Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бе Йе Е Гет Бе Йе Е Гет И Тек Тэр Енг





В нотной книге села Урген Зианчуринского района зафиксирована мелодия башкирского кубаира «Акhак кола (Алпамыша)».

В своей книге «Песни моего народа» Флюра Кильдиярова приводит множество вариантов нотаций этих мелодий.

Вариант мелодии №1.

Вариант мелодии №2.

Вариант мелодии №3.

Вариант мелодии №4.

Вариант мелодии №5.

Из других нотаций мелодии заслуживают внимания варианты, записанные среди тюркских народов. К примеру, вот казахский вариант мелодии.

Удивлению моему нет предела, нашлась нотация мелодии «Алпамыша!

Для обоснования нашего предположения о том, что на сулпы села Урген действительно прочеканена мелодия «Акhак кола» еще раз вернемся к содержанию самого эпоса.

«Не прислушиваясь ни чьему увещеванию, сам только себя подзадоривая, Алпамыша вышел против Кара батыра. Кара батыр, разбрасывая пыль под ногами, с огромным грохотом начал приближаться к нему, расчет его вспугнуть Алпамышу. Они начали бороться. При борьбе оба ушли по колено в землю. Через какое то время, Алпамыша вынув Кара батыра из земли, кинул его на небо. Кара батыр не упал на землю, Алпамыша принял его на руки».

В этнографических научных публикациях разные авторы пишут: «Алпамыша это эпический герой воспетый в устном творчестве многих тюркских народов. Он упоминается у узбеков как «Алпамыш», у казахов и каракалпаков как «Алпамыс», у алтайцев «Алып Манаш», у башкир «Алпамыша», у казанских татар «Алпамша». Эпосы и легенды, по всей видимости, возникли в 14-16 веках».

Алпамыша (Алп Ар Тонга) сын Истеми кагана. Истеми каган правил в Тюркском каганате, приблизительно, в 561-627 годах. А на западных землях каганата в эти времена был Ябгу каганом сын Бумын кагана Кара Иссык каган (Кара батыр в нашем эпосе).

Алпамыша (Алб Ар Тонга) более известен в исторических источниках под именем Афрасиаба. Его, Алпамышу, правители некоторых тюркских государств как Караханидов государства и государства Сельджукидов считают основателем их правящего дома и называют свои династии «Домом Афрасиаба».

Аль-Масуди, арабский историк IX-X в.в. написал: «Среди Тюрок есть Кимаки, Варсаки, Бауны, Джагрианы, Гузы, что храбрейшие из всех, и Карладжи, отличающиеся своей красотой, ростом и совершенством черт. Эти последние населяют территорию Ферганы, Чача и окрестности. Когда-то они повелевали всеми другими племенами, из них происходил Каган Каганов, объединявший под своей властью все страны Тюрок и приказывавший всем их правителям. Среди каганов этих были Афрасиаб Тюрк, завоеватель Персии, и Шанэ».

Вывод: Алпамыша реальный исторический персонаж, живший в 6-7 веках, после смерти которого и возникли одноименный эпос и мелодия «Акhак кола».

Сохранилась фреска с его портретом.

В СССР выпускались марки - посвященные Алпамыше.

Естественно, получившие после распада СССР самостоятельность Среднеазиатские тюркские республики тоже не остались в стороне от этого здравого советского почина.

Почтовая марка Республики Казахстан.

Почтовая марка Республики Узбекистан.

В Республике Башкортостан только фольклористы и художники концептуалисты обращаются к образу Алпамыши. Известна одноименная работа художника Мухтаруллина.

8) Первая нотная книга села Утягулово Зианчуринского района.

Переложение данного примера нотного письма на современный нотоносец будет таким:

 

     
     
     
     
     

 

 

9) Первая нотная книга из Бижбулякского района. Фото Р.Исанбердина, прорисовка автора.

Переложение данного примера нотного письма на современный нотоносец будет таким:

 

     
     
     
     
     

 

10) Вторая нотная книга из Бижбулякского района. Фото Р.Исанбердина, прорисовка автора.

Переложение данного примера нотного письма на современный нотоносец будет таким:

 

     
     
     
     
     

 

11) Вторая нотная книга села Баишево Зианчуринского района.

Переложение данного примера нотного письма на современный нотоносец будет таким:

 

     
     
     
     
     

 

12) Вторая нотная книга села Утягулово Зианчуринского района.

Переложение данного примера нотного письма на современный нотоносец будет таким:

 

   
   
   
   
   

 

 

13) Третья нотная книга села Утягулово Зианчуринского района.

Переложение данного примера нотного письма на современный нотоносец будет таким:

   
   
   
   
   

 

Исследования показывают наличие богатого музыковедческого наследия башкирского народа. Подрастающему поколению предстоит задача коллекционирования нотных книг пока они не исчезли совсем из обихода народа.

 

Примечание:

Ниже дается задание читателям книги по прочтению нотных книг. Авторами фотографий являются Гульбану Магдеева (Оренбургская область), Загир Уразаков (село Умбетово Зианчуринского района), Александр Залесов (село Ибраево Зианчуринского района), Рустам Исанбердин (Белебеевский район).

Использованные при написании главы 4 настоящей книги источники и литература.

1. «Музыкальный энциклопедический словарь». Москва «Советская энциклопедия». 1990 год.

2. Иршат Зианбердин «Введение в башкирское архивоведение. Издание I». Уфа. «Лайм». 2016 год.

3. Иршат Зианбердин «Образцы древнебашкирской письменности. Авторский вариант лексики текстов артефактов». Уфа. Электронное (интернет) издание. 2017 год.

4. Ф.А.Кильдиярова «Песни моего народа» Уфа. «Песня». 1995 год.

5. Р.С.Сулейманов. «Башкирское народное музыкальное искусство». Уфа. «Китап». 2001 год.

6. А.Сайдимбекова. «Алпамыс батыр». Алма-Аты. «Жалын». 1981 год.

7. Материалы публикаций в интернетовской группе Материалы публикаций в интернетовской группе http://vk.com/club54956707 «Виртуальный Архив Древних Актов Башкортостана (ВАДАБ)

8. Материалы публикаций в интернетовской группе https://vk.com/club126735363 «Архивоведение Башкортостана и РФ».

9. Материалы публикаций в интернетовской группе http://vk.com/club61428867 «Виртуальная библиотека РФ по кодикологии».

10. Материалы публикаций в интернетовской группе http://vk.com/club61428781 «Виртуальная библиотека РФ по нотным книгам».

11. Материалы публикаций в интернетовской группе https://vk.com/club75639634 «О башкирской музыке».

12. http://vk.com/club96424857 «Бижбулякский филиал ВАДАБ».

13. https://vk.com/club95065098 «Мелеузовский филиал ВАДАБ».

14. https://vk.com/club96343495 «Белебеевский филиал ВАДАБ».

15. https://vk.com/club94970701 «Уфимский филиал ВАДАБ».

16. https://vk.com/club79606851 «Зианчуринский филиал ВАДАБ».

17. https://vk.com/club95243713 «Виртуальный архив древних актов Оренбуржья».

18. https://vk.com/turk_birligi «Единый тюркский народ-ЕТН».

19. https://vk.com/ik_vkb «Королтай\\Курултай».

Глава 5. Ноталарзы танып белеу ысулдары\\Методы распознавания нотных знаков.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН

Среди различных математических методов распознавания наиболее удобным для распознавания нотных знаков является их корреляционный анализ. Простыми словами этот метод сводится к простому накладыванию известных и неизвестных знаков друг на друга и выведению процента соответствия между ними.

Во избежание всяких домыслов типа, что математика известна башкирам недавно, коротко остановимся и в истории использования математических расчетов. Это важно, так как мы знаем, что история математики напрямую связана с биографией башкирских математиков. Многим может быть и не известно, что основоположником современных математических расчетов является башкир из племени кипчак, отпрыск династии шейбанидов, Наджматдин Аль-Габра, эпитафия которого частично сохранилась на горе Ауш у одноименного озера и села Учалинского района.

Транскрипция: "hза мркд алших мхмдмhнан алауши....651-нчи hжриэти снэ фи гhд Брк хан бани Сраи".

Звучание на современном башкирском языке: "Ошо мэркэд шэйехтеке Мохэмэт оммэhененг ал Ауши...651-нсе hижриэти сэнэ. Барак хан гэhеде (осоро) бина иткэн сактагы Сарайзы".

Перевод на русский язык: "Это могила шейха приверженцев Мухамада из (местности) Ауш....651 год хиджры. Эпоха правящего из Сарая Барак хана".

Текст данной эпитафии, как видите, в настоящее время сохранился неполностью. Но имеется фотография 70-ых годов XX века, где текст эпитафии полный.

Транскрипция:"hза мркд алших мхмдмhнан Ал Ауши зтин Ал шбани Нжмаддин Ал-Габри тфти кифсак... 651нчи hжриати снэ фи гhд Брк хан бани Сраи".

Звучание на современном башкирском языке: "Ошо мэркэд шэйехтеке Мохэмэт оммэhененг, (ул) затынандыр Шэйбан (хандынг) Нажматдин Аль-Габраныкы, тэйфэhе кыпсак...651-нсе hижриэти сэнэ. Барак хан гэhеде (осоро) бина иткэн сактагы Сарайзы".

Перевод на русский язык:"Это могила шейха приверженцев Мухамада из (местности) Ауш шибанида Наджматдина Аль-Габры. Он из народа кипчаков (половец)....651 год хиджры. Эпоха правящего из Сарая Барак хана".

Теперь, когда наши неверующие оппоненты могут прийтти к состоянию понимания публикации, мы приступаем к распознаванию неизвестного знака из сулпы сел Оренбургской области.

Пусть даны следующие известные образы:

1. Иероглиф "Нч\\собака" из текста Тамгаташа села Янгикульчибаево Бирского района. Обозначим этот знак как "Y1". В матричном исполнении знак имеет следующий вид.

         
         
         
         
         

 

2. Гетерограмма "Днh\\стена" из текста бронзового крючка для штанов из уфимски могильников. Обознчим этот знак как "Y2". В матричном исполнении знак имеет следующий вид.

         
         
         
         
         

 

3. Руна "Б" из текста из текстов эпитафий сел Учалинского. Обознчим этот знак как "Y3". В матричном исполнении знак имеет следующий вид.

         
         
         
         
         

 

 

4. Нотный знак "Ри" из текстов нотных книг сел Зианчуринского района. Обознчим этот знак как "Y4". В матричном исполнении знак имеет следующий вид.

         
         
         
         
         

 

5. Нотный знак "Ми" из текстов нотных книг сел Бижбулякского района. Обозначим этот знак как "Y5". В матричном исполнении знак имеет следующий вид.

         
         
         
         
         

 

Необходимо распознать неизвестный образ "X1" из текстов сулпы найденном в Оренбургской области.В матричном исполнении неизвестный знак имеет следующий вид.

         
         
         
         
         

 

Блок схема математического распознавания такова (образец дается по книге соавторов Матросова В.Л; Калкаманова Х.А; Атнагулова Р.Я «Математические модели распознавания образов» Бирск, Бирский педагогический институт, 1998 год).

Алгоритм распознавания при помощи коэффициента корреляции такова (Образец дается по указанной выше книге «Математические модели распознавания образов»).

Запишем признаки известных образов и неизвестного объекта в доступном для компьютера виде (в виде нулей - пустые клетки, и единиц - закрашенные клетки):

Y1=0000101001111010111100000

Y2=1000011111100001111110000

Y3=0010001010010100010001010

Y4=0001000110001000010001000

Y5=0010101101010110111001000

X1=0010101101010110101011100

Суммарное количество закрашенных клеток рассматриваемых объектов:

= 13.

= 11.

= 13.

= 8.

= 6.

= 12.

Суммарные произведения.

7.

= 6.

= 5.

= 2.

1= 10.

Объемы каждой матрицы n= 25.

Находим сопряженности Х с Y.

1) Сопряженность "Х1" и "Y1".

= =0,206.

Полученный результат - 0,206 и является показателем сопряженности (коэффициент сопряженности) неизвестного образа Х1 с известным образом Y1.

2) Сопряженность "Х1" и "Y2".

= = -0,122.

Полученный результат минусовой, следовательно, сопряженность между образами отсутствует.

3) Сопряженность "Х1" и "Y3".

= =0,168.

Полученный результат 0,168 и является показателем сопряженности (коэффициент сопряженности) неизвестного образа Х1 с известным образом Y3.

4) Сопряженность "Х1" и "Y4".

= = -0,111.

Полученная сумма минусовая, следовательно, сопряженность между образами отсутствует.

5) Сопряженность "Х1" и "Y5".

= = 0,614.

Полученный результат 0,614 и является показателем сопряженности (коэффициент сопряженности) неизвестного образа Х1 с известным образом Y1.

Вывод: Наибольшую сопряженность неизвестный образ Х1 имеет с известным образом "Y5" или с нотой "Ми".

 

 

Использованные при написании главы 5 настоящей книги источники и литература.

1. Иршат Зианбердин «Введение в башкирское архивоведение. Издание I». Уфа. «Лайм». 2016 год.

2. Иршат Зианбердин «Образцы древнебашкирской письменности. Авторский вариант лексики текстов артефактов». Уфа. Электронное (интернет) издание. 2017 год.

3. Иршат Зианбердин «Идентификация письменности Калмашской плиты. Исследования грамматических и морфологических особенностей языка и датировка». Исянгулово. Самиздат. 2007 год.

4. Иршат Зианбердин. «Математические модели распознавания алфавитов древнебашкирских текстов». Исянгулово. Самиздат. 2007 год.

Р.Я.Атангулов, Х.А.Калкаманов, В.Л.Матросов «Математические методы распознавания образов». Бирск. Бирский педагогический институт. 1998 год.

5. Иршат Зианбердин. «Справочник по башкирской национальной мелодии «Кукушка»». Исянгулово. Самиздат. 2007 год.

6. Иршат Зианбердин. «Хэкикэтте экиэт тимэгез!\\Не называйте истину сказкой!». Исянгулово. «Китап». 2007 год.

7. Иршат Зианбердин. «Сулпылар\\Утерянные ценности». Исянгулово. «Гилем». 2008 год.

8. Иршат Зианбердин «О башкирской музыке». Исянгулово. Самиздат.2009 год.

9. Материалы публикаций в интернетовской группе Материалы публикаций в интернетовской группе http://vk.com/club54956707 «Виртуальный Архив Древних Актов Башкортостана (ВАДАБ)

10. Материалы публикаций в интернетовской группе https://vk.com/club126735363 «Архивоведение Башкортостана и РФ».

11. Материалы публикаций в интернетовской группе http://vk.com/club61428781 «Виртуальная библиотека РФ по нотным книгам».

13. Материалы публикаций в интернетовской группе https://vk.com/club75639634 «О башкирской музыке».

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.