Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело





Современное естествознание о переходе материи в энергию

В современной физической литературе превращение пары электрон-позитрон в излучение часто называют «аннигиляцией» (уничтожением) материи; обратный процесс называют «материализацией. Физики, утверждают, что энергия обладает массой, а масса принадлежит некоторой реальности - материи. Это, конечно, не отождествление энергии с материей, и электричество, как бы ни было оно близко по своей сущности к материи, остается для нас энергией и при этом важнейшей, основной частью атомной энергии. Новые формы энергии – радиоволны, инфракрасные лучи, внутриатомная энергия. …Если электричество не может быть названо материей, а несомненно должно считаться энергией. Со временем будут открыты такие формы бытия материи (вернее, энергии), которые по своим свойствам еще с гораздо большим основанием, чем электричество, должны быть названы полуматериальными. А самое понятие «полуматериального» содержит в себе признание существования и «нематериального».

Нет основания к тому, чтобы отрицать законность веры и уверенности в существование чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой материи.

Сердце как орган высшего познания.

Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом. Целую систему церебральных волокон получает оно от блуждающего нерва, по которым передаются ему многосложные воздействия центральной нервной системы и, весьма вероятно, посылаются в мозг центростремительные чувственные импульсы сердца. Мало еще изучены и полны неизвестности функции симпатической и вегетативной нервной системы, но уже теперь вполне ясно, что они глубоко важны и многосторонни. И что особенно важно для нас, этим нервным узлам и волокнам несомненно принадлежит очень важная роль в физиологии чувствительности. Современный цивилизованный человек путем работы над собой приучается скрывать свои мышечные рефлексы, и только изменения сердечной деятельности все еще могут указать нам на его переживания. Таким образом, сердце и осталось для нас органом чувств, тонко указывающим наше субъективное состояние и всегда его изобличающим. Для врача надо отметить, что насколько хорошо происходит регуляция сердечной работы, обусловленной мышечной деятельностью, конечно, не чрезмерной, настолько же плохо происходит регуляция сердечной работы при различных волнениях, кои не ведут к мышечной работе. Оттого так легко поражается сердце у лиц свободных профессий, несущих легкий физический труд, но зато чрезмерно подверженных жизненным треволнениям. Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения. Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше. О сердце речь идет чуть ли не на каждой странице Библии, и впервые читающий ее не может не заметить, что сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того: сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания.

 

Мозг и дух. Дух в природе.

Дух выступает за пределы мозга со всех сторон. Деятельность мозга ограничивается переводом в движение небольшой части того, что происходит в сознании (Бергсон "Творческая эволюция").

Один великий всеобщий закон развития управляет всем мирозданием, и не может быть остановки в развитии, не может быть резкой границы между нею и неорганической природой. Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа. Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы.

Душа животных и человека.

Душа в простейшем ее виде, у животных - это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных - это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.

У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами

Святого Духа, которые св. пророк Исаия (II, 1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости. Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14). Есть, как мы говорили, люди - скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души.

В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т. е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.

Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

Это значит, что духовность есть высшее достижение человеческой души.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

 

«Сила и невинность» Ролло Мэй

6. Пять уровней силы.

· Сила жить. Если ребенок лишен переживания того, что его действия могут вызвать ответную реакцию окружающих, - он забивается в угол, не говорит, не развивается, угасая физиологически и психологически.

· Самоутверждение – каждое живое существо нуждается не только в том, чтобы быть, но и утверждать свое бытие. Физическое выживание как таковое уходит на второй план, уступая место задаче выжить, сохранив свою самооценку (сознание, самосознание). Если в семье ребенок получает признание и ощущение значимости как само собой разумеющееся, он принимает их как должное и обращает внимание на иные вещи. Если самоутверждение блокировано, оно превращается в навязчивую потребность.

· Отстаивание своего Я. Эта форма поведения, характеризующаяся большей силой и направленностью вовне. Готовность реагировать на нападение. «Вот он Я! Я требую внимания».

· Агрессия. Если в течении некоторого времени возможность отстаивания своего Я блокируется, начинают проявляться более жесткие формы реакции. Человек вторгается в сферу власти и престижа другого, вторгается на его территорию, забирая себе ее часть.

· Насилие. Носит в основном физический характер, поскольку предыдущие фазы, на которых сохраняется способность действовать с помощью рассуждения и убеждения, блокированы. В типичном случае стимул, поступающий индивиду извне, трансформируется в импульс нападения, миную кору головного мозга (зомбиподобное омертвение сознания, невроз, психоз, насилие). Приступ дикой ярости может возникнуть как у трехлетнего ребенка (в форме истерики), так и у шестидесятилетнего.

· Насилие – это взрыв бессилия

 

Виды силы.

Сила есть способность производить или предотвращать изменения (возможность и действительность) без разрушения идентичности другого человека или мира.

А. Эксплуатация. Деструктивный вид силы. Она представляет собой подчинение себе людей ради какой либо пользы, которую они могут доставить тому, кто обладает силой (рабство). Насилие или угроза насилием. Отсутствует выбор или спонтанность со стороны жертвы.

Б. Манипуляция. Власть над другим человеком. Манипуляторную власть может навлечь на себя человек собственным отчаянием и тревогой. После такого первоначального соглашения остается у человека мало возможности спонтанности и выбора. Человек вооруженный не ружьем, а хитростью.

В. Соперничество. Сила направленная против другого. Человек поднимается выше не по своим заслугам, а потому, что противник опускается ниже. Недостаток сокращает сферу человеческой общности. Переход к конструктивности силы (соревновательная сила). Если кто-то против тебе, то он не над не под тобой и принятие его вызова может пробудить дремлющие в тебе возможности.

Д. Забота. Сила применяемая для другого. Пример забота родителей о детях. Управление государством. Заботливая сила проистекает из заботы о благополучии группы.

Е. Интегративная сила. Сила единения с другим человеком, сила со-действия. Интегративна сила может приводит к росту посредством гегелевского диалектического процесса тезиса, антитезиса и синтеза.

Подлинная невинность человека, придерживающегося ненасилия, является источником его силы







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.