование организации на относительно постоянной основе.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение. «Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (совокупность людей, объединённых для достижения единых целей)» [1, 702 с.]. Наряду с приведёнными выше в настоящей работе определениями понятия организации, отражающими разные стороны это сложного явления представляет интерес также определение, данное в работе [8, 816 с.]. Организация (organization) состоит из индивидов, которые стремятся для достижения определённых целей оказать влияние на других людей, создающих материальные, увеличивающие общественное благосостояние ценности, посредством разнообразных процессов, технологий, структур и культур.

Организации классифицируются на формальные и неформальные, простые и сложные.

Формальные организации, имеют чётко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы.

Неформальные организации, работают без определённых целей, правил и структур; сюда относятся все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. Неформальные организации существуют практически во всех учреждениях, за исключением, быть может, очень малых. Это объединения людей внутри организации по симпатиям, интересам, увлечениям. Люди объединяются в организации для достижения целей, которые они не могут реализовать в одиночку. Неспособность формальных организаций реализовать все цели человека, связанные с пребыванием человека в организации – основная причина возникновения неформальных организаций.

Сложные организации отличаются от простых наличием не одной, а нескольких целей.

Функции процесса управления

 

 

 


Рис. 2.1. Взаимосвязь функций управления

 

Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. То есть: планирование это процесс определения целей организации и способов их достижения.

При выполнении функции планирование выполняются следующие виды деятельности:

1. Анализ положения организации на рынке. Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, что может реально добиться организация, какие может поставить цели.

2. Целеполагание. Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет цели организации и оценивает возможные угрозы их достижению.

3. Собственно планирование или проектирование. Это определение путей, способов достижения поставленных целей. При этом руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Важность планирования заключается в том, что это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей.

Организация. Организация – это процесс создания структуры для достижения намеченных целей. Структура любой организации определяется перечнем элементов (подразделений, работников), взаимосвязями элементов и их взаимным расположением (уровнями управления). Тогда «структура системы – строение, устройство системы, определяемое составом основных частей их взаимосвязью и взаиморасположением». Для достижения целей организация должна быть структурирована, т.е. определены подразделения, в подразделениях должны быть определены роли для исполнителей. Подразделениям и конкретным исполнителям должны быть определены цели, задачи, обязанности, выполняя которые все вместе достигали бы целей организации.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая современная структура организации не имеют никакого смысла, если работник не заинтересован в выполнении работы. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планами. Мотивация – это процесс соединения внутренних целей исполнителей с целями организации или создания внутреннего побуждения к действиям. Внутренние побуждения являются результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить имеющиеся в настоящее время потребности работников и обеспечить способ удовлетворить эти потребности через хорошую работу.

Контроль. В процессе контроля обеспечивается достижимость организацией своих целей. Контроль теснейшим образом связан с планированием. Таким образом, контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов это уточнение целей, определение планируемых (контролируемых) параметров состояния организации, которые должны быть достигнуты в намеченный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение фактического значения параметров и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководитель организации не только знает о том, что в организации существует сбой, проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, регулирования — стадии, на которой предпринимаются действия, если отклонения превышают допустимые. В этом случае либо принимаются регулировочные мероприятия, при невозможности таковых – пересматриваются цели.

Координация. С появлением разделения труда, зарождением организаций возникает необходимость согласования деятельности разделённых производителей. Так возникает функция координация. Координация – это процесс согласования деятельности разделённых производителей. В качестве производителей могут выступать отдельные члены организации или подразделения. Процесс согласования должен выполняться на всех этапах управленческой деятельности. Поэтому функция координация фактически входит во все вышеперечисленные четыре функции. Неслучайно функцию координация изображают в центре, подчёркивая тем самым то обстоятельство, что она входит в каждую из перечисленных функций (см. рис. 2.1).

Если управление трактовать как процесс, справедливо следующее определение: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» [1, 702 с.]. Наиболее точное определение управления приводилось в 1 главе. «Управление – изменение состояния объекта, системы или процесса, ведущее к достижению поставленной цели», или «Управление – функция организованных систем (биологических, технических, социальных,) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, цели» [4, 751 с.].

При управлении сложными объектами деление процесса управления на указанные четыре функции бывает недостаточно. Поэтому указанные исходные функции делятся на большее число, например, функция планирование может быть разделена на функции прогнозирование и проектирование. Кроме того, поскольку все организации представляют собой социотехнические системы, состоящие из двух подсистем социальной и технической функции управления необходимо разделять по подсистемам. При этом если для социальной системы справедливы все указанные выше функции, то для технической исключение составляет естественно функция мотивация. То есть для социальной системы реализуются функции: планирование, организация, мотивация, контроль и координация, а для технической – планирование, организация, контроль и координация. Проектирование и реализация управленческих функций для указанных подсистем должна идти в строгой взаимосвязи, взаимообусловленности – поскольку возможности одной подсистемы определяют возможности другой.

Итак, все функции взаимосвязаны, взаимообусловлены представляют собой систему и должны исполняться только в комплексе, в строгой последовательности.

Уровни управления

В любой крупной организации структура управления делится на несколько уровней. Так на крупных предприятиях от мастера цеха до директора завода может быть 20 – 25 уровней. Однако теоретики менеджмента, группируя выполняемые функции по уровням управления, для традиционных организаций выделяют всего три уровня, справедливые для любой конкретной организации. На каждом таком уровне подразделения выполняют сходные функции.

Существует два наиболее распространённых подхода деления структуры организации по уровням управления. В качестве первого рассмотрим подход социолога Талкотт Парсонса. Он рассматривает эти три категории с точки зрения функций, выполняемых руководителем в организации. Люди на техническом уровне обеспечивают непосредственный процесс производства товара или услуги. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне (уровень социальных структур – так называемых «институтов», таких как государство, бизнес, религия и т.п., выполняющих определённые общественные функции) заняты в основном разработкой долгосрочных планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

Более общеупотребимый способ описания уровней управления в традиционной организации состоит в выделении руководителей низового звена, или операционных управляющих, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена. Руководители низового звена находятся непосредственно над рабочими, в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Задачи краткосрочные. Очень много общаются с подчинёнными, немного с другими мастерами и меньше с начальниками.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они являются посредниками между руководителями высшего и низового звеньев, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Руководители среднего звена заняты, главным образом, информационными функциями. Автоматизация информационных процессов ведёт к резкому сокращению руководителей среднего звена. Так в компании Microsoft автоматизация информационных процессов привела практически к исчезновению среднего уровня управления.

Руководители высшего звена. В бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. Отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Среди них – определение миссии, целей организации, координация деятельности подразделений организации и др.

Следует отметить, что современные организации, прошедшие реинжиниринг, резко отличаются от описанных выше. В таких организациях нередко число уровней управления сокращается до двух. Принципиально изменяются функции управления по уровням. Так, например, от контролирующих функций руководители переходят к «тренерским» – т.е. от контроля к обучению выполнения операций. Изменяется роль исполнителя в организации от пассивной к активной. После таких преобразований структуры организаций настолько сильно изменяются, что не имеют ничего общего с традиционными структурами. Подробнее такие организации описываются в курсе «Теория организаций»

 

Внешняя среда в бизнесе

 

Все внешние факторы принято делить на две группы: прямого и косвенного воздействия.

Согласно Элбингу, «среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации». К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. «Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них». Это: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Среда прямого воздействия

Поставщики. С точки зрения системного подхода, организация это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов это материалы, оборудование, энергия, капитал, рабочая сила.

Материалы. Все организации зависят от материалов. Поставки их различаются по номенклатуре, количеству, качеству и времени поставки. Чтобы не было сбоев в производстве, создают запасы.

Капитал. Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, акционеры, частные лица и т.д.

Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей.

Законы и государственные органы. Государственные органы определяют формы собственности, законами определяются формы организаций. Деятельность организаций и взаимоотношения с поставщиками, потребителями также регулируется законами.

Потребители. Питер Ф. Друкер считает, что «единственная подлинная цель бизнеса создавать потребителя». Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти всё, относящееся к результатам её деятельности.

Конкуренты. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятие может потерпеть крах. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Что относится к среде прямого воздействия ВГАВТ?

Глава 2. Основные категории теории

Менеджмента

Понятие организации

Человек существует на земле порядка миллиона лет. Развитие человека, как и всех живых существ, на ранней стадии шло чрезвычайно медленно. Но приблизительно 10 000 лет тому назад начинается процесс бурного развития человечества. Что же произошло? – У людей появилось разделение труда. Известно, что разделение труда отмечается не только у людей, но и у некоторых видов животных и насекомых. Очевидно, разделение труда это не изобретение человечества, а объективный результат эволюции животных, связанный первоначально, по всей вероятности, с разделением по половому признаку.

Разделение труда – это выдающийся феномен, позволяющий производить, в сравнении с индивидуальным производством, продуктов больше, качественнее и значительно сложнее. Разделение труда вызывает необходимость в соединении, кооперации разделённых производителей для достижения общей цели – необходимость в управлении. При этом впервые появляются люди, которые не заняты непосредственным процессом производства продуктов, а организующих деятельность определённой группы людей для достижения общей цели – управители. Разделение членов первобытных племён на исполнителей и управителей приводит к появлению организаций.

Организация как вид деятельности начинается с обдумывания процесса производства продукта. Так зарождается наука. Появление функции обдумывания приводит к тому, что человек впервые для решения извечной задачи экономики – получения наибольшего числа продуктов и услуг из ограниченных ресурсов, находит способы использования природной энергии в небывалых до этого масштабах (каменный уголь, нефть, газ и т.д.). После разделения труда, появления организаций использование энергии явилось вторым мощным ускорителем развития человечества. Развитие организаций, ведущее к их укрупнению, усложнению хозяйственной и социальной деятельности ведёт к развитию языка. В лексиконе людей появляется всё больше и больше слов, предложения становятся всё сложнее и глубже по смыслу. Так благодаря организациям появляется следующий мощный ускоритель – информация. Обладание информацией с древнейших времён до наших дней является залогом успеха или поражений людей в любой сфере деятельности. Считается, что тот добьётся наибольших успехов в развитии, кто будет располагать наибольшей и качественной информацией. Это утверждение относится как к отдельной организации, так и для нации в целом. Роль информации на развитие человечества огромно. Всё развитие человека идёт по пути увеличения головного мозга – основного средства переработки информации у человека. Кибернетика ставит информацию в один ряд с такими философскими категориями, как энергия, пространство и время.

Известно, что в историческом аспекте нации развивались неравномерно. Одни нации обгоняли другие, главным образом, за счёт лучшей организации и как только «отсталые» нации, улучшали свою организацию, в числе аутсайдеров оказывались бывшие лидеры.

Всё вышеизложенное свидетельствует об исключительной роли организаций в жизни человечества. Поэтому при изучении менеджмента исследование организаций является первостепенной задачей.

Что такое организация? Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели, т.е. желаемого конечного состояния или результата, которую принимают как общую все члены группы.

3. Наличие членов группы, у которых личные цели совпадают с общими целями группы.

4. Сознательная координация деятельности организации.

5. Наличие определённых границ организации.

6. Функционирование организации на относительно постоянной основе.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение. «Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (совокупность людей, объединённых для достижения единых целей)» [1, 702 с.]. Наряду с приведёнными выше в настоящей работе определениями понятия организации, отражающими разные стороны это сложного явления представляет интерес также определение, данное в работе [8, 816 с.]. Организация (organization) состоит из индивидов, которые стремятся для достижения определённых целей оказать влияние на других людей, создающих материальные, увеличивающие общественное благосостояние ценности, посредством разнообразных процессов, технологий, структур и культур.

Организации классифицируются на формальные и неформальные, простые и сложные.

Формальные организации, имеют чётко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы.

Неформальные организации, работают без определённых целей, правил и структур; сюда относятся все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. Неформальные организации существуют практически во всех учреждениях, за исключением, быть может, очень малых. Это объединения людей внутри организации по симпатиям, интересам, увлечениям. Люди объединяются в организации для достижения целей, которые они не могут реализовать в одиночку. Неспособность формальных организаций реализовать все цели человека, связанные с пребыванием человека в организации – основная причина возникновения неформальных организаций.

Сложные организации отличаются от простых наличием не одной, а нескольких целей.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.