|
Святые отцы о единоспасительности Церкви
«Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в царство небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!»
Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 3.
«Кто хочет спастись, тот должен, прежде всего, содержать кафолическую веру, коей если кто не соблюдет в целости и непорочности, тот, несомненно, погибнет навсегда».
Свт. Афанасий Великий. Символ веры
«Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, – еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака».
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 25.1.
«Что же, скажешь ты, разве нет и христиан, худо поступающих, и язычников, проводящих жизнь в любомудрии? Что есть христиане, живущие худо, это и я знаю; а есть ли язычники, живущие добродетельно, этого я доподлинно еще не знаю... Но чтобы не показаться кому-нибудь любителями спора, согласимся, что между язычниками есть люди, хорошо живущие... Но смотри, как Христос лишает их всякого оправдания. Он говорит, что "свет пришел в мир". Искали ли, говорит, они его, трудились ли, заботились ли найти? Свет сам к ним пришел; однакож они и тогда не поспешили к нему. Если же и между христианами некоторые живут худо, то касательно этого заметим, что Христос говорит не о тех, которые стали христианами от рождения и приняли веру от предков (хотя нередко и они порочною жизнью уклонялись от правого учения); не об них, кажется, здесь говорится, но о тех, которые из иудейства или язычества должны были обратиться к правой вере. (Христос) показывает, что никто, находясь в заблуждении, не захочет обратиться к вере, если предварительно не предпишет самому себе доброй жизни, и никто не останется в неверии, если предварительно не решится навсегда оставаться злым. Не говори ты мне, что такой-то целомудрен и не верь; не в этом только состоит добродетель. Какая польза, имея эти качества, быть рабом суетной молвы, и, опасаясь стыда от своих друзей, оставаться в заблуждении? Это не значит жить добродетельно. Раб тщеславия не лучше блудника; даже делает гораздо большие и тягчайшие грехи, чем тот. Но укажи мне кого-нибудь между язычниками, который был бы свободен от всех страстей и не был причастен ни одному пороку: ты указать не можешь».
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 28.2-3
«Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Крещение. И оглашенный верует в Крест Господа Иисуса, которым и сам знаменуется; но если он не будет крещён во имя Отца и Сына и Св. Духа, то не может получить отпущения грехов и сподобиться дара духовной благодати».
Свт. Амвросий Медиоланский Цит. по: Митр. Макарий (Булгаков). Православное догматическое богословие. СПб. 1857, с. 258.
«Никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа: а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его Теле, которое есть Церковь... Кто не между членами Христовыми, тот не может иметь христианского спасения. Всякий, отделившийся от общения с Церковию, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отторгся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем».
Блаженный Августин Цит. по: Свящ. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры православной веры. М., 1894. С. 439.
«Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь "аллилуиа", можно отвечать "аминь", можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде кроме Православной Кафолической Церкви нельзя найти спасения».
Блж. Августин. Sermo ad Caesarieusis ecclesiae plebem, 6.
«Кто вне Церкви, тот не примет жизни вечной».
блж. Феодорит Кирский. Творения. Киев, 1855. Т. 1. С. 273.
«Вопрос: Если кто-нибудь неверующий во Христа, например, иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдёт ли он в Царство Небесное?» Ответ: Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3:5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдёт в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает своё благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин. 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний».
Прп. Анастасий Синаит. Вопросы и ответы, 7.
«А без Крещения никто не может надеяться на вечное спасение – хотя бы он был благочестивейшим из благочестивых».
Прп. Иоанн Дамаскин
«Кто уверовал, но не крестился, а остаётся ещё оглашённым, тот и не спасён».
Блж. Феофилакт Болгарский.
«Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись».
Прп. Симеон Новый Богослов. Слова, 37.
«Бог будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведникам – Царство Небесное, красоту неизреченную, вселие без конца и бессмертие вечное; грешникам же – мучение огненное, червь неусыпающий и мука без конца. Таковы будут мучения тем, кто не верит Богу нашему Иисусу Христу: будут мучиться в огне те, кто не крестится… если кто в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне».
Прп. Нестор Летописец. Повесть временных лет. М., 1996. Сс. 103-104.
«В будущем веке сила Его Второго Пришествия всех воздвигнет от смерти, хотя и не все удостоятся истинной жизни; потому что нечестивцы и неверующие, и не восприявшие здесь, чрез исповедь и покаяние, прощение грехов… воскреснут, действительно, но испытают жизнь худшую смерти, преданные скорби и страданию и стеснению и стыду вечному, обитая с неусыпающими червями и сожигаемые мрачным и неугасающим огнем».
Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 2. М., 1993. С. 13.
«На основании чего мы возымели веру, что крестившись, спасемся? – Конечно, на том основании, что услышали слова Господни: "Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет" (Мк.16:16). Поскольку же Сама Истина привела и то и другое, т.е. – необходимость веры и Крещения, то невозможно спастись тому, кто не желает креститься, хотя бы он и утверждал, что якобы верует, а также и тому, кто не верует, хотя бы он и был крещен».
Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 2. М., 1993. С. 51.
«Тайна крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже кровь Сына Божия не спасет нас».
Свт. Димитрий Ростовский. О символе веры
«Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от дьявола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36)».
Святитель Тихон Задонский. Об истинном христианстве. II.1.2.
Братья мои, я учился сорок и пятьдесят лет. Я прочёл много книг об иудеях, идолопоклонниках, и о мусульманах и еретиках. Я изучил глубины мудрости. Все другие веры – ложные и поддельные. Только наша вера, святое Православие, истинна и свята…
Радуйтесь и веселитесь, что вы оказались благочестивыми православными христианами. И плачьте и сожалейте о нечестивых, неверующих и еретиках, которые идут во тьму и в руки дьявола.
Священномученик Косьма Этолийский. Поучения, 7
«Принимая во внимание, что вы от меня ищете наставление, могу ответить вам следующее: Премилостивый Бог совершает спасение православных христиан православной верою, добрыми делами и своей благодатию. Вера православная есть та, которую содержит Единая, Святая Соборная и Апостольская Церковь, и без этой веры невозможно спастись, кому бы то ни было».
Прп. Паисий Величковский Цит. по: Прот. Сергий Четвериков. Молдавский старец Паисий Величковский. Париж, 1976. С. 237.
«Христианство есть единственный путь ко спасению… единственный Богом на земле проложенный путь в Вечное Царство… Есть много народов, не знающих пути истинного. Тем, которые рождаются среди них, надо усиленно искать сего пути, и ещё найдут ли?.. Ибо какого спасения чаять тому, кто не содержит истинного учения веры и Церкви и неправо мыслит или о Боге, мире и человеке, или о настоящем состоянии нашем испорченном, или о способе нашего восстановления, который один… А вот есть же люди, которые говорят: как хочешь веруй, только живи хорошо и ничего не бойся, – как будто можно жить хорошо, не имея здравых понятий о предметах, сообщаемых истинной верою. Не обольщайтесь, братия! В состав истинной жизни входит не одно поведение, но и здравый образ мыслей».
Свт. Феофан Затворник. Пять поучений о пути ко спасению. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2006. Сс. 7, 10, 27, 19.
«Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами – потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением».
Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 230.
«Душе же неправоверующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? И как и о чем молиться за такую душу?»
Прп. Иосиф Оптинский. Житие Оптинского старца Иосифа. Козельск, 1993. С. 180.
"Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие (Ин. 3:5): магометане не войдут, евреи, идолопоклонники, еретики не войдут, сектанты не войдут, блудники, прелюбодеи, лихоимцы и прочие нечестивцы не войдут и царствия Божия не наследуют. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся, да делами любви".
Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 1. Тверь, 2005. С. 298.
"О недостаточности ко спасению и лживости протестантства и реформатства как особенных вероисповеданий и говорить не стоит: там все извращено, весь строй веры и богослужения".
Св. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. М., 2003.
«Все ли грешники будут преданы этим страшным мучениям или некоторые освободятся? Все должны мучиться, если не очистятся от грехов. Но на земле нет человека, который был бы свободен от греха, и нет человека, который мог бы обрести средство искупить себя от грехов и отвратить от себя гнев Божий, посему все осуждены во ад».
Святитель Макарий (Невский). Беседы к язычникам, 1.5. Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского, за все время его служения в архиерейском сане (1884—1910 гг.). Томск, 1910. С. 451.
«Несмотря на то, что искупительная жертва принесена Христом-Спасителем за всех людей, плодами её могут пользоваться только те, кто веруют во Христа, принадлежат к созданному Им телу – единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которые вошли в общение со Христом через причащение Его тела и Крови. Значит, неверующие во Христа и не принадлежащие к святой православной Церкви, не могут пользоваться плодами искупления, совершённого Господом Иисусом Христом. А таковых на всей земле и в отечестве нашем остаётся ещё много... Все они имеют нужду в проповеди о Христе и о созданной Им Церкви».
Свт. Макарий (Невский). Полное собрание проповеднических трудов. С. 215-216.
«Признать возможность спасения помимо Церкви… это значит признать необязательность Церкви».
Свщмч. Иларион Троицкий. Христианства нет без Церкви.
«Кто не содержит во всей целости и неповрежденности учения Христа и Его Церкви, кто впал в ересь, тот отпал от Христа и Церкви, тот не имеет ничего общего с нею, тот лишен надежды на вечное спасение, которого сподобились все угодники Христовы…
Свщмч. Андроник (Никольский). Слово в Неделю Православия // Творения. Книга II. Тверь, 2004. С. 8.
«Крещение необходимо для спасения. Кто не принял крещения, не может спастись».
Свщмч. Лука (Вукманович). Догматика / Сабрана дjела. Т. II. С. 67.
«Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение».
Свт. Николай Сербский. Беседы: Неделя 2 по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы.
«Может ли человек спастись без Церкви? Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела».
Святитель Николай Сербский. Катехизис.
«Страх и ужас Страшного Суда для грешников будет заключаться особенно в том, что все они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос и в самом деле воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, преподал всем в Церкви благодатные средства спасения — святые таинства и святые добродетели; что Он — действительно единственный Спаситель людей, что Его Евангелие — и вправду единственный истинный смысл и цель человеческой жизни на земле, что Его имя — и в самом деле единственное имя, которым люди могут спастись от жуткой бессмыслицы греха и смерти и избежать вечного мучения в вечном царстве греха и зла — в преисподней (см.: 1Фес. 1:6-10). Тогда всякий не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле осудил себя на вечные муки (Ин. 3:18; 5:24)».
Преподобный Иустин (Попович) Собрание творений. Т. IV. М., 2007. Сс. 422-423.
Примечания
1. На первом деянии VII Вселенского Собора св. Тарасий Константинопольский, обосновывая принятие епископов-иконоборцев в сущем сане, говорил: "Что вы скажете об Анатолии? Не был ли он председателем четвёртого веселенского собора? А между тем он был хиротонисан нечестивым Диоскором в присутствии Евтихия. Так и мы принимаем хиротонисанных еретиками, как и Анатолий был принят. Опять же, воистину есть Божие изречение, чтобы дети не были умерщвляемы вместо отцов, но каждый умирал за свой грех (Иез. 18:4), и, наконец, хиротония от Бога". И Собор принял доводы свт. Тарасия, и иконоборцы были приняты в сущем сане.
2. Об этом свидетельствует епископ Охридский Димитрий Хоматин: (http://logothet.livejournal.com/77561.html).
3. Слова святителя по поводу постановления Синода от 24 августа 1797 г. о форме отпевания инославных: "Разрешая сие, Св. Синод употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Цит. по: Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993. С. 1347).
4. "Таинство епископата взаимно признается нами с католиками] и уважается" (Свт. Николай Японский. Дневники. СПб., 2007. С. 388).
5. Подробнее об этом см.: иерей Тигрий Хачатрян. К вопросу о диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями / http://www.bogoslov.ru/text/510783.html; Священник Олег Давыденков. В чем разница между православием и армянским христианством? / http://www.pravoslavie.ru/smi/38172.htm
6. Завещание великому князю Изяславу о православной вере. Стоит отметить, что некоторые светские исследователи считают, что это произведение принадлежит не прп. Феодосию, а монаху Феодосию Греку, жившему в XII веке, но мы более доверяем церковной традиции. Среди светских историков вообще очень распространен гиперкритицизм в отношении традиционной атрибуции древних текстов, но далеко не всегда их мнения о переатрибуции являются обоснованными. Мы имели возможность убедиться в этом, работая над диссертацией по теме "Византийская полемика с исламом", охватывавшей произведения десятков авторов. Почти по каждому из них находился ученый, который высказывал сомнение в том, что оно принадлежит тому, чьим именем надписано.
7. К подобным сентиментальным доводам можно отнести и патетическое восклицание одного из самых известных современных проповедников разбираемого заблуждения: "неужели погибли все наши предки, жившие до крещения Руси?" Преподобный Нестор Летописец говорит об этом вполне определенно, отзываясь о святой Ольге: "она первая из русских вошла в Царствие Небесное" (Повесть временных лет. М., 1996. С. 96), а о святом князе Владимире: "если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали мы в заблуждении диавольском, в котором и прародители наши погибли" (там же, с. 122). Кажется очень странным полагать, что будто бы догматика Церкви должна меняться в зависимости от того, принимали ли ее мои дальние родственники.
8. Некоторые полагают, что признание наличия таинства священства должно непременно означать признание Евхаристии. С такой логикой нельзя согласиться, поскольку непременной автоматической связи священства и Евхаристии нет. "Учительное известие" указывает целый ряд условий при которых даже Евхаристия, совершенная священником православной Церкви оказывается недействительной (например, служение не на вине и др.). Ересь также является таким условием, при котором Евхаристия не совершается, о чем пишет, в частности, преподобный Феодор Студит - "храм, оскверненный еретиками, не есть святой храм Божий, но обыкновенный дом, как говорит Василий Великий... Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом" (Прп. Феодор Студит. Письмо 80 (139) // Послания. Кн. 1. М., 2003. С.379).
9. Блж. Иероним Стридонский. Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 // Творения. Ч. 17. Киев, 1903. С. 303. Стоит отметить, что идея, будто бы Господь вывел при этом из ада души всех вообще находившихся там людей, прямо отвергалась такими святыми отцами как свт. Иоанн Златоуст, свт. Епифаний Кипрский, блж. Августин, свт. Кирилл Александрийский, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Григорий Двоеслов, блж. Феофилакт Болгарский и осуждена как ересь на Римском Соборе 745 г. Подробнее об этом см.: http://www.pravoslavie.ru/put/4201.htm
10. "После отбытия вашего я узнал.., что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос, сойдя во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям… советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий в книге своей о ересях. Вот его слова: "есть еретики, которые говорят, что Господь, сойдя во ад, проповедывал там о Себе всем, уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам Пророка Давида: "во аде же кто исповестся Тебе" (Пс 6:6), и словам Апостола: "те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут" (Рим 2:12)". С его словами согласен и блаженный Августин, в своей книге об ересях. Итак, рассудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви" (Святого Григория Двоеслова письмо 179-е // "Христианское чтение". СПб., 1841. Ч. II. – Сс. 93-97).
11. Подробнее об этом см.: http://orthodox.or.th/index.php?content=literature&;sub_content=Buddhism_Orthodoxy&lang=ru
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|